В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). "Девочка с персиками". 1888. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его».
В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. И даже делают.
С. П. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Но самое забавное, что центром этого большого по размеру портрета является вовсе не сама «барынька», которая смещена вправо, а ее крошечная собачка. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Избран действительным членом венского Сецессиона. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой. «Я не развратим», — последовал ответ мальчика. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. При этом нельзя упрекать художника в том, что человек его интересует не больше красивого, живописного предмета. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871.
Мамонтовыми. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Мальчики, с одно стороны, очень похожи, но Серов смог передать их отличия в позе, жестах. Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции. Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми. Сколько любви и чувства изящного. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны — весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей. Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Как он рисует.
Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. И никто уже не скажет, что это второсортный портрет второстепенного художника. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Серов был страстным любителем животных. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911).
Дягилева, И. Э. Переезд с матерью в Киев. 1878. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. «Надо знать ремесло, рукомесло. Портреты Ф. Таманьо, К. А. И. Э. Портреты Г. Л.
Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». Шаляпина (1907, ГЦТМ). В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В.
Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Получает звание академика живописи. 1899. Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э.
Выразительный образ экстравагантной О. К. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Одним из самых достоверных образов А. П.
Портреты П. П. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Я. Симанович).
Да и глядит-то она куда. Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. Он был слишком правдив». Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта.
Бакста, С. П. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3.
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Боткина, Л. С.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Серов создал шесть вариантов этой работы. Талант, да и выдержка чертовские, – отмечал Репин успехи Серова на этих "воскресеньях", – Антон, да еще Врубель – вот тоже таланты. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника. Выходит из ТПХВ.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет. А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов. Репина (1901, ГРМ). Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Работа над ними была начата по приглашению А. И. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд.
Дервизом. 1885. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее "политической неблагонадежности". И. Е. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса.
Поездка в Мюнхен и Голландию. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». И. Репина, дочь художника) (1892) и другие.
Серов также делал иллюстрации к произведениям Лермонтова, правда мало удачные и исторические иллюстрации, над которыми он работал в последние годы жизни. Рождение дочери Натальи. 1909. Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Яркий, но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства, с раннего детства был связан с творчеством.
Остроуховым, М. С. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л.
Чистякова. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Обычно так поступали в тех домах, где были маленькие дети, чтобы они не могли потянуть за конец скатерти и опрокинуть всё, что поставлено на стол. Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками».
Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. Дягилева (1909). Смерть отца. 1872. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Становится членом "Мира искусства". Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. «Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья.
В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой. Фигура приобрела неестественность и угловатость. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Петр I Портрет Г. Л.
«Не каждый день бывают такие находки. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. В. О. Бакстом в Грецию и на Крит. Поездка в Берлин и Париж. 1910. "Октябрь.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Так что, может быть, «племя младое, незнакомое» будет смотреть в каком-нибудь таком музее на портрет Марии Цетлиной так же, как сегодня публика глазеет в Третьяковской галерее на «Девушку, освещенную солнцем», купленную Третьяковым вопреки общему передвижническому недоумению и недовольству. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Известная работа художника В. Серова – картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года.
Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. Обучение в гимназии К. И. Строгий А. Н. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира.
И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. С 8 лет Валентин Серов занимался в мастерской Ильи Репина. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900.
Карсавиной и А. П. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Рождение сына Александра. 1894. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова.
Репин был его наставником с 9 лет. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов инекоторые другие художники вышли изего состава. С самого возникновения антрепризы С. П.
Встречается с Л. Н. И. Э. Живет с матерью в Мюнхене. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. «Похищение Европы» (1910)Безусловно, речь идёт не о краже материка. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем».
Портрет O. K. Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ). Рождение сына Антона. 1902. Поленовым и М. А. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Знакомство с А. Н. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Европа была дочерью финикийского царя, в которую влюбился Зевс. Одной из главных идей картины была ностальгия по сильному правителю. 7. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Художник стремился передать эту динамичность и беззаботность детства.
Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Каждая из работ 1911 года самоценна. Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. Портрет Е. П.
Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры». "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Мамонтовым.
«Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Возвращение в Москву. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. 18 февраля вместе с В. Д. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19.
Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию.
Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Здесь, как писал Д. В. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С.
Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. В 1959 году М. С.
Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. в зеркале у края холста). Как видите — принципиально название не поменялось. Поездка с Л. С.
Возвращение в Россию. Левитана. Репиным. Орловой. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Становится преподавателем МУЖВЗ. В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. Если присмотреться, видно, что скатерть завёрнута вверх и аккуратно уложена, чтобы её края не свисали со стола. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Пастернак. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Коровиным. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28.
Микой его называли домочадцы. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Знакомство с семьей Мамонтовых. В эскизах Серова И. Э.
Шаляпин. До конца жизни Серов продолжал учиться. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Поездка с женой в Италию. 1905. Официальное оформление выхода из Академии художеств.
Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Среди них и портрет учителя – И. Е. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой.
В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». За ним плетётся его свита. Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В. Хотя знаю, что такие предположения существуют.
Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. Начало систематических занятий с И. Е.
Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Серов писал: «. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. В пастельном портрете жены художника А. Н.
Гиршман. 1908. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Серов нарочно «очистил» интерьер от так раздражавшей его вычурной роскоши, создав впечатление пустого пространства. Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя.
А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка — обнаженная натурщица и еще один портрет Марии. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что.
Когда портрет был закончен, в обществе его назвали «дама на диване в пустыне». Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Это случилось в 1871 году. Мамонтова в 1895 году.
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем».
Переезд с матерью в Париж. Для данной работы позировали сыновья художника Саша и Юра. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Её лицо лучится счастьем и так же лучезарно всё вокруг неё. В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины.
Портрет И. И. Такая участь настигла Софью Михайловну Боткину, которую сам художник называл «скучающей барынькой». Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Занавес (фонд М. Л. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа.
Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Но надо отдать должное заказчикам – все знали об остром взгляде Серова, от которого не укроется ни один изъян личности модели, его даже побаивались, но, все равно заказывали у него свои портреты – позировать Серову было модно. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Бенуа – А. К. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. В 1911-м он рисует К. С. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты.
Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Рождение сына Георгия. 1895.
Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев». Торжественный на первый взгляд портрет наполнен иронией. Грабарь. Знакомство с К. А. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Поездка в Рим и Париж. Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. И тем более не буду строить предположений относительно коррупционной составляющей всего этого «дела» и относительно «тайного заказа» хищного коллекционера, разыскивающего по мировым закоулкам шедевры и «разводящего» их простодушных владельцев, не подозревающих о том, какими сокровищами они обладают.
Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным. Музей русского искусства, где хранилось собрание и сам портрет, до 2014 года, охотно согласился с весьма не сложными условиями дарительницы, поменяв название на «Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных» лишь только в 1996 году. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О.
Однажды художники отправились на Украину, чтобы собрать материал для «Запорожцев». Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры. Работа над полотном шла три месяца.
Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Мастер высоко ценил ученика за талант и трудолюбие, называя его «Геркулесом в искусстве».
Таков портрет К. Д. Орловой напоминают рисование цветом. и Ю. С. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Денег нет, судя по всему, ни на что. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Знакомство с Г. Л. Реализм Репина и строгая педагогическая система Чистякова вызвали в нём ранние творческие способности.
Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня»на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона. Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции. Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15–20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского. В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском. Театр был частью жизни Серова. Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США).
Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных. Домотканово". 1896. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Серова «Юдифь».
Поездка в Париж. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение. Я у них учусь» 7. Он дает правдивый образ великого преобразователя. Что ещё нам может поведать картина. За недолгую творческую жизнь художник успел написать большое количество портретов знаменитостей, среди которых был князь Павел Александрович, за портрет которого автору вручили «grand prix» на парижской выставке 1900 года, дети Александра III, Левитан, Шаляпин и многие другие деятели политики и культуры.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой.
В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Избран членом ТПХВ.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист». Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Крылова». Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Балет в новом оформлении сопровождал оглушительный успех везде, где он шел: и в театре Шатле в Париже и в Королевском театре в Ковент-Гардене в Лондоне. Щербатовой (1911, ГТГ).
Павловой (оба – ГТГ). Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Многие картины, на которых они изображены, проникнуты ощущением суровой нежности. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Симонович-Ефимова.
Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Ефимовым и Н. Я. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10.
Ее организовали разночинцы. Симонович-Ефимовой. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).
Бакста. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Трубниковой (1865-1927).
Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Коровина. 1892. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке.
Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Поездка в Вену и Италию с И. С. Рождение сына Михаила. 1897. Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн.
Хрупкой женственности Е. С. И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В. И. Е.
В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Женитьба на О. Ф. Всякие отступления от реализма в творчестве Серова являются случайными, эпизодическими моментами. Серов внимательно изучал зверей их повадки.
Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н.
Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Серов очень хорошо и тонко чувствовал внутренний мир детей. Рисовали мы, Васнецов и я, с Антокольского и представь, у меня лучше, строже, манера хорошая и похож или если не совсем, то во всяком случае похожее васнецовского» 2. И вот этот самый момент ухватил талантливый художник. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов». Мая. 1876.
В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины). Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. походкой шагающего навстречу суровому ветру. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже.
Поездка в Париж. 1907. – В Египет. » 29. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Ведь этакое создание. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной.
Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
Гиршман в интерьере ее будуара. Гиршман и О. К.
«Какой молодец Антон. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Так пребывание в знаменитой усадьбе чуть не разрушило начинающую карьеру юного художника. Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено. Конец XVII и XVIII век». Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая.
Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Серов писал И. С. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Бенуа. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Парадные портреты Серов писать не любил – не вдохновляли его ни пафосная обстановка, ни роскошные туалеты представителей аристократии. Вместе с В. Д. Поездка в Германию. 1903.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.