Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Вот один из рецептов такой мази, приведенный в книге М. А.
Поражают масштабы росписи — она протянулась по всей стене дома художника. по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля дЭрлангера (англ. )русск. В 1771 году, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771 – 1772).
Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. В честь Гойи назван кратер на Меркурии. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
его настигает болезнь, в результате которой теряет слух. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид.
Начался новый этап его творчества. 1. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
Герцогиня Альба была выдающейся фигурой в мадридском обществе того времени. В 1874 году Сальвадор Мартинес Кубельс (исп. )русск. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820 – 1823, росписи находятся сейчас в Прадо). Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Он писал пейзажи и натюрморты.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Позже Гойя будет писать воображаемые сцены и сцены ужасов. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – «Маха обнажённая» (ок.
Прадо. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. (1820) —, художник начинает расписывать стены своего дома. Период 1820—1823 хронологически совпадает со сроками завершения работ.
После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Полотно было написано в самый тяжелый период жизни художника, когда он начал терять звук и страдать от чудовищных видений, которые преследовали его во сне и наяву. и включает следующие работы: Атропос (исп. )русск. Гойя был напуган. Работа не привлекала покупателей и вот таким образом в 1881 году была подарена Музею Прадо.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. В феврале 1819 года Гойя приобрёл усадьбу на берегу реки Мансанарес, недалеко от Сеговийского моста (исп. )русск., с видом на луга Сан-Исидро. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Но для этого к жиру надо прибавить еще много разных снадобий: водяной петрушки (цикуты), аконита, тополевого листа, сажи. или Старик и монах, Два старика, кушающие суп (исп. )русск., Поединок на дубинах (исп. )русск., Шабаш ведьм (исп. )русск., Читающие мужчины (исп. )русск., Юдифь и Олоферн (исп. )русск., Фестиваль в Сан-Исидро (исп. )русск., Смеющиеся женщины (исп. )русск., Паломничество к источнику Сан-Исидро (исп. )русск., «Собака», Сатурн пожирающий своего сына (исп. )русск., Донья Леокардия Зоррилья (исп. )русск. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.
Босаль (исп. )русск. «Шабаш ведьм» вызывает шок. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
Паломничество к св. Цикл картин, которым Гойя не дал названий, был каталогизирован в 1828 году другом художника Антонио Бругадой (каталан. )русск. Картина была написана в 1819—1823 годах прямо на стене дома Гойи, названного «Домом Глухого». Близость с испанскими просветителями (Г. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
Гойя остался совсем один. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. У Гойи не было любимого жанра.
Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Этот процесс занял несколько лет. С другой стороны, Гойя писал эти картины в 1820-х годах (о чём, впрочем нет никаких документальных подтверждений) и к этому моменту он уже оправился от своей болезни. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Здесь воплощен привлекавший художника национально-характерный тип чувственной женской красоты, бесконечно далекий от академических канонов. Испания.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746 – 1828) – испанский художник – символист и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Шабаш ведьм (1819 – 1823. ) «Шабаш ведьм» – одно из изображений, входящих в серию «Мрачных картин». Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. предполагает, что картины «уже украшали стены Кинта-дель-Сордо, когда имение было приобретено». На протяжении своей жизни Гойя создал около 500 картин и почти 300 гравюр и литографий. Орлова «История сношений человека с дьяволом: Они (т.
Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Вторая картина пользуется мировой известностью. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Холст, масло. Осталось последнее мгновение перед залпом. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Творчество Гойи, современника французской революции, национально-освободительной войны Испании с наполеоновской Францией, бурного подъема общественных сил и жестокой реакции, пришлось на один из самых драматических периодов испанской истории. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе.
Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. или Асмодей. Он начинает ухаживать за ней. С другой стороны, многие персонажи Мрачных картин (дуэлянты, монахи и монахини инквизиторы) представляют старый порядок, существовавший до идеалов Великой французской революции.
Сатирическое изображение религиозных сцен (паломничества, процессии инквизиция) или гражданских беспорядков (например, в Поединке на дубинах или в предполагаемом изображении собрания или заговора в Читающих мужчинах также существует политическая интерпретация сюжета Сатурна: государство пожирает своих подданных) согласуется с политической нестабильностью в Испании после того, как военные во главе с Риего потребовали от короля соблюдения конституции 1812г. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Он светлой и красочной живописи Гойи раннего периода не осталось и следа. У Гойи начинается депрессия.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Фантастический образ истолковывался по-разному. Это отражение представлений разбитого, больного художника об окружающем мире.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. В этом полотне не осталось ни намека на раннее творчество Гойи. Портрет понравился и был благосклонно принят. У Леокардии, вероятно от связи с художником, родилась дочь Росарита.
Фигуры скомпонованы так, что создается ощущение вращения круга, в вотором они собраны. Он перенес эти невероятные галлюцинации на стены собственного дома.
Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Вокруг плясали ведьмы, поклонялись ему, совершалижертвоприношения, несли в дар черепа, освежеванных младенцев, а он, козел, подняв передние ноги, благословлял свою паству, всю эту бесовскую погань" (уберите из ссылки)В поздней живописи Гойи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Мадрид. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого».
После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Впечатление, производимое этой вещью на входящих в помещение и видящих его впервые, можно было бы сравнить с ударом обухом. Композиция первоначально, согласно инвентаризации в 1828-1830 годах друга Гойи Антонио Бругады (исп. ), находилась среди панно, расположенных на нижнем этаже «Дома Глухого» (исп. ), огромное по длине оно занимало всю южную сторону стены дома слева от входной двери. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Работа не привлекала покупателей и вот таким образом в 1881 году была подарена Музею Прадо. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Но в 1792-93 гг. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Расположенная на фоне безоблачного неба, герцогиня словно готова выйти к зрителю.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров.
В эти годы Гойя тяжело болел и опасался за собственную безопасность из-за смены правительства в стране. для показа на Всемирной выставке 1878 года. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
склонен считать, что первоначально нарисованные картины принадлежат кисти Гойи и он использовал свои материалы вторично однако Глендиннинг (исп. )русск. Памятник Гойе в Сарагосе Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. Большой козел" (как известно, дьявол на шабаше часто является своим приспешникам в виде огромного черного козла) и др. "На задних ногах сидел сам сатана – здоровенный козел сисполинскими, увитыми гирляндами рогами и вращал круглыми огненнымиглазищами. Это можно предположить по надписи Solo Goya (Только Гойя), на которую указывает ее рука, а также по надписям Goya Alba на ее кольцах. Этот период жизни художника называется «Мрачные картины». Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. «Шабаш ведьм» был расположен вдоль стены комнаты и своим невероятным сюрреализмом и мрачным колоритом вгонял в ступор всех входящих в помещение.
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника.
ссылкаХудожник "обращается к инфернальной теме: "Созывают ведьм", "Шабаш ведьм. Но протокол допроса не сохранился. Фотографии были заказаны одним из владельцев дома (Родольфо Кумоном или бароном дЭрлангером), чтобы сохранить для потомков изображения этих произведений искусства, существованию которых угрожала активная спекуляция недвижимостью в этом районе и в связи с чем историки искусства Крусада Вильямил и Шарль Ириарте опасались, что Мрачные картины исчезнут в очень короткое время. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
«Шабаш ведьм» занимает огромную площадь — переведенное на холст полотно имеет размеры 140х438 см, в доме оно покрывало всю стену. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. В числе других «Мрачных картин» была переведена на холст художником Сальвадором Мартинесом Кубельсом (исп. ) по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля дЭрлангера (англ. ) для показа на Всемирной выставке 1878 года.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Возможно, у нее были романтические отношения с художником. Паломничество к св. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Её взгляд, направленный вверх, к загадочному тёмному участку, кажется обращением за помощью к высшим силам. 1802, Прадо).
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над своей первой большой серией офортов Капричос (закончена к 1799) – сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.
В течение 50 лет после своего создания Мрачные картины были неизвестны широкой общественности (за исключением нескольких специалистов, по описанию Шарля Ириарте). и Фантастические видения (исп. )русск. Расположение и состояние картин в Кинто-дель-Сордо известны благодаря фотографиям, сделанным известным фотографом Жаном Лораном (исп. )русск.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Нет ни ярких красок, ни нежных миловидных лиц его очаровательных испанок. «Шабаш ведьм» подарен музею Прадо и до сих пор шокирует посетителей своими размерами и чудовищными образами.
Ее однотонная, но богатая одежда изображена с изумительным изяществом. Доподлинно известно, что Мрачные картины были написаны поверху более ранних изображений, которыми Гойя воспользовался как основой, как например для Поединка на дубинах (исп. )русск. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
После окончательного изгнания французов и возвращения в Испанию короля Фердинанда VII Гойя получил от правительства заказ на две большие картины, которые, по мысли заказчика, должны были "увековечить посредством живописи героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Европы". начал перевод картин со штукатурки на полотно. по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля дЭрлангера (англ. )русск.
Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью. 1797) и «Маха одетая» (ок. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
Женщина смотрит в противоположную сторону. На этом жире и составляется волшебная шабашная мазь. или Судьба, Два старика (исп. )русск. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. В 1830 году Мариано де Гойя передаёт своё имущество отцу, Хавьеру де Гойя.
Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). в 1874 году. В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. И по прошествии многих лет «Шабаш ведьм» поражает своей экспрессией и темной, негативной выразительностью. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
194 x 130 см. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Рококо, классицизм, реализм. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
В любом случае, работать над картинами на своей вилле Гойя мог начиная с 1820 года. Считалось также, что ведьмам необходимо для полетов на шабаш смазывать свое тело специальным составом, «чертовой мазью». В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Между февралём и ноябрём 1819 года, до того, как Гойя серьёзно заболевает— об этом свидетельствует картина Гойю лечит доктор Аррьета (исп. )русск.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Справиться с настолько масштабным полотном мог только гений Гойи.