Вот таким образом его картины отличны от картин художников того времени и даже картин его друзей, которые, по идее, должны были на него влиять. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Нравилось путешествовать. Ортанс обрела бессмертие.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». Этот взгляд на живопись отличает Сезанна от большинства его современников.
В этом смысле он скорее возрождал, нежели разрушал традиции. Ортанс осталась одна. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде. В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Говорят— работала швеей.
Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Его картины были представлены на Всемирной выставке в Париже.
должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе. Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. Школьный друг Эмиль Золя познакомил Поля Сезанна с будущими импрессионистами Мане, Ренуаром, Моне, Писсаро и несколькими другими художниками.
В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Она любила поговорить — причем не о живописи. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Рисование стало всем для Поля. Он кладет краски так, чтобы соотношение тонов само по себе строило форму — свободную от подробностей, устойчивую, «вечную», — и добивается удивительных результатов.
Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Ей нравилось одеваться по последней моде. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Густая, тяжелая живопись Сезанна в то время казалась многим косноязычной и на диво неумелой. Проще и точнее всего было бы сказать, что он учил мир новому зрению. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы.
Не случайно одним из художников, чьи работы очень сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен, крупнейший представитель классицизма. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Отношение Ревалда к Ортанс изложено в открытом письме другому ученому, намеревавшемуся оспорить подобную трактовку.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз.
Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Примечательно то, как мало зрелое творчество Сезанна свидетельствует о нестабильности натуры своего создателя: когда мир предавал художника, он находил поддержку в своей живописи. Его подозрения подтвердились. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). Он чувствовал, что силы его оставляют. Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе. В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Признание пришло к Сезанну уже около 1900 года.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Они познакомились в «академии» Сюиса, где Сезанн работал ежедневно с шести утра и до одиннадцати вечера, Писарро был первым (и долгое время единственным), кто заметил своеобразие молчаливого одинокого провинциала и оценил его талант.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Так образовался тот «перевес» сознания, благодаря которому от картин Сезанна и сегодня еще исходит, как некий таинственный ток, заложенное в них могучее напряжение мысли, но не исходит необходимое тепло человеческих чувств. Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать.
После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.
Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. Ярлык был готов. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Классицизм прославляет разум – романтизм возвеличивает чувство. Вот и в этот день после обеда он отправился на этюды.
Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника. И вот правда вскрылась.
Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. К ней принадлежало большинство художников, добившихся коммерческого успеха. Сезанн перенес акцент в живописи с предмета изображения на сознание изображающего. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху.
Сезанн не выписывает каждый листик, как это делали академические пейзажисты, но он и не применяет «мерцающий», подвижный мазок Моне или Ренуара, чтобы передать общее впечатление, получаемое от пронизанной светом листвы. Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. Там он познакомился (а затем и подружился) с Писарро, Моне и Ренуаром.
В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд. Никому невдомек было, что здесь и не пахло чудачеством. Они работали вместе в 1872-1873 годах.
(«Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Все случилось по писанному. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Сезанн верил в постоянство форм и красок мира и устойчивость отношений между ними.
А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ). В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем.
Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Ее место не занял никто. Преданным почитателем Сезанна становится Поль Гоген, заявлявший, начиная работать над очередной картиной: «Попробую писать по сезанновски или как Эмиль Бернар». На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж).
Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс. Большое влияние на творчество Сезанна оказал Камиль Писсарро. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Обрадованный столь необычной просьбой, Сезанн прислал около 150 картин.
Он искал спасения в живописи. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей.
Чтобы обосновать свое затворничество, Сезанн заявлял: «Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов». После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св.
В попытке привести свою жизнь в порядок художник приобрел небольшой домик в Эксе, который он использовал как студию и школу в которой обучал своих учеников. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста.
Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Преклонение перед натюрмортами и другими картинами Сезанна подвигли Гогена на знаменитое описание Глядя на Сезанна. Поль Сезанн (фр.
В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».
Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. Французский художник, представитель постимпрессионизма. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс.
Его формы таинственны и гнетуще спокойны, как у человека, погруженного в сон, его цвет исполнен восточной важности. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Поль Сезанн, краткая биография которого изложена в этой статье, скончался в возрасте 67 лет, в октябре 1906 года. Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя. Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле».
Его опыты нередко поднимались до вершин ясности и величия. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее. Золя, пораженный угнетенным состоянием Сезанна, решается на хитрость и предлагает ему написать свой портрет. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках.
«Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую». Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков.
Через год они уже жили вместе. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение. О папаше Танги можно без ошибки сказать, что он торговал больше из любви к искусству.
Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
Впоследствии он называл Писарро «добрым богом» и до конца жизни именовал себя его учеником. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника.
Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Чтобы почувствовать это, достаточно посмотреть хотя бы «Мост над прудом» или «Берега Марны» — как там написана зелень деревьев и ее отражение в воде. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак.
Вопреки сильной поддержке со стороны других более успешных у публики постимпрессионистов, художник оставался в тени. Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Сезанн вел их в одиночестве, сжигаемый сомнениями, пока не сблизился с Камиллом Писарро. Когда-то здесь было загородное поместье Оноре-Армана Дюка де Виллара, правителя Прованса при Людовике XIV. «Папаша Танги», как его называли все, смолоду торговал вразнос красками.
После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Но силы оставили художника, он упал без сознания. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж.
2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Знакомство с Писсарро и Моне сильно повлияло на творческое кредо художника и он стал стремиться к обновлению в искусстве, увлекшись импрессионизмом. Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца.
Не знаю известна ли была еще где-нибудь такая «узкая» профессия даже в Париже и его окрестностях, где полно было художников, такое «коробейничество» приносило не бог весть какую выгоду. Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Поль Сезанн родился во Франции 19 января 1839 года в городе Экс-ан-Прованс в семье состоятельного буржуа. Дома раскладывала пасьянс. Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен. В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна Пьеро и Арлекин, Мост на Марне в Крейтеле, Дорога в Понтуазе и т. д. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Для классицизма основным принципом является структурный для романтизма – цветовой. Но зрители к работам Поля Сезанна равнодушны.
Сезанн относился к этому скептически, но не возражал. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у П. Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей его многочисленные пейзажи исполненные в Понтуазе, пустынны более того, в желто-охристых кристаллах домовДом — свое жилье, а так же семья, люди, живущие вместе их хозяйство. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Их, этих портретов, 29 – масло, акварель, графика. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Большой педагогический дар Писсарро помог Сезанну в поисках его собственной неповторимой манеры живописи.
поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года.
Прованс изображенный Сезанном, – проще и конструктивнее настоящего. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Зримо или незримо, она оставалась данностью. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей.
типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). Однако художник во многом был не согласен с догмами импрессионизма и всегда хотел следовать традициям старых мастеров. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие. Знак зодиака — Козерог. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь.
Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок. Начавшаяся гроза не заставила художника оторваться от этюдника. Ран ние работы Сезанна были написаны в драматической романтизма. Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро.
Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное.
В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). Речи о браке быть не могло. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5.
Картины не покупали. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. В галерее для всех его работ даже не хватило места. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака.
Подступила бедность. Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. И все-таки это невоспитанность.
Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Искреннее почитание молодежи его, несомненно, радовало. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение.
Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. «Разговоры об искусстве почти бесполезны. Ее звали Ортанс Фике.
Церемония бракосочетания прошла в Эксе и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Галерея существовала уже несколько лет, но покупателей у Воллара было не много. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. Работы Сезанна галерист видел раньше в лавке Танги и даже к ним приценивался.
В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Он искал спасения в живописи. На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным.
Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах.
Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Ортанс наверняка тоже присутствовала.
Долго выдержать такое напряжение было невозможно. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет.
Дальнейшее оказалось более хрупким. В эти годы картины Сезанна только изредка появлялись на выставках и в галереях. Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Это восклицание ребенка стало пророческим.
Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе.
«Поль — моя жемчужина», — говорил художник. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки». «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн.
Тем самым он открыл путь, приведший в XX веке к созданию так называемого абстрактного искусства, полностью зависящего от сознания автора. Не прикрывалось ли этим иное занятие, ассоциации с которым напрашиваются, сказать невозможно, но особой свободного нрава Ортанс не слыла. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде.
И хотя трёхмерность на живописном полотне— искусственно созданная иллюзия, Сезанн считал эту иллюзию величайшим завоеванием живописи эпохи Возрождения, так как изображение объёма приближало, с точки зрения Сезанна, живопись к реальности. Вскоре художник решил оставить Париж. Нет морщин — но есть возраст. Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Трое молодых друзей, неразлучные, как их называли в гимназии, в свободное время отправляются в длительные прогулки по окрестностям, охотятся, ловят рыбу, купаются и плавают в небольшой речке Арк.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Виктории.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят.
Виктории (1890 г. ). Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Список можно было бы продолжить. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писсарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки— раздельными.
И души не чаял в сыне. Любовь налетела стремительно и через три года родился Поль, единственный сын. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце.
В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. 15 октября 1906 года художник написал сыну: «Я продолжаю работать с трудом, но все же что-то выходит».
В 1861 г. Сезанн решился поехать в Париж, чтобы учиться живописи, но в Школе изящных искусств провалил вступительные экзамены. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался.
С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Работал он настойчиво и с большим напряжением. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи.
В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Подобно Джотто, Учелло, Пьеро делла Франческо и Пуссену, Сезанн был одним из величайших живописных конструкторов. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости». Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен.
Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание.
Он пользовался особенно большой популярностью у молодого поколения художников. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Луи Огюст был оскорблен.
Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). В созданных им портретах Гортензии своего рода исповедь художника о его любви к этой женщине и мучительном понимании того, что он не может дать ей любовь столь же огромную, какую дарила ему она. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному.
Приличия превыше всего. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла.
Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Получив в 1886 году, после смерти отца, большое состояние, художник всецело посвятил себя творчеству. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой». За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.
Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание.
Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться.
В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Только полностью промокнув, ощущая озноб в теле, он поспешил вернуться в мастерскую. Он уже привык к спокойной жизни в неизвестности и не ждет подарков от судьбы. У Ревалда был воинственный нрав. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого. Ее находчивость была под стать амбициям. Посмотрите, как написана вода в этих картинах: никакой «подделки», никаких поверхностных эффектов — «чтоб как живая».
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Надо было действовать. Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. То были мучительные поиски.
Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Так начался их роман их Битва любви. Позднее, в поисках собственной системы, Сезанн окончательно отошел от традиционной живописи, а вместе с ней и от импрессионистов.
И сам назвал рисунок «Швея». Портреты словно ничего не значили. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета.
Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм. 1880, частное собрание, Винтертур). Когда он стоит за мольбертом, возраст и болезни забываются, остается только творчество.
Об этом «дикаре и медведе» рассказывали забавные истории: бродя с этюдником по окрестностям Парижа, он забывает среди полей написанные картины. Поль Сезанн искал свой путь. Они часто захаживают в лавку Танги, с интересом рассматривают картины «затворника из Экса». И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. После смерти мастера термин «сезаннизм» практически забудется. Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился.
В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Сезанн такой гармонией не обладал. Нет привычных «бликов» в глазах — но есть пристальный изучающий взгляд. Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом.
Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Успех выставки превзошел все ожидания. Как она сводила концы с концами, не вполне ясно.
Если так, то это вполне естественно. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом.
Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом.
Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Он получает премию за живописные этюды фигур. Все это было неоспоримо верно.