Во всех работах Сезанна открывается почтение к чистоте, достойности простых форм путем изображения их с почти классической структурной устойчивостью. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел. В 1880-90-е годы Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887 в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900 и в других собраниях). Сезанн познакомился с творчеством Моне, других импрессионистских художников.
Сезанн, подчиняясь буйному воображению, начал писать картины, сюжетами которых стали страсть, чувственность, смерть. Сезанн создал эффект колеблющейся системы играя перпендикулярными плоскостями, нежно перемещая тона и цвета. По настоянию отца в 1858 году Сезанн поступает в юридическую школу при университете родного города и занимается в Муниципальной школе рисования. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной. В импрессионистический период (1872—1879 гг. ) образы, создаваемые Сезанном, приближаются к реальной жизни, с более тонкими и светлыми цветами.
В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. В ноябре 1862 года, вскоре после возвращения Золя в Париж, Сезанн последовал за ним, располагая средствами скромными, но достаточными, чтобы дать ему возможность заниматься живописью, не беспокоясь о хлебе насущном. Картина «House of the Hanged Man» (1873-1874, Лувр) характеризует данный период в биографии Сезанна.
Стараясь добиться известности, Сезанн каждый год представлял картины в Салон – выставку современного искусства, находившуюся под покровительством Французской Академии изящных искусств, бывшей главным арбитром общественного вкуса. Естественное соотношение форм тяжелой, выжженной солнцем земли Прованса и прозрачность здешнего света напоминали Сезанну его представления об Италии и Греции и Прованс был связан для него с этими странами как один из "великих классических ландшафтов". Его «Bathers» (1898–1905, музей искусств Филадельфии) является монументальным воспроизведением многочисленных визуальных систем Сезанна. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. В самом конце жизни Сезанн блестяще реализовал эту идею в "Больших купальщицах".
Умер Поль Сезанн 22 октября 1906 года. Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованс на юге Франции. В конце 1895 года произошло заметное изменение в восприятии творчества Сезанна критикой, равно как и публикой. П. сезанн – один из самых значительных мастеров конца XIX – начала XX вв., художественные открытия которого во многом определили облик современного искусства и легли в основу таких явлений, как фовизм и кубизм.
Большой педагогический дар Писарро помог Сезанну в поисках его собственной неповторимой манеры живописи. Сезанн в своём творчестве соединял принципы классицизма и романтизма интеллекта и страсти, уравновешенности и порыва, гармонии и выражения индивидуальности. Будущий художник Поль Сезанн появился на свет 19 января 1839 года в городке Экс-ан-Прованс в семье коммерсанта-ростовщика. Большое влияние на творчество Сезанна оказал Камиль Писарро. В конце концов, Сезанн добился от отца позволения уехать на пару месяцев в гости к товарищу.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылкиПоль Сезанн. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания. Наиболее удачна в этом смысле серия портретов, созданных Сезанном во время его частых посещений Экса. В изображении П. Сезанна персональные качества Пьеро и Арлекина отлились в извечную и неизменную форму, словно застыли в каменном безмолвии.
Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»). Свой интерес к человеческой фигуре, сохранявшийся всю жизнь, Сезанн выразил и в создании групповых портретов. К числу немногих работ Сезанна этого периода – с конца 1858 года до весны 1861 – относятся «Дети с кроликом», повторяющая гравюру с картины Прюдо под тем же названием. В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье.
Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Именно там Сезанн понял, что хочет стать художником. Тогда Сезанн разрисовывал стены в доме углем, создавая весьма правдоподобные изображения.
Однако ежегодного приза по рисованию в коллеже Сезанн никогда не получал – его в 1857 году удостоился лучший друг юного Поля Эмиль Золя. Поль Сезанн умер 22 октября 1906 года в Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни, связанной с простудой при работе над очередной картиной. С середины 80-х годов Сент-Виктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей Сезанна и оставалась ею до конца его жизни. Признание пришло к Сезанну уже около 1900 года.
Природная робость не позволила Сезанну влиться в круг будущих импрессионистов. Творческий путь Сезанна принято условно делить на несколько периодов, каждый из которых отличается своими особенностями. Интерес был таков, что Сезанн создал 300 живописных пейзажей и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.
Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике. Сезанн писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни – не в пример другим великим художникам, его равно увлекали натюрморт, пейзаж изображение фигур людей и портретная живопись, но натюрморту он уделял особое внимание. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов.
В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (Берега Марны, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.
е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. В ноябре 1862 г. он снова вернулся в Париж. 1890-хгг. ) портрет А. Воллара (1899, Музей Пти-Пале, Париж) и др. («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Среди кумиров современности того времени — художник и график Эжен Делакруа и художник Гюстав Курбе.
Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. П. Сезанн. Один из гл. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5.
Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. П. Сезанн «Пьеро и Арлекин» (1888-1890). С. полагал, что бесконечное многообразие форм природы зиждется на таких структурах, как шар, цилиндр, конус, соотношение которых лежит воснове закономерностей устройства Вселенной.
В этот период П. Сезанн стремился передавать только объемы, цвет как таковой его пока не интересовал. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Москва. П.
В 1872-1873 гг. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям. Золя уехал гонимый бедностью, – его мать не могла более обеспечить себя и сына в Эксе и решила искать помощи у старых друзей мужа в Париже. Москва. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой.
мастеров постимпрессионизма, С. приобрёл мировую известность лишь после посмертной выставки (1907). Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) — то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им. 1890-94. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Импрессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур» тут работали Писсарро и Гийомен.
В 1861 уехал в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с К. Писсарро, позднее работал сним в Понтуазе и Овер-сюр-Уазе (1872–73), пользовался его советами. Сезанн. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. Опост Ренуар однажды рассказывал:. Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). А. С. Пушкина. 1876, ГМИИ, Москва).
Нередко в пейзажах С. доминирует вертикаль– ось, вокруг которой чётко распределяются пространственные планы («Гавань Марселя», 1883–85, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. ). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Эрмитаж. Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски "Обиталище ветров". В этом контексте встреча с импрессионистами будет определяющей. 55 х 74, 5 см.
Материальный мир картины сбалансирован единством людей и объектов изображения. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. С. начинает работать на пленэре и хотя его палитра высветляется именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с Импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 1872-73, «Поворот дороги», оба произведения — в Музее импрессионизма, Париж). В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. Прожив в Париже пять месяцев, Сезанн все же вернулся в Экс.
На самом деле я только переменил жилище, а скука осталась при мне". Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
Наследие С. включает также многочисл. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Автопортрет.
Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Вот таким образом в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ, Москва Мост на Марне в Крейтеле, 1888, ГМИИ, Москва). И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались. Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им.
Он искал спасения в живописи. Сезанн (Cйzanne)Поль (19. 1. 1839, Эксан-Прованс, — 22. 10. 1906, там же), французский художник, ведущий мастер Постимпрессионизма.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу.
характерны некоторая чрезмерность эмоций, пастозность и стремительность живописи, давшие повод назвать этот период «романтическим» («Оргия», ок. В костюме Арлекина художнику позировал его сын, а в костюме Пьеро – приятель сына.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Перрюшо А., Сезанн,, М., .
Яворская Н. В., Сезанн, М., 1935. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Ленинград. П. Через неделю художник скончался от воспаления легких. Музей изобразительных искусств им.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Сезанн (Франция). Эмилю тогда было шесть лет. Скорее всего в персонажах картины не следует искать скрытую символику, тем более что самому художнику она была чужда. Фрагмент.
102 х 81 см. В пейзажах Сезанна почти не встречаются совершенно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. 1888, ГМИИ), циклы картин (в разл.
На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Как и другие провансальские художники, он был привязан с солнечным пейзажам родных мест. я встретил его на улице с картиной под мышкой, почти волочащейся по земле. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени ученик Писсарро, отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту.
В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Rewald J., The ordeal of P. Cйzanne, L., 1950. В 1861 году Сезанн впервые отправился в Париж, но провалился на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах (Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Импрессионизм Сезанна был абсолютно иным, с собственным взглядом на мир. В 1869 г. Сезанн познакомился с Мари-Ортанс Фике, которая подрабатывала позированием. Среди пейзажей С. особое место занимают сияющий голубой кристалл горы Св. Холст, масло. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858-62) и Академию Сюиса в Париже (1861-65). Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.
Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. 1879.
Он старался примирить классику и современность, хотя, как известно, свобода и канон – «две вещи несовместные». зрительному восприятию глубины пространства. Он разработал систему каналов и дамбу известную как «Плотина Золя», но умер раньше, чем строительство завершилось. Голова Пьеро, напротив, опущена вниз, взгляд широко открытых глаза углублен в себя.
А. С. Пушкина. Участвовал в «Салоне отверженных» (1863) вместе с Э. Мане, Писсарро и др. Разочарование Сезанна объяснялось многими причинами, но одной из них была – тоска по дому.
А. С. Пушкина. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Ленинград. П. Государственный Эрмитаж (Петербург)На этой картине Сезанн изобразил ткань с растительным орнаментом, белый кувшин, расписанный цветами, яблоки и апельсины на двух тарелках, смятую светлую скатерть и смятую полупрозрачную салфетку. Venturi L., Cйzanne. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.
1880, частное собрание, Винтертур). уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х гг. многозначительности, объёмы вылеплены цветом, что выявляет мощную геометрию форм. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм.
От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Он родился в Париже, его мать была француженкой, отец – греко-итальянского происхождения.
Поль Сезанн. Государственный музей изобразительных искусств им. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах.
Мало что происходило в Эксе. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Вещи, которые художник использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. Поль Сезанн. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Son art, son oeuvre, v. 1-2, P., 1936. Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом (Купальщики, 1890-1892, Музей Орсэ, Париж).
Сезанн. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). П. Сезанн. Родился всемье банкира. 1864–68, собрание Леконта, Париж и др. ).
Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Еще более важным обстоятельством явилось то, что он охладел к своей работе.
Он сделал это по настоянию отца. Осмеянный критикой и презираемый публикой, Сезанн глушил свое разочарование тяжелой работой. Москва. П.
47 56, 5 см. 1888. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». музеях мира) и исполинская красноствольная сосна– в их торжеств. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Впоисках сути образа С. избегал преходящих моментов (мимики, жестикуляции, даже психологизма) портретируемые выглядят серьёзными, самоуглублёнными: автопортреты (с 1861), «Пьеро и Арлекин» (ок. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Участвовал в выставках импрессионистов (1874 и 1877), однако в изображении человека и природы вместо импрессионистич. Он сделал это по настоянию отца.
н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (Фовизм), либо развивали тезис С. о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (Кубизм). Лит. : Воллар А., Сезанн,, Л., 1934. Позднее, самоуверенный Луи-Огюст Сезанн отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. линейной перспективы используя «перцептивную» перспективу, отвечающую естеств. Сезанн связан дружбой с Пикассо.
Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879-82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста. Попробую продать эту вещь. Эрмитаж. Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. «Тебе, – заявляет Золя, – не хватает характера, ты страшно заблуждаешься и в мыслях и в поступках, принципиально соглашаясь, чтобы все шло само по себе и полагаясь на благосклонность обстоятельств».
Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (т. Многолетние безуспешные попытки попасть в Салон, скандальная шумиха вокруг его картин (в тех редких случаях, когда они выставлялись), мелкая травля в провинциально-мещанском городишке – все это терзало П. Сезанна гораздо меньше, чем постоянное недовольство собой. Достаточно сделанный этюд, не правда ли.
Натюрморт. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением. 1894-1895 гг. И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Они вместе и в то же время порознь.
В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. илл. ). Искусствовед А. Дубешко отмечает: «Сезанн намеренно допускает подобное нарушение в перспективе в знак отказа от привычного академического натюрморта, где все предметы рассматриваются под одним углом». Но полотно создаёт впечатление цельности материального мира. Виктории (с сер.
1, М., 1965. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он снова и снова писал яблоки.
Золя, уговоривший его ехать в Париж учиться живописи, в конце концов разразился гневным письмом: «Если искусство для тебя только прихоть, которой ты предаешься в часы скуки, если это лишь развлечение, предмет разговора, предлог, чтобы не становиться юристом то ты для меня загадка – сфинкс, нечто неописуемо противоречивое и темное». В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсарро. однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 1864-68, частное собрание, Париж. А осенью отец умер, оставив сыну большое наследство. Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 1865-68, частное собрание, Лондон).
Сезанн. В 1906 г. он, работая на природе, попал под сильный дождь. В 1858 г. по настоянию отца Сезанн поступил в юридическую школу при местном университете и одновременно занимался в Муниципальной школе рисования.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна.
«Убийство», 1867-70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением.
Для произведений 1860-хгг. Виктории (1890 г. ). Его мать потеряла унаследованное состояние в результате запутанного судебного процесса. Он стал как бы импрессионистом наоборот. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна.
В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Постепенно он начал вырабатываться тот неповторимый индивидуальный стиль, который так ярко проявится в великих пейзажах и натюрмортах его зрелой поры. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии.
«Берега Марны». Музей изобразительных искусств им. Он продолжал учиться на примерах своих кумиров – Пуссенна, Энгра, ног и творчество импрессионистов не было ему безразлично. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
«Пьеро и Арлекин». Сезанн. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, O. Домье. Холст, масло. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. концепции.
Писсарро едва не с благовением: «Он был мне отцом кем-то, вроде Ангела-хранителя». А. Марков. П. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. Копировал старых мастеров в Лувре, картины Э. Делакруа и Г. Курбе. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений. Принципы искусства С., в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 в. на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию.
Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. Красно-чёрное трико Арлекина символизирует пламя на углях. МоскваП.
Художник ощущает стремление вновь погрузиться в атмосферу Экса. Музей изобразительных искусств им. Но если импрессионисты имели какие-то общие принципы в подходе к изображению (например, природы), то П. Сезанн Держался особняком индивидуально разрешая поставленные Перед собой проблемы.
Натюрморт становится излюбленным жанром С. : предметы, фрукты, ткани исполнены торжеств. С. вносит коррективы в принципы традиц. Сезанн принадлежал к числу художников, которым не легко дается техника.
напряжения, в неспокойных цветовых соотношениях. П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой» (1895). жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Это восклицание ребенка стало пророческим. Окрестные крестьяне продавали в Эксе свою сельскохозяйственную продукцию.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Так было и раньше. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. П. Сезанн «Девушка у пианино (Увертюра к Тангейзеру)» (1868). В последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами (В комнатах, 1860-е гг., ГМИИ, Москва). И тоже безуспешно, так как его картины резко отличались от выставляемых в Салоне произведений живописи.
Золя надеялся найти в столице «поощрение и любовь, которыми в двадцать лет осыпает нас Бог», но первые месяцы не принесли ему ни любви, ни поощрения., М., 1970. 57, 8 х 92, 5 см. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Холст, масло. 1900.
Над этим полотном П. Сезанн работал очень много (впрочем, как и всегда) изнуряя свои модели долгими часами полной неподвижности. В 1886 г. эта дружба кончилась резким разрывом. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Ранний период творчества П. Сезанна принято условно называть романтическим или барочным (1860-1872). А. С.
К этому периоду относится его знакомство с импрессионистами. Сезанн. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов (Букет цветов в вазе, 1873-1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он мучил тех, кто решался позировать ему, требуя от них совершенной неподвижности. (Тогда многие считали, что в Клоде Лантье, герое романа Творчество, покончившим собой, Эмиль Золя изобразил П. Сезанна. ) Критик Курт Бод прямо так и утверждал, что Арлекин – это и есть Э. Золя другие же, напротив, роль Арлекина приписывали самому художнику, а в Пьеро видели то Э. Золя, то П. Гогена, то намек на семью самого П. Сезанна. Работы Сезанна иногда выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании говорить не приходилось до 1895 г., когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). При таких требованиях изменчивость натуры приводила его в полное отчаяние.
«Гора Сент-Виктуар». И этого достаточно, он не хочет далее развивать повествование (К. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности.
А это были знаменитые Купальщицы – настоящее сокровище. В юности познакомился с Э. Золя, увлекался лит-рой. «впечатления» С. стремился к воссозданию образов, в которых как бы отразился отсвет вечной гармонии Вселенной: предметы наделены объёмом, плотностью уравновешенность цветовых и пластич. Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра».
художник, график. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Национальная галерея. С 1870-х гг. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией.
Виктории. Он стал писать в импрессионистической манере, принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Государственный Эрмитаж (Петербург)Картина написана в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс.
Переписка. словно не подразумевается жизнь это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. до конца жизни картины в разл. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы (Большая сосна близ Экса, 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. С 1874 участвовал в нескольких их выставках. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст.
Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса. Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника.
В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Дома нет больше денег.
Знак зодиака — Козерог. Сезанну позировали его сын Поль (Арлекин) со своим другом Луи Гийомом (Пьеро). В этот период он увлекся натюрмортом. Дело живописца сливалось у него с размышлениями мудреца.
Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. Возможно, это еще одна причина его частых приездов в родные края. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. "Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать". Много лет спустя Сезанн говорил о «скромном и грандиозном».
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Богемская).
О его жизни можно судить по творчеству. Учился в Муниципальной школе рисунка Экс-ан-Прованса (1857–61) у Ж. Жибера. Он начал посещать Ателье Сюисс, мастерскую, предоставлявшую натурщиков, но не проводившую никакого обучения и таким образом готовился к вступительным экзаменам в Эколь-де-Базар – самого авторитетного художественного училища Франции. В первых работах П. Сезанна (В комнатах, Девушка у пианино) многие критики находят немало недостатков (например, небрежность в выявлении формы), но эти картины поражают своим продуманным до мельчайших деталей настроением.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. масс призвана передать незыблемость вещного мира («Дом повешенного», 1873, Музей Орсе и др. ). Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Таковы главные герои сезанновских композиций.
Среди битильонцев Камиль Писсарро был единственным, в ком Сезанн, осваивая пейзажную живопись, видел надежного наставника. Ваза, стакан и яблоки (1880)Произведения Сезанна выражают внутреннюю жизнь художника. акварели и рисунки. Вашингтон. П.
К концу 1860-х гг. Поль Сезанн (фр.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Всеобщая история искусств, т. 6, кн. Сезанн. живописная манера П. Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции (Девушка у пианино или Увертюра к Тангейзеру, 1867-1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Начав свой творческий путь с неловких подражательных опытов, Поль Сезанн к концу жизни стал знаменитым художником, создавшим собственный уникальный стиль, оказавший огромное влияние на многих идущих следом за ним мастеров кисти.
на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). 1896-1900. СЕЗАНН (Czanne) Поль (19. 1. 1839, Экс-ан-Прованс– 23. 10. 1906, там же), франц.
Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. А. С. Пушкина. Когда хилый, лишившийся отца, стеснявшийся своей сильной близорукости, юный Золя, ученик восьмого класса, часто оказывался мишенью для нападок своих одноклассников, пока Сезанн, который старше на два класса, не вступился за него.
Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. ясностью.
Mardi gras является, может быть, самой загадочной картиной Поля Сезанна. собраниях) «Игроки в карты» (с 1890), «Курильщик», «Купальщицы» (оба с сер. красоте художник словно обрёл искомую им гармонию мироздания., П. Сезанн.
И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Ему исполнилось 23 года и он был в самом начале пути. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты.
«Курильщик». «Вот люди», – как бы говорит Сезанн картиной «Игроки в карты». Белая фигура Пьеро кажется изготовленной из гипса. Автопортрет (1875)Французский художник Поль Сезанн родился в провинциальном городе Экс-ан-Провансе в Южной Франции 19 января 1839 г. Его отец был торговцем шляпами, а Сезанн – единственным сыном властного отца (в семье были ещё 2 дочери). Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Это был сложный период для французской живописи.
Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
В истории мировой живописи, может быть и нет явления, подобного П. Сезанну. «Персики и груши». Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. Поддержал юношу в Париже и Эмиль Золя, его одноклассник.
1880-хгг. Возможно, в силу тревожно-обострённого ощущения ускользающего времени для С. было важно утвердить некие вневременные ценности, мир непререкаемо сущий, – так, в «Натюрморте с чёрными часами» (ок. Музей Орсе (Париж)Тема карточной игры традиционна для изобразительного искусства. Картину Сезанна можно отнести к бытовому жанру, но ее содержание выше и значительнее, чем изображение бытовой сценки в трактире. Сезанн всегда был поглощен огромной внутренней работой, стремился к духовному совершенству, никогда не относился к людям неуважительно или безразлично. см. А. С. Пушкина). Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва).
Стол кажется выпуклым и приподнятым за один край. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости».
Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Упорный и амбициозный юноша понял, что здесь он не сможет постичь заветной цели. Ей было19 лет. А бедствовал он так же, как и многие другие импрессионисты.
типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Воспоминания современников,, М., 1972. Loran Е., Cйzannes composition, Berk., 1963. В. (прежде всего на формирование фовизма, кубизма, рус.
В картине Mardi gras (которая имеет еще и другое название – Пьеро и Арлекин) долгое время хотели видеть только тенденциозное произведение, направленное против Эмиля Золя. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. Так называемый конструктивный период творчества П. Сезанна (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции (Фрукты, 1879 – 1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж.
А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895-1900, Музей импрессионизма) изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн. Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
В синтетический период (1888-1899) П. Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ).
авангардизма). Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры.
Обычная публика эту выставку встретила вяло, но молодые художники были потрясены увиденным и Сезанн стал почти легендой. В 1901 г. художник купил участок земли на северной окраине Экса и создал там студию. После непродолжительного обучения в Школе Изящных Искусств Экс-ан-Прованса Сезанн отправился в Париж, где познакомился с Камилем Писсарро, Пьер-Огюстом Ренуаром, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. В 1872 г. Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем. Badt K., Die Kunst Cйzannes, Mьnch., 1956.
2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Золя был на год младше Сезанна.