В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов. На протяжении двадцати лет художник работал над своими картинами, пока врачи не поставили диагноз воспаление легких – недуг, который Поль Сезанн так и не смог перебороть. Поль Сезанн умер 22 октября 1906 года в Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни, связанной с простудой при работе над очередной картиной.
А то, что происходит у него в душе, Поль Сезанн изображает и на бумаге. На выставке было представлено пять ее портретов из коллекций американских музеев и мы хотели бы остановиться на самом известном: «Мадам Сезанн в полосатой юбке». Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.
Сезанн Поль (Cezanne), французский живописец. Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в маленьком провинциальном городке Экс. Интерес был таков, что Сезанн создал 300 живописных пейзажей и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания.
У Поля Сезанна умирает отец, который оставляет ему большое наследство – финансовый вопрос был решен, можно было полностью посвятить себя творчеству. Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провас, он был старшим сыном, кроме него в семье было еще двое детей. Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье.
Будущий художник Поль Сезанн появился на свет 19 января 1839 года в городке Экс-ан-Прованс в семье коммерсанта-ростовщика. Поль Сезанн – французский живописец, чьи работы легли в основу перехода к новому, совершенно иному миру искусства 20 века. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылкиПоль Сезанн.
В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (Берега Марны, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Период с 1890 по 1906 получил название «синтетического» в творчестве Сезанна. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе. «портрет Поля Сезанна» (1890-1894), быть может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна.
Их впервые увидело большое количество людей и если простой зритель отнесся к ним достаточно холодно, то среди молодых художников Поль Сезанн сразу же стал художником номер один. Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в маленьком провинциальном городке Экс-ан-Прованс. Сезанн даже оставил большие участки незаписанного грунта используя его цвет. Умер Поль Сезанн 22 октября 1906 года.
Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Неудивительно, что когда в ноябре 1862 года, Золя отправился в Париж, Сезанн последовал за ним, располагая средствами скромными, но достаточными, чтобы иметь возможность заниматься живописью, не беспокоясь о хлебе насущном.
Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
«Женщина с кофейником» (1890 и 1894), обращенная лицом к зрителю, предстает перед нами как монументальная башня, поражая массивностью своих форм. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»).
Это восклицание ребенка стало пророческим. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. многочисленных натюрмортах, — считает Н. Л. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов. воздушной среды. Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы.
Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки». Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Сезанновская система построения формы с помощью отдельных мазков, «живописного модуля», достигает здесь своего апогея. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. картины, созданные Полем Сезанном в 1890-1906 г. г. Раздел 4.
Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Это прежде всего странная для линейного подхода неправильность перспективы: фигуры Пьеро и Арлекина существуют словно в разных пространственных измерениях.
После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. С начала 1880-х годов к созданию большого стиля, «музейного» искусства – то есть именно к тому, к чему шел Сезанн, – обратились уже и сами импрессионисты.
Хотя после этого художник принял участие еще только в одной, третьей по счету, выставке группы (1877), ведущие мастера направления высоко ценили его живопись и приобретали его картины. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем.
70 картин, созданные Полем Сезанном в 1880-1890 г. г. Раздел 3. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках.
Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами.
— Простые по мотивам, они всегда торжественны, передают материальность мира вещей, как бы наполненного значительным смыслом. Свои первые натюрморты «Черные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником» Сезанн написал около 1869-1870 годов. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. «Квартал Фур в Овере-на-Уазе» (Пейзаж в Овере) — одна из лучших работ Сезанна раннего импрессионистического периода.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах».
К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей.
Виктории. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Удивительная симметричность композиции, с черной бутылкой на столе, «держащей» центр, двумя сидящими игроками и чуть сдвинутым вправо столом, производит впечатление равновесия форм и тонкой сбалансированности цветовой гаммы.
Временами он бормотал имя своего покойного друга Эмиля Холя и постоянно звал сына. В 1872 году Гортензия родила Полю сына.
Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. На рубеже 1880-90 гг.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Это была скрытая, но упорная борьба с обстоятельствами, людьми и, в первую очередь, с самим собой, с собственной неуверенностью импульсивностью, неуравновешенностью, колеблющейся от энтузиазма до отчаяния. Революция разрушила прежние традиции, но новые эстетические критерии еще не сформировались и в умах царил полный беспорядок. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона.
За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса.
Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. Вскоре Сезанн знакомится с ведущими импрессионистами того времени Мане, Писсарро, Моне, Ренуаром и др. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого. В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения.
Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.
По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, так как декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности. В середине 1890-гг. Главное при восприятии картин Сезанна— не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую. Из наиболее интересных важно отметить «Курящего солдата» Михаила Ларионова, продолжающего сезанновскую тему курильщика, но трактованную в духе русского примитива, а также «Курильщика (стиль подносной живописи)» Натальи Гончаровой.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Первый период самостоятельного творчества художника, пришедшийся на вторую половину 1860-х годов, называют романтическим или «темным» : эти ранние вещи написаны плотными, энергичными мазками, построены на контрастах света и тени, наделены напряженной экспрессией. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Валеры— от самых светлых до самых темных— устанавливаются сразу и переносятся на бумагу прямо с палитры.
При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. оранжевым тоном кожи. 1869).
В 1872 году Ортанс родила Сезанну его единственного сына. Он не был богат, но обладал чутьем, позволившим ему собрать первоклассную коллекцию современных художников, включавшую работы Мане, Ренуара, Моне и Писсарро. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Несмотря на это, Сезанн, раздираемый сомнениями, вернулся в родной Экс и поступил на службу в банк отца, но не смог выдержать долго и вновь отправился в Париж. Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце.
Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем. Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Их сила и характерность, достоверность действия, крепость общей композиции показывают, что интенсивность цвета не является препятствием для создания единства целого, а напротив, подчеркивает его». Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Последней картиной Сезанна, написанной за месяц до смерти, считается «Садовник Валье». Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). Абсолютно продрогший, художник пошел домой.
К этому же времени относятся еще два важных события в жизни художника: во-первых, разрыв отношений с Золя (в главном герое опубликованного им романа «Творчество» – художнике-неудачнике Клода Лантье – Сезанн узнал свои собственные черты), а во-вторых, смерть отца, Луи-Огюста Сезанна, сделавшая художника состоятельным человеком. Уже его картины 1870-х годов, зачастую сходные по тематике с импрессионистическими («Завтрак на траве», 1869 – 1870, частное собрание), наделены в противоположность последним полновесной пластикой и устойчивой, ясной структурой. После сближения с импрессионистами Сезанн часто пишет картины на пленэре. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. синий цвет платья, облекающего мощное тело, контрастирует с нежным серовато. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста. Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение.
жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Сезанн, даже в компании единомышленников нередко позволявший себе быть резким и раздражительным, наиболее ценил общество Писсарро, с которым был связан следующий, «импрессионистический» этап развития его живописи (1872 – 1877).
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Сезанн, отличный ученик, с несомненной склонностью к древним языкам, часто сочиняет стихи на латыни.
Они дали мне урок благородства». Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). Виктории» 1906 года, одна из последних картин художника.
И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. В письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои взгляды: «Нужно вернуться к классицизму через природу иначе говоря, через ощущение. На первом этапе творчества, продолжавшемся до начала 1870-х годов, Сезанн стремился выразить свои напряженные внутренние переживания. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.
После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Его палитра заметно посветлела, очистилась от черных тонов.
К тому же кубизм для Пикассо был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной игрой, а не поиском основ бытия, вот таким образом и внутреннее содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее содержательности лучших работ Сезанна. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. «Поль Сезанн и русский авангард начала XX века» — выставка, с большим успехом экспонировавшаяся сначала в Эрмитаже, а затем в Музее изобразительных искусств им.
В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Его палитра с образами Понтуаза заметно посветлела, очистилась от черных тонов. Разноликим и многогранным предстал перед нами Сезанн на этой выставке. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом.
Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. На первом этапе творчества, продолжавшемся до начала 1870-х годов, Сезанн стремился выразить свои напряженные внутренние переживания.
Здесь все транспонировано—выцветшая стена фона, раздвинутые занавески с их желтыми, красными и зелеными тонами, едва намеченный пол. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Один из лучших пейзажей – «Мост через Марну в Кретее» (1888). Кажется, что каждая точка картины знает все обо всех остальных. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. На рубеже 1860-70 гг. Он получает премию за живописные этюды фигур. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.
Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости». Но ничего этого здесь на самом деле нет. Однако большие надежды, которые Сезанн возлагал на Париж, не оправдываются, хотя он часто посещает Лувр и копирует там работы Тициана, Рубенса и Микеланджело. Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени и остаётся всегда таким же. На первую выставку импрессионистов 1874 года Сезанн отправил три работы, в том числе «Дом повешенного» (1873, музей Орсе, Париж).
Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731).
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Он утверждал, что Сезанн обладает уникальным видением. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга.
Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. При помощи тысячи нюансов эти тона создают объемность изображений. 63 картины, созданные Полем Сезанном в 1861-1879 г. г. Раздел 2. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж.
И все же если под авангардом обычно подразумевают русский кубофутуризм. Художники «Бубнового валета», такие, как Машков, Кончаловский, Лентулов, за которыми закрепился ярлык «московских сезаннистов», по-своему интерпретировали творческое наследие Сезанна. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин». Начав свой творческий путь с неловких подражательных опытов, Поль Сезанн к концу жизни стал знаменитым художником, создавшим собственный уникальный стиль, оказавший огромное влияние на многих идущих следом за ним мастеров кисти. Герань была одним из любимых цветов Сезанна.
Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. «Портрет Поля Сезанна» (1890–1894), быть может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху.
В этот период Сезанн еще работает в манере импрессионистов, в живописи которых главным была динамика изображения свето. Он обожал Тинторетто, Веронезе и отвел Сезанна в Лувр смотреть их картины, а также произведения Рубенса, Тициана и Джорджоне. Получив разрешение на копирование картин старых мастеров в Лувре, Сезанн избрал в качестве образцов полотна Никола Пуссена и Эжена Делакруа. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Ярко.
Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. В начале 1870-х гг. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся.
Манера подачи Сезанном пейзажа была уникальна в своем роде в ней можно было разглядеть первые ростки кубизма. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Знак зодиака — Козерог.
Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок.
В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией. После провала на экзамене Сезанн вернулся в Экс и продолжил занятия у Жибера. Каждый волен видеть, понимать его искусство по-своему. Одна из наиболее значительных работ Сезанна этого периода – картина «Девушка у пианино.
Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Пушкина в Москве. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. Одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина «Персики и груши» (1888). Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. По мнению Л. Вентури: «Картежники (1890–1892), пожалуй, самая выдающаяся композиция Сезанна.
Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Виктории (1890 г. ).
Он искал спасения в живописи. Работал Сезанн настойчиво и с большим напряжением. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра.
Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В этот период Сезанн еще работает в манере импрессионистов, в живописи которых главным была динамика изображения свето-воздушной среды. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги.
На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре.
«Разговоры об искусстве почти бесполезны. Цветовой эффект основан на контрастах между сине. Здесь изображен уголок мастерской художника. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Но даже носить на спине этюдник было для художника почти непосильным трудом и каждый вечер он возвращался домой абсолютно измученный. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия». розовым цветом фона и ярко. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник лежал, кашляя и мечтая по постели, в пустой мрачной комнате, находясь под присмотром своей сестры Мари. типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Рисование стало всем для Поля. Был свой Сезанн и у художников русского авангарда. «Крестьянин в синей блузе» — один из таких персонажей.
В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). 1880, частное собрание, Винтертур). Впервые Сезанн привлек внимание публики весной 1874 года. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе. Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. В Девушке у пианино (ок.
старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Поль Сезанн (фр.
В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. В этом сочетании зависимости с нетерпимостью заключена главная особенность характера Сезанна. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника).
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. С этим периодом совместного творчества художник Сезанн связывал пробуждение в себе «сильного чувства природы – необходимого условия всякой концепции искусства». Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Форма уже распадается на отдельные элементы. Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен.
Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров. Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. Вот что вспоминает его современница Матильда Льюис, встретившая Сезанна в 1894 году в Живерни (Сезанну было тогда 55 лет): «Месье Сезанн родом из Прованса, он очень напоминает тех южан, которых описывает Альфонс Доде. Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено.
И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался.
Писсарро распознал самобытность сезанновского таланта. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Однако Парижская жизнь его угнетает и он периодически возвращается в Экс, где может работать уединенно и спокойно. Несмотря на то, что художника поддерживают Камиль Писсарро и ряд импрессионистов, свои работы в ежегодных Салонах выставить ему не удается. В 1872 г. Поль Сезанн селится в Понтуазе, где в это время живет и работает Камиль Писсарро. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе.
Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья.
В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Проведя весь день на улице, Сезанн простыл, у него начался жар. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Это был сложный период для французской живописи. Отказавшись от построения формы с помощью контуров, Сезанн начал лепить ее цветом, от чего форма сделалась более пластичной и весомой. «Игроки в карты» — один из пяти холстов на эту тему, созданных Сезанном, самый маленький по размеру, но не уступающий другим по своим живописным качествам. Сезанн написал целую серию портретов крестьян и потом их образы стали прототипами его «курильщиков» и «игроков в карты». 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро.
Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
Эта выставка была первой из восьми выставок импрессионистов, прошедших в период 1874 г. по 1886 г. Кроме первой, Сезанн принимал участие только в третьей (1877 г. ), на которой экспонировались шестнадцать его картин. После 1877 г. Сезанн постепенно перестает общаться с импрессионистами и работает уединенно в своем доме в Эксе, что объясняется двумя причинами: во-первых стилистически он все сильнее отдаляется от импрессионистов, а во-вторых он удручен неприятием его творчества арт-критиками и публикой. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Могучая творческая индивидуальность Сезанна соседствовала с неустойчивостью его натуры. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Определенного успеха Сезанн добился лишь на Салоне 1882 года. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
В 1870-е годы началась серия автопортретовАвтопортрет — портрет художника, выполненный им самим. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
Прежде позволявший себе насмешки над религией художник стал убежденным католиком. Увертюра к Тангейзеру» (ок. Поль Сезанн (1839-1906) родился во французском городе Экс-ан-Прованс. С 1852 г. Поль учится в колледже Бурбон (Collge Bourbon), где встречает Эмилем Золя и заводит с ним дружбу. В 1856 г. Сезанн поступает в местную школу изящных искусств. супрематизм, конструктивизм, беспредметную живопись, то на этой выставке был представлен скорее «русский сезаннизм», а не авангард. Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов.
На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. Пушкина. В четырех разделах коллекции представлено 245 произведений Поля Сезанна.
В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Мальцева. («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Художнику нужно было обязательно видеть то, что он пишет, чтобы не поддаться соблазну случайного, подверженного стремлению к выразительности, толкованию натуры. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Вместе с Писсарро художник работает в Понтуазе под Парижем (1872), а затем переезжает в Овер, где остается до 1874 года.
Однако художник во многом был не согласен с догмами импрессионизма и всегда хотел следовать традициям старых мастеров. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник.
В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника.
Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Священник исполнил последние обряды над умирающим. Натюрморты занимают особое место в его творчестве.
Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Портрет из Бостонского музея, на котором мадам Сезанн изображена сидящей в большом красном кресле, был выставлен на знаменитой посмертной выставке Сезанна в Осеннем Салоне 1907 года. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см).
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. У художника начался бред. Он как бы лепит объемы десятками мелких мазков, причем теплыми оттенками пишет лежащие ближе к нам, а холодными – удаленные планы предметов. Попытка разгадать особенности формируемого самой природой пространства и привела к изломанности и напряжённости движений персонажей картины.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи.
С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ).