— форфарские ведьмы впервые пили эль с виски и так веселились». нет никаких упоминаний о шабашах и «Malleus Maleficarum» также умалчивает о нем. Альфонс Лигьери, проповедуя в церкви св. Иоанна Крестителя (24 июня). Андрея на Святки, чтобы отличить его от второго праздника Перенесения Мощей св. Ведьмы из Кинросса (1662) собирались 30 ноября на праздник патрона Шотландии св. 1. Люди кружились в танце, ели и пили в странном и значительном молчании.
Опять «Francoise Secretain y estoit portee (au Sabbat) sur vn baston blanc. Иногда идти надо было еще меньше. О подобных всадниках в последний раз сообщалось 19 декабря 1154г. Св.
В энциклопедическом трактате «De Strigibus», написанном более ранним авторитетом Бернаром из Комо, есть такой значительный абзац: «Эти несчастные, действительно полностью контролируя свои чувства и не находясь в состоянии сна, посещают эти собрания или скорее, оргии и если место их проведения находится недалеко, то они идут туда пешком, по дороге весело беседуя. Очень интересная иллюстрация была в издании 1613г. В своем «Compendium Maleficarum» Франческо Гуаццо обсуждает вопрос (Кн. «Tableau des mauvais» де Ланкра. 1594г. ) дает представление немецкого гравера о шабаше. (Спустя столетия черная месса стала изощренной насмешкой над католическим богослужением. ) Многие описания абсолютно однообразно изображали шабаш антихристианским обрядом, тайно совершаемым в церкви.
Иногда, если ведьмы боятся, это помогает им преодолеть панику. И Бернард из Комо (1510) и Бартоломео Спина (1523) придерживались «передовых» взглядов на шабаш Сложные и детальные анализы можно найти в работах классиков демонологии, например, Бодена (1580), Реми (1595), де Ланкра (1612) и Гваццо (1608). Первое мая – праздник международной солидарности пролетариата, как он назывался вначале. Форфер-ские ведьмы в Шотландии, видимо, устраивали большие шабаши на Сретенье, Воздвижение Креста Господня (3 мая), Преображение и день Всех Святых (1 ноября). Так, в «Молоте ведьм» Шпренгер сообщает о женщине, которая добровольно пришла в суд с тем, чтобы ее наказали как ведьму и призналась братьям-доминиканцам, что по ночам она посещает шабаши и никакие заслоны и решетки не могут ей помешать отправиться на адскую пирушку. Обвинения, выдвинутые 14-летней Грейси Соуэрбатт против солсберийских ведьм (вовлеченных вместе с ланкаширской группой), якобы плясавших и развратничавших на шабаше европейского типа, как выяснилось позже, были подсказаны иезуитами.
Поскольку его книга стала действительно «смелым и удивительно красноречивым протестом против худших черт преследований», он замаскировал ее подлинную сущность, выгравировав на титульном листе ведьм и дьяволов в круге. Cэр Джон Дэвис в своей работе «Оркестр или Поэма о танце» (1596) описывает лавольту как «высокое подпрыгивание и быстрое кружение». видны предпосылки шабаша ведьм в тайных собраниях австрийских вальденсов, заканчивавшихся беспорядочным совокуплением или в подобных признаниях, заимствованных из ереси катаров в середине XV в. или от итальянских фратичелли (строгих францисканцев, которые не могли выносить распущенности постоянно странствующих монахов). Те м не менее, можно нарисовать достаточно полную картину этих оргий, хотя некоторые детали до сих пор трудно объяснимы и неясны и носят характер абсурдный и иррациональный. Такое представление было распространенно во всех странах и во все времена. Сатана, как верно замечает Боге, «Singe de Dieu en tout», посему обычной практикой стало проведение Великих шабашей во время больших христианских праздников, словно бы в злую насмешку над этими священными торжествами. Слышалась грубая музыка сельской волынки.
суббота по ветхому завету (да и по новому тоже) – это день, посвященный богу, то есть выходной. Хопкинс считает, что эссекские ведьмы встречались по пятницам, де Ланкр — по понедельникам, средам и пятницам. Георгия, 22 апреля, на его канун проводился основной шабаш года. Мартин де Франк (около 1440г. ) включил в «Champion des dames» тщательно разработанное признание старой женщины, поведавшей, что она посещала шабаш начиная с 16 лет.
Ричарда, одного из младших королей западных саксов, который был женат на дочери св. согласно традиции библии бог, создав все сущее, на седьмой день – в субботу – отдыхал. Джакомо Пас-саванта (середина XIV в. ) утверждал, что многие женщины представляли, будто они присоединялись к их обществу и совершали удивительные вещи. Пол Гриллан в трактате «De Sacrilegiis» (Лион, 1533) рассказывает о ведьме из Рима, которая во время судебного разбирательства, бывшего за семь лет до выхода книги, призналась в том, что летала в воздухе, смазав тело неким магическим снадобьем. С уверенностью можно сказать лишь одно: много невинных жизней было отдано во славу Сатаны, вот таким образом вовсе не плохо, что время шабашей в их истинном виде давно минуло. Примечательно сравнительное отсутствие шабашей в английском колдовстве, хотя латинские авторитеты (такие как авторы «Malleus Maleficarum» и Боден) были широко известны в Англии и цитировались большинством английских авторов. Де Ланкр сообщает, что в Нижних Пиренеях «они проводили свои обычные встречи в местечке известном как Лан дю Бок, на языке басков Aqullarre de verros, prado del Cabron и там собирались колдуны, чтобы почтить своего господина в ночь понедельника, среды и пятницы».
Женщина никак не реагировала на происходящее. Один из них, который был ее партнером по танцам, взял ее, поцеловал дважды и сожительствовал с ней более чем полчаса, но его извержение было чрезвычайно холодным. Кажется, эти слова можно привести в качестве итога всему вышесказанному. Во многих частях Европы, где особо торжественно праздновался День св. Вальпургии, девонширской святой, якобы умершей в Германии в 777г.
Вальбурга (Walpurgis, Waltpurde – в области Perche Gauburge, в других частях Франции – Vaubourg или Falbourg) родилась в Девоншире около 710 года. Катерина де Риччи, св. Из признания шведских ведьм (1670) в Море и Элфдале они собирались в местечке именуемом Блокула, «расположенном на прекрасных лугах Место и дом, где они встречались, было расположено за вратами, разукрашенными разными красками В очень большой комнате этого дома стоял длинный стол, за которым рассаживались ведьмы и рядом с той комнатой была другая палата, в которой стояли прекрасного вида кровати». Св. Слово «шабаш» подходит к любой из этих ассамблей, хотя следует иметь в виду, что здесь может подразумеваться как секретная встреча нескольких безумцев, посвятивших себя Сатане, так и обширное собрание, на котором председательствуют воплощенные демоны и участники его могут в злодеяниях, богохульстве и мятеже превзойти первых последователей Люцифера.
Записка на полях толкует слово «ramasse», как «autrement balai, et en Lyonnois coiue». Через некоторое время к ней вернулись чувства.
Демонологи расходились во мнении — какой день недели наиболее благоприятен для собраний (не говоря о субботе, упоминавшейся реже, поскольку она посвящалась святой деве Марии). Шабаш – воплощенный земной пандемониум. Перед этим он признался, что «его взяли как-то ночью в некое убежище между Ниддри и Эдмистоном, где им явился дьявол».
Возможно ли, чтобы демоны смогли превзойти по силе величайших святых. В других местах – что шабаши происходят на перекрестках, полевых межах, в рощах на старых деревьях. Однако для большинства ведьм вся эта чертовщина остается прежде всего хобби. То, что эти, введенные в заблуждение, женщины не имели впоследствии практически никаких неприятностей, свидетельствует о том, что идея еретического шабаша ведьм в то время (1353г. ) не была еще разработана.
Эти две иллюстрации показывают сходство представлений о шабаше в разных странах. Александр Гамильтон, «известный ведовством», был казнен в Эдинбурге в 1630 году. Она была дочерью св. Андрея, 9 мая. — «Erores Gazariorum» (1450).
Св. Чародеи смешивались в одну кучу с еретиками — катарами и вальденсами. В северной Италии около 1460г. Кроме того, grand sabbats, вероятно имели место во время четырех основных языческих праздников, внесенных в христианский календарь и свободно связывавшихся с колдовством: зимний праздник 2 февраля (Сретенье), весенний праздник 23 июня (вечер на рождество Иоанна Предтечи), 1 августа (Преображение), день св. но в 4 веке н. э. римский император константин решил примирить христиан и язычников – он волевым усилием перенес субботу на воскресенье, чтобы все были довольны – и язычники и христиане – празднуя воскресение христа (которое состоялось в воскресный день).
Фомы (21 декабря). сформировалось представление о ведьмах как об организованной группе или секте предавших Господа, на них легко были перенесены обряды и церемонии, представлявшие пародию на христианскую литургию. Вполне возможно, что здесь мы имеем дело с неким преувеличением. Ученый Бартоломео де Спина в своем «Tractatus de Strigibis et Lamiis» (Венеция, 1533) пишет, что некий крестьянин, живший в Клавико Малагацци, в округе Мирандолы имел обыкновение вставать по утрам весьма рано и отправляться в близлежащую деревню.
Доктор Фиан и его помощники (1591) «в ночь на Хэллоуин собирались в кирхе Северного Беррика в Лотиане». она винила себя в том, что была лишена девственности Сатаной и была плотски познана бесчисленное количество раз одним из своих родственников и другими, которые снизошли войти в нее. Получился своего рода «противовес» официальной церкви, поскольку каждая женщина, которую обвиняли в ведовстве, являлась на самом деле основной носительницей народных традиций культуры. шабаш утвердился как часть колдовства. Андрея именовавшийся Днем св.
Агнесса Сэмпсон, знаменитая ведьма из Северного Бервика (1590), призналась, что «дьявол в обличии мужчины встретил ее, когда она вышла из своего дома в Кейте на поле, между 6 и 7 часами вечера, одну и приказал ей прийти в кирху Северного Бервика на следующую ночь. фон Кайзерсберг и Альбертини), Хейберг в Шварцвальде, Блокула в Швеции, дуб в Беневентуре на реке Иордан (Спина) или Пье де Дом в Оверне (Реймонд и Гваццо). Довольно странно, что в этом списке нет Рождества и Дня Св. Боге, посвятив этому целую главу «Du jour du sabbat», выделял четверг, а также находил, что ведьмы собирались по ночам в понедельник, пятницу и воскресенье фактически же они собирались тогда, когда хотели. Игнатий Лойола, погрузившись в глубокую молитву (по свидетельству Иоанна Паскаля), поднялся от пола более чем на фут. Если же им предстоит встреча в некоем отдаленном месте, то они переносятся туда дьяволом.
Немецкий перевод «Displaying of Supposed Witchcraft» (1677) Джона Вебстера был снабжен фронтисписом (1719). Екатерина Сиенская, св. Так, около 1336г.
Говоря о веселье шабаша, он сообщает, что «и пока они ели и плясали, у каждого в руке была метла и они воздевали ее высоко в воздух». Ведьмы могли попасть на шабаш различными путями. некоторые протестанты продолжают соблюдать субботу, например адвентисты седьмого дня. Подобно многим ведьмам, тамплиеры отрекались от своих признаний на костре.
Потом она пожаловалась на боль в ноге. Воздействие иллюстраций видно из высказывания Джорджа Л. Барра, назвавшего подобную книгу «одной из наиболее замечательных книг в истории колдовства». Франциск Ассизский часто «поднимался над землей на высоту три иногда четыре локтя» тот же феномен многократно наблюдался различными свидетелями в течение столетий.
Антикатолические настроения спасли обвиняемых.
В работе Пеньи «In Bernardi Comensis Dominicani Lucernam inquisitorum notae et eiusdem tractatum de stri-gibus» содержится отличная подборка цитат, полностью дискредитирующая аргументы Понцинибио и подтверждающая справедливость судебных процессов над ведьмами словами авторитетов. Cв. В Англии было установлено, что «торжественные встречи обычно назначаются на ночь вторника или среды».
В протестантской Шотландии в 1678г. Гваццо верил, что шабаш отмечался различно в зависимости от региона в Италии — по четвергам, в Лоттарингии — по средам. Каждый болгарский или румынский крестьянин закрывает окна и тщательно запирает двери с приходом ночи, оплетает оконные рамы ветками колючего кустарника и ежевики, выкладывает дерном подоконник для того, чтобы ни демоны, ни ведьмы не смогли бы найти там прохода.
Эти предметы являлись своего рода непременными атрибутами или символами ведьмы. Их традиции были продолжены ведьмами в более поздние времена. Ведьмы Новой Англии собирались на главный шабаш на Рождество. Другие группы ночных путешественников включали в себя безобидных добропорядочных женщин, сопровождавших Богородицу Млеко-питательницу, принявшую черты римской Гестии (Весты), осмысливавшейся как женская ипостась Санта-Клауса.
Вскоре он неожиданно заметил большое количество огней, которые мелькали там и сям и, приблизившись, понял, что видит большое количество людей, преимущественно женщин, которые двигаются в некоем фантастическом танце. Вначале это не получалось и пришлось основательно ее потрясти. Однако в булле папы Иннокентия 1484г. Те м не менее она оставалась недвижимой. Герман Витекинд был профессором Гейдельбергского университета и другом Мелан-хтона. Никола Жакье (ок.
1458г. ) называет четверг, Бернард из Комо (1510) предлагает «ночь, предшествующую пятнице», Спина (1523) говорит, что днями шабашей были среда и воскресенье, Луи Гофриди на своем суде свидетельствовал, что это — среда и пятница. Двух из них она знала, это были ведьма и колдун». на суде в Тулузе. Во-первых, когда, во многом благодаря инквизиции, около 1440г.
В большей части Западной Европы один из главных праздников приходился на канун майского дня, 30 апреля в Германии – знаменитая Вальпургиева ночь (Die Walpurgis-Nacht). В защиту этого предположения отрицатели указывают, что ведьм часто видели лежащими в определенном месте без движения (в то время как впоследствии они утверждали обратное). Эти люди сообщили, что как только ее доставили в это помещение, она немедленно повалилась на кровать при этом казалось, что ее члены совершенно не гнутся.
3. Вероника Джулиани (ка-пуцинка), св. Раннему демонологу Иоганну Нидеру шабаш был неизвестен, но в анонимном французском трактате «Errores Gazariorum» (1450)содер-жится подробное описание «синагоги».
Однако в Шотландии шабаш был описан на суде над нортбервикскими ведьмами в 1590г. и в 1661г. Они говорили, что являются духами испытывающими муки за грехи, совершенные ими на земле. Шабаш всегда привлекал к себе больше внимания, чем другие стороны колдовства, как со стороны профессиональных демонологов, так и просто любопытных мирян. Ланкаширские ведьмы имели обыкновение собираться на местный шабаш в башне Малкинг. Глэнвилл пишет, что Джулиана Кокс, одна из ведьм сомер-сетского ковена (1665), сказала, что «однажды вечером она вышла из своего дома и прошла около мили, когда к ней приблизились, скача на метлах, три человека, находившиеся примерно в полутора ярдах над землей.
отсюда и название этого дня, как правильно заметил marat – суббота (шабаш, конец). Когда танцы закончились, дьяволы спали с ними и наслаждались их обществом. Это позволяет датировать шабаш уже 1440г. Собравшись там, карги и ведьмы подлого и низкого сословия, чьим ремеслом и обычаем было убийство детей и принесение их на шабаши после того, как они были похоронены, были первыми, кто являлся, чтобы поклониться Князю синагоги. Нередко ведьмам на пути к месту проведения шабаша приходилось пользоваться фонарями.
Они стали будить женщину. Мария Магдалина де Пацци, Раймунд Рокко, бл. и вновь в 1387г. Но по ряду причин он предпочитает, чтобы они использовали эти натирания. Cв. Герард Майелла (редемпционист-чудотворец), чудесный мистик Анна Катерина Эммерих, Доминика Барба-льи (умерла в 1858 году) из Монте-Санто-Савино (Флоренция), летавшая едва ли не каждый день.
Видя, что многие без всякого стыда предаются самому дикому разгулу и тут же, ничем не сдерживаемые, совершают непристойным образом известный акт, ужаснувшийся наблюдатель понял, что попал на шабаш. La Mystique Divine, III, 2. Среди тех, кто во время молитвы поднимался над землей, удостоенная стигматов св.
Каждая ведьма, по поверьям, прилетала на шабаш на метле, на вилах или на кочерге. В одном случае, правда исключительном, шабаш провели в центре города Бордо. Что касается другой «религии» – постулатов и догм советской эпохи, то и здесь существовали свои символы, праздники, образы вождей и свои «гонения на ведьм».
В Голландии, Швеции, Норвегии – всюду те же явления, которые тоже напоминали «охоту на ведьм». в англии в государственном порядке неделя начинается с воскресенья. Колетт, Рейньеро де Борго Сан-Сеполькро, св. использовал современное слово «шабаш», хотя его описание носило схематический характер «шабаш» также упомянут в отчете о преследованиях ведьм в Лионе в 1460г. Сильвэн Невильон, казненный в Орлеане 4 февраля 1615 года, признался, что «que le Sabbat se tenoit dans vne maison» и дальнейшие показания свидетельствуют, что они собирались в большом chateau, явно в доме некоего богатого магната, где одновременно могло пребывать до двухсот человек.
По словам верховной ведьмы Антье Ведде (Oberhexe Antje Wedde), в год вольфсхагенские колдуньи получают около семидесяти предложений выступить на частных мероприятиях. Во время знаменитого процесса зимой 1610 года в Логроно, городе Старой Кастилии, проведенного апостолическим инквизитором Алонсо Бекарра Холгвином, братом Алкантаранского ордена, с двумя помощниками, Хуаном Валле Альварадо и Алонсо де Салазаром-и-Фриасом, многие наваррские ведьмы признались, что основные шабаши проводились в Цугаррамурди и Берроскоберро в Стране басков и что дни шабашей были приурочены к «девяти основным праздникам года», а именно Пасхе, Крещению, Вознесению, Преображению, Рождеству и Успению Пресвятой Богородицы, Празднику Corpus Christi, Всех Святых и особенно Дню св. Туда она и приехала на коне в сопровождении своего крестного сына Джона Купера». все христиане соблюдали день субботний. На стене висит портрет (гравюра) г-на Уфле, чем-то напоминающий сатиру Борделона «Histoire des imaginations exiravagantes de Monsieur Oufle» (1710), украшенную пародийными фантазиями о деяниях ведьм. Боге говорит, что день шабаша меняется, но обычно предпочтение отдается ночи на четверг. Духом.
Дерево для них очень часто бралось от орешника, ведьмовского дерева, хотя во времена де Ланкра маги Южной Франции предпочитали «Souhandourra», Сornus san-guinea иными словами, кизил. Другая гравюра (прим. «Поцелуй» отмечался многими исследователями, однако особенно подробное описание дал известный адвокат Жан Боден: «Не существует большего позора, бесчестия или злодейства, чем то, которое допускают ведьмы, когда они должны поклоняться Сатане в виде вонючего козла и целовать его в то место, которое приличие запрещает описывать или упоминать». Главная причина борьбы с ведьмами такова: по сути своей и слет ведьм на шабаше и каждая отдельно взятая ведьма представляли собой своего рода «антицерковь» со своим культом. Бонифация.
Ведьмы, очевидно, заметили его присутствие, но не придали ему значения, во всяком случае, они даже не сделали попытки его преследовать. Другой раз леди стала на колени на стуле таким образом, что можно было видеть все его ножки. Св. Альфонс Родригес, св. Les Parodies Diaboliques) – «Клоунада и шутки сочетались с обстоятельствами, внушающими ужас, ребячество и смех – с неописуемыми мерзостями». Избранные представители трибунала, серьезные и внимательные доктора вошли в комнату.
В районе Лиона на протяжении всего XV в. ведьм называли vaudois (вальденсы). Но все же к XVIb. («La Vauderye de Lyonois»). «Chris-tlich Bedencken und Erinnerung von Zau-berey» (1585г. Мела в Книге III, главе 44 упоминает гору Атлас де Во, колдун, казненный в Этапле в 1603 году, признался, что ведьмы Нидерландов имели обыкновение встречаться в одном из местечек провинции Утрехт.
дьявол отправлял службу с ведьмами из Лидса: «приобщая их к святым дарам: хлеб был похож на вафлю, питье иногда было кровью иногда черной болотной водой». Он абсолютно откровенно приводит такие примеры, как нижеследующий: «Francoise Secretain disoit, que pour aller au Sabbat, elle mettoit un baston blanc entre ses iambes et puis prononcait certaines paroles et des lors elle estoit portee par lair iusques en lassemblee des Sorciers» (Франсуаза Секретен признала, что для того, чтобы оказаться на шабаше, она помещала себе между ног белую палочку и затем произносила определенные слова, после чего переносилась по воздуху на собрание колдунов). Несколько позже Вальтер Man ссылался на легенду о духе Герлы (призраке англосаксонского короля), рассекающем небеса по ночам — призраке, который, 200 лет пропировав с гномами, был вынужден остаться на спине лошади.
Никола Жакъе примерно в 1458г. Хелен Гутри, ведьма из Форфара и ее ковен частенько посещали церковный двор, где встречались с демоном, а в другой раз они «пошли в дом к Мэри Ринд и сели вместе за стол и весьма развеселились и дьявол сделал для них немало» (1661). Кристиан Штридтех пишет в «De Sagis» (XL): «Они встречались в разных местах и по-разному проходили их собрания но обычно они происходили в лесу или в горах или в пещерах и других местах, поодаль от тех, где живут люди». «Apres la dance ils se mettent par fois a sauter». Во время своих собраний некоторые из абердинских ведьм (1597) «танцевали дьявольский танец, скакали на деревьях немалые пространства». Сотни лет спустя общественное мнение переменилось и нападки на шабаши иллюстрировались остроумными сатирами.
Боге тонко подмечает, что шабаши «se tient encor aux festes les plus solem-6 История колдовства nelles de lannee» (до сих пор проводятся на крупнейшие праздники годового цикла богослужений). Карл де Сецце, св. На народном языке эти горы называются Блоксберг или Хевеберг, Брокерсберг или Фогельсберг, как пишет Ортелий в своем «Thesaurus Geographicus». н. э.
Более того из жития св. Среди других обвинений было попирание креста, непристойный поцелуй, поклонение идолу (иногда коту), содомия и обладание дьяволом в качестве домашнего духа. Джованни Фран-ческо Понцинибио в труде «De Lamiis» полностью склоняется к последнему взгляду, но здесь он становится жертвой рациональных предрассудков, в связи с чем знаменитый канонист Франсиско Пенья «наказал» его за опрометчивость суждений. а неделя начиналась с воскресенья.
Так, он пишет о признании Антиды Колас (1598), которая «auoit este au Sabbat a vn chacun bon iour de lan, comme a Noel, a Pascues, a la feste de Dieu».
Очень важным представляется мнение об этих поверьях известного и эрудированного бенедиктинского аббата Регинона Прюмского (906), который в обширном труде «De ecclesi-asticis disciplinas» пишет: «Не следует утаивать, что некоторые женщины, полностью отошедшие от веры и воспоследовавшие за Сатаной, соблазненные иллюзиями и фантастическими видениями, насылаемыми демонами, твердо верят и открыто утверждают, что глухой ночью они скачут на неких зверях вместе с языческой богиней Дианой и бесчисленными ордами других женщин и что в эти тихие часы они проделывают весьма большой путь и повинуются ей как своей повелительнице и в некие иные ночи их вызывают, чтобы они поклонились ей и воздали должное». Шведские ведьмы (1669), приносившие детей в Блокулу, «сажали их на спину зверя, присланного дьяволом и затем они быстро уезжали». Затем они шли и кланялись дьяволу, который сидел на троне, как принц. «Le burlesque sy mele a lhorrible, et les puerilites aux abominations» (Ribet. Можно долго вести дискуссии о том, слетаются ли до сих пор на гору Броккен обнаженные женщины на метле и правду ли нам показывают по телевидению в различных шоу.
Де Ланкр рассказывает, что Великий Шабаш следует проводить у реки, озера или какого-либо водного источника и Боден добавляет: «Места, где встречаются колдуны, заметны благодаря неким деревьям или даже кресту их отмечающим». Вместе с тем следует отметить, что существует и действительная левитация, феномен, безусловно, необычный, но тем не менее известный, многократно фиксировавшийся на современных сеансах спиритизма, где происходила как левитация отдельных личностей, что непосредственно относится к рассматриваемой нами теме, так и поднятие в воздух столов и стульев без участия человека или каких-либо вспомогательных механизмов и при условиях, которые делают невозможным объяснение этих явлений ловкостью рук, шарлатанством или иллюзией. На синтетический характер шабашей указывает тот факт, что те же самые обвинения в поцелуе стыда были сделаны против вальденсов и рыцарей тамплиеров в 1307 г. Их руководителей инквизиция подвергла пыткам, чтобы принудить к признаниям, во многом напоминающим те, что извлекались из ведьм. Один мальчик признался, что «для совершения путешествия он взял отцовского коня с луга, где он пасся».
2-е изд. Как ни странно, за все это время не было произнесено ни слова. Древние кромлехи и гранитные дольмены, камни Марэ де Дол, монолит между Саном и Эллмеллем (Кандроз), даже кресты на рынках сонных старинных городков и английских деревень были излюбленными местами встреч прорицателей и ведунов всей округи. Похожих призраков видели и в Британии. В другом месте она признается: «quelle avoit este vne infinite de fois au Sabbat et quelle y alloit sur vn baston blanc, quelle mettoit entre ses iambes» (что бывала на шабашах очень часто и что туда она направлялась с помощью белой палки, которую помещала себе между ног).
1, 13) «Действительно ли ведьмы телесно могут переноситься с места на место, посещая свои шабаши. » следующим образом: «Мнение, которого придерживаются последователи Лютера и Меланхтона, заключается в том, что, по их мнению, ведьмы участвуют во всех этих собраниях лишь в своем воображении их сознание замутнено некоей дьявольской уверткой. Иосиф Купертинский (1603 – 1663), один из самых необычных мистиков XVII столетия, вся жизнь которого представляется серией высоких порывов и мистических экстазов, нередко поднимался в воздух и оставался там долгое время. Последние были и наиболее часто упоминаемыми днями в признаниях ведьм в Бамберге. Зачаточная форма была представлена в 1335г. «Поцелуй» появился даже в шотландских судах, когда, например, Агнесс Семпсон поклялась, что «дьявол заставил все собрание подойти и поцеловать его в зад, который, как они говорили, был холодным как лед». Тогда ее стали довольно грубо щипать.
Тереза и св. Ланкаширские ведьмы встречались в Страстную пятницу вторым же по важности праздником для них был День Всех Святых (1633). Св. Так, например, Себастьян Михаэлис, видел ведьм, поющих гимны: «Маги и те, кто может читать ноты поют некие псалмы, как они делают в церкви, особенно «Хвалите Господа в вышних», переводя все во славу Люцифера» — «Admirable History» (1613). «Сlaudine Boban, ieune fille confessa quelle et sa mere mon-toient sur vne ramasse, et que sortans le contremont de la chemi-nee elles alloient par lair en ceste facon au Sabbat» (Франсуаза Секретен была перенесена (на шабаш) на белой палке.
В этом смысле подходящей представляется цитата Реджинальда Скота из сочинения Бодена.