Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Путешествуя по Европе, Серов наверняка видел живопись импрессионистов, поставивших категорию «свежести» в центр своей художественной программы. 18 февраля вместе с В. Д. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. «Занавес — это, конечно, сенсация выставки. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников.
Их сын Андре Львов стал микробиологом и лауреатом Нобелевской премии. Сначала — общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог. «Мне охранник говорит: А вы знаете такого художника Серова. Даже не жила, а воплощала – богемность, декадентство, стиль модерн (уже идущий на убыль, но обещающий перевоплотиться в ар-деко). Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. И абсолютно фантастический рисунок рукавов. Каждая волна как устрица, как моллюск, скрывает в себе изгиб быка, Европу.
Гиршман. 1908. Цорновская экспрессия была новаторской, хотя что можно понимать под новарторством. С заказами во дворце было покончено, а в семье Серовых к тому времени уже шестеро детей. Мамонтовыми. Рождение сына Александра. 1894.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Родился сын Георгий. Неслучайно кто-то из критиков сказал в те годы, что по этому портрету можно написать биографию человека.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. И потому тема неподлинной жизни, жизни напоказ, которая иронически акцентировалась Серовым в портретах светских красавиц, выглядит здесь органично.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Рождение сына Михаила. 1897. Если бы не это, мы не знаем, что было бы дальше со стилем модерн в России». Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции.
Смерть отца. 1872. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Изгибы мебели ищут рифмы в изгибах стенной лепнины, тени предметов не соответствуют самим предметам – и чье-то допущение о том, что отражение вазы, повторяя контуры головы Орловой, должно свидетельствовать о «пустотелости» великосветской красавицы, не кажется произвольным. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, «по мшистым, топким берегам», к которым подступают, «котлом клокоча и клубясь», тяжелые невские волны.
Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет. И то обстоятельство, что (как было замечено Глебом Поспеловым) очерк зеленой шали похож на силуэт змеи, напоминает о том, что это предсмертный час, – это словно танец Клеопатры со змеей. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
и лессировками Лессировка (от нем. Его в этом случае сравнивали с Цорном, говорили, будто он что-то берет от него. Домотканово". 1896. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
Что мы видим здесь. Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. Серов излагал Грабарю свое представление о Петре I так: «Обидно.
Обучение в гимназии К. И. за этюд с натуры». Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Бенуа. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Левитана. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. «Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простой, правдивой, доброжелательной, не гордой и что совсем странно при ее красоте совсем не занята собой. », – писал коллега Серова Константин Сомов. Произошло это спустя пять лет после поступления. // Движенья быстры.
и он долго-долго засиживался над лоскутком бумаги, перетирая его до дыр, переходя на свежие листки, но неуклонно преследуя композицию своей картины. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Женская можель появилась в самые последние годы XIX века, в Третьяковской галерее этому была посвящена отдельная выставка, она называлась «Магия тела». В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр». По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Какое-то время он работал в Третьяковской галерее, но совсем недолго, в 1934–1935 годах. Мерз в течение нескольких минут, пока лошади, выпущенные из конюшни, бегали на свободе по колено в снегу».
Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала — книг, писем, фотографий. Демонстрация вариантов — один из немногих концептуальных ходов выставки. «Был небольшой заказец от А. И. Поездка в Германию. 1903.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Он прошел стремительный путь, все время менялся. Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему поместить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом – устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был»., а когда я ответил: Да, очень, он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Переезд с матерью в Киев. 1878. Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как, по его словам, увидел в ней прекрасный «материал в стиле Бердслея» – одного из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль.
Другое дело, что многие были проданы на аукционах, когда мы не имели возможности в них участвовать. Посмотрите, какой резкий скачок он сделал за это время. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге.
Именно там, в частности, блистала Ида Рубинштейн, портрет которой Серов написал в Париже. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Поездка в Мюнхен и Голландию. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Либо глухоту мог выразить.
Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Интересно, что Бакст исполнивший по возвращении из Греции (куда он путешествовал вместе с Серовым) картину Древний ужас, также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. «Про «Похищение Европы» я знаю художественную тайну. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.
Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, – легкую диагональ вместо фронтальной постановки. в зеркале у края холста).
Я его родственник, внучатый племянник. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Но смотреть, как пишется портрет, нам не пришлось.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». «Девушку, освещенную солнцем» помнят многие, но не все знают, что на портрете из Музея Орсэ в Париже – та же модель. Сам Серов открытие фотографии не слишком жаловал. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Поездка в Берлин и Париж. 1910. Где ему вроде бы совсем не место.
Поездка с женой в Италию. 1905. Ида Рубинштейн в начале своей карьеры не имела специального балетного образования.
Кто эта женщина. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. Знакомство с А. Н.
Становится членом "Мира искусства". Рождение сына Георгия. 1895. «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. И кто-нибудь сможет по памяти, не глядя, точно сказать, сколько там персиков. Еще один знаменитый портрет, который очень редко можно увидеть не в репродукции. Знакомство с семьей Мамонтовых. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.
«Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины напоминают, например, фрагмент росписи килика Диониса, выполненного греческим мастером VI века до н. э. Экзекием, да и бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудах (быть может, отчасти вот таким образом Серов первый из художников изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами – коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз). Ее муж построил храм на Куликовом поле, оплачивал иконостасы общества «Русская икона», разрабатывал понятие обратной перспективы вместе со Флоренским.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Модель, что существенно, осталась довольна.
Зрелище на дальнем плане – прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе: «Прошло сто лет и юный град, // Полнощных стран краса и диво, // Из тьмы лесов из топи блат // Вознесся пышно, горделиво». И здесь есть немного иронии. Он и рассказал, что портрет Александра Третьего хранится за городом, в какой-то вилле. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Майоликовая тарелка на стене (разумеется, она не просто так там висит). На выставке, впрочем, целая гроздь императорских портретов и портретов членов императорской семьи, хотя Серов по своему складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», так как модели не вызывали у него положительных чувств, – но с Генриеттой Леопольдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Свой портрет, написанный Валентином Серовым, она подарила музею Александра III, который теперь называется Русским музеем. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени.
Зинаида Николаевна вызывала у него, как и у всех ее знавших, чувство глубокой приязни: умна, обаятельна, дружелюбна – и нимало не раздосадована длительностью сеансов («Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет. »). Заказ на портретное запечатление юсуповского семейства (княгини, ее мужа и двух сыновей – Николая и Феликса) не был для Серова тягостным. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
Хрестоматийная картина в буквальном смысле – «Петр I» был написан по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля и воспроизведен в книге «Картины по русской истории (М., 1908), своего рода учебнике. В графике она начиналась как раз с Серова. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. И все — не без оснований. Но живой человек, воплощающий этот идеал, оказывается на пьедестале беззащитным, «голым». А потом Серов увидел Гиршман в будуаре, обставленном свежекупленной дорогой мебелью из карельской березы, среди хрустальных флакончиков и безделушек и решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы: «Стены моей комнаты были затянуты серым холстом (Серов очень любил серый цвет) и на нем желтая карельская береза, зеркала, хрусталь создавали гармонию. Избран членом ТПХВ.
В одной «Девочке с персиками», которая не только встречает зрителей при входе на выставку, но и стала тизером к ней, деталей и нюансов столько, что внимания на все может и не хватить. Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: Вам нравится. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Если первый портрет Гиршман напоминает о Веласкесе, обыгрывает системы «Менин» с отражением в зеркале, близок по колористической гамме — а это понятно, Веласкес был важен для Серова, — то здесь, как писал сам художник, он обращается уже к Рафаэлю.
Он несколько раз принимался ее писать, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то «провинциальная барышня». Посмотрите, какого здесь цвета море, можно ли передать это зеленое балтийское море. Парадоксально, что именно Серову, желающему изображать лишь «отрадное», выпало возродить жанр парадного заказного портрета, который довольно долго пребывал в небрежении.
Вскоре Серов покидает академию. Избран действительным членом венского Сецессиона. Поездка в Вену и Италию с И. С. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса – тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев.
И укрепился в своем стиле. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. А где можно было брать основной материал. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Портрет O. K.
Не пропустите в нижнем этаже отдела графики у лестницы басенный цикл. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» — экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн. Но почему я останавливаюсь на Юсуповой. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Фигурка не то гренадера, не то арлекина за плечом у модели. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
С детства он был окружен неординарными и одаренными людьми из самых разных социальных слоев – художниками, музыкантами, писателями и учеными. Я с этюдничком, с картоном, сделал копию с этого портрета. ». 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. А я и правда не любила богатых платьев. С другой – обнаруживает в себе совсем иную зоркость, далекую от лирической отзывчивости на «отрадное», – ироническую, острую. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки.
Еще – из 9 частных коллекций. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. и положила руки на теплые изразцы. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, «Девушка с креветками» Хогарта или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера), где имя модели несущественно. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
Это случилось в 1871 году. Он многое успел сделать, сменил несколько направлений. А эта версия перегружена и более насыщена деталями. Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И. Левитан, — руководил пейзажной мастерской. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Возвращение в Москву.
Эту пастель с изображением лошадей-подростков (стригунов) и непередаваемым ни в какой репродукции светом (опять-таки, не пропустите, потом ее снова сошлют в запасники Третьяковки) Серов, по воспоминаниям Надежды Симонович-Ефимовой, «рисовал в Домотканове много вечеров подряд с натуры. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Женитьба на О. Ф. Трубниковой (1865-1927).
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
На выставке невозможно миновать нежно любимых Серовым «лошадок» (именно так он их неизменно называет в письмах и так вспоминают о деревенских пейзажах художника мемуаристы: что ни пейзаж – то почти непременно «с лошадкой»). Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Племянница Львовой Мария Фаворская (жена знаменитого графика Владимира Фаворского) вспоминала, как создавался портрет: «Свет с двух сторон падал сзади и золотил на просвет ее как будто гофреные пышные волосы. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Занавес имел такой успех, что на спектакле удостаивался отдельных аплодисментов. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Серов иногда говорил об этом «как это хорошо, как это подробно» и вот здесь он включил Европу как миф, который лежит в основе европейской культуры, в каждую молекулу. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Вот таким образом «Артгид» решил обозначить в первую очередь «редких гостей» – произведения из региональных российских или зарубежных коллекций, частных собраний или же хрестоматийные вещи из столичных музеев, которые, однако известны в основном по репродукциям, так как причислены к графическим работам (картон, пастель, гуашь и т. д. ) и хранятся в запасниках (графика, как известно, больше живописи боится света). академика И. Э. Грабаря — Прим. Бакстом в Грецию и на Крит.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В чем обвиняли Серова. Орловой. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
Переезд с матерью в Париж. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна. Даже пройдя всю выставку, очень трудно представить себе, что «Девочку с персиками» и портрет Иды Рубинштейн написал один и тот же художник.
Ей за помощь и содействие большое спасибо. Так что этот портрет – можно сказать, открытие. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Либо писал портрет Турчанинова, в котором слышится его голос с хрипотцой.
Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же «ужасное и прекрасное», как и он сам творение – Петербург. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Знаменитый художник много и сильно болел из-за чего попросту не был способен продолжать обучение дальше. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Мы назвали раздел, где висит эта работа, «Формула портрета», так как каждый раз работая с новой моделью Серов выбирал новую систему приемов. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.
Машков и др. Портреты Ф. Таманьо, К. А. А энгровский портрет, в свою очередь, отсылает нас к образу Форнарины Рафаэля.
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. И один из портретов разорвал и бросил в камин, но супруг Гиршман известный коллекционер-антиквар, тайком отдал его в Париж на реставрацию. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Она умерла в 32 года от воспаления легких. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Получает звание академика живописи. 1899. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Коровина. 1892. "Девочка с персиками". 1888. Мая. 1876. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком.
Рождение сына Антона. 1902. Растерявшийся царь побежал за нею, в чем-то ее убеждая, но она и слушать его не хотела. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Серов часто обращался к различным графическим методам – акварели, пастели, литографии и так далее.
Мать будущего художника также была известной личностью. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Софья Владимировна Олсуфьева (1884 – 1943) была фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны, после революции жила в Сергиевом Посаде, помогая мужу, работавшему в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Когда он узнал, что его собираются арестовывать, он приехал в Москву в Третьяковскую галерею, а потом перешел в институт Грабарей (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Поездка в Рим и Париж. Даже императрице Александре Федоровне на ее просьбу подправить что-то, на ее взгляд, неверное в лице царственного супруга протянул палитру: Может, вы сами исправите, Ваше императорское величество. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
– вспоминает Репин об этой серовской работе, – прелестные рисунки, я их очень люблю». Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Петр I Портрет Г. Л. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Здесь нет никакой иронии, никакого гротеска, он изобразил ее такую, какой он ее увидел. Это двоюродная сестра Серова, художник и скульптор Мария Симонович (1864 – 1955), вышедшая замуж за врача-психиатра Соломона Львова и уехавшая вместе с ним в Париж. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей.
Начало систематических занятий с И. Е. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Так, собственно и был создан ее живописный портрет, в окружении которого на выставке можно увидеть ее другие, графические портреты и то, как «живет» модель в интерпретации художника. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Серов также находил ее «умной, образований, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной». Становится преподавателем МУЖВЗ.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. – Такого анималиста, как Серов, я не видывал и в России, ни за границей». – Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало ее писать. Но тем не менее это абсолютно новая страница его творчества.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. Серов мог». Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Рождение дочери Натальи. 1909. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
Работа над полотном шла три месяца. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Это балерина, не Большого театра, но с осанкой и достоинством балерины.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление «писать только отрадное» воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». «Серов создал целый цикл портретов семьи Юсуповых и все они высочайшего уровня. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. и Ю. С.
– Артгид). Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Серов часто говорил, что недолюбливает людей: «Скучные они, ужас, до чего скучные, – звери лучше и красивее и веселее и просто лучше». Сбоку на черной клеенке стола розовеет и лиловеет маленький букетик душистого горошка.
Очень здорово прорисованы детали, каждый штрих несет в себе теплоту мастера. Образ сложен и каждый может прочитать его по-своему. Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить. Коровиным. Это фрейлина императорского двора. Среди них были и приближенные императора. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. В живописи ее лица кистевой размах, с которым перечислены «околичности», как бы приостанавливается: оно – центр композиции и трактовано со всей бережностью.
Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения. Но это не просто Рафаэль, это энгровский Рафаэль. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына.
Модерн культивирует остроту, он привязан к плоскости – в противовес поискам глубин – и уже оттого в целом проходит мимо портретного жанра, подобные поиски предполагающего он основан на стилизации, на уверенности, что все есть культура и современная стильность рождается в откликах на искусство прошлого. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Я подошла погреться к печке. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки». Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Тон платья слишком нарочито соответствует обивке дивана и шпиц, кажется, заведен в доме специально для того, чтобы подчеркнуть доминирующую в дизайне белизну: живое ради неживого. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Он единственный, как писал Сарабьянов, воплотил в своих работах стиль модерн в полной мере: «Модерн воплотился в творчестве Серова в его совершенстве и его совершенством же и закончился». «Другой важной его работой я бы назвала портрет Михаила Абрамовича Морозова.
Глядя на это произведение, чувствуешь, что. Он меня туда отвез. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. «Здесь штрих абсолютно другой.
«Гений – парадоксов друг», Серов увидел Петра в том парадоксальном двуединстве, которое у Бенуа выражено словами «спаситель и каратель» и которое с разительной точностью и лаконизмом отформулировано Пушкиным в «Полтаве» : «Лик его ужасен. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Синяя ткань и зеленый шарф сочетанием цветов отсылают к вавилонским постройкам из глазурованного кирпича и в восхищенных речах Серова акцентируется «восточное» : «рот раненой львицы», «оживший архаический барельеф», «и глядит-то она куда – в Египет. ». Типичная фраза экскурсоводов перед картиной: «Обратите внимание. » (и далее внимание привлекается к обычно ускользающим от взора деталям).
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Выбрал он композицию абсолютно случайно. Здесь же есть типичный серовский прием: собачка уподоблена силуэту балерины. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Поездка с Л. С.
Выставка Серова занимает три этажа. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. По свидетельству одного из друзей Серова Степана Яремича, ему «доставляло удовольствие отыскивать в людях черты, родственные тому или иному животному, он очень тонко подмечал сходство человека с каким-нибудь зверем и радовался, когда ему это удавалось передать». Портрет И. И. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
«Шехеразада» – балет на музыку Николая Римского-Корсакова – была одной из триумфальных постановок Русских балетных сезонов Сергея Дягилева в Париже в 1910 году. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности.
Серов. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. В феврале родилась дочь Ольга. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов». – Я говорю: Как же. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Он работает ограниченно в цвете и на самом деле использует всего несколько цветов. Это лучшее, что можно выбрать.
С великим удовольствием посетила бы его выставку. Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Занавесов сохранилось мало, хотя и не так мало, как нам кажется. – говорил он с несвойственным ему воодушевлением». Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Остроуховым, М. С.
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Встречается с Л. Н. Я только высмотрел, подметил»), но оно же осознается как метод («Я увлекаюсь не самим лицом индивидуума а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»).
Мамонтова. Однако «Девочку с персиками», как и многие другие знаменитые вещи Серова, всегда можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки, для этого не обязательно идти именно на выставку. Портрет исполнен во время одного из приездов Марии из Парижа в Россию, в Домотканове имении друга Серова Владимира фон Дервиза, расположенном под Тверью (Домотканово, ныне Красная Новь, было одним из любимых мест отдыха Серова). 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Простудилась в сочельник, объезжая магазины Москвы в поисках подарков многочисленным родственникам. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Верхний, «парадный», светлый – живописные работы, преимущественно портреты, а два других, нижних, затемненных – графика и, быть может, для внимательного зрителя именно там, в сумраке и скрываются главные серовские сокровища. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Этим подчеркнута значительность личности Петра. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Вдруг приходит Серов (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает (Олсуфьева). На выставке «Два века русского искусства и живописи» в 1906 году он не очень прозвучал и понял, что постарел. Мне было жалко рисунка, так как он показался мне очень верным (Василий Качалов).
Портрет – про то, что скрыто в человеке, про душу и характер, а изображение тела должно отсылать к классическому канону и образам красоты – но здесь нет ни этих отсылок, ни попыток душевного проникновения. «Серов начал класс обнаженной натуры в России. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Так началась целая серия портретов императорской семьи. У Энгра есть портрет Рафаэля с Форнариной в том же тюрбане.
Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Сам натюрморт Матисса («Фрукты и бронза», 1910), на фоне которого изображен Морозов, находится в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Он прекрасен, // Он весь, как божия гроза».
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Возвращение в Россию. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Однако сами эти «околичности» подчиняют себе фигуру: она столь плотно «впечатана» в интерьер, что сама становится еще одной его деталью.
Дервизом. 1885. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Художники до него такими задачами не интересовались».
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Ольга Атрощенко, куратор выставки (живописная часть): «Девочка с персиками» была написана двадцатидвухлетним мастером, тогда совсем еще никому не известным художником и сразу снискала заслуженную славу.
Смотреть нужно долго и не один раз, ведь и сам автор был настолько внимательным и сосредоточенным в своей работе, что у торопливого посетителя не хватит сил по-настоящему разглядеть те же портреты. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Реалистическая система видения легко вбирает в себя гротескные и даже карикатурные обертоны (кстати, Серов был мастером карикатуры) и образ, не теряя в представительности, обретает знаковую остроту. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. "Октябрь. Политес был соблюден, мнения художника спросили – он против передачи не протестовал.
Вот таким образом здесь можно найти такую двойную стилизацию и игру. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Император Александр III изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании в офицерской форме полковника датской Королевской лейб-гвардии (он получил почетное звание полковника этой гвардии в 1879 году).
Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Кроме портретов— М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной— работал над иллюстрациями к басням Крылова.
ред. ). С одной стороны, Серов настаивает на своем неумении «писать казенных портретов», если нет личного теплого отношения к модели. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Репиным.
Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Вопрос нерешаемый.
После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Хочется смотреть и смотреть на них.
Яркий, но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства, с раннего детства был связан с творчеством. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Он, например, писал поясной портрет и задавал вопрос, заметно ли, что он высокого роста. Это было большое достижение и вел этот класс Серов.
Ирина Шумалова, куратор выставки (графическая часть): «Между портретом, который начинает эту выставку, «Девочка с персиками» и портретом Иды Рубинштейн — пропасть. Поездка в Париж. О существовании этого портрета, специально созданного в качестве подарка королевской семье Дании (Серов писал императора по фотографиям, ему позировал солдат в мундире), как-то забыли, до тех пор пока художник Дмитрий Жилинский не отправился писать портрет датской королевы Маргарет.
Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной масляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напоминает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Он показывал самую суть человека, больше, чем есть во внешнем облике. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. – вспоминал Жилинский.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Издание, задуманное Мамонтовым, не состоялось, однако «небольшой заказец», за осуществление которого взялся Серов, обернулся целым циклом рисунков, работу над которыми художник не прекращал до последних дней жизни и весь 1912 год (до которого он не дожил) он собирался отдать именно им. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. В своих произведениях он хотел выразить ее смех, ее улыбку.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Я ахнул. Он не хотел быть злым, просто видел гораздо больше, чем видим мы». Ее организовали разночинцы. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей».
Надо другое платье. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Ну а дальше началась война, как только умер Серов. Прогрессивная нигилистка, приверженка идей Николая Чернышевского, она часто собирала в своем доме интеллигенцию и представителей студенчества. Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус навсегда лезет в карман – то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея – Гиршман (1911).
Есть еще большая канторовская версия, но она более плакатная. В начале века он, пожалуй, самый востребованный русский портретист (в числе заказчиков – императорское семейство), но эта слава его отчасти тяготит. Именно эту ситуацию, в сущности и продемонстрировал Серов в своем портрете – он как бы «пригвоздил» Иду Рубинштейн к определенному эстетическому кодексу, показав ее как эстетского идола: вот то, чему поклоняются сегодня, вот современный кумир на том пьедестале, который раньше занимала Венера Джорджоне. Портрет Зинаиды Юсуповой – из тех, в которых этот метод оттачивается. По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. Был написан портрет императора Николая II. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
Вот таким образом я была в черном платье с белым горностаем и оттого кожа на моем лице сероватая («бритая», как находили многие). Например, версии портрета Генриетты Гиршман — вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Выступления Иды Рубинштейн в дягилевских Русских сезонах в Париже – в поставленных Михаилом Фокиным балетах «Клеопатра» и «Шехеразада» – сопровождались громоподобным успехом. Поездка в Париж. 1907.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Живет с матерью в Мюнхене. Большой стиль — и люди большого стиля. Выходит из ТПХВ. Геометризованное длинное тело («длинное, как день без хлеба», как рискованно шутили газетчики) почти бестелесно оно распластано на плоскости стены, сливаясь с ней по тону. Серов, конечно, помнил, что строительство собора с его знаменитым шпилем было завершено лишь почти десятилетие спустя после смерти Петра. И здесь практически нет цвета, он очень аскетичный.
Знакомство с К. А. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Заказчики не всегда радовались итогам серовской работы. В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. Он в корне изменил свое искусство, стал иначе думать иначе работать. И собачка совершенно повторяет ее силуэт и задает ключ этим потрясающим кружевам и цвету». В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Он очень часто менял свое искусство, старался быть всегда во времени. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.