Что касается жанровой живописи, то такие картины Жана Шардена отображают повседневную домашнюю жизнь, наполненную покоем и любовью. Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. Картина сподобалась. И Шарден сделал еще один вариант полотна Молодой художник.
К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Художник видел главный смысл своей работы в правдивом отображении и утверждении красоты и ценности повседневной жизни. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
Шарден – блестящий мастер натюрморта. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников.
1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Шапиро. Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ).
Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770). Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Мастер вынужден был продать свой дом. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
Лувр, Париж. Он любил изображать вещи, прожившие с ним жизнь, ставшие ему как бы близкими друзьями. Вновь он женится только в 1744 году. Но уже в следующее мгновение, когда зритель встречается с его взглядом, недоумение исчезает Мы узнаем художника, который также внимательно, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Эта особенность художника позволяла ему создавать необычайно реалистичные и глубокие полотна. Пушкина.
Для денег. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность.
Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре.
Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь.
Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Начинал Шарден обычно, как все: работал подмастерьем у мастеров — Каза, Куапеля, позднее — Ванлоо. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст».
Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.
В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Ради эксперимента. Ему не были интересны аллегории или исторические сцены. Она ничего не дала ему.
Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности.
Мастерство Шардена он называл колдовством. Французский художник. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Как одни предметы отражаются в других. Грани между театром и жизнью почти стираются. Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист.
Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля.
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. С благоговением и подлинным лиризмом изображает художник женщину наставницу, воспитывающую у своих питомцев добрые чувства.
Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Шарден почти не получил художественного образования. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. В 20—30-е гг.
Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
1733 г., Париж, Лувр). Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. А старцу было удобно и он не так мерз. И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей (Молитва перед обедом, Гувернантка)», – пишет Ю. Г. За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де лЭпине (ок.
Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Чаще всего художник изображал женщин и детей.
Шапиро. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Работа с натуры была основой его творчества. Атрибуты искусств, 1765. Иногда в картинах Ватто любовь — лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок.
Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. В 1770-х гг.
Шарден. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Поэтичные и искренние, скромные по размеру картины Шардена лишены какой-либо парадности.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
Здесь царят здоровые нравственные устои. Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (1684—1721)—создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств.
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). В таких картинах, как «Прачка» или «Молитва перед обедом» (зал 287) Шарден с большой теплотой изображает будничные сценки, характерные для быта представителей городских низов, показывая их труд, семейные отношения, обычаи, наконец, саму обстановку, окружающую людей.
После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Каждый предмет на его полотнах подан с особой интимной интонацией. Умело передает он воздушную среду. Каза, Н. Н. Холст, масло, 114146 см. Он делает это вдумчиво и серьезно, без анекдотичности или морализирующих выводов. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху.
Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи — оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им — светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы — домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж). Со свойственной ему поэтической силой Шарден писал натюрморты и жанровые сцены, лишенные каких-либо поражающих воображение эффектов и символов. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Куапеля, Ж. Б. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность.
Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Ватто. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) —одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность.
Холст, масло, 112140, 5 см. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». Среди них — предметы обихода художника. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки.
В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской. Лувр, Париж. А. С. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы.
В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства.
Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Латур. Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). Этим настроением проникнута почти каждая его работа. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Их хорошо видно и подслеповатым глазам. Ученик П. -Ж. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены.
Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник.
1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре).
Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Натюрморт со скатом, 1727–1728. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Шапиро.
1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника.
В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738). Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности.
Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки».
Центральная тема Шардена — натюрморт. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779.
Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (1704—1788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных. Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа.
Буше. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Шарден не получил академического образования.
В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Он никого не пускал в мастерскую, работал очень медленно, вдумчиво. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Поверхность предметов, которые пишет Шарден, кажется одновременно и поглощающей и отражающей мерцающий свет пастозные мазки подчеркивают структуру изображенных предметов. Неожиданностью было и обращение к портретам.
Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. «Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни.
Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.