Сегодня в программе «История одной картины» Анна Коликова познакомит нас с полотном Жана Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом».
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Вокруг нее стоят рюмки на тонких ножках и черная бутыль. В 1753 г. вышел в свет его трактат «Анализ красоты». Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой.
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. создал большую часть своих жанровых композиций. С годами популярность художника растет.
Генрих IV (1589— 1610 гг. ) поселил в нижних этажах Лувра художников и ремесленников, обслуживавших двор. Здесь царят здоровые нравственные устои. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779).
По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. Одним из его учителей стал художник Ж. Б. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. В музее несколько отделов: египетских древностей, Древнего Востока искусства Древней Греции, Рима и этрусков. Принадлежности для рисования наводят на мысль о высоком предназначении рисунка.
Сперва ученик Ж. -Б. Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки. На переднем плане лежат лимоны.
Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. В Академию проникали новые течения. На комоде стоит стеклянный кувшин и блестящее блюдо, на полке — бутыли, миска, мельница для кофе.
Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Шарден не получил академического образования. Лондон.
Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Ярким примером этого является полотно «Молитва перед обедом» (1744, Эрмитаж, Санкт-Петербург). главным жанром в творчестве Шардена стал натюрморт.
Этот долгий и трудный процесс описал в «Салоне 1865 года» Д. Дидро: «Лет семи-восьми нам дают карандаш в руки. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Каждый предмет на таких полотнах воспринимается, как нечто живое.
– удивился незадачливый собеседник. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Центральная тема Шардена – натюрморт. В картине Слепой очень четко отображена проблема инвалидности. Именно тогда он создал большую часть своих жанровых композиций.
Ученик П. -Ж. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж). Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Пушкина. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Работа с натуры была основой его творчества. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика.
Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Успех, выпавший па его долю, позволив ему представить свои работы в Академию. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы.
Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т. Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). Однако такое отождествление также подвергается сомнению, поскольку между данной работой и наброском в Каталоге все же есть небольшие различия.
Широкая чаша, расписанная цветами, расположена в центре композиции. На полотне «Натюрморт с атрибутами искусств» (1760-е, ГМИИ, Москва) изображена группа предметов, среди которых выделяется гипсовая голова Меркурия в центре картины. Но это и понятно. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств.
Ныне Лувр представляет собой сложный комплекс сооружений разных стилей и эпох — от Возрождения до Нового времени. В 1730—1731 гг.
Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Среди наиболее характерных картин Грёза – "Паралитик или Плоды хорошего воспитания" (1763 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж) и "Разбитый кувшин" (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Это говорит о том, что за слепым даже некому присмотреть. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица».
На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Замечательное мастерство художника демонстрирует «Натюрморт с чашей» (1795–1797, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Нет ничего удивительного, что эти картины производили большое впечатление на самых рафинированных любителей.
61 x 66 см. Он одинок и беспомощен, просит подаяния у прохожих. По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Исключающий всякую идеализацию, правдивый и точный в характеристиках, Шарден в то же время всегда подчеркивает моральное достоинство своих моделей.
В 70-х гг. Однако в картине соединяются два стиля – рококо и сентиментализм. Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница". Мастер хорошо был знаком с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к этому жанру неповторимо и оригинально. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр).
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу. Работа с натуры была основой его творчества. В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору.
Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. Шарден не получил академического образования.
На первом плане мы видим стоящую на полу маленькую жаровню, на которой хозяйка готовит обед для семьи. Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно».
Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника: «Когда вы срываете плод – персик, сливу либо гроздь винограда, вы видите на нем то, что мы называем пушком, особый вид серебристого налета. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо.
Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей и отражающей мерцающий свет пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. «Молитва перед обедом» пользовалась очень большим успехом у публики. Как и натюрморты, жанровые картины Шардена написаны мягко и обобщенно, а их лишенный яркости колорит построен на тончайших гармониях изысканных тонов. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Позднее на его основе образовался луврский Отдел скульптуры.
Грёз (1725 — 1805) — тоже превосходный мастер, но, к сожалению, отдавший свое искусство на служение литературной программе. Полотна Шардена напоминают, что кроме французского названия жанра nature morte («мертвая природа») существует ещё и английское и немецкое – still life, Stilleben («тихая жизнь»). И старшая девочка наблюдает за младшим братом. а от его декоративных элементов.
Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Не случайно именно ему принадлежит лучший портрет французского философа Дени Дидро (1769 г. ).
Примерами таких работ являются «Молитва перед обедом» 1744 г., «Вернувшаяся с рынка» 1739 г. и др. А. С. Грёз одним из первых начал писать детей так, как они выглядели в действительности, не пытаясь (в отличие от художников рококо) превратить их в «маленьких взрослых».
Полные искреннего чувства, простые и естественные произведения мастера показывают повседневную жизнь обычного человека, его труд, отдых, семейные взаимоотношения («Прачка», ок. Натюрморт был излюбленным жанром Шардена. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Они дышат свежестью и любовью к людям.
Шардена, а потом Франсуа Буше. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портретжены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр). На её месте началось строительство дворца, продолжавшееся несколько столетий (архитекторы Пьер Леско, Клод Перро и др. ).
Национальная галерея. С первых лет истории Лувра здесь хранились произведения искусства. Тем не менее его жанровые композиции всегда показывают счастливую семейную жизнь, полную любви и покоя («Ребенок с волчком», 1738 «Молитва перед обедом», 1740 «Утренний туалет», 1741, все — в Лувре, Париж «Маленькая учительница», Национальная галерея, Лондон). Вскоре в молодой семье появился ребенок. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). Персонажи Шардена – люди добродетельные и благочестивые.
В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Известность приобрели его пасторальная живопись: картины Жнецы, Спящий пастушок и другие. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Эпоха Великой французской революции была временем жестокой расплаты аристократии за её паразитическую «сладкую жизнь»: она расплачивалась за нее своими головами на гильотине.
Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Рококо. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики.
Расцвет творчества Шардена приходится на 1730–1740-е годы. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). Здесь царят скромность и достаток. Шарден раскрывает образы своих героев их жизнь не в событиях, а в типичных состояниях, положениях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. Написанные мелкими мазками то плотных, то жидких красок различной светосилы, вещи кажутся окруженными воздушной средой, пронизанными светом.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Для своих картин он выбирал несколько очень простых предметов («Медный бак», «Трубки и кувшин»), составляя из них строгую и ясную композицию. Теперь она находится в Лувре. Достаточно взглянуть, например, на «Портрет графа П. А. Строганова в детстве» (1778 г. ). Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Красота формы подчинена дидактической цели.
– Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством. Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Фанатический приверженец античных традиций, противопоставивший стилю рококо культ античного героя, пафос гражданского подвига – то, что было необходимо «гладиаторам буржуазного общества», «чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии».
1740-е годы — время расцвета жанровой живописи Шардена. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Его работам в этом жанре абсолютно чужды декоративные эффекты, показные позы, отличающие портреты придворных художников. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена в результате художник лишается своих постов.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Холст, масло. Шарден пытается донести до зрителей все то горе и беду главного персонажа картины. XVII в., при Людовике XIV, в собрание вошли картины, принадлежавшие кардиналу Мазарини и остатки великолепной коллекции английского короля Карла I, казнённого во время революции XVII в. В их числе были произведения итальянских живописцев эпохи Возрождения и XVII в. Требование «раскрыть все богатства искусства перед животворным оком народа» (слова художника Жака Луи Давида) было выполнено лишь во время Великой Французской революции.
В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). В 1784 г. пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца. Они просты по композиции, сдержанны по колориту. Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью. С 50-ых гг.
Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине». Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Мы начинаем рисовать по образцам глаза, рты, уши, потом ноги и руки. Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей).
Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Неизвестно, была ли его модель (проститутка, написанная на серии картин) вымышленной или реально существовала. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден. Французские художник Ж. -С.
Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Жанровые мотивы теперь исключаются художником.
Шардену удалось достичь в Молитве перед обедом поразительной проникновенности и теплоты. И это было справедливой закономерностью. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик.
Однако в Каталоге нет указаний, в чем именно состояло дополнение. В едва намеченных скромных интерьерах течет размеренная и тихая жизнь, не знающая ни драм, ни резких перемен, ни даже волнения. Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера. 1737, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Женщина, чистящая овощи», 1738, собрание Лихтенштейна, Вена «Рукодельница», Национальный музей, Стокгольм «Гувернантка», 1739, собрание Лихтенштейна, Вена «Вернувшаяся с рынка», 1739 «Трудолюбивая мать», 1740, оба — в Лувре, Париж). 1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена.
Дом его сделался сборным пунктом для выдающихся людей ума, вкуса и таланта. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Дольки одного из них опущены в чашу.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. В 1730-е — 1740-е гг. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу. Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в. Модный брак. В 1743—1745 Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Равновесие окружающих его, также освещенных, фигур не нарушается благодаря наклону самой крупной среди них — женской фигуры.
Родился 16 июля 1723 в Плимптоне в графстве Девоншир. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779.
Центральная тема Шардена — натюрморт. Мы долго гнем спину над альбомом, прежде чем нас поместят перед «Геркулесом» или каким-нибудь торсом После того как вы сохли дни и проводили при лампе ночи перед неподвижной и неодушевленной натурой, вас знакомят с живописной природой. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Другая область творчества Фрагонара — портреты — обнаруживает иные грани его дарования.
Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной. Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 г., а в 1745 г. появился знаменитый цикл «Модный брак».
Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Основой шарденовской палитры является серебристосерый тон.
Считается, что это лучшая работа художника. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. В Лувр были свезены сокровища Версаля и произведения искусства, конфискованные у Церкви и аристократов, в частности «Мадонна канцлера Роллена» кисти нидерландского живописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело. Жизнь вещей на полотне неразрывно связана с жизнью людей. Лирическая проникновенность («Пользуются красками, но пишут чувством», — говорил Шарден) сочетается в них с артистизмом исполнения и тем изяществом стиля, который характерен для всего искусства того времени. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. В середине XVI в. король Франциск I (1515—1547 гг. ) приказал снести обветшавшую крепость. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). А с 1655 г. в его стенах жили и работали члены Королевской академии живописи и скульптуры.
По сравнению с луврской картиной здесь добавлена кастрюлька с яйцами на переднем плане. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены.
Современники очень скоро забыли Шардена. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). В 1728 году Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами («Скат» и «Буфет», Париж, Лувр), выставленными на площади Дофина под открытым небом, где раз в году молодые художники могли показывать свои картины.
Франциск I перевёз сюда из загородной резиденции — замка Фонтенбло — коллекцию живописи: лучшие творения Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиеся ему после смерти мастера, четыре полотна Рафаэля и другие картины. Остались у нас без рассмотрения два французских художника XVIII века — Шарден и Грёз.
Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Мать ласково смотрит на девочку, произносящую молитву со словами благодарности к Богу за «хлеб насущный». В основном он писал сцены из повседневной жизни людей, принадлежавших к так называемому третьему сословию (буржуазия, ремесленники, крестьяне и рабочие, облагавшиеся налогом в отличие от дворянства и духовенства). Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя.
Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. В Отделе скульптуры представлены произведения западноевропейских мастеров XII— XIX вв. Каза, Н. Н.
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла.
В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг. Идеализация натуры в произведениях Грёза приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовительные рисунки и портреты ("Гравёр И. Г. Билль", 1763 г., Музей Жакмар-Андре, Париж). Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей.
После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. Натюрморт был любимым жанром Шардена. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Возможно, его изображение является также символом скульптуры как вида пластического искусства (жанр мифологической скульптуры занимал одно из главных мест в академической системе обучения XVII века). Шарден (1699 — 1779) — художник чистейшей воды, он только художник и в то же время один из самых первых живописцев всей истории искусства. Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Популярность Грёза основывалась на вкусах, распространенных во второй половине 18 века. Он добивается этого, связывая взглядами всех персонажей картины.
присущей аналогичным картинам большинства его современников. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. На спинке детского креслица висит игрушка — барабан.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). И если аристократия восхищенно смотрит на такие картины, это лишь доказывает, что отношение к третьему сословию и всему с ним связанному радикально изменилось. Композиция таких работ строга, продуманна и довольно простая. Наконец, воздух, с его голубоватосерым тоном, окутывает все предметы.
Как одни предметы отражаются в других. (Когда её купили, то разрезали пополам. Все, напоминающее о ее художественных вкусах, стало одиозным: Буше презирали, Фрагонара кое-как терпели, зато с новой яркостью вспыхнула звезда Пуссена и воцарился Новый классицизм (неоклассицизм) революционной буржуазии, взявшей напрокат тоги и котурны античных героев. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины — Санкт-Петербург, Эрмитаж).
В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. – А чем же. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Впрочем, надо сразу сказать, что между обоими художниками и огромная разница. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита. Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона), «Смерть Уголино и его сыновей», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (в лондонской национальной галерее) и некоторые др.
Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Расцвет творчества Шардена начался в 30 – 40- е гг. Простые тарелки и миски, кастрюля с отодвинутой крышкой, яблоки и луковицы, ступка, бутыль с вином — все напоминает о скромной трапезе обыкновенного человека («Банка с оливками», 1760 «Натюрморт», Музей Коньяк-Же, Париж «Трубки и кувшин», «Кухонный стол», «Медный бак», все — в Лувре, Париж).
Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.
То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Ему поручается организация ежегодных выставок. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Как на главные произведения Рейнольдса в портретном роде следует указать на «Лорда-изгнанника» (в лондонской национальной галерее), портреты герцога Мальборо с женой и шестью детьми (в бленгеймской галерее), лорда Гитфильда, виконта Дж. Однако недавно П. Розенберг предположил, что «Молитва перед обедом» из Салона 1746 – та, что находится в Эрмитаже, в Ленинграде. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом.
Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. В Императорском Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» ( 1391), «Воздержанность Сципиона» ( 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи ( 1390). Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». «Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген.
По инициативе Рейнольдса впервые завелись в Лондоне публичные художественные выставки. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны.
Здесь царят здоровые нравственные устои. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Современники недаром замечали, что нет такой женщины третьего сословия, которая не узнала бы на его картинах своего лица, своего образа жизни.
Современники художника, а также ценители живописи последующих лет, всегда восхищались умением Шардена видеть сущность предметов и передавать полный спектр цветов и оттенков. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Картина Молитва перед обедом несет в себе многие черты сентиментализма, в частности, поучительность сюжета.
В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Интересно композиционное решение, найденное художником. Она является его единственным верным другом. Этот вариант датирован 1744.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
За год до своей смерти он лишился зрения. Последняя перестройка произошла в 1986—1988 гг. : был возведён вестибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Этому декоративному натюрморту Шарден противопоставил свои простые, непритязательные, лишенные каких бы то ни было эффектов картины.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
В 1731 году Шарден обвенчался с дочерью купца Маргерит Сентар. Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758). Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами. Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ.
Здесь царят скромность и достаток. В скромных жилищах ремесленников художник находил темы для бытовых картин, натюрмортов и портретов. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст.
Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Альтгорна, графини Бют, герцогини Бюкклейх, трагической актрисы Сиддонс, Нелли Обрин, леди Гамильтон, леди Кеппель, автопортрет художника, портреты Китти Фишер, «Страуберийскую девушку» (у маркиза Гертфорда), «Девушку с муфтой», «Мистрис Мейер в виде Гебы» (у барона Ротшильда, в Лондоне), «Маленького Самуэля» (в музее Монпелье) и др. Шапиро. Внезапно вся работа предыдущих лет кажется сведенной на нет. Жанровые композиции Грёза ("Деревенская помолвка", 1761 г., Лувр, Париж "Паралитик или Плоды хорошего воспитания", 1763 г., Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Дидро. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Давидом, лишил его прежней популярности. Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Знаменосцем искусства революции стал Луи Давид. Ученик П. -Ж. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. В 1770-х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия.
Куапеля, Ж. Б. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец или Бездна».
Франция. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые.