Образ невесты не раз встречается в полотнах Марка Шагала, особенно в преддверии свадьбы живописца на Белле Розенфельд. Это сам Марк Шагал и его невеста Белла.
Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Благодаря знакомству с Луначарским мастер и его семья получили советские паспорта и разрешение на выезд из страны. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти.
Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией.
А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. Полный энтузиазма искренне разделявший идеи Ленина Шагал тут же принялся за новую для себя деятельность уполномоченного по делам искусств. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Это невероятно важное умение для любого художника, а картины Марка Шагала, в особенности «Невеста» являются прекрасным образцом того, как художник может добиться нужного эффекта.
На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Оно красивое и романтичное. Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков.
Земля и небо максимально абстрагированы. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения.
Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Я шел на выставку без большой охоты, в предвидении именно этих повторений, успевших за годы моего знакомства с творчеством Шагала сильно приесться. Местечковые обитатели показаны во всей достоверности облика и национального колорита. Шагал, видевший российскую революции воочию, поначалу разделял ее идеи «свободы, равенства и братства», но затем осознал всю чудовищность последовавших террора и насилия.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом.
Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. И Шагал пронесет любовь к своему родному городу через годы. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Он рассчитывал провести дома всего несколько дней, а был вынужден остаться на долгих восемь лет.
Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. О назойливых ухажерах можно будет навсегда забыть. В пейзаже Шагал объединяет мотивы многих своих предшествующих картин. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Он будет жить в Ленинграде, Москве, Париже, Нью-Йорке, Берлине, но лишь Витебск навсегда останется в его сердце.
В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета.
И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира.
На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Жених изображен в черном костюме и шляпе.
Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. Свободное русское искусство было просто на взлёте. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка.
Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. На картине "Свадьба" мы можем видеть пару влюбленных, стоящих перед своим домом.
Но один из них – самый бедный, еврейский – уцелел. Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла.
Благодаря ему весь мир узнает о ничем не примечательном городке, затерявшемся где-то в глубинке. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. На их фоне разворачивается вполне реальное и одновременно мистериальное свадебное действо. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем.
Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Да и в смысле фона это опять то же черное небо с разноцветными ореолами светила, те же домишки грязной дыры из ужасного захолустья, тот же талый снег или же рамы окон, зеленеющие кусты, стенные часы, семисвечники, торы. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом».
Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Или перед нами искупительная жертва.
На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». Девушка одета в белое свадебное платье, а волосы ее прикрыты фатой. «Сегодня твой день рождения.
Но идиллия продолжалась недолго. Оказавшись изолированным от богемной жизни Парижа с его обязательным эпатажем и бурным общением творческих людей, художник словно окунулся в собственное прошлое. Это всё, что я могу наскрести. На левой руке художника семь пальцев. Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. На фоне пламенеющего неба крылатый конь уносит царя и его невесту Суламифь и все люди на земле и птицы и ангелы в небе ликующе приветствуют влюбленных. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль.
У художника появились последователи. На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. Оказалось, только что на свет появился его младший брат.
В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Несмотря на то что Марк позиционировал себя уже как французского художника, его по-прежнему привлекали и волновали образы-воспоминания идущие из детства и связанные с родиной. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями.
Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле — во всех странах, где он жил и работал. Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Течение русского авангарда было многогранно. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой.
За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. Там синее небо, облака зовут нас». Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Среди парящих в небе фигур, некоторые из которых изображены вниз головой, узнаются обнимающиеся влюбленные, мать с младенцем, наконец, графическое изображение перевернутого лика самого художника, подводящего своеобразный итог своему творчеству.
Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. В написанной в 1980 году, за пять лет до смерти, картине «Художник и его невеста» Шагал обращается к теме Художника и его Музы. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью.
Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно.
Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным.
Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами.
Шагал — художник подлинный и то, что он со всей искренностью еще скажет, будет всегда значительно и интересно. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье.
Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Взгляд его обращен прямо к любимой. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Решено.
Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника — Белле. Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. Слева – водонос, встреча с которым сулит счастье.
Ты закружил меня в вихре красок. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Как такового повествования в картине нет. Шагал удостоился премии Карнеги.
Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Несмотря на то что «Невеста» Шагала не является новаторской работой в его творчестве, она тем не менее великолепно демонстрирует зрителю талант художника и его умение играть с цветами и контрастом. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Сам знаешь.
Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН). Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Можешь не рассчитывать».
Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве.
Убегает за угол узкая улочка, вдалеке одиноко белеет церковь и над всем этим простым уютным видом, освещенным месяцем, повисает некая птица, отдаленно напоминающая петуха. Это уже своего рода мировая consecration. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Картина «Песнь Песней» (1958, Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала», Ницца) — своеобразное яркое изображение сути любовных гимнов четвертой книги, входящей в раздел Ктувим Танаха, которую написал пророк Соломон. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала.
Как решить задачу, я не знаю. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Ползал и подбирал. В правой части панно изображены акробаты, актеры и актрисы за ними перевернутая вверх копытами летящая белая корова, ее под хвост поддерживает сидящий на табурете Грановский. Несчастный вдовец забыл о желании вернуться в Париж, страдал приступами депрессии и меланхолии.
Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. Кисточки окунались в краски. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский.
Но здесь жила Белла. Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк).
В картине есть что-то общее с настенной живописью. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение.
Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Их фигуры изображенные на фоне пейзажа, бесплотны. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
Но запомни: денег у меня больше нет. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Выражать свою эпоху они, разумеется, будут и будут даже делать это лучше, нежели всякие картины более разумного и трезвого характера или же такие картины, которые выдают большую вышколенность. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию.
Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою.
И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского.
Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». Высылать ничего не буду. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.
6 июля 1887 года Витебск охватил сильный пожар, уничтоживший многие районы города. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве.
У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. Мероприятие имеет массу преимуществ.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Лиризм в произведении соседствует с юмористическими размышлениями о взаимонепонимании полов даже в таком, казалось бы, замкнутом мире. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Композиция произведения условно поделена на две части. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России.
Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919.
Сегодня свадебные церемонии приобретают более значимые очертания. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. Не случайно на картине так много церковных образов.
Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине.
Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей.
Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. Известный критик и литератор Абрам Эфрос познакомил Шагала с Грановским и тот предложил художнику не только создать декорации для задуманных им представлений, но и оформить зал нового здания театра.
Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.
Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Однако страшные образы Советской России не покидали художника.
Сначала художник не спешил покидать Францию, но вскоре на территории страны вступили в силу антисемитские законы, установленные нацистами и весной 1941 Шагал был арестован.