Валентин Александрович Серов (719января1865, Санкт-Петербург— 22ноября 5декабря1911, Москва)— русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Александрович Серов покинул этот мир 5 декабря 1911 года после приступа стенокардии. Серов Валентин Александрович – выдающийся русский художник, творчество которого во многом определило художественный облик своего времени. Валентин Александрович Серов – один из крупнейших художников-реалистов рубежа 19-20 веков.
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец, Александр Николаевич Серов, был композитором и музыкальным критиком. Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман из крещёной еврейской семьи). В числе его учеников были Сарьян М. С., Кузнецов П. В., Петров-Водкин К. С. Валентин Александрович Серов (7января1865, Санкт-Петербург— 22ноября 1911, Москва)— русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.
Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман из крещёной еврейской семьи). Валентин Александрович Серов родился в 1865году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов АлександраНиколаевичаСерова и Валентины Семёновны Серовой (урождённой Бергман из крещёной еврейской семьи). Ушел из жизни Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года. Валентин Александрович Серов скончался 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1911 года в Москве, от приступа стенокардии. Кажется, с самого первого своего вздоха русский художник Валентин Александрович Серов был обречен стать уникально образованной и исключительно развитой личностью.
Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания.
Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция.
Наезжал в Абрамцево. В истории России Серову особенно интересно петровское время. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». От нее веет здоровьем, безмятежностью. Ф. Юсупов», 1903 «М. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. (1865-1911) — российский деятель культуры, художник, портретист, педагог. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа».
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. На портрете княгини О. К. Орловой – роскошная гостиная, украшенная стильной мебелью и картинами в золоченых рамах, силуэт позирующей княгини с обнаженными плечами, остро выдающимся вперед коленом, в меховом манто и огромной, словно воронье гнездо, шляпе, лицо Орловой, красивое и холодное, образуют одно целое, по выражению И. Грабаря, образ «одной из последних русских аристократок при дворе последнего царя». Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов.
Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Мазини» (1890), «К. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Жил в Петербурге и Москве. Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу.
Там, решив тряхнуть стариной, принял участие в игре в городки. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. А. Коровин», 1891 «Я.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Морозовой и С. М. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Произошло это спустя пять лет после поступления. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
Коровина (1891), И. Е. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Одна из его ранних картин «Заросший пруд. – Невольно вспоминается отец, собиравшийся накануне смерти в Индию". В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ).
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Ранним утром 22 ноября (5 декабря – по новому стилю) 1911 года спешивший на портретный сеанс Серов упал и умер от приступа стенокардии. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды.
В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил в Антверпене.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Домотканово» (1895 г. ).
Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Среди них были и приближенные императора. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни.
В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Домотканово», «Баба с лошадью». Мы допытывались, что с ним случилось.
Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. А. Коровин» (1891), «Ф.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Валентин Серов родился в артистической семье. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.
Домотканово», 1888 «Октябрь. Эти работы принесли Валентину Александровичу большую известность и привлекли к нему широкий круг заказчиков. "Сюжеты все вышли", – отвечал он нам со вздохом отчаяния".
Материнское сердце не обманулось в предчувствиях. серебр. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Потом Серов вслед за матерью отправился в Киев, а позднее и в имение Ахтырка Харьковской губернии. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. А где можно было брать основной материал. Вскоре Серов покидает академию.
Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Сам Серов объяснял ее позу и выражение на портрете словами: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год.
«Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
«Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Несмотря на то, что Серов превосходно владел многими техниками именно ему удалось добиться признания карандашного портрета как полноценной картины, не нуждающейся в доработке (его перу принадлежат полотна, на которых при помощи обыкновенного грифеля мастерски изображены Левитан, Шаляпин и другие известные деятели тех лет).
Римского-Корсакова (1898). Середина 1880-х гг. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом.
Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни».
Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. художник часто обращался к разным техникам — акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900), пастели («Стригуны на водопое», 1904), литографии и карандашу (портрет Т. П. Карсавиной, 1909). потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии.
Серов с самого начала оказался на стороне "как написать". В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Он был все время в пути. Павла Александровича имп. Самое сильное и интенсивное пятно — лицо актрисы. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В 1890-х – начале 1900-х гг.
В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру.
На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Прекрасную жизнь в юности не видели. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец.
Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. Ещё при жизни. Лескова (1894), композитора Н. А. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Яркий, но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства, с раннего детства был связан с творчеством. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
С 1894 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок, в 1898 г. — вошел в «Мир искусства». Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Осенью 1911 года заваленный работой Серов поехал отдохнуть в Домотканово.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. кн. Репина (в мастерской которого, в Париже, рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8 – 9-летним мальчиком), поступил в ученики Императорской Академии Художеств.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров.
Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками.
В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). портрет стал основным жанром в его творчестве («К.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Он вернулся в Москву. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века.
Он слышал выстрелы, видел убитых. «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова, — писал В. Брюсов. В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, вдумчивую манеру письма и здоровый перфекционизм и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой.
В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. — художник, сын известного композитора музыки А. Н. С., род. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. А. Римский-Корсаков», 1898 «Мика Морозов», 1901 «Великий князь Павел Александрович», 1897 «Ф. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Репина в Париже и в Москве. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. В 1900-е гг. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Мамонтовой. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.
о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
мастерство Серова-портретиста достигла апогея. Витте (1904), Ф. И. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Серов (Валентин Александрович) – художник, сын известного композитора музыки А. Н. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. С. Лесков», 1894 «Я. Это произведение вместе с портретами М. Ф.
Дервиза Домотканово. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Крылова и др. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Ее организовали разночинцы. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
В 1909 году Серов из солидарности с обвиненной в неблагонадежности скульптором Голубкиной оставил преподавание в Училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Таковы «А. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
В портрете Ермоловой идеал Серова выражается наиболее полнокровно и ярко. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Я только высмотрел, подметил.
Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной.
Это случилось в 1871 году. Он учился в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина и П. П. Чистякова, дружил с М. Врубелем и К. Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
В феврале родилась дочь Ольга. Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. К примеру, огромный портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн был воспринят критиками как выходящий за рамки любых стилей, бездарный и даже ужасный.
Репина (1892), И. И. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Монументальная по духу картина, в которой Серов выразил самую суть великой русской драмматической актрисы. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей).
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Мать будущего художника также была известной личностью. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Серов искал больше, чем другие. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Домотканово» (1888) и «Октябрь.
Родился сын Георгий. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели.
После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Лескова (все четыре – в Третьяковской галерее, в Москве) и г-жи Боткиной. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде.
Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Репина, Т. А. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Серов искал больше, чем другие.
Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске.
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Левитана, литератора Н. С. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». заменялся кодексом. В 1897—1909 гг. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). Был написан портрет императора Николая II.
В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Ученики Училища живописи были юноши без радости.
Серова, великого князя Павла Александровича императора Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Стиль: реализм, неоклассицизм. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Начало 1890-х гг. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
за этюд с натуры». Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. в зеркале у края холста). академии худ. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова.
Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ).
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Римского-Корсакова, живописца И. И.
Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Левитана (1893), писателя Н. С. Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. Он был все время в пути.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова,, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Получив от академии мал.
конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. Принимал участие в организации сатирического журн.
В 20 лет он бросил Академию, а в 22—23 года стал известным живописцем – автором великолепных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» – портреты Верочки Мамонтовой и Маши Симонович, двоюродной сестры художника. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Совсем портретчиком становлюсь. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
В доме Серовых всегда было шумно и весело. В портрете значительную роль играет освещение: выделяется фигура князя, залитая солнечным светом на фоне блестяще написанного черного коня и конной армии. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Репина (в мастерской которого в Париже рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8-9-летним мальчиком), поступил в ученики Имп. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Главные произведения этого талантливого живописца – портреты: Государя Императора, А. Н. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
Н. Ермолова», 1905 «Ф. Трубниковой. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, подетски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем»— задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Лучшие портреты-картины раннего периода — «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888). В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Серова.
Результатом стал сильнейший сердечный приступ. Рубеж 1890-1900-х гг. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
Он рос среди людей, для которых самым главным в жизни было искусство. К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник). Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
В 1905 г. ярко проявились демократические убеждения художника — в знак протеста против расстрела в «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. он вышел из Петербургской АХ, создал ряд сатирических рисунков, разоблачавших карателей («Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. », 1905 и др. ). Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8.
Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Был написан портрет императора Николая II. Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ).
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895 году, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен Ивана Андреевича Крылова, начал работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных. В последние годы жизни написал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии, обратился к русской истории и написал портрет Петра 7 (1907).
Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветными тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Здесь его главным наставником был П. П.
Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Таманьо» (1891), «Н. Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира.
и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Учился главным образом у П. П. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г.
В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Горький», 1904 «М Я. Ермолова», 1905 и др. ). уч-ще живописи, ваяния и зодчества.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Мамонтова, И. Е. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Домотканово, 1888, ГТГ). И. Левитан», 1893 «Н. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год). Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Турчанинова (1907), М. Н. Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Еще при жизни В. А. Серова, а тем более после его смерти историки искусства и художники спорили — кто же Серов: последний художник старой школы XIX в. или представитель нового искусства.
Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Вскоре после этого B. C. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Чистяков.
Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг.
О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Римского-Корсакова, живописца И. И. Левитана, литератора Н. С. Лескова (все четыре — в Третьяковской гал. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Надо сказать, что он и сам, вспоминая уроки своего первого и самого главного наставника, воспитал немало известных художников, среди которых: И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин и другие. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». «Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства. в Москве) и г-жи Боткиной.
Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера. Серов становится популярным портретистом. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания.
В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Акимовой (1908). Работа над полотном шла три месяца.
Вопрос нерешаемый. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Лесков (1894, ГТГ).
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». В первую половину 1890-х гг. В 1895 – 1897 преподавала Моск.
и жанром («Заросший пруд. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками».
К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. В 1900-х гг.
Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
1905. Он рано начал учиться рисовать, учился у многих художников (у австрийского художника Кёппинга, у Репина, в Академии художеств у Чистякова), рано выучился и стал самостоятельным. Неприязнь художника к модели передается зрителю и в то же время трудно оторваться от портрета, его насыщенного, чуть приглушенного колорита. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний.
По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». На рубеже 19 – 20 вв. за этюд с натуры». Ему неизвестно было чувство удовлетворенности.
Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками».
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». («Н. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. С 1900-х гг.
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. А кар тины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.
«Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, — писал И. Грабарь. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А.
Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». "Его бравурность меня смущает, – писала мать художника. С начала 1890-х гг.
Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ).