Сегодня в программе «История одной картины» Анна Коликова познакомит нас с полотном Жана Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом».
В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. В 70-х гг. Известность приобрели его пасторальная живопись: картины Жнецы, Спящий пастушок и другие. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию Св.
Другим его учителем стал художник Ж. -Б. Мать ласково смотрит на девочку, произносящую молитву со словами благодарности к Богу за «хлеб насущный». Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Национальная галерея. К концу XII века весна эта обозначилась в Италии, где преемственность образованности никогда вполне не прерывалась.
Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Теперь она находится в Лувре. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году.
В понимании морали и семьи Шарден сближается с Руссо, противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца искренность интимных чувств и добродетельность, сохранившиеся в среде простолюдинов. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. Жизнь вещей на полотне неразрывно связана с жизнью людей. Франциск I перевёз сюда из загородной резиденции — замка Фонтенбло — коллекцию живописи: лучшие творения Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиеся ему после смерти мастера, четыре полотна Рафаэля и другие картины. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. XVII в., при Людовике XIV, в собрание вошли картины, принадлежавшие кардиналу Мазарини и остатки великолепной коллекции английского короля Карла I, казнённого во время революции XVII в. В их числе были произведения итальянских живописцев эпохи Возрождения и XVII в. Требование «раскрыть все богатства искусства перед животворным оком народа» (слова художника Жака Луи Давида) было выполнено лишь во время Великой Французской революции. Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Замечательное мастерство художника демонстрирует «Натюрморт с чашей» (1795–1797, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля. На спинке детского креслица висит игрушка — барабан. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Оживляют картину теплые светло-коричневые тона освещенного робким солнечным светом стола, на котором представлена естественно расставленная группа предметов. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера.
Но уже в следующее мгновение, когда зритель встречается с его взглядом, недоумение исчезает Мы узнаем художника, который также внимательно, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Холст, масло. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже.
Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
В 1730-е — 1740-е гг. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Они дышат свежестью и любовью к людям. Внезапно вся работа предыдущих лет кажется сведенной на нет.
Франциском, к сущности которого он был так близок. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. Современники очень скоро забыли Шардена. «Молитва перед обедом» пользовалась очень большим успехом у публики. Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Мы начинаем рисовать по образцам глаза, рты, уши, потом ноги и руки. Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза).
Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. Вокруг нее стоят рюмки на тонких ножках и черная бутыль. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны.
Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника: «Когда вы срываете плод – персик, сливу либо гроздь винограда, вы видите на нем то, что мы называем пушком, особый вид серебристого налета. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Лицо молящегося мальчика скрыто от нас.
Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Позднее на его основе образовался луврский Отдел скульптуры.
Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
Художник изобразил себя в ночном колпаке, с небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседомбюргером, который мало следит за собой, стар, добродушен, немного курьезен. 61 x 66 см. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж). Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена».
Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Картина Молитва перед обедом несет в себе многие черты сентиментализма, в частности, поучительность сюжета. Выделяющаяся на светлом фоне белая голова Меркурия вносит торжественную ноту, приподымает мир предметов над обыденностью, придавая ему гордое и возвышенное звучание.
Тридцатые-сороковые годы – период расцвета творчества художника. – Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством. Этот вариант датирован 1744. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (ок. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу.
Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). В середине XVI в. король Франциск I (1515—1547 гг. ) приказал снести обветшавшую крепость. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). В Отделе скульптуры представлены произведения западноевропейских мастеров XII— XIX вв. Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью.
Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность.
Возможно, его изображение является также символом скульптуры как вида пластического искусства (жанр мифологической скульптуры занимал одно из главных мест в академической системе обучения XVII века). Грёз (1725 — 1805) — тоже превосходный мастер, но, к сожалению, отдавший свое искусство на служение литературной программе. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Натюрморт был любимым жанром Шардена.
Работа с натуры была основой его творчества. Последняя перестройка произошла в 1986—1988 гг. : был возведён вестибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей).
Широкая чаша, расписанная цветами, расположена в центре композиции. Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Он добивается этого, связывая взглядами всех персонажей картины. Все предметы, которые зритель видит в натюрмортах Шардена, символизируют прочность семейной жизни, упорядоченность ее уклада.
Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. создал большую часть своих жанровых композиций. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина.
Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. На переднем плане лежат лимоны. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.
Другая область творчества Фрагонара — портреты — обнаруживает иные грани его дарования. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле), в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах).
Шарден не получил академического образования. С первых лет истории Лувра здесь хранились произведения искусства. Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. 1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Одним из его учителей стал художник Ж. Б. Ярким примером этого является полотно «Молитва перед обедом» (1744, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах).
Шарден (1699 — 1779) — художник чистейшей воды, он только художник и в то же время один из самых первых живописцев всей истории искусства. И это было справедливой закономерностью. Даже служанки в грубоватых платьях, опираясь на стол или наклоняясь к фонтану, оказываются как бы очерченными гибким и чистым силуэтом, плавными гармоничными линиями. Генрих IV (1589— 1610 гг. ) поселил в нижних этажах Лувра художников и ремесленников, обслуживавших двор. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден.
Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Ученик П. -Ж. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр).
А с 1655 г. в его стенах жили и работали члены Королевской академии живописи и скульптуры. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779). В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Однако в Каталоге нет указаний, в чем именно состояло дополнение. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Однако в картине соединяются два стиля – рококо и сентиментализм.
Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. В 1954 г. при нём создан Отдел христианских древностей, где хранятся византийские, древнерусские и другие культовые памятники. Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые. Одним из первых он завоевывает для живописи новые сферы и раскрывает перед ней новые горизонты, совершая эти открытия со скромной естественностью человека, который не отдает себе отчета в значительности своей роли. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. По сравнению с луврской картиной здесь добавлена кастрюлька с яйцами на переднем плане.
1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (ок. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу.
Но это и понятно. Вскоре в молодой семье появился ребенок. После 1733 он обратился также к жанровым композициям.
(Когда её купили, то разрезали пополам. Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Однако недавно П. Розенберг предположил, что «Молитва перед обедом» из Салона 1746 – та, что находится в Эрмитаже, в Ленинграде. Здесь царят скромность и достаток.
«Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Прачки стирают и развешивают белье, а их малыши сосредоточенно пускают из соломинок мыльные пузыри матери учат дочерей рукоделию или отправляют сыновей в школу служанки чистят овощи, шьют или приносят с рынка тяжелые корзины экономки за столом подсчитывают расходы. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита. Шапиро.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. В этих работах художник поэтизирует будничную жизнь, показывает зрителю ее привлекательные стороны. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Расцвет творчества Шардена приходится на 1730–1740-е годы. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. – удивился незадачливый собеседник.
Достаточно взглянуть, например, на «Портрет графа П. А. Строганова в детстве» (1778 г. ). В Лувр были свезены сокровища Версаля и произведения искусства, конфискованные у Церкви и аристократов, в частности «Мадонна канцлера Роллена» кисти нидерландского живописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело. Впрочем, надо сразу сказать, что между обоими художниками и огромная разница. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Среди художников этого времени руская живописная классика ярко проявилась в творчестве А. Г. Венецианова. Удобное освещение различной яркости позволяет зрителю изучить пластику скульптур лучше, чем при солнечном свете.
Центральная тема Шардена – натюрморт. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже. Мы долго гнем спину над альбомом, прежде чем нас поместят перед «Геркулесом» или каким-нибудь торсом После того как вы сохли дни и проводили при лампе ночи перед неподвижной и неодушевленной натурой, вас знакомят с живописной природой. Шапиро. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы -- кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств.
Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно». Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Рококо. Эмоциональность была творческим кредо мастера. 1737, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Женщина, чистящая овощи», 1738, собрание Лихтенштейна, Вена «Рукодельница», Национальный музей, Стокгольм «Гувернантка», 1739, собрание Лихтенштейна, Вена «Вернувшаяся с рынка», 1739 «Трудолюбивая мать», 1740, оба — в Лувре, Париж). И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Лондон.
Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
Интересно композиционное решение, найденное художником. Шардену удалось достичь в Молитве перед обедом поразительной проникновенности и теплоты. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом.
– А чем же. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Ему поручается организация ежегодных выставок.
Полные искреннего чувства, простые и естественные произведения мастера показывают повседневную жизнь обычного человека, его труд, отдых, семейные взаимоотношения («Прачка», ок. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия.
Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Эта особенность художника позволяла ему создавать необычайно реалистичные и глубокие полотна. Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св.
На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Этот долгий и трудный процесс описал в «Салоне 1865 года» Д. Дидро: «Лет семи-восьми нам дают карандаш в руки. Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Фра Беато поступил в орден св. На её месте началось строительство дворца, продолжавшееся несколько столетий (архитекторы Пьер Леско, Клод Перро и др. ).
Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония.
Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница". Простые тарелки и миски, кастрюля с отодвинутой крышкой, яблоки и луковицы, ступка, бутыль с вином — все напоминает о скромной трапезе обыкновенного человека («Банка с оливками», 1760 «Натюрморт», Музей Коньяк-Же, Париж «Трубки и кувшин», «Кухонный стол», «Медный бак», все — в Лувре, Париж). В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Наконец, воздух, с его голубоватосерым тоном, окутывает все предметы. Доминика и не пожелал идти следом за св.
Основой шарденовской палитры является серебристосерый тон. То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. Не случайно именно ему принадлежит лучший портрет французского философа Дени Дидро (1769 г. ). На полотне «Натюрморт с атрибутами искусств» (1760-е, ГМИИ, Москва) изображена группа предметов, среди которых выделяется гипсовая голова Меркурия в центре картины. Французские художник Ж. -С.
Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной. Остались у нас без рассмотрения два французских художника XVIII века — Шарден и Грёз. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»).
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Грёз одним из первых начал писать детей так, как они выглядели в действительности, не пытаясь (в отличие от художников рококо) превратить их в «маленьких взрослых». В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
В 1731 году Шарден обвенчался с дочерью купца Маргерит Сентар. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Шапиро. Оставаясь верным своему стилю, Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу. Тем не менее его жанровые композиции всегда показывают счастливую семейную жизнь, полную любви и покоя («Ребенок с волчком», 1738 «Молитва перед обедом», 1740 «Утренний туалет», 1741, все — в Лувре, Париж «Маленькая учительница», Национальная галерея, Лондон).
Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. Принадлежности для рисования наводят на мысль о высоком предназначении рисунка. Первые настоящие уроки Шарден получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля.
Дольки одного из них опущены в чашу.
Еще одна Молитва перед обедом хранится в Эрмитаже. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником).
Эффект ничем не нарушаемой целостности картины достигается благодаря точной передаче рефлексов, отбрасываемым предметами теней, характерных поз или взглядов персонажей. По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Франция.
6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. С годами популярность художника растет.
В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Здесь царят здоровые нравственные устои.
Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар.