Картины Серова это всегда яркое и точное воспроизведение сути от мастера портретной живописи, творивших в XIX веке. В картинах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» Серов дал образцы реалистической живописи: два портрета, два лица типично русских, простых, полных молодых сил и здоровья.
Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры». Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В.
Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Этим подчеркнута значительность личности Петра. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Щербатовой (1911, ГТГ).
Портрет И. И. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Трубниковой (1865-1927). Любовь к сдержанным серым и особенно черным тонам (Гиршман одета в черное). Каждая из работ 1911 года самоценна.
Работа над полотном шла три месяца. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. В пастельном портрете жены художника А. Н.
Встречается с Л. Н. Серова «Юдифь». Исполненный маслом, но по сути рисунок, портрет Иды Рубинштейн не случайно является финалом всей выставки. Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Дервизом. 1885.
Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Вот в чем особый метод Серова. Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). Серов Валентин Александрович родился в семье известного композитора А. Н. Серова можно заметить одну из граней проблемы человека, остро заявившей себя на рубеже XIX-XX веков, художник раскрывает образ интеллигента – современника.
В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. в зеркале у края холста). Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты. Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов.
Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. Творчество В. А. Конец XVII и XVIII век». Он писал пейзажи, картины на исторические темы и конечно же портреты. Его портреты особенные, живые, что часто не очень устраивало тех, кого изображал Серов.
Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Театр был частью жизни Серова. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Дягилева (1909).
Поленовым и М. А. Избран членом ТПХВ. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.
Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. и Ю. С. Смерть отца. 1872. Нестеров отмечал, что «портрет Серова – это целая характеристика плюс живопись почти старых мастеров». Серов писал: «.
А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
В эскизах Серова И. Э. Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В.
Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». «Не каждый день бывают такие находки. Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру.
Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством.
Остроуховым, М. С. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. С детства он был окружен неординарными и одаренными людьми из самых разных социальных слоев – художниками, музыкантами, писателями и учеными. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Гиршман словно "примеряет позу", репетирует роль. Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев».
Грабарем к лучшим произведениям Серова. И. Е. Все жанры и стили были подвластны В. А. Чистякову.
В портрете Мориц критики находили черты "нервной дамы». «Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. При этом нужно отметить, что поиск самим В. А.
Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Ближе к началу 1900-х годов художник обращается к русской истории. С. П.
Бенуа – А. К. Серова, показывала рисунки сына. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском.
Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Он искал мучительно. Петр I Портрет Г. Л.
Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ). И. Э. Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника. Репин стал заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Взгляд почти отсутствующий.
Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Рождение сына Александра. 1894. Портреты П. П. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
Серов, как и многие из них, обращается к исторической теме. Портрет Е. П. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Боткина, Л. С. За его правдивость, убежденность и талант любое направление сочло бы его своим». Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову». Возвращение в Москву. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О.
Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Одним из самых достоверных образов А. П. Само тревожное революционное время, по-видимому, вызвало к жизни подобные образы, близкие мироощущению романтизма. Работа давалась ему нелегко и для того, чтобы завершить полотно, ему потребовалось три месяца.
Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси.
Работа над ними была начата по приглашению А. И. Краткая биографическая справка. Художник избрал точку зрения снизу вверх, словно изображенный находится на сцене, слегка возвышаясь над зрителем.
В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. На мой взгляд, можно говорить об определенной концепции в раскрытии жанра портрета в творчестве В. А. В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет.
Ещё Н. Э. Коровиным. Гиршман. 1908. В 1880 году Серов поступает учиться в Академию художеств к прославленному П. П.
В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. В. Серов создал небольшой эскиз с натуры, поиграв с колоритом и композицией. Это случилось в 1871 году. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие. И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В.
На полотнах В. А. Серова, автора многих известных классических опер. Становится членом "Мира искусства". Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой.
Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога.
Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. Женские портреты. Карсавиной и А. П. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах.
Он был слишком правдив». Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Таким образом, принцип художника всегда изображать «отрадное», замечая за моделью человека, повлиял на манеру живописи парадных портретов. Живет с матерью в Мюнхене. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника. С самого возникновения антрепризы С. П.
Долгое время монография И. Э. Сухой клей предварительно замачивался в воде в течение 10 – 12 часов, затем в него добавлялось необходимое количество воды и состав варился в клееварке на нежарком огне исключавшем возможность его закипания. Репиным.
Он дает правдивый образ великого преобразователя. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Редко кто из специалистов в какой бы то ни было области согласился бы не только исправлять уже сделанную вещь, но и уничтожать ее, чтобы сделать другую лучше. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища.
В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Серова. Орловой.
Парадоксально, что и встреча Одиссея с Навзикаей происходит под жемчужно-серым холодным небом Финского залива6. Одни современники видели в его образах противоречие, а другие гармонию. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Репин был его наставником с 9 лет. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Домотканово". 1896.
Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. В 90-х годах В. А. Он изобразил ее в образе Клеопатры. Поездка в Мюнхен и Голландию. часто девяносто сеансов. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Что ещё нам может поведать картина.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота.
И вот этот самый момент ухватил талантливый художник. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Шаляпин. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Грабаря являлась единственным полным источником сведений о жизни и творчестве художника.
Бенуа. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Гиршман и О. К. С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. Один из лучших светских портретов Серова – портрета Генриетты Гиршман.
Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Бакстом в Грецию и на Крит.
Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. Серова. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. Хрупкой женственности Е. С.
Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Рождение сына Георгия. 1895. Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина.
Кокетливый жест, которым она поправляет боа, – всего лишь женская хитрость. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Чистякова. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов».
Ефимовым и Н. Я. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев.
Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Переезд с матерью в Киев. 1878.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Поездка в Париж. 1907. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Женитьба на О. Ф.
Серовский метод работы был жесток. Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Облик последнего русского царя изображенный Серовым на картине «Портрет императора Николая II», трудно ассоциируется с личностью, наделенной монаршей властью.
Тесная связь художника с театром отразилась в создании тонких психологических портретов людей артистической среды. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Асафьев справедливо заметил: «Искусство художника, по провидческой оценке современников, не особо нуждаясь в признании, двигалось вперед, через эпоху, в отказе от главенствующего направления». Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).
В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Живописно-красочный слой портрета очень тонок и из-под него во многих местах проступает зерно холста и его фактура, органично вплетаясь в живописный строй произведения. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Машков и др. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.
Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Шаляпина (1907, ГЦТМ). Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов».
Грабарь. И. Е. Он скончался от разрыва сердца в возрасте сорока шести лет. Легко сказать, но трудно поверить. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной.
Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Черты импрессионизма иногда появлялись в композиционном построении портрета или захвате чувств спонтанных движений. Серову и широкий спектр работ художника это наглядно показывает. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции.
Как он рисует. Мамонтовыми. Четко обозначенные контуры хрупкого тела придают всей фигуре вид рельефа на плоском фоне. Мамонтовым. Живя подолгу в Абрамцеве, он также не мог оставаться в стороне от театра, страстно любимого С. И. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников.
"Девочка с персиками". 1888. Она примечательна тем, что впервые была издана еще при жизни В. Серова. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Ее организовали разночинцы. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
Рождение сына Антона. 1902. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. «Портрет Великого князя Павла Александровича» был удостоен Гран-при на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение. Это замечательное качество Серова поучительно не только для молодых художников, но и для некоторых больших советских мастеров. На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Становится преподавателем МУЖВЗ. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Таков «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» 1900-- 1902), («Екатерина II в одноколке, сопутствуемая Мамоновым, Потемкиным и оберегермейстером С. К. Нарышкиным, едущим впереди государыни»), это несколько стилизованный рисунок, очень своеобразная трактовка образов, экспрессия, которая чувствуется во всех фигурах, – все это сделало гуаши художника не просто книжными иллюстрациями, а самоценными произведениями.
В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины). Коровина. 1892. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
И. Е. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Серова ценили и ценят за свежесть красок, за правду жизни. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. Среди них и портрет учителя – И. Е. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу.
Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Эта байроническая тоска и меланхолия воскрешают в памяти искусство романтической эпохи. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Я. Симанович). Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает.
Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Портрет O. K. Но близость не значит схожесть. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем».
Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Знакомство с семьей Мамонтовых. Избран действительным членом венского Сецессиона. Портреты Г. Л.
«Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Б. В. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие.
Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Достаточно посмотреть на его работы. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова.
Поездка в Вену и Италию с И. С. В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот. Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Орловой напоминают рисование цветом.
воспоминания современников. Строгий А. Н. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Недолгое время он занимался в Рисовальной школе Н. И. Мурашко в Киеве, а 15-ти лет поступил вольнослушателем живописного отделения Академии художеств, закончив его в 1888 году. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. "Октябрь. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. Репин, которому, по совету М. М. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Знакомство с Г. Л.
На хуторе Никольском в Смоленской губернии существовала коммуна из шести человек, где все было общим. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П.
Грусть его изящна. Для его коллег и ценителей живописи это стало настоящим ударом. Известная работа художника В. Серова – картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. Дягилева, И. Э.
Симонович в письме на родину. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Критики обвинили его в отсутствии должной почтительности к жанру в целом и модели в частности сразу после того, как художник принял участие в создании «Коронационного сборника», посвящённого венчанию на царство Николая II. Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц. живопись В. А.
Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Выразительный образ экстравагантной О. К. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
М. В. До конца жизни Серов продолжал учиться. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Фигура приобрела неестественность и угловатость. Возвращение в Россию. Да и глядит-то она куда.
Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Поездка в Германию. 1903. Зеленый шарф, почти свитый в жгут, струится по тонким щиколоткам, как змея в смертный час Клеопатры и, таким образом, в портрет вплетается тема смерти.
«Он сказал: Глаза те же. Её лицо лучится счастьем и так же лучезарно всё вокруг неё. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
Пастернак. Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство. В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. Получает звание академика живописи. 1899. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман).
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Помимо холста, художник пользовался плотным желтовато-коричневатым древесным картоном, покрытым тонким слоем клеемелового грунта. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Антокольского, мать будущего художника, В. С. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Павловой (оба – ГТГ). Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна.
а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание». В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Ведь этакое создание.
Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. В 1911-м он рисует К. С. Творчество художника ориентировалось на классические образцы жанра портрета. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн.
Таков портрет К. Д. Обучение в гимназии К. И. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
Рождение дочери Натальи. 1909. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. – В Египет. » 29. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21.
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Здесь, как писал Д. В.
И. Э. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893.
Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.
Вот откроется посмертная выставка (то-то будет истинный праздник искусства) и тогда можно будет видеть во весь рост этого замечательного мастера». Рождение сына Михаила. 1897. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Крылова». Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии.
Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Он оказался прав. Я у них учусь» 7. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. В. О. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая.
Грабаря редко экспонируются, но именно они выявляют разницу между карикатурностью шутки и доведенной до предела выразительностью цельного художественного образа. «Надо знать ремесло, рукомесло. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Знакомство с А. Н. Поездка в Париж.
Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Серов внимательно изучал зверей их повадки. «В русской и французской прессе, современной спектаклям русского балета в Париже, о Серове не говорили.
Сколько любви и чувства изящного. Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). В 1887 году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Серова.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26.
Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Симонович-Ефимова. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Это разочарование в методе, который, давая возможность найти свободную форму, привязал художника рабскими цепями к природе, было причиной целого ряда творческих трагедий современных художников», - писал он в своей статье «Трагедия серовского творчества». Бакста.
Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Серов писал И. С.
Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист». Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты.
В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
Он прошел превосходную школу. Впрочем, другие исследователи считают, что в трагическом лице модели отразилась драма современного Серову человека: противоречивого изломанного, опустошенного. Переезд с матерью в Париж. Начало систематических занятий с И. Е. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке.
Поездка с женой в Италию. 1905. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Грандиозный масштаб творческого наследия В. А.
Выходит из ТПХВ. Вместе с В. Д. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Левитана.
При работе масляными красками Серов в отдельных случаях выполнял портреты на оборотной стороне грунтованного холста, легко проклеенного тонким слоем клея. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. А вот критик И. И. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой.
Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. 18 февраля вместе с В. Д. Гиршман в интерьере ее будуара. Репина (1901, ГРМ). В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста. Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой.
Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. В такой же яркой манере проработан и образ императрицы Екатерины II. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью.
Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Образы парадных портретов Серова контрастируют с работами, посвященными Петру I. Работая совместно с художниками «Мира искусства», В. А.
Ровно 100 лет назад, в 1911 году, его не стало. В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Мамонтова в 1895 году. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
Начиная с 1905 года, художник занимается эпохой Петра I. Этой теме посвящены работы «Петр I» (1907), «Часовой у статуи Венеры» (1906- 1907), «Петр I на работах» (1910), «Кубок Большого орла» (1910), «Петр I в Монплезире» (1910-1911), «Петр I верхом» (1910), «Выезд всешутейного собора», «Петр I и Екатерина у Летнего дворца», «Молодой Петр I с соколом», «Спуск кораблей при Петре I» и другие. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Художественные поиски В. А. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Поездка с Л. С. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. Бакста, С. П.
В 1910 году Серов исполнил портрет актрисы Иды Рубинштейн. Мая. 1876. 5 декабря День памяти художника Валентина Александровича Серова.
Симонович-Ефимовой. Надо кипеть, – говорил он. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900.
Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. И. Репина, дочь художника) (1892) и другие. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). Его работы по-прежнему разнообразны, каждый новый портрет не похож предшествующий.
Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Занавес (фонд М. Л. Этот эскиз на холсте – по сути монументальный рисунок – потрясает своей выразительностью, пластической выверенностью.
На зрителя смотрит, скорее, высокообразованный штабной военачальник, несколько уставший, слегка «мягковатый» по характеру и чем-то немного встревоженный. Знакомство с К. А. Серов словно пытается проникнуть в тайну, как в детях начинает проступать личность взрослого человека и оказывается прозорлив.
«Какой молодец Антон. Во время работы над портретом он разрешал натуре смеяться, двигаться, разговаривать – словом, держать себя непринужденно. Многие всерьез утверждали, что Парадным портретам Серова не хватает величественности.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта.
Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Серов был страстным любителем животных. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Поездка в Рим и Париж. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером.