Хотя это и была шутка, но она стала провидческой: Поль Сезанн действительно покорил Париж спустя сорок лет своими натюрмортами из яблок. Прежде чем перейти к непосредственно анализу и сравнению двух произведений — натюрморта «Персики и груши» Поля Сезанна и натюрморта «Фрукты и бронза» Анри Матисса — мне представляется необходимым определить временные (и, соответственно, стилистические) рамки, к которым относятся данные полотна.
Как всегда происходит после очередного революционного сдвига границ в воодушевлённом порыве, началось медленное, планомерное, вдумчивое освоение новой территории и соединение её со старой. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства. Колористическая гамма Брака становится более светлой.
Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Работы Мане, Моне, Ренуара, Сислея и многих других «выбивались» из принятой стилистической системы, однако пассионарность их авторов их представление о живописи, в итоге, перевесили предыдущие художественные подходы.
В разнообразии природных форм он угадывал основные геометирческие фигуры – шар, цилиндр, конус и т. п. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. 1867–1869, собрание Леконт, Париж), «Магдалина» (1869, Музей Орсе, Париж).
1869–1870, частное собрание, Париж). Свой новый метод художник использовал не только на полотнах, но и на листах бумаги, компонуя и пробуя различные техники коллажа («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Все предметы на полотнах (вещи, фигуры людей и животных, элементы пейзажа) как бы сливаются в однородную структуру с несколькими выделяющимися на общем фоне яркими красочными пятнами («Адам и Ева», 1935–1939, Художественный музей, Дюссельдорф «Композиция с двумя попугаями», 1935–1939, Национальный музей современного искусства, Париж).
Гавань» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Старый мост в Кане» (1910, Национальная галерея, Вашингтон), «Натюрморт на столе» (1910, Музей современного искусства, Париж), «Стол и стулья» (ок. Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса». Об этом он снова и снова говорит в своих письмах.
В коллеже Сезанн интересовался не только рисованием, но и литературой, в частности он очень любил античных авторов, читал их в подлиннике, а Вергилия считал лучшим поэтом.
На рубеже 1860-70 гг. К началу 1910-х годов полностью сформировался художественный стиль Нольде. Последний оказал значительное воздействие на творческий метод молодого художника. Некоторые работы Гриса показывают, что художник вновь интересуется архитектоникой и абсолютно не берет во внимание сам предмет («Натюрморт перед открытым окном.
Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. Сезанн писал портреты, пейзажи, натюрморты, очень редко – сюжетные картины, у него нет картин сложного содержания.
Именно потому в натюрморте можно говорить о чистой живописи. Особенно интересна серия «Биллиард», созданная в это время. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Сезанн начал больше работать на пленэре. И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре.
Что и делает Сезанн, когда её деформирует. Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. 1864–1868, собрание Леконт, Париж), «Негр Сципион» (ок. Герань была одним из любимых цветов Сезанна.
Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Мастер применяет резкую тень, которая делит объемы пополам (Вашингтон «Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание). Однако, как известно, в 1863 году это новое веяние не считалось никаким веянием вовсе, тем более «свежим» и заслуживающим внимание.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. методом, основанным на обобщении игеометричности формы, построенной контрастами цвета). Произведения Сезанна 1860-х годов знаменуют собой так называемый барочный или романтический, период.
Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. В 1907 году Дерен познакомился с П. Пикассо. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе.
На рубеже 1880-90 гг. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру.
Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Виктории (1890 г. ). Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов.
Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде. Они представляются поистине монументальными. На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
Тем не менее переход к большому синтетизму произошел не сразу. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. Например, в сезанновском «Натюрморте с синей вазой» бока предмета заметно непропорциональны, а стены дома явно кренятся, словно весь мир шатается. 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.
Благодаря хорошо прорисованным складкам на скатерти, она кажетсянастоящей. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны.
Трагическое мироощущение чувствуется в его натюрмортах, которые близки по настроению и духу классическим аллегориям («Графин и рыбы», 1941, Национальный музей современного искусства, Париж «Натюрморт с лестницей», 1943, частное собрание). Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. Таким образом, статичный на первый взгляд мотив становится драматичным сюжетом, глубоким и психологически выразительным («Биллиард», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж «Биллиард», 1945, частное собрание). Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Творчество Брака 1909–1911 годов называют «аналитический кубизм». Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы). С чего такой появился подход. Именно вот таким образом одним из излюбленных жанров мастера стал натюрморт.
Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Этим подходом Сезанн открыл новый поворот в истории жанра, а в искусстве последующих годов его метод в употреблении других художников (Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Роберта Фалька, Пабло Пикассо и др. ) был назван «сезаннизмом» (т. е. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Это восклицание ребенка стало пророческим. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Но он пренебрег желанием родителей и решил посвятить себя изобразительному искусству.
Сезанн «снял» это разделение, объединив в своих натюрмортах обе эти черты. Формы предметов тесно сплетаются друг с другом, а тяжелые и вязкие краски землистых оттенков пронзает сияющее изображение белой птицы как аллегории творческого озарения и свободного полета мысли художника («Мастерская II», 1949, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Мастерская III», 1949–1951, частное собрание, Вадуц «Мастерская IX», 1952–1956, Национальный музей современного искусства, Париж). С изображением человека и пейзажем Сезанн проделывает то же самое.
В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Он искал спасения в живописи. Известный факт: однажды, рассердившись на натурщика, он призвал его равняться на яблоко, «которое умеет оставаться неподвижным». Художественные планы располагаются в основном в параллельной плоскости они тесно сближены. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.
«Персики и груши» датируются 1895 годом. Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок.
Сюда вошли восемь больших полотен в жанре натюрморта. А поскольку форма предмета сделана человеком, потому человек в праве эту форму изменять. В 1946 году зрители увидели картины мастера в Осеннем салоне и на выставке «Искусство и Сопротивление». Разговоры об искусстве почти бесполезны.
1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Таким образом пуристские приемы трансформируются в живописи Леже в некий вариант примитивизма. Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней.
В этом контексте термин «постимпрессионизм» — по крайней мере в применении к творчеству Поля Сезанна — немного вводит нас в заблуждение, ведь в его случае речь идёт скорее о планомерном, осознанном, основательном примирении классических живописных традиций и современных художественных тенденций, ярко проявившихся в рамках той же собирательной категории постимпрессионизма в виде, например, синтетизма Поля Гогена и собственной стилистики Винсента Ван Гога. Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно. В 1930-е годы Леже много путешествовал. Множество неудавшихся полотен он лично уничтожал.
– излюбленный интервал в истории искусств у многих, так как связан со «свежим» веянием, «новым витком», пленэрами и солнечным светом в работах импрессионистов. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино.
В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). Мотивы, методы и приемы этих художников он использовал в своих натюрмортах, пейзажах, композициях с человеческими фигурами («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, собрание П. Леви, Франция «Натюрморт», 1939, галерея П. Матисса, Нью-Йорк «Мрачный пейзаж», ок. В станковых композициях этих лет появились новые тенденции. Завершив учебу в 1861 году, Поль посетил Париж, после чего поступил на работу в банк отца. Быть может, мастер хочет таким образом показать остановившееся время и власть вечности.
Перспектива этих полотен называется перцептивной, то есть глубина пространства на картине значительно приближена к естественному восприятию зрителя. В Девушке у пианино (ок. Ранние работы мастера, выполненные в 1900 — начале 1910-х годов, представляют собой композиции, в которых формы приобретают вид цилиндров и конусов, а колорит тяготеет к однотонности, что придает картинам характер гризайли («Свадьба», ок. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом. Через год он понял, что банковское дело не является его призванием и переселился в Париж.
Человеческие фигуры в композициях мастера приобретают сходство с деревянными или глиняными игрушками народного творчества, что делает полотна похожими на произведения наивного искусства («Чтение», 1924, Национальный музей современного искусства, Париж «Танец», 1930, музей, Гренобль). Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Едва поправившись после тяжелой операции, художник вновь приступил к занятиям живописью. В 1929 году совместно с Озанфаном он открыл Современную академию.
Так, серия «Контрасты форм» (1913) написана строгими, четкими линиями и условными, почти чертежными штрихами. Таковы картины «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники.
1950, собрание П. Леви, Франция). С 1949 по 1956 год Брак занимался созданием серии под названием «Мастерские». Особенно привлекало его творчество Караваджо, К. Коро, О. Ренуара. Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка. С помощью приемов кубизма выполнены и произведения 1913–1914 годов. В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны».
Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. В мае 1915 года он был ранен в голову.
Любимым выражением мастера было: «Композиция цвета В этом все. Как и большинство его товарищей, Леже увлекся идеей синтеза искусств. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты Фрукты, Букет цветов в вазе, Натюрморт с драпировкой, пейзажи Большая сосна близ Экса, Голубой пейзаж, Гора св. На экспозиции было представлено десять полотен Боннара.
Как уже говорилось ранее, между данным полотном и предыдущим лежат полтора десятка лет активного раздвижения границ живописного искусства и освоения новой территории. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Так компоновал Веронезе». Пространства этих композиций отличаются масштабностью, свойственной интерьерным мотивам.
Принцип третий: первоначальный карандашный набросок не должен исчезнуть под пятнами акварели, напротив, он должен быть отчетливо виден, чтобы создать игру линий в пустотах, разграничивающих те пространства, которые надлежит расцветить. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. В студии Сюиса произошло знакомство Сезанна с импрессионистами, в частности с Писсарро. За недолгое время пребывания в Париже он написал «Цирковую лошадь» (1946, собрание Ш. Терраса, Париж) и завершил «Мастерскую в Ле-Канне и мимозы» (частное собрание), начатую еще в 1938 году.
В середине 1890-гг. В 1888 году Боннар поступил в Школу изящных искусств в Париже. Натюрмортам, написанным в 1921–1923 годах, присущи такие качества, как тонкий лиризм и звучность цветовой гаммы («Канигу», 1921, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало «Нотная тетрадь», 1922, галерея Мери Харриман, Нью-Йорк). Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Летом 1945 года Боннар приехал в Париж.
Мотивы, рожденные воображением мастера, заполняют и картины с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913 «Принц и наложница», 1918, обе — в Фонде Нольде, Зебюлль). К этому периоду относится целый ряд его работ в области монументально-декоративной живописи. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. Полотна, созданные в последние годы жизни Гриса, стали его шедеврами и, наверное, лучшими работами кубизма («Стол художника», 1925, собрание Рейтер, Гейдельберг «Голубой ковер», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж «Гитара и нотный лист», 1926, собрание Даниэля Сейденберга, Нью-Йорк).
И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. При рассмотрении акварели изображающей горшок с геранью из коллекции Ганья можно попытаться понять метод ее автора.
Иногда вещи на картинах Гриса предстают несколько схематичными или стилизованными («Скрипка», 1916, Художественный музей, Базель «Натюрморт с игральными картами», 1916, галерея Вашингтонского университета «Шахматная доска», 1917, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Даже модель он стремился уподобить неподвижной натуре, говоря человеку: «сиди, как яблоко». Графические и чисто визуальные знаки в композициях Брака вступают в сложные взаимоотношения друг с другом, они перестраиваются и создают причудливые пластические и смысловые комбинации («Вальс», 1912, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн). Таковы его «Ваза с фруктами» (ок. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни.
Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги.
Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление. В результате часто оказывается, что замысел не совпадает с итогом труда. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.
В период с 1932 по 1935 год мастер занимался преподавательской деятельностью в академии «Большая хижина». «Предметность» современной живописи, начиная с Сезанна, во-первых, связана с тем, что любой предмет, который был «изъят» из своей естественной среды пребывания может быть написан натюрмортно. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия».
Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
В этот период он также увлекался пластическим искусством и керамикой. Характерными образцами барочного периода считаются такие полотна, как «Оргия» (ок. 1878, собрание Леконт, Париж), «Натюрморт с драпировкой» (ок. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Виктории.
Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Период оккупации Франции во время Второй мировой войны художник переживал очень тяжело. Осмелюсь заявить, что по сегодняшним отполированным наукой дизайна представлениям о гармоничной композиции подобная уравновешенность отнюдь не могла бы быть отнесена ни к идеальной, ни к даже приемлемой. Сезанн любит предметы еще и за то, что их форма связана с их функциональностью. Вместе с Писсарро художник работал в 1872–1873 годах в Понтуазе и Овере. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Он побывал в различных странах Европы и в США.
В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов). Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. Каждый вечер Сезанн брал уроки рисования в Муниципальной художественной школе у Ж. Жибера.
Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе.
Площадь Равиньян», 1915 «Лампа», 1916, обе — в Музее искусства, Филадельфия). Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Когда началась Первая мировая война, Брак ушел на фронт. В начале 1870-х гг. Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов.
В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе. Наиболее известными работами этого времени являются «Натюрморты на круглом столе» (1918–1942), «Камины» (1922–1927), «Биллиарды» (1944–1952). Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). 1895–1900, Музей Орсе, Париж).
1865, Музей искусств, Сан-Паоло), «Вскрытие» (ок. 1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж «Обнаженные в лесу», 1909–1911, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В этом смысле символичным представляется его «Натюрморт с морской раковиной и черными часами» (ок. Несмотря на возраст и ухудшающееся здоровье, Боннар продолжал работать.
В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Потому портреты Сезанна и его многочисленные виды на гору Сент-Виктуар для восприятия более «искажены» – мы не можем «отделаться от сознания их скрытой фукциональности». Часы, огромная раковина, ваза, чашка и лимон стали замечательным мотивом для натюрморта. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Здесь изображен уголок мастерской художника.
На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. В композициях, посвященных ночной жизни Берлина, появляются гротескные образы и фантасмагории («В ночном кафе», 1911 «За столом с вином», 1911 «Танец среди свечей», 1912, все — в Фонде Нольде, Зебюлль). Таким образом, Сезанн переносит и на пейзаж и на изображения человека принципы «предметности», что моментально превращает их в натюрморт.
Родители уделяли большое внимание образованию своих детей. В 1908 году Леже стал членом интернациональной группировки «Улей» («Ля рюш») и сблизился с представителями кубистского объединения «Золотое сечение». Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). «Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах. Линии, перпендикулярные к этому горизонту, дают глубину.
Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года). В центре размещены натюрморты с атрибутами искусств. Такова серия «Осенние моря» (1910–1911), написанная густыми пластами звучных красок. Подобие бликов и света и тени наблюдается на вазах, бутылке, статуэтке, но стоит ли их трактовать как чистое совпадение игры света и эстетически важного с точки зрения автора цветового пятна или же как капитуляцию художника перед сложностью формы, не передаваемой исключительно линией. Так, жюри официального Парижского салона повлияло на возникновение контрапункта в художественной жизни Парижа – создания «Салона отверженных», который притягивал больше посетителей, чем официальная выставка.
К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме). С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма». Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им. Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши». Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная.
Окончив коллеж Бурбон в 1858 году, Сезанн поступил на юридический факультет университета в Эксе. Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины. Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать.
Не обошел художник своим вниманием театр и кинематографию. 1799, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Яблоки и апельсины» (ок.