Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо.
Как грача или журавля осенью. Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
«И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Художественная школа имени Марка Шагала основана в 1990 году. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Большие, выпуклые, чёрные. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Так во всяком случае считали его друзья. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии. «Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве.
С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной.
Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. — я тоже. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. И все же знатоки и ценители поражались.
Там он проучился 2 месяца. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. В них – неудержимое желание летать. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
А она сама хранила спокойствие. Это единение с большой Вселенной. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле — во всех странах, где он жил и работал.
Надо ему кого-то подыскать». И художник подчинился. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. У художника появились последователи.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными. Для начала перестал рисовать раввинов. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию.
— В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. На бледном лице сияют глаза.
Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи.
Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Её звали Белла Розенфельд. Шагал даже издавал декреты.
Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. И я понял: это моя жена. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Он очень естественно изображал фантастические вещи. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет».
Она смотрит— о, её глаза. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе интересовалась философией В её присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31.
Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
С 1920 года, по протекции А. М. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Он написал сотни полотен. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Для свадебного путешествия выбрали Грецию и, казалось, Шагал вернулся оттуда другим человеком. Это мои глаза, моя душа. Над городом в небе летят мужчина и женщина.
Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.
«Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. В августе 1910 года Марк уехал в Париж.
Специализируется на начальном художественном образовании. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. И всё же сюжеты его картин не изменились.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Но он вернется», — объясняла она. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Она молчит, я тоже.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. У него был один брат и пять сестёр13. Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей».
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Будучи женщиной необыкновенно умной, Белла одна понимала, что происходит с её любимым мужчиной — лучше даже, чем он сам. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).