Гиршман. 1908. Рождение дочери Натальи. 1909. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Он также увлеченно пишет детские портреты. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Октябрь. Возвращение в Россию.
Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры». Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции.
Рождение сына Александра. 1894. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Вопрос нерешаемый.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов18. 1908 Портрет Е. С. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Был написан портрет императора Николая II. Папки с рисунками и полотна покойной Малешевской, к счастью, оказались нетронутыми.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания.
Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию.
В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка (Дети, 1899, Русский музей Мика Морозов, 1901, Третьяковская галерея). Мать будущего художника также была известной личностью. Поездка в Париж. 1907. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. На рубеже 19 – 20 вв. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Обучение в гимназии К. И. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Начало систематических занятий с И. Е. Домотканово 1895 В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с Миром искусства. Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Встречается с Л. Н. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Мая. 1876. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Произошло это спустя пять лет после поступления. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885).
Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. В доме Серовых всегда было шумно и весело.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
Жил в Петербурге и Москве. Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Приходится лишь гадать. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского.
Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист». "Октябрь. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников Мира искусства, отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи (Петр 1, темпера, 1907, Третьяковская галерея). Портреты Ф. Таманьо, К. А. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же).
В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. В середине 1900-х гг. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
18 февраля вместе с В. Д. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов». На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение. Первый биограф Серова Игорь Грабарь в своей книге о жизни и творчестве художника вспоминает: «Все эффектное и необычайное было ему тогда чуждо и он часто говаривал, что это нисколько не трогает, а волнует лишь самое обыкновенное.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Живет с матерью в Мюнхене. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Репиным. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства».
В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Бенуа. Поездка в Рим и Париж. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке.
Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Портрет И. И. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Серов первым, как отмечают современники, уловил интеллигентность и мягкость характера императора.
Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Фигура приобрела неестественность и угловатость. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье».
1884 год— летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Портрет O. K. Избран действительным членом венского Сецессиона. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Вскоре Серов покидает академию. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Ее организовали разночинцы. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Мамонтовыми. Переезд с матерью в Париж.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Я. Симанович).
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении.
Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Серов внимательно изучал зверей их повадки. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».
Для второй половины XIX века подлинными выразителями передового русского искусства были передвижники — ни одно последующее художественное течение не смогло занять подобного положения. В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Коровина. 1892. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.
Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. В 1941 году в Кишинев приехал молодой художник, окончивший ВХУТЕМАС, Алексей Александрович Васильев. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Он дает правдивый образ великого преобразователя. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Рождение сына Антона. 1902. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. За первую картину Серова наградили премией МОЛХ, а вторую приобрел для своей галереи Третьяков.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Становится преподавателем МУЖВЗ. «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. Дервизом. 1885.
Васнецову, продолжил писать портреты: С. Ю. Витте, С. П. Дягилева, Ф. И. Шаляпина, Я. Г. Круселя, Г. Л. Гиршман. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Выходит из ТПХВ. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Рождение сына Михаила. 1897. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Знакомство с семьей Мамонтовых.
Из Парижа она дюжинами вывозила платья. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Поездка в Париж.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Композитор Рахманинов исполнял на фортепьяно свои новые произведения. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти – все эти черты присутствовали и в работе Серова. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Серов был страстным любителем животных.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Серов создаёт несколько героических портретных образов избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904 М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее). Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
Увековечив свое имя как непревзойдённый мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Женитьба на О. Ф.
Работа над полотном шла три месяца. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Поездка в Вену и Италию с И. С.
Это случилось в 1871 году. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Среди них были и приближенные императора. И. Репина, дочь художника) (1892) и другие. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных. Чему так завидовали многие художники конца 19 века.
Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера. Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. Может Серов забрал его с собой.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Остроуховым, М. С. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Избран членом ТПХВ.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. В 1890-х – начале 1900-х гг. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой.
Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ). А где можно было брать основной материал. Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина. Он был слишком правдив».
Домотканово". 1896. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Рождение сына Георгия. 1895. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Поездка с Л. С.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В. Знакомство с А. Н. Становится членом "Мира искусства". Что стало с рисунком дальше. МорозовойОбратите внимание18. 05. 2013 К 100-летию мамы НА Татьяны Анатольевны Васильевой26. 01. 2013 Художник Шишкин, отец НА художник Васильев и «Татьянин день»19. 07. 2013 19 июля.
Поездка в Германию. 1903. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В феврале родилась дочь Ольга.
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
"Девочка с персиками". 1888. Бакстом в Грецию и на Крит. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Яркий, но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства, с раннего детства был связан с творчеством. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Возвращение в Москву. Домотканово, 1895, Третьяковская галерея.
Поездка с женой в Италию. 1905. Поездка в Берлин и Париж. 1910. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Серов часто обращался к различным графическим методам – акварели, пастели, литографии и так далее. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд.
Серов и вправду многое перенял у своего наставника. и Ю. С. Наезжал в Абрамцево. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки.
И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В. В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин. В жилах Александра Серова присутствовала еврейская кровь: его прадед естествоиспытатель К. Габлиц, живший во времена Потёмкина, был евреем. в зеркале у края холста). Трубниковой (1865-1927).
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем».
Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Знакомство с К. А. Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее). После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Художник поэтизирует простые мотивы, сельскую природу, русскую крестьянскую лошадку, телегу, деревушку изгородь с вороной, луга, полоску леса и другие скромные и часто повторяющиеся мотивы. Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным.
Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Орловой. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. за этюд с натуры». Продолжение занятий с Репиным. 1880. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Коровиным. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В. Переезд с матерью в Киев. 1878. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Левитана. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Этим подчеркнута значительность личности Петра. В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке.
Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Но началась Великая Отечественная война. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Вместе с А. П. Боткиной Серов выступил против появившихся в Третьяковской галерее пояснительных надписей к картинам, размещавшихся на рамах19. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Родился сын Георгий. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Поездка в Мюнхен и Голландию.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины). В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Малешевская тяжело болела и эвакуировать ее в тыл было нельзя. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». Петр I Портрет Г. Л. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».
Получает звание академика живописи. 1899. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Здесь пели и Федор Шаляпин и Алеександр Вертинский. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев». Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И. Левитан, — руководил пейзажной мастерской. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Портрет неизвестной С начала 1890-х гг. Смерть отца. 1872. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911.
Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Она скончалась, не дожив двух лет до освобождения города советскими войсками. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.