Шагал Марк Захарович (1887-1985) – художник еврейского происхождения, творивший в России и во Франции. Все это составит «Библейское послание» художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце Шагалом будет открыт своеобразный музей, а правительство Франции признает этот «храм» официальным национальным музеем. Осенью 1944 года внезапно умирает его муза, супруга Белла Шагал, впоследствии чего художник посвятит ей несколько работ, к ним относятся «Моей жене посвящается», «Вокруг нее». Первая выставка произведений Марка Шагала состоялась в 1997 году по инициативе его внучек Беллы Мейер и Мерет Мейер-Грабер, которые предложили каждый год отмечать день рождения художника новыми интересными проектами.
По воспоминаниям Марка Шагала, её изменил на «Шагал» отец художника. В 1910 году подающего большие надежды художника берет под свое покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер, обеспечивая Шагала стипендией и возможностью уехать в Париж, для продолжения обучения. Шагал стал единственным в мире художником, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы — всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.
Осенью Шагал познакомился с Бертой (Беллой) Розенфельд и эта встреча стала судьбоносной: девушка стала супругой и музой художника. Но его шаг остался непонятым, нападки и критика со стороны «подлинно революционных» художников и партии нарастали и уже через год Народный Комитет Просвещения направляет Шагала преподавать рисование в колонию для беспризорных. Под конец года в Лувре вопреки правилам, запрещающим выставлять работы ещё живых художников, состоялась выставка, посвящённая 90-летию Шагала. В 1910 году подающего большие надежды художника берёт под своё покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер, обеспечивая Шагала стипендией и возможностью уехать в Париж для продолжения обучения. Библейская тема постоянно будет сопровождать творчество художника и Шагал будет возвращаться к ней в течение позднего периода своей жизни.
Шагал поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие). Будучи главным художником Теревсата, Шагал впервые обратился к переработке и использованию архаических театральных форм в собственных сценических работах. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Шагал Марк.
В сентябре 1944 года внезапно скончалась жена художника Белла Шагал ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж). Здесь бывали Пабло Пикассо, Альбер Марке, Рауль Дюфи, а также Марк Шагал и другие знаменитые художники. Вирджиния прожила с Шагалом около 7 лет, переехала с ним в Париж, однако потом покинула художника вместе с сыном.
В основе логотипа международного фестиваля Славянский базар в Витебске – знаменитый шагаловский василёк, который со временем стал узнаваемым брендом, символом не только родного города художника, но и всей страны. Отец художника Хацкель (Захар) Мордух Шагал работал грузчиком в лавке купца-селёдочника. Второй супругой Шагала стала Вирджиния Макнилл-Хаггард, она родила художнику сына Дэвида. Брат Беллы Яков Розенфельд содействует освобождению Шагала от призыва на фронт и помогает с работой: художник получает место в Военно-Промышленном Комитете в Петрограде. Школой этой руководил русский художник Николай Рерих, Шагала взяли на третий курс без сдачи экзаменов.
В 1911-м Шагал переезжает в «Улей», здание, выкупленное Альфредом Буше после распродажи Всемирной Выставки 1889 года и ставшее своеобразным сквотом-артцентром и приютом для множества бедных иностранных художников. За 10 лет проживания во Франции Шагал был потрясен местными пейзажами и достопримечательностями и в итоге художник принял решение о получении второго гражданства. В 1977году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции— Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Марк Шагал наряду с авангардистами Отто Диксом, Генрихом Эмзеном и Хансем Рихтером был художником, чей гений пугал и отталкивал.
В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника. Нарушитель гравитации, мировой гений живописи XX века Марк Шагал сегодня самый популярный и продаваемый художник, после Пикассо и Матисса. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции – Большого креста Почётного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Тема России в творчестве Шагала отражается не только в сюжетных мотивах, но также в особом укладе жизни начала ХХ века, который во многом был воспринят Шагалом от своих учителей — русских художников.
Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился 6 июля 1887 года в Витебске, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев. Однако, партийная критика, которой также способствуют откровенность и бескомпромиссность художника, возрастает, хотя и не принимает пока открытых форм, все-таки Шагал — художник с мировым именем и с этим приходится считаться. Первым учителем Шагала стал художник Юрий Пэн, открывший в Витебске частную художественную студию.
Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Такая интерпретация имела национальные корни.
Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Сначала семья жила в деревянном доме, но он сгорел во время пожара и они переехали в кирпичный дом на Покровской улице неподалеку от Ильинской церкви. Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914 «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916 «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.
И я понял: это моя жена. Его освещает яркий луч света. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».
В 1927 году русский художник создает ряд работ, посвященных «Цирку Волару», все работы, сделанные по заказу, были написаны гуашью, что в свою очередь отлично подчеркнуло и передало карнавальную атмосферу книг французского писателя. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию».
И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. Но буйство внешнего мира редко волновало влюбленного в живопись, начинающего художника. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920). Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие.
Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. В сценографии Шагал стремился выявить и зафиксировать скрытую суть происходящего на подмостках, то есть воплотить в пластическом виде сверхзадачу, как говорил нелюбимый им реформатор сцены К. С. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде). Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Это мои глаза, моя душа. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Художники объединяли единой декорацией зал и сцену – к примеру, в «Бродячей собаке» Сергей Судейкин расписал стены общими орнаментами, превратив все пространство заведения в подмостки. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Однако это были семена, развившиеся затем в птиц, деревья и чудищ» 15. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Импульсом недооцененным – ведь смешение времен николаевской и ленинской России, переложение бессмертных коллизий гоголевской поэмы на язык злободневности, столь эффектные в цикле шагаловских офортов, восходили к его театральной работе, оформлению пьесы Смолина, где похождения Хлестакова были перенесены в Совдепию. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине.
Летом 1915 года Витебск гулял на свадьбе знаменитого живописца, а уже в следующем году Белла родила дочь, которую назвали Шагал Ида Марковна (1916-1994). Это всё, что я могу наскрести. В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
С величайшей непринужденностью художник предъявил «городу и миру» интимную автобиографию, сумев сделать ее квинтэссенцией народного бытия. Эти произведения были написаны маслом на холсте. Здесь он попробовал себя в качестве театрального художника, создав цикл панно для Еврейского камерного театра С. Михоэлса.
Между ней и Шагалом завязался роман. — я тоже. Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914).
В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара. С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. Она молчит, я тоже. Малевич. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно.
Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Жена отговорила Марка от опрометчивого шага, однако согласился на позицию уполномоченного по делам искусств в родном Витебске. Нью-йоркская премьера осенью 1945 года вызвала шквал восторженных отзывов. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Это мои глаза, моя душа.
В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским. Затем следует Вторая мировая война. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. В этих словах отозвался конфликт, возникший в 1921 году в Еврейском камерном театре между Марком Шагалом, с одной стороны и главным режиссером Алексеем Грановским и самим Эфросом, заведующим художественной частью, – с другой.
Вспышку ярости вызвал у Шагала скучный посланец этих будней – настоящее полотенце, которое Грановский велел повесить для правдоподобия в сцене чаепития Реб Алтера в миниатюре «Мазлтов». Это станет новой вехой в творчестве великого художника. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Большие, выпуклые, чёрные. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Живописная система Шагала формировалась под влиянием различных факторов, парадоксально, но органично переосмысленных и образующих единое целое. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ). Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
1-ый парижский период. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Помимо судейкинских росписей «Бродячей собаки», Шагал не мог не знать работу Александры Экстер для московского Камерного театра, вызвавшую восторженный резонанс в сезон 1916/17 года9. Картина была написана Марком в 1923 году.
Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. На бледном лице сияют глаза. (картина Рождение ребенка 1911 г). Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения.
На бледном лице сияют глаза. В них – неудержимое желание летать. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». В Германии его искусство снискало поклонников и Шагал надеялся разыскать свои картины, оставшиеся в Берлине после выставки 1914 года. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Единственный положительный момент он видел в том, что ему удалось избежать воинской повинности. Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем.
Среди направлений внутри данного течения можно выделитьследующие: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм и кубофутуризм. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Это единение с большой Вселенной.
На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. За небольшой период Марк принимает заказ французского писателя Жан де Воллара, который предлагает живописцу поработать над иллюстрациями «Басни» Лафонтена. Кроме этого можно с легкостью вспомнить и 2007 год, когда на том же аукционе была выставлена картина «Большой цирк», написанная 1956 году великим живописцем. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена.
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. В 1963-1964 годах бурю негодования вызвала инициатива министра культуры Франции Андре Мальро, предложившего «нефранцузу» Шагалу создать новый плафон главного национального театра – парижской Гранд-опера. В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника. В 1940 году Шагал получил приглашение из Нью-Йорка от Музея современного искусства, но решился на отъезд только после того, как Франция была оккупирована и новые власти приняли антиеврейские законы.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Столица империи представлялась ему землей обетованной. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
Личность и творчество Бакста оказывали немалое влияние на Шагала, пусть и подспудное. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Балет «Жар-птица» Игоря Стравинского продолжил сотрудничество Шагала с Американским театром балета. Добужинский и Л. С.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. И я понял: это моя жена. Париж Шагал полюбил сразу. Новация Мейерхольда, получившая название «биомеханика», для него была родной – выше говорилось об отношении Шагала к цирку и циркачам с их телесным творчеством. Однако продержался он не слишком долго.
Высылать ничего не буду. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Похоронен на местном кладбище. Но, несмотря на это жизнь молодого Шагала в столице была часто сопряжена с трудностями и лишениями. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). сполохами всю композицию. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу.
Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно. Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск. Марк Шагал (1887-1985).
у Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). — я тоже. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912).
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой. Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Решено. Но запомни: денег у меня больше нет.
Центральными работами первого парижского периода М. З. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».
Она молчит, я тоже. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Она смотрит — о, её глаза.
С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911). В работах художника прослеживаются черты как сюрреализма, так и экспрессионизма. Счастье написано на лицах этих двоих. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. В «архаически-новаторских» лубочных спектаклях Теревсата трудно было отделить настоящий примитив от неопримитивизма.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Сам знаешь. После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее».
Можешь не рассчитывать». После этого он переезжает в Петербург, но постоянно наведывается в родной город.
В следующие года художник посылал свои работы на выставки в Москву и другие города России, среди которых следует выделить «Мир Искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Им больше никто не нужен. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России и попросил Иду выбросить все кисти и краски. В 1914 он возвращается в Витебск где женится на Белле, которая станет его музой. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
В нем не оказалось театральной крови» 1. В 1948 году он окончательно поселился во Франции.
В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Умер во Франции в возрасте 98 лет.
Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. В правом нижнем углу нарисована фигура, которую можно увидеть на нескольких работах Шагала. И я не щадил ни себя, ни других. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер.
ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ). Это всё, что я могу наскрести. Немного позднее его учителями стали знаменитые мастера студии С. М.
В то время он был в Европе. Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу. Чистякова и другом И. Е. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947).
Это были наброски едва ли более детальные, чем просто абстрактные формы, динамичные массы. Большие, выпуклые, чёрные. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара.
Первым учителем Марка был руководитель витебской школы живописи Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937). Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь.
Но после свержения царя и второй революции, Марк решает вернуться на родину, где он возглавил управление по делам искусства Витебска и Витебской области. В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы. Пик актуализации, как известно, был достигнут Мейерхольдом: спектакль по пьесе «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, стилизованной бельгийским драматургом под средневековые фарсы, прогремел и навеки остался в истории благодаря конструктивистской «машине» Любови Поповой. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В 1907 году Шагал приехал в Петербург и поступил в школу при Обществе поощрения художеств, а затем в частную студию Е. Званцевой, где преподавали Л. Бакст, М. Добужинский. Зейденберга и школы Е. Н. В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника. В бытность «комиссаром искусств» он предпринял ряд шагов по приглашению Мейерхольда на пост режиссера Городского театра в Витебске в местной прессе появилось сообщение об их переговорах10.
Бакст. Роман художника с режиссером на этом закончился, как впоследствии об этом с печальной иронией сказано в «Моей жизни». С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. В Париж Шагал влюбился сразу.
В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ». Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Тогда работа мастера было продана за рекордные 13, 5 млн. Офорт, сухая игла и ксилография стали любимым занятием Марка Шагала, которые впоследствии стали украшением биографической книги «Моя жизнь». Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Витебск, малая родина Шагала-человека и вечная отчизна Шагала-художника, подарил ему неоценимый театральный опыт. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. Немного ранее, до прихода Мейерхольда, Шагал был приглашен в Те-ревсат для оформления пьесы Дмитрия Смолина «Товарищ Хлестаков», написанной по мотивам «Ревизора» Гоголя (впоследствии по памяти мастер ошибочно называл эти эскизы сценографией классического «Ревизора»). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Его соперник, основоположник супрематизма Казимир Малевич, недавно прибывший в качестве учителя, фактически занял его место.
В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией – все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909). В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию.
И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей.
С 1906 года учился живописи у другого белорусско-еврейского художника Юделя Пэна. Он оказался в ловушке. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын». Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Но его радость была недолгой. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Работы Шагала не иллюстративны. Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь». Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Там полотна пребывали до лета рокового 1937 года, затем были свернуты и спрятаны. Как показало дальнейшее развитие событий, у Грановского копилось раздражение против «произвола» художника – ему было невдомек, что причудливые образы Шагала дарят бессмертие своим прототипам.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. У художника появились последователи. Однако учёба стала очередным разочарованием: студент хотел рисовать по-своему и его упрямство раздражало многих педагогов.
В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда. Насыщенность зала изображениями была столь велика, что он тут же получил прозвище: «шагаловская коробочка».
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В 1910 художник отправился в Париж при содействии поклонника своего искусства и начал заниматься в академиях Гранд Шомьер и Да Палетт. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943 «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944).
В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. На бледном лице сияют глаза.
Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926). В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству. Можешь не рассчитывать». С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Там он проучился 2 месяца. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Звягинцевой. Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Город стал для него воплощением радости и света. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923).
Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала. Как жадно они рисовали. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. С 1920 года, по протекции А. М. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку.
Набрасывались на краски, как звери на мясо. Течение русского авангарда было многогранно. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов.
К этому моменту были готовы 66 эскизов. Репина.
По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Их переполняют эмоции. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. И я понял: это моя жена. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. супрематическими. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой.
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Если еще до своего отъезда во Францию манера письма Шагала чем-то перекликалась с живописью Ван Гога, то есть была очень близка к экспрессионизму, то в Париже в творчестве живописца уже чувствуется влияние фовизма, футуризма и кубизма. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»). Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Высылать ничего не буду. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
В 1918 Шагал по рекомендации А. В. Она смотрит— о, её глаза. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. Цирк всегда привлекал Шагала свободой ассоциаций и отдаленностью от простого подражания действительности так же, как и музыка. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд.
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Игнорируя мировую славу и авторитет Шагала, пронацистское правительство лишило его гражданства. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. В Москве начала 1920-х годов до прямого сотрудничества двух великих людей, к сожалению, дело не дошло, хотя «счастье было так близко» – Мейерхольда назначили главным режиссером Теревсата весной 1922 года, но нарком Анатолий Луначарский уже сумел устроить Шагалу визу в Берлин. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Это мои глаза, моя душа. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах.
Сам знаешь. К примеру, на эскизе задника «Игроков» мы видим гротескную картинку, словно бы удваивавшую театральную мизансцену, но с такой деформацией облика действующих лиц, которая разоблачает их потайные намерения. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954 «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Но запомни: денег у меня больше нет. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
В 1922 году художник перезжает в Литву, затем в Германию, а в 1923 году – в Париж. После премьеры «Алеко» она сообщала тем же адресатам: «Шагаловские декорации пылали как солнце в небесах. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В 1912 году у художника появилась первая возможность познакомить мир со своими работами. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». И вот их-то я учил рисованию. Практически ничего другого не писал Марк Шагал.
Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. В 1915 году художник со своей семьей переезжает жить в Петроград, где он работает в одном из военных ведомств.
Для этого он изучал витражи собора в Шартре. В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года.
Отныне он – Марк Шагал. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Но начинается Первая мировая война и возвращение в Европу откладывается на неопределенный срок.
В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский.
Сложно представить, сколько стоит сегодня данное произведение искусства. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное "мифотворчество". Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920 «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914). Она смотрит— о, её глаза. Став преподавателем, Шагал не стал навязывать ученикам своих взглядов, даровав им полную свободу.
В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история. Выставка «Осенний салон», которая проходила в Париже, позволило Марку Шагалу заявить о себе. Повторилась давняя ситуация имевшая место во второй половине 1920-х годов: тогда в парижской среде было много недовольных тем, что маршан Амбруаз Воллар заказал Шагалу иллюстрации к «Басням» Лафонтена – работа над классикой французской литературы была поручена иностранцу. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938). Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
В 1914 году художник знакомиться с Беллой Розенфельд (1892-1944), которая впоследствии станет его музой и законной супругой. Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912). Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Шагал приобрёл известность в Российской империи. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. С 1950-х гг. Годы на родине были насыщены событиями. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Примечательно, что последняя теревсатовская работа послужила несомненным импульсом к созданию знаменитого цикла иллюстраций к поэме Гоголя «Мертвые души» (1923-1925) в «прекрасном далеке» парижской эмиграции. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Это главное в жизни.
В 1944 году умерла жена Шагала. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Единство и противоположность земного и небесного также проявились в образе Витебска в полотнах этого периода. — я тоже. Ползал и подбирал. Встретив гостей, режиссер переместился на правый край композиции – он с надменным видом сидит на табуретке, опустив ноги в таз с водой, дабы сконцентрироваться на «сценической литургии». Шагал Марк Захарович (наст.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Настоящее имя Мойше Сегал. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Люди в панике. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Родился в Витебске, в "местечковой" семье. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Белорусско-еврейско-французский художник. Сам художник беззаботно предлагает головокружительный перепад уровней восприятия: ментальная «оптика» зрителя должна мгновенно меняться при переходе от крохотных буковок таинственных надписей к ритму огромных геометризованных плоскостей, членящих орфеистически-ми. Шагал чутко уловил соприродность своей и мейерхольдовской дерзости и сочувственно следил за деятельностью реформатора.
В 1919 году Шагал открывает Витебское художественное училище. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Он написал сотни полотен. Первая выставка в Беларуси состоялась в 1987 году. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Биография и картины его популярны сегодня не только в России.
В перевернутых вверх тормашками изображениях, в усеянных «птичками и козликами» костюмах и бытовых предметах, в облике и игре актеров должна была царствовать праздничная условность, не смевшая иметь ничего общего с серыми буднями. Прежде всего он отправляется в Лувр. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Но даже хорошо знакомых с шагаловским творчеством людей его свобода в «еврейских фресках» ошеломляет. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
И весь балет был пронизан потоками света и радости» 13. Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928 «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926 «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925 «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Согласно данным торгов дома Sothebys картина «Большой цирк» была продана за рекордные 12, 25 млн., что делает работу мастера живописи одну из самых дорогих в его коллекции. В 1990 году на знаменитых торгах Sothebys была выставлена картина «Юбилей», написанная маслом на холсте размером 80, 8100, 3 см.
На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». За несколько месяцев до премьеры «Волшебной флейты» Моцарта, в театре были торжественно открыты колоссальные панно Шагала. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души».
Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. В 1909—1911г. Он очень естественно изображал фантастические вещи. С началом войны художник переехал в Луару, а с приближением немцев к Франции перемещался все дальше на юг страны.
В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. А. С. Пушкина свои работы.
Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.
Когда же Марку стукнуло двадцать лет, он не раздумывая отправился в Петербург, где в течение двух лет он занимался искусством в школе «Общества поощрения художеств». «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Не терпелось, чтобы все заработало. Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Она молчит, я тоже.
При осмотре помещения Шагал внезапно объявил, что распишет также и стены. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема. И я понял: это моя жена.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1923 году Марка Захаровича приглашают посетить Париж, где ему будет предложена работа в качестве иллюстратора знаменитого романа Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939).
В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. В первых самостоятельных работах Шагала отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность, трансформированная фантазией художника, приобретает черты фантастического видения. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Шагал уехал с семьёй в Москву. Там было человек пятьдесят сирот. Кроме того, необходимо было искать средства.
В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. И все же знатоки и ценители поражались. По заказу главного режиссера Александра Таирова художница создала новаторскую сценографию спектакля «Фамира Кифаред» по драме Иннокентия Аненнского и расписала в свойственном ей ба-рочно-кубистическом стиле фойе, лестницу театра и портал сцены. Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска (нынешняя Республика Беларусь). Решено.
В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям. Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»). Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Евреи мастеровые могли вырезать львов из дерева для украшения священных ковчегов или делать витражное стекло мрачных цветов, но не позволялись ни портреты аристократов, ни пасторальные сцены и вообразить нельзя было классических обнаженных, раскинувшихся в траве». В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание». Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Станиславский.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Большие, выпуклые, чёрные. Бахрушина). Свободное русское искусство было просто на взлёте. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников».
В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Ползал и подбирал. Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов. Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи.
«Всё покрылось тьмой». Осенью 1909г. Сверхискушенный в наивности Шагал был там, надо полагать, в своей стихии. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. С 1950-х гг.
Семья Хацкеля Шагала состояла из двенадцати человек, где будущий мастер прикладных искусств был самым старшим среди остальных детей главы семейства. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
Грановский также написан на панно не единожды. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок.