Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И.
Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Помимо холста, художник пользовался плотным желтовато-коричневатым древесным картоном, покрытым тонким слоем клеемелового грунта. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве.
Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года.
Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). В 1911-м он рисует К. С. Как он рисует. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. И. Е. Чистякова.
Портрет O. K. Знакомство с К. А. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Поездка в Рим и Париж. Серовский метод работы был жесток. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911).
Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Дягилева (1909). Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник.
Надо кипеть, – говорил он. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства.
Кнебелем на публикацию отобранных им самим басен под названием «Двенадцать рисунков В. Серова на басни И. А. И. Е. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Становится членом "Мира искусства". Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Мамонтовыми.
Дягилева, И. Э. Щербатовой (1911, ГТГ). Портреты Ермоловой, Горького. 1906. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Знакомство с семьей Мамонтовых. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга.
Хрупкой женственности Е. С. На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Знакомство с А. Н. Валентин Александрович первым утвердил графический портрет в качестве самостоятельного произведения искусства, оказал огромное влияние на всю последующую русскую школу живописи, воспитал немало талантливых художников, среди которых были К. С. Петров-Водкин, Н. П. Крымов, И. И.
Вот в чем особый метод Серова. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Театр был частью жизни Серова. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И.
Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. Среди них были и приближенные императора. Легко сказать, но трудно поверить. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы.
Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. часто девяносто сеансов. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Мая. 1876. Изучение техники старых мастеров и копирование отдельных их произведений, в особенности Веласкеса, многое подсказывало Серову. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. В эскизах Серова И. Э. Поездка в Вену и Италию с И. С.
Это случилось в 1871 году. С детства он был окружен неординарными и одаренными людьми из самых разных социальных слоев – художниками, музыкантами, писателями и учеными. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Вопрос нерешаемый.
Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Орловой.
"Девочка с персиками". 1888. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Серов писал: «. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Знакомство с Г. Л. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. Дервизом. 1885. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. С великим удовольствием посетила бы его выставку. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ).
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Валентин Серов (1865-1911) — величайший русский художник. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э.
Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Начало систематических занятий с И. Е. Коровина. 1892. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века.
Ефимовым и Н. Я. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Симонович-Ефимовой.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Репина (1901, ГРМ). В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Я у них учусь» 7. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено.
Его ранние работы проникнуты свежестью и красотой. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911.
В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5.
Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. «Он сказал: Глаза те же. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота.
Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Левитана. Портрет Е. П. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Рождение сына Антона. 1902. Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.
Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Остроуховым, М. С. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Рождение сына Георгия. 1895. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Живя подолгу в Абрамцеве, он также не мог оставаться в стороне от театра, страстно любимого С. И. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника.
Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности. "Октябрь. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге.
На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Он искал мучительно. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. и Ю. С.
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Продолжение занятий с Репиным. 1880. Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Становится преподавателем МУЖВЗ. Шаляпин. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову».
Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Каждая из работ 1911 года самоценна. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Привычка к внимательному изучению формы, неустанному копированию работ старых мастеров выработалась у него в мастерской П. П. От нее веет здоровьем, безмятежностью. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса).
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. И. Э.
Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Ведь этакое создание.
Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Очень здорово прорисованы детали, каждый штрих несет в себе теплоту мастера. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Петр I Портрет Г. Л.
Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Он прошел превосходную школу.
В пастельном портрете жены художника А. Н. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26.
Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Поленовым и М. А. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Коровиным.
Бакста, С. П. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию.
Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Грабарем к лучшим произведениям Серова. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И.
Здесь, как писал Д. В. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Мать будущего художника также была известной личностью. Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой».
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Живет с матерью в Мюнхене.
Смерть отца. 1872. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини.
видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Поездка в Париж. 1907.
Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893.
а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание». Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. «Надо знать ремесло, рукомесло. – В Египет. » 29. Избран действительным членом Академии художеств. 1904.
Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Бакста. Мастерски передавая тончайшие градации оттенков серого и коричневого, Серов неизменно превращал непритязательный мотив в настоящее пиршество для глаз. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии.
Портреты П. П. С. П. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Чему так завидовали многие художники конца 19 века.
Он изобразил своих старших сыновей. Бенуа. Матэ. Орловой напоминают рисование цветом. Серов писал И. С.
Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Симонович в письме на родину. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов.
«Не каждый день бывают такие находки. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия.
Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Обучение в гимназии К. И. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Избран членом ТПХВ. Готовый раствор охлаждался в течение суток, после чего разогревался и в теплом виде смешивался с 300 г гипса, 350 см3 воды, 10 см3 глицерина. Но близость не значит схожесть.
Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». «Какой молодец Антон. Рождение дочери Натальи. 1909. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели.
Хочется смотреть и смотреть на них. Гиршман и О. К. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Пастернак. Трубниковой (1865-1927).
Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты.
Официальное оформление выхода из Академии художеств. Портрет И. И. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Таков портрет К. Д. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Выходит из ТПХВ. Рождение сына Михаила. 1897. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд.
Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Боткина, Л. С. Им также был издан журнал «Музыка и театр». Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени.
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины.
Серова «Юдифь». Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Выразительный образ экстравагантной О. К. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками.
Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Занавес (фонд М. Л. Возвращение в Россию.
Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Встречается с Л. Н. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели.
На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Работа над полотном шла три месяца. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. Самому художнику в это время было 23 года. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа.
Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А.
Одним из самых достоверных образов А. П. Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры. Сколько любви и чувства изящного. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора.
Возвращение в Москву. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. Работа над ними была начата по приглашению А. И.
Машков и др. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. А где можно было брать основной материал. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру.
Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. В. О. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже.
Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Конец XVII и XVIII век».
В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Да и глядит-то она куда. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Шаляпина (1907, ГЦТМ).
18 февраля вместе с В. Д. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман).
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Рождение сына Александра. 1894. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками».
Павловой (оба – ГТГ). В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера.
Поездка с женой в Италию. 1905. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Строгий А. Н. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни.
Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Среди них и портрет учителя – И. Е. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов».
Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Бакстом в Грецию и на Крит.
Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. в зеркале у края холста). До конца жизни Серов продолжал учиться. Ее организовали разночинцы.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Гиршман. 1908. Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство.
Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Грабарь. Карсавиной и А. П.
Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Крылова». Портреты Г. Л.
И. Э. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Поездка в Париж. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Репин был его наставником с 9 лет.
Женитьба на О. Ф. В доме Серовых всегда было шумно и весело. Так рождались тонкие творения мастера. Гиршман в интерьере ее будуара. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу.
Переезд с матерью в Киев. 1878. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Репиным. Поездка с Л. С. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Избран действительным членом венского Сецессиона. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Симонович-Ефимова. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов.
В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Домотканово". 1896. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева».
Произошло это спустя пять лет после поступления. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Поездка в Мюнхен и Голландию. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси.
В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. С самого возникновения антрепризы С. П. Вскоре Серов покидает академию. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Получает звание академика живописи. 1899. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Творческая атмосфера, царящая в доме, знакомство с видными деятелями искусства того времени располагало к раннему проявлению художественного таланта мальчика. Бенуа – А. К. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру.
Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Мамонтовым.
Поездка в Германию. 1903. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Гиршман, помогая найти постановку фигуры, поворот головы – Серов старался по возможности освободить заказчицу портрета от утомительного позирования. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира.
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Переезд с матерью в Париж. Надо сказать, что он и сам, вспоминая уроки своего первого и самого главного наставника, воспитал немало известных художников, среди которых: И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин и другие. Вместе с В. Д.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М.
Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
Мамонтова в 1895 году. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э.