Поль Сезанн написал полотно «Натюрморт с драпировкой и кувшином» в 1899 году. Прежде чем перейти к непосредственно анализу и сравнению двух произведений — натюрморта «Персики и груши» Поля Сезанна и натюрморта «Фрукты и бронза» Анри Матисса — мне представляется необходимым определить временные (и, соответственно, стилистические) рамки, к которым относятся данные полотна. Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»). «натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов» Сезанна – одно из самых дорогих произведений живописного искусства, проданных когда-либо на мировых аукционах. Несмотря на простоту исполнения, натюрморты Сезанна математически выверены, гармоничны и завораживают созерцателя.
Для натюрмортов Сезанн использовал самые простые предметы – драпировки, компотницы, тарелки, молочник, яблоки, апельсины Благодаря взгляду художника с разных углов создается впечатление, что предметы подвижны, но в то же время устойчивы и гармоничны. Шарден, 1734 г. Слева внизу: Натюрморт с компотницей, П. Сезанн, 1879-1882 гг.
К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Некоторые даже видели в этом выражение эротических фантазмов Сезанна. Так, жюри официального Парижского салона повлияло на возникновение контрапункта в художественной жизни Парижа – создания «Салона отверженных», который притягивал больше посетителей, чем официальная выставка. Отметьте гармонию оранжевого и желтых цветов.
В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки – раздельными. Вскоре Сезанн знакомится с ведущими импрессионистами того времени Мане, Писсарро, Моне, Ренуаром и др. Ибо художника прежде всего интересует ощущение от фрукта, а не точное его воспроизведение. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги.
5. Я копирую. Возникает желание их потрогать. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры.
Сезанн всегда рисует на одну и ту же тему. Виктории. Таким образом, Сезанн переносит и на пейзаж и на изображения человека принципы «предметности», что моментально превращает их в натюрморт.
Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Это был юный Золя. 1.
Натюрморт – популярный и древний жанр изобразительного искусства. Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им. Яблоко вошло в мою жизнь.
Блез Паскаль как-то отметил: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: Яблоками я покорю Париж. Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины.
Позже во время франко-прусской (1870 – 1871) войны Сезанну вновь скрывается от службы в армии. Мэтр порвал с классикой начался марш современного искусства. Щукин. Я полностью вжился в объект.
Поль Сезанн. Поглядите на низ корзины с фруктами.
Сезанн любит предметы еще и за то, что их форма связана с их функциональностью. Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление.
Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать. 3. В 1859-1860 годы Сезанн изучал юриспруденцию и параллельно живопись в муниципальной школе в Эксе. Простые круги. Его формы сведены к главному: «формам-краскам», которые обеспечивают «цветовое ощущение». Что и делает Сезанн, когда её деформирует.
И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом. Мы находимся в его мастерской, в привычном для него месте. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Сезанн «снял» это разделение, объединив в своих натюрмортах обе эти черты. Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении. Творчество Винсента Ван Гога очень многогранно.
Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты этого художника «выражают всю Вселенную». Виктории (1890 г. ). Позже Воллар вспоминал: «Тем, кто не видел, как он пишет, трудно вообразить, до какой степени в некоторые дни он медленно и мучительно работает». Вот эта вывесочная лихая «зазывность» так и привлекательна в его натюрморте. Множество неудавшихся полотен он лично уничтожал.
И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. Благодаря этой поддержке к малоизвестному мастеру пришла настоящая слава. И это не всё. Этим подходом Сезанн открыл новый поворот в истории жанра, а в искусстве последующих годов его метод в употреблении других художников (Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Роберта Фалька, Пабло Пикассо и др. ) был назван «сезаннизмом» (т. е. Это восклицание ребенка стало пророческим.
Обратите внимание: вверху слева – палитра художника. И это ему удалось благодаря принципиально новому подходу в создании натюрмортов, как, например, в «Натюрморте с драпировкой» 1895 года, который сейчас находится в Эрмитаже.
Сегодня Сезанна считают отцом современного искусства. После 115 сеансов работы над портретом Воллара художник уехал в Экс. Однако художник во многом был не согласен с догмами импрессионизма и всегда хотел следовать традициям старых мастеров. Позже, уверившись в своем предназначении, он писал: «Я удивлю Париж яблоком. » И выиграл пари. В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны».
«Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах. 2. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Кто не знает ирисы Ван Гога.
Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. И это придает динамику картине.
Известный факт: однажды, рассердившись на натурщика, он призвал его равняться на яблоко, «которое умеет оставаться неподвижным». На следующий день он приволок огромную корзину яблок». Сезанн сумел воспеть в своих натюрмортах красоту самого обыденного. Скатерть и белая тряпка усиливают эффект всеобщего хаоса.
Его не интересовали дорогие шелка и драгоценные вазы. В 1852 году он был интерном в коллеже Бурбон в Экс-ан-Провансе.
Потому портреты Сезанна и его многочисленные виды на гору Сент-Виктуар для восприятия более «искажены» – мы не можем «отделаться от сознания их скрытой фукциональности». Она нарисована при взгляде справа. С чего такой появился подход. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов).
Это то, что мы внесли в сезаннизм». За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. Грань конца XIX – начала XX вв.
Как-то в рекреационном дворе он увидел мальчишку, которого били. Ее хрупкое равновесие покоится на беспорядке, обрушении. Один из критиков писал о картине: «Если вы посетите выставку с женой, находящейся в интересном положении, мимо портрета мужчины работы г-на Сезанна проходите как можно быстрее Эта голова цвета подметок может впечатлить ее столь сильно, что вызовет желтую лихорадку у ее младенца еще до рождения на свет».
Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы).
И предметы словно движутся навстречу зрителю, а не наоборот. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. В этом контексте термин «постимпрессионизм» — по крайней мере в применении к творчеству Поля Сезанна — немного вводит нас в заблуждение, ведь в его случае речь идёт скорее о планомерном, осознанном, основательном примирении классических живописных традиций и современных художественных тенденций, ярко проявившихся в рамках той же собирательной категории постимпрессионизма в виде, например, синтетизма Поля Гогена и собственной стилистики Винсента Ван Гога. Не важна тема интересующая художника, главное – живопись. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны.
Это – великая находка художника, который рвет с правилами линейной перспективы Ренессанса. «Персики и груши» датируются 1895 годом.
Нет сомнения – эта композиция нестабильна и подвижна. Сезанн говорил, что хочет завоевать Париж одним лишь яблоком. Оцените чувственность исходящую от этих фруктов. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался.
А знаменитые натюрморты с подсолнухами (многие из которых он написал, чтобы порадовать своего друга Поля Гогена) и по сей день можно видеть на открытках, плакатах и популярных для украшения интерьера постерах. Вот этот, например. С изображением человека и пейзажем Сезанн проделывает то же самое. Желая утешить заказчика после столь долгого позирования Сезанн сказал лишь одну фразу: «Пожалуй, я доволен тем, как получился ворот рубашки».
Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов. Этот кухонный стол является частью серии, выполненной им в это десятилетие. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В то же время работы современников-импрессионистов – Клода Моне, Ренуара, Дега – успешно продавались. Они полны точной геометрии и материальности. Коллекционер заказал у художника портрет. Рассмотрите внимательно кухонный стол.
Работы Мане, Моне, Ренуара, Сислея и многих других «выбивались» из принятой стилистической системы, однако пассионарность их авторов их представление о живописи, в итоге, перевесили предыдущие художественные подходы. Вот таким образом задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. «Выделяя мясистые мазки кожи сочного персика, печаль старого яблока, я вижу отражения их любви к солнцу, одно и то же воспоминание о росе».
Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса». «Мы видим глубину, бархатистость, мягкость, твердость предметов их запах», – объясняет Сезанн. В этот период Полю удается избежать семилетней службы в армии благодаря тому, что был куплен «заместитель» из бедной семьи, что в те времена довольно часто практиковалось.
методом, основанным на обобщении игеометричности формы, построенной контрастами цвета). – излюбленный интервал в истории искусств у многих, так как связан со «свежим» веянием, «новым витком», пленэрами и солнечным светом в работах импрессионистов. С 1890 по 1900 годы Сезанн превращает фрукты в основную тему своего творчества. В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин.
Машков — великолепный колорист. В 1906 году он пишет: «. Творчество Сезанна относят к постимпрессионизму. Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши». Две разных точки зрения на один и тот же предмет.
Он нарисован при взгляде слева. – заявил однажды художник, объясняя свою страсть к натюрморту. Плач, смех, скрежет зубовный», – писал он критику Иоахиму Гаске.
На столе – яблоки, груши, айва и один лимон. Левый край не на той же высоте, что правый.
Однако, как известно, в 1863 году это новое веяние не считалось никаким веянием вовсе, тем более «свежим» и заслуживающим внимание. Сезанн долго и тщательно выстраивал свои натюрморты. Анри Матисс – удивительный художник, которого восхвалял С. И.
К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме). Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. Оттого и фон такой темный и фрукты такие яркие. Из общего количества произведений мы видим сто двадцать купаний, шестьдесят видов Эстака и около двухсот натюрмортов, не считая бесчисленных «Гор Сент-Виктуар». Его драпировка — самая обычная белая салфетка, брошенная на простой стол, рядом незатейливый графин и белая расписная плошка — вот и весь набор, оттеняющий несколько разбросанных красных апельсинов и лимонов. «Предметность» современной живописи, начиная с Сезанна, во-первых, связана с тем, что любой предмет, который был «изъят» из своей естественной среды пребывания может быть написан натюрмортно.
– Яблоки Сезанна доставлены издалека. Ощущение, которое можно получить, коснувшись его. Ибо для Сезанна главное – соотношение красок: именно от них проистекает образ. Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев. «Рисунок должен подчиняться цвету, если вы хотите, чтобы мир был передан в его объеме», – писал он.
Именно потому в натюрморте можно говорить о чистой живописи. Я работал над ним несколько месяцев. 4. Геометрия дает гармонию, а материальность создает иллюзию реальности изображенного на полотне. А теперь переведите глаза на ручку.
Тема – еда. Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов. 3. 8. После 1890 года художником все чаще начинают интересоваться коллекционеры.
Другие наоборот быстро обнаруживают гения. Он проводит долгие дни, годы, вглядываясь в сюжет, ходит вокруг него. Доктор искусствоведения Альберт Костенович, описывая картину «Натюрморт с драпировкой», отмечал: «Для создания ощущения объёма Сезанн не прибавляет ни чёрного, ни белил. Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года). Благодаря хорошо прорисованным складкам на скатерти, она кажетсянастоящей.
Натюрморт с яблоками и персиками можно было продать куда успешнее, чем натюрморт с рыбой. В письмах друзьям он с детской непосредственностью описывает прелесть оливковых рощ или плантаций винограда, восхищается трудом обычного трудяги-сеятеля пшеницы. А поскольку форма предмета сделана человеком, потому человек в праве эту форму изменять.
В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе. В первых работах художник тяготел к темный палитре, но после знакомства с импрессионистами его живопись изменилась. От Сезанна здесь и живописная лепка форм, а вот экспрессионизм — абсолютно машковский. А ведь они едва намечены.