Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. В нем отразились поиски Серовым идеала, гармонии, полноты бытия. Мамонтовым. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Кузнецов, К. С.
Все, что сегодня выставлено на Крымском валу, – и самое знаменитое (от Девочки с персиками до Портрета Ермоловой, от Похищения Европы до Портрета Иды Рубинштейн, от Царских охот до многочисленных портретов членов императорской фамилии) и десятки рисунков, набросков и эскизов, – прежде всего бьет наотмашь именно невероятной в русском искусстве до Серова естественной гениальностью. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Конец XVII и XVIII век». 359 произведений, в их числе: 56 картин, 266 рисунков, 35 гравюр, 2 скульптуры (бронза и фарфор), отражают многообразие поисков мастера в течение трех десятилетий. Репина глубиной проникновения во внутр. Портреты Г. Л. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Шаляпин.
Необходимо, чтоб сия выставка от журнала была бы и на этот раз на уровне прежних выставок Дягилева и необходимо ее поддержать 2. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Зрелище на дальнем плане – прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе: «Прошло сто лет и юный град, // Полнощных стран краса и диво, // Из тьмы лесов из топи блат // Вознесся пышно, горделиво». Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.
В пастельном портрете жены художника А. Н. в биографии художника было ознаменовано сближением с семьёй фон Мекк, прежде всего, в связи с преподаванием сыну В. К. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Он прекрасен, // Он весь, как божия гроза». Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же «ужасное и прекрасное», как и он сам творение – Петербург.
Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Несмотря на то, что Серов превосходно владел многими техниками именно ему удалось добиться признания карандашного портрета как полноценной картины, не нуждающейся в доработке (его перу принадлежат полотна, на которых при помощи обыкновенного грифеля мастерски изображены Левитан, Шаляпин и другие известные деятели тех лет). Декоративное панно «Похищение Европы» (1910, ГТГ) представляет идеальный образ мира архаики и его героев.
В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. чл. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9.
Интересно, что Бакст исполнивший по возвращении из Греции (куда он путешествовал вместе с Серовым) картину Древний ужас, также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. кн.
Кутепова (1902), «Картины по русской истории» С. А. Крылова, 1895–1911). Домотканово» (1895 г. ).
О. К. Орловой (1911, ГРМ см. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. З. Н. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Коровиным и творч. Большое влияние на С. оказали живопись старых мастеров, дружба с М. А. Сам я торчу в городе, семья в Териоках ничего себе здравствует и поправились все.
Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. кст. Серов. Так началась целая серия портретов императорской семьи. кст. Боткиной (1899), кн. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Щербатовой (1911, ГТГ). илл. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб.
В эскизах Серова И. Э. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Живопись). Вот таким образом «Артгид» решил обозначить в первую очередь «редких гостей» – произведения из региональных российских или зарубежных коллекций, частных собраний или же хрестоматийные вещи из столичных музеев, которые, однако известны в основном по репродукциям, так как причислены к графическим работам (картон, пастель, гуашь и т. д. ) и хранятся в запасниках (графика, как известно, больше живописи боится света).
Хрупкой женственности Е. С. Домотканово», 1886, ГТГ и др. ) и портретах использующих приёмы пленэрной живописи, сложную разработку световых и цветовых эффектов («Девочка сперсиками», 1887 «Девушка, освещённая солнцем», 1888, оба– в ГТГ). Тот же карандаш, что прочертил линию шеи, переходящую в линию плеча, балерины Карсавиной, чертил и связанные в снопы ружейные штыки в «Видах на урожай 1906 года». Внешне этот Моцарт/Пушкин русской живописи на гения и не походил вовсе. Серова «Юдифь».
Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Пастернак. Не пропустите в нижнем этаже отдела графики у лестницы басенный цикл.
Орловой напоминают рисование цветом. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. На выставке невозможно миновать нежно любимых Серовым «лошадок» (именно так он их неизменно называет в письмах и так вспоминают о деревенских пейзажах художника мемуаристы: что ни пейзаж – то почти непременно «с лошадкой»). Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г.
Эти цветы мы с сестрой набирали каждое утро свежими. А я и правда не любила богатых платьев. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Третьяковская галерея представляет самый ожидаемый проект года — выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Репина в Париже (1874–75) и в Москве (1878–80), в Киевской рисовальной школе (1876–78) у Н. И. илл.
Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. И. Е. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. членов имп. художник, график, сценограф академик (1898) и д. чл.
Императрица обиделась и удалилась, Николай только рассмеялся. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Однако «Девочку с персиками», как и многие другие знаменитые вещи Серова, всегда можно увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки, для этого не обязательно идти именно на выставку. Мурашко, в петерб. Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша.
Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Основная часть холста отведена грозному, бущующему морю — образу движения, страсти и предчувствия перемен.
Одно из важнейших полотен в этом разделе экспозиции — портрет И. А. Морозова на фоне натюрморта А. Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910, ГТГ). Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Что там было. венского Сецессиона (с 1908) и др.
Еще один знаменитый портрет, который очень редко можно увидеть не в репродукции. Эти работы оказались настоящим прорывом, кардинальным поворотом в русском искусстве. Он несколько раз принимался ее писать, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то «провинциальная барышня».
Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Сначала — общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Масса вариантов пограничных техник — важнейшая особенность этой выставки.
Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Несмотря на столь недолгий срок жизни, художник создал немало подлинных шедевров. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Но смотреть, как пишется портрет, нам не пришлось. Поленовым и М. А. Если мастер не был увлечен личностью персонажа, окружение портрета, его живописная «оркестровка» начинали доминировать в работе. Домотканово», 1895, ГТГ «Зимой», гуашь, пастель, 1898, ГРМ и др. ). Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова.
На выставке сделан значительный акцент на светском парадном портрете. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. «мирискусниками» исполнил для изданий «Царская и императорская охота на Руси. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Участник мн. Выбрал он композицию абсолютно случайно. Надо другое платье. Это как у Бенуа: в Серове мы приветствовали самую живопись.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Важное место здесь занимает цикл портретов семьи Юсуповых. фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов».
«Мне охранник говорит: А вы знаете такого художника Серова. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Грабарем к лучшим произведениям Серова. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э.
Гиршмана (1911, ГТГ), кн. Гиршман в интерьере ее будуара. Сколько любви и чувства изящного. Относительно работы Валентина Александровича над портретами приведем еще одну цитату, на этот раз из «Монографии художника Валентина Серова» : Одна особенность портретных замыслов Серова достойна внимания – исключительное разнообразие поз, неповторимость положений, посадок, поворотов, жестов. Издание, задуманное Мамонтовым, не состоялось, однако «небольшой заказец», за осуществление которого взялся Серов, обернулся целым циклом рисунков, работу над которыми художник не прекращал до последних дней жизни и весь 1912 год (до которого он не дожил) он собирался отдать именно им.
Таков портрет К. Д. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна.
С самого возникновения антрепризы С. П. Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. Серовский тип женщин – изящные аристократки в огромных шляпах и узких платьях стиля модерн.
Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. Римского-Корсакова (1910). Середина 1880-х гг. В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой.
Его моделями часто были художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891, все – ГТГ). – Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало ее писать. Эта одаренность опьяняла всех, кто был рядом с художником, но абсолютно не утешала его самого. парадного портрета, сочетая эффектность композиции с унаследованной от И. Е. Демонстрация вариантов – один из немногих концептуальных ходов выставки. Сам Серов, ученик И. Е. Репина и П. П. Чистякова, признавал лучшими свои ранние пленэрные картины — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ).
Морозова (1910, там же см. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Коллекция его работ в ГРМ за малым исключением имеет «петербургское» происхождение и ее формирование граничит с историей отечественной художественной культуры на рубежа XIX и XX столетий, с особенностями собирания нового искусства в Петербурге. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Чл.
Тоша безжалостно выгонял нас, когда брал кисти в руки». Работаю каждый день и целый день.
Сергей Пав берется отправить их сейчас же с выставки на свой счет большой скоростью. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. – В Египет. » 29. Конец XVII и XVIII век» Н. И. С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ).
Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. После путешествия по Греции вместе с Л. С.
Все-таки я должен же сделать это насколько я могу хорошо. Занавес (фонд М. Л. Наибольшую известность получила работа 1890 года «Венера перед зеркалом». Дальше вся графика скомпонована по темам и раскрывает Серова – театрального декоратора, Серова – блестящего портретиста (в портретах будто оживает вся эпоха), Серова – хорошего преподавателя, тщательно работающего над натурой вместе со своими учениками. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Что Леонтьевны.
Серов излагал Грабарю свое представление о Петре I так: «Обидно. Здесь, как писал Д. В. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л.
Петров-Водкин, Н. Н. Как он рисует. Занимался также скульптурой.
«Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Драматургия экспозиции ведет от одной из ранних и наиболее известных картин мастера, ставшей эмблемой выставки, — «Девочка с персиками» (1887, ГТГ) — через живописный, графический и театральный разделы к ключевому произведению зрелого творчества Серова, в котором сконцентрированы художественные искания и новаторства различных направлений его работы — портрету Иды Рубинштейн (1910, ГРМ). сюжеты («Одиссей и Навзикая», 1909–1910, ГТГ и ГРМ «Похищение Европы», 1910, ГТГ), в которых, своеобразно стилизуя иск-во греч. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ).
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». «Монументальность есть в каждом её движении, – восхищался художник, – просто оживший архаический барельеф». Его моделями часто были художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891, все — ГТГ). Бенуа (1910) ряд иллюстраций наисторич. Художник интересовался модой своего времени, посещал модные показы в Париже, дружил с Тамарой Ламановой (лучшей портнихой и талантливым модельером Москвы) и тщательно подбирал цвет и фасон одежды своим заказчикам. Серова (1907, Мариинский театр) и созданные для дягилевских Русских сезонов афиша изображающая А. П. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Картина была выставлена на выставке «Мира искусства» в Москве в 1911 г. и был назван Репиным «базар декадентщины». Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах.
Сначала – общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог. Излюбленные модели С. – артисты, художники, композиторы, писатели. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. – Я говорю: Как же. С кон. Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины напоминают, например, фрагмент росписи килика Диониса, выполненного греческим мастером VI века до н. э. Экзекием, да и бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудах (быть может, отчасти вот таким образом Серов первый из художников изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами – коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз). В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. Вот только близость к императорской чете не могла остановить художника в резких движениях. Ида Рубинштейн в начале своей карьеры не имела специального балетного образования. Серов также находил ее «умной, образований, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной». Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. С заказами во дворце было покончено, а в семье Серовых к тому времени уже шестеро детей. АХ.
Серовой (Бергман). Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. 3 Жалею, что не пришлось мне быть (все из-за этого портрета, ну и дался, вернее и не дался же он мне) на Совете галереи. Начало 1890-х гг.
Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. и Ф. Ф. Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Всемирных 1900 в Париже (Гран-при) и 1910 вБрюсселе.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Выступления Иды Рубинштейн в дягилевских Русских сезонах в Париже – в поставленных Михаилом Фокиным балетах «Клеопатра» и «Шехеразада» – сопровождались громоподобным успехом.
Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Например, версии портрета Генриетты Гиршман – вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной.
Ф. Ф. // Движенья быстры. Император Александр III изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании в офицерской форме полковника датской Королевской лейб-гвардии (он получил почетное звание полковника этой гвардии в 1879 году). к статье о нём), балерины И. Л. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым. Неожиданно вошел Серов: Вот так и буду вас писать. Пирог с рыбой (превосходнейший) чуть не весь приел. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Станиславского, оба 1908 Т. П. Это двоюродная сестра Серова, художник и скульптор Мария Симонович (1864 – 1955), вышедшая замуж за врача-психиатра Соломона Львова и уехавшая вместе с ним в Париж.
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Вот таким образом я была в черном платье с белым горностаем и оттого кожа на моем лице сероватая («бритая», как находили многие). Качалова, К. С. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора.
Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова — портрет Иды Рубинштейн. Серов молча протянул ей палитру. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Серов мало походил на придворного художника, – вспоминал Владимир фон Дервиз.
Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
Их сын Андре Львов стал микробиологом и лауреатом Нобелевской премии. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). В знак протеста против расстрела демонстрации 9. 1. 1905 С. вышел из состава АХ. Ведь этакое создание. Бакста. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э.
По большому счету в XIX веке он такой у нас был один. Шаляпина (1907, ГЦТМ). Демонстрация вариантов — один из немногих концептуальных ходов выставки. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Юсуповой (1902 см. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона и его сыновей– Н. Ф.
Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» – экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн. картин-панно на мифологич. Заказ на картину поступил от книгоиздателя И. Н. Кнебеля: «Петр I» был предназначен для школьного набора картин, посвященных русской истории. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Солнце русской живописи, не иначе. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. мир модели. Работы художника в этот период повествуют о жизни при царском дворе в ушедшую эпоху. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С.
Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. В этих полотнах он сумел сформулировать то, к чему стремилось новое поколение художников. Дягилева (1909). Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы.
Мальчик Тоша же все рисовал и рисовал. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Грустная история, но, быть может, все это и не так ужасно, как об этом говорят здесь. Мамонтова. Из академии вышел, хлопнув дверью (президентом академии был великий князь Владимир Александрович, командующий Петербургским военным округом), c Шаляпиным, вставшим на колени перед царской ложей после окончания Бориса Годунова, порвал, от очередного заказа на портрет Николая II отказался из-за отчисления из студентов по политическим мотивам скульптора Голубкиной из Училища живописи, ваяния и зодчества уволился.
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Посетителей особенно заинтересовали детские и юношеские наброски Серова. Когда уезжают Боткины за границу, напиши мне. В 1911-м он рисует К. С. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов.
Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И.
– вспоминал Жилинский. Портрет исполнен во время одного из приездов Марии из Парижа в Россию, в Домотканове имении друга Серова Владимира фон Дервиза, расположенном под Тверью (Домотканово, ныне Красная Новь, было одним из любимых мест отдыха Серова). «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр.
– Такого анималиста, как Серов, я не видывал и в России, ни за границей». Однако заказов у него не убавлялось – так, как писал Серов, никто написать не мог. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В.
На выставке, впрочем, целая гроздь императорских портретов и портретов членов императорской семьи, хотя Серов по своему складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». То есть то ли закончены, то ли нет. Она умерла в 32 года от воспаления легких.
Среди них и портрет учителя – И. Е. Он и рассказал, что портрет Александра Третьего хранится за городом, в какой-то вилле. Врубелем и К. А. Я у них учусь» 7. Особое значение в жизни Серова имело общение к семьёй Мамонтовых, ставшим для художника судьбоносным.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Тем не менее в каждом полотне виден творческий поиск мастера. Савва Ив и за этот год не внес своих 7000 р. — и их не получить уж более. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Среди них– портреты вел. Лукомской, 1900, ГТГ). Много работал в разл.
Дягилева, И. Э. Репин был его наставником с 9 лет. Великолепные меха, дорогие украшения, кутюрные ткани изящная мебель, фарфор, хрустальные флаконы и дорогие безделушки на туалетном столике – все эти детали делают характеристику моделей более глубокими и убедительными.
Историй про нетерпимость к капризам заказчиков в связи с Серовым ходило немало. жанром в творчестве С., приобрёл новые черты– психологич. рисунков (в т. ч. ТПХВ (1894–1900), объединения «Мир искусства» (с 1899), СРХ (с 1903), мюнхенского Сецессиона (с 1898), поч. Надежде Петровне поклон. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина.
Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза. – говорил он с несвойственным ему воодушевлением». Но главное – Серов был выдающийся портретист. Занавес имел такой успех, что на спектакле удостаивался отдельных аплодисментов.
Иногда его этому учили, но в их с матерью кочевой жизни, начавшейся после смерти отца, когда будущему художнику было всего четыре года, уроки давались эпизодически, учителя все время менялись, а маму-нигилистку обуревали идеи (то жить в коммуне, то стать композитором, то менять европейские столицы как перчатки). Да, это была натура. Сам Серов открытие фотографии не слишком жаловал. Альфреда Пав 3 увижу вероятно в редакции.
Серов был вундеркиндом самого что ни на есть чистого вида – он рисовал всегда и везде. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. СЕРОВ Валентин Александрович, рос. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова.
Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника. Рубеж 1890-1900-х гг. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. Именно так – тем, что ему в его тотальной живописности можно было позволить себе все.
На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Софья Владимировна Олсуфьева (1884 – 1943) была фрейлиной при дворе императрицы Александры Федоровны, после революции жила в Сергиевом Посаде, помогая мужу, работавшему в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. (1903–1905) петерб. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Ни один фотографический "документальный" портрет не покажет человека таким живым и навсегда бессмертным.
Я подошла погреться к печке. – вспоминает Репин об этой серовской работе, – прелестные рисунки, я их очень люблю».
Серов относился к своей модели с симпатией, но это не помешало ему изобразить ее в орбите бессмысленно свисающих отовсюду тканей, в мельтешении безделушек и флакончиков, чей дробный ритм вносит суету в парадную композицию. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20.
Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Я его родственник, внучатый племянник. Серова и В. С. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Работа над ними была начата по приглашению А. И. архаики, дал собственную, свободную от классицистич.
Верхний, «парадный», светлый – живописные работы, преимущественно портреты, а два других, нижних, затемненных – графика и, быть может, для внимательного зрителя именно там, в сумраке и скрываются главные серовские сокровища. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. прошу тебя, выручи меня перед Боткиным, мне крайне неловко 1 — но что мне делать, я застрял с портретом Александра III.
Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. 1880-хгг. семьи С. М. Симонович-Ефимова. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28.
Мамонтова в 1895 году. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». После 20 буду совсем свободен и буду у вас непременно — вместе осмотрим дворцы (для Елизаветы), если ты не прочь, а теперь еду — как бы не хотел поболтать с вами. Я с этюдничком, с картоном, сделал копию с этого портрета. ». Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах.
техниках: офорте (Автопортрет, 1898 пейзажи, см. Одним из самых достоверных образов А. П. В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов18. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Графическая часть экспозиции уникальна по-своему.
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Поздние портреты С. исполнены в стилистике, близкой модерну, – Г. Л. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг. «Девушку, освещенную солнцем» помнят многие, но не все знают, что на портрете из Музея Орсэ в Париже – та же модель.
Эту пастель с изображением лошадей-подростков (стригунов) и непередаваемым ни в какой репродукции светом (опять-таки, не пропустите, потом ее снова сошлют в запасники Третьяковки) Серов, по воспоминаниям Надежды Симонович-Ефимовой, «рисовал в Домотканове много вечеров подряд с натуры. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры.
НиколаяII (1900, оба– в ГТГ) и др. Карсавиной, 1909, все– карандаш, ГТГ рисунки и офорты к басням И. А. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение.
Серов писал: «. Серия «Царских охот» близка историко-бытовому жанру, который культивировался художниками объединения «Мир искусства». С. П. Но тут вопрос, могут ли эти лица в полном составе быть на выставках в Петербурге.
Карсавиной и А. П. В феврале родилась дочь Ольга. Репина (1901, ГРМ). А потом Серов увидел Гиршман в будуаре, обставленном свежекупленной дорогой мебелью из карельской березы, среди хрустальных флакончиков и безделушек и решил, что именно такая обстановка соответствует облику великосветской красавицы: «Стены моей комнаты были затянуты серым холстом (Серов очень любил серый цвет) и на нем желтая карельская береза, зеркала, хрусталь создавали гармонию. Полотно поражает масштабностью и монументальностью, композиция построена на движении. Получив широкую известность, создал много заказных портретов, в которых нередко прибегал к «апробированным» приёмам европ.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. В одной «Девочке с персиками», которая не только встречает зрителей при входе на выставку, но и стала тизером к ней, деталей и нюансов столько, что внимания на все может и не хватить.
Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. темы (темпера, гуашь, пастель), отмеченных глубиной постижения духа и характеров эпохи («ПётрII и цесаревна Елизавета на псовой охоте», 1900, ГРМ «ПётрI», 1907, ГТГ и др. ). Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма. Подобно членам объединения «Мир искусства», в 1900-е годы мастер обращается к исторической тематике.
Выразительный образ экстравагантной О. К. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Подражание, которое имело место в более ранних работах, сменилось раскрепощенной узнаваемой и присущей лишь только самому художника манерой, отличной от его современников.
К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Ефимовым и Н. Я. Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд.
Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Чистякова. Князькова (1908), «Царское Село в царствование Елисаветы Петровны» А. Н.
Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. портрет, ставший осн. Грабарь. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. В первую половину 1890-х гг.
Театр был частью жизни Серова. Он писал камерные, парадные, психологические, почти гротескные портреты. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» — экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн.
Один из них — «Портрет Г. Л. Гиршман», который был написан в 1911 году. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Фигурка не то гренадера, не то арлекина за плечом у модели. Далее. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Был написан портрет императора Николая II.
к ст. Глядя на это произведение, чувствуешь, что. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. Так что этот портрет – можно сказать, открытие. – Артгид). Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н.
Гиршман и О. К. До конца жизни Серов продолжал учиться. Одаренность Серова позволяла ему ярко проявлять себя в разных сферах изобразительного искусства – в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве. Вместе с др. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры.
Даже пройдя всю выставку, очень трудно представить себе, что «Девочку с персиками» и портрет Иды Рубинштейн написал один и тот же художник. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Крылова».
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. И то обстоятельство, что (как было замечено Глебом Поспеловым) очерк зеленой шали похож на силуэт змеи, напоминает о том, что это предсмертный час, – это словно танец Клеопатры со змеей. Он был из тех, кто, если что, руки не подавал.
Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). АХ (1880–85 не окончил) у П. П.
Выставка Серова занимает три этажа. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). начала.
Хрестоматийная картина в буквальном смысле – «Петр I» был написан по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля и воспроизведен в книге «Картины по русской истории (М., 1908), своего рода учебнике. 1а Стасов) — крахи — страшно становится 7. В 1890-е– нач. Напрямую с путешествием на землю эллинов связано и появление в 1910 году истинного шедевра — «Похищения Европы». Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10.
Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. заострённость характеристики человека, выявление в нём артистич. Племянница Львовой Мария Фаворская (жена знаменитого графика Владимира Фаворского) вспоминала, как создавался портрет: «Свет с двух сторон падал сзади и золотил на просвет ее как будто гофреные пышные волосы. Так, собственно и был создан ее живописный портрет, в окружении которого на выставке можно увидеть ее другие, графические портреты и то, как «живет» модель в интерпретации художника. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30.
Одежда), кн. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Симонович-Ефимовой.
за этюд с натуры». Портреты П. П. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Работа над полотном шла три месяца.
Одновременно С. писал камерные детские портреты, наделённые душевной непосредственностью («Дети», 1899, ГРМ «Мика Морозов», 1901, ГТГ). Интересно, что был отрицательно воспринят рядом художников, в частности, Ильёй Репиным. Выставка очень хорошо и интересно составлена. За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.
Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка. Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Именно там, в частности, блистала Ида Рубинштейн, портрет которой Серов написал в Париже.
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. В годы Революции 1905–07 создал ряд антимонархич. Преподавал в МУЖВЗ (1897–1909 проф. ) среди учеников– П. В. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых.
В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). илл. В. О. И. Э.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна.
Серов часто говорил, что недолюбливает людей: «Скучные они, ужас, до чего скучные, – звери лучше и красивее и веселее и просто лучше». Да и глядит-то она куда. Я должен его сдать государю до его отъезда за границу, между 15—18 августа.
Растерявшийся царь побежал за нею, в чем-то ее убеждая, но она и слушать его не хотела. ну нет глубины, что ли ну не сравнятся картины Серова с картинами Ге, Левитана, Айвазовского или ВрубеляНо сходить можно тока третьяковка делает «все для людей» и работает в тоже время, как и большая часть своих посетителей – только выходные остаются. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. И все — не без оснований. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
И все – не без оснований. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Техники разные, сразу видно Серова-экспериментатора. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Бессовестно рано.
И это несмотря на то, что предшественница нынешнего директора Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Зельфиры Трегуловой – Ирина Лебедева мечтала избавиться от этого здания, настаивая на строительстве отдельного филиала. выставок, в т. ч.
Если мастер не был увлечен личностью персонажа, окружение портрета, его живописная «оркестровка» начинали доминировать в работе. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. По свидетельству одного из друзей Серова Степана Яремича, ему «доставляло удовольствие отыскивать в людях черты, родственные тому или иному животному, он очень тонко подмечал сходство человека с каким-нибудь зверем и радовался, когда ему это удавалось передать».
«Шехеразада» – балет на музыку Николая Римского-Корсакова – была одной из триумфальных постановок Русских балетных сезонов Сергея Дягилева в Париже в 1910 году. «Какой молодец Антон. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, «по мшистым, топким берегам», к которым подступают, «котлом клокоча и клубясь», тяжелые невские волны. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Сын композиторов А. Н.
Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. Вместе с В. Д. Именно такого царя-реформатора и не хватало в ту эпоху, когда жил Серов. Большой стиль – и люди большого стиля.
«Был небольшой заказец от А. И. «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Вот почему рассматривать его работы – отдельное удовольствие. Намерение Серова писать «только отрадное» вместо отображения «язв общества» обозначило изменение вектора актуального в живописи. Строгий А. Н.
Боткина, Л. С. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Большой стиль — и люди большого стиля. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Абрамцево», 1879, ГРМ «Осенний вечер.
Домотканово» (1888) и «Октябрь. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. и положила руки на теплые изразцы. Знакомство с Г. Л. Бенуа – А. К. Фокин, к которому она явилась с просьбой дать ей несколько балетных уроков, взялся сделать из нее балерину, так как, по его словам, увидел в ней прекрасный «материал в стиле Бердслея» – одного из кумиров эпохи модерна и художников, формировавших сам этот стиль.
Важное место здесь занимает цикл портретов семьи Юсуповых. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». И. Э. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Юсуповых (все 1903 все– в ГРМ).
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Наблюдения, сделанные сквозь окна, легли на талант рисовальщика, остро ухватывавшего черты аристократок и богачек, а точнее всего — их собачек (опять же известное наблюдение о том, что в серовских портретах мелкие животные всегда карикатурно отражают характер хозяек). Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов».
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Каждая из работ 1911 года самоценна. О существовании этого портрета, специально созданного в качестве подарка королевской семье Дании (Серов писал императора по фотографиям, ему позировал солдат в мундире), как-то забыли, до тех пор пока художник Дмитрий Жилинский не отправился писать портрет датской королевы Маргарет. И кто-нибудь сможет по памяти, не глядя, точно сказать, сколько там персиков.
Зачастую Серов настолько выразительно передавал в образе то, что сами модели пыталась скрыть от окружающих, что вынуждал обижаться на резкость трактовок. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Это лучшее, что можно выбрать. Бакстом (1907) исполнил неск. графич.
Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. для сатирич. Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. Он меня туда отвез. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Павлову вбалете «Сильфиды» (1909), занавес для балета «Шехеразада» на музыку Н. А.
Сбоку на черной клеенке стола розовеет и лиловеет маленький букетик душистого горошка. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Павловой (оба – ГТГ). В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Слушай — я был у гр. Офорт), литографии, акварели (портрет С. М. Но легче всего сам для себя решил этот вопрос Бенуа: Серов был сам по себе и по своему художественному складу ближе всех подходил к Рембрандту.
Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. В знаменитой картине «Пётр I» (1907, ГТГ) Серов проявил себя как вдумчивый исследователь. Родился сын Георгий. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Сапунов, М. С. Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. Замечательная изысканная выставка, более тесно знакомящая нас с Серовым – графиком. 1900-хгг.
Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Самая угрюмость Серова имела в себе нечто северное. Типичная фраза экскурсоводов перед картиной: «Обратите внимание. » (и далее внимание привлекается к обычно ускользающим от взора деталям). По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Учился у К. Кёппинга в Мюнхене (1873–1874), И. Е.
равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Напиши-ка мне — а. будь добр.
Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. И. Е.
Но более всего ценил возможность оставить последнее слово за собой. «Гений – парадоксов друг», Серов увидел Петра в том парадоксальном двуединстве, которое у Бенуа выражено словами «спаситель и каратель» и которое с разительной точностью и лаконизмом отформулировано Пушкиным в «Полтаве» : «Лик его ужасен. Ульянов, К. Ф. Анне Карловне 2 поклон и благодарность.
Сам натюрморт Матисса («Фрукты и бронза», 1910), на фоне которого изображен Морозов, находится в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Чистякова. Портрет Е. П.
Приземистый, светловолосый, с тяжелыми чертами лица, со взглядом скорее исподлобья. Театральные работы С. немногочисленны: декорации для оперы «Юдифь» А. Н. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Майоликовая тарелка на стене (разумеется, она не просто так там висит). Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. Особого внимания заслуживает «Петр I», это полотно датируется 1907 годом.
Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Любил в людях то, чего не было в нем самом: внешний блеск и аристократизм. илл. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. В ином случае дело это может вести комиссия, состоящая из трех лиц, выбранных городом (на какой срок вообще — не знаю) и попечителя и решать либо единогласно или же большинством трех голосов.
Широко демонстрируются портреты царственных особ. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Связями своими Серов иногда пользовался. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии. Тут с журналом беда совсем. К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник).
Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна. «Не каждый день бывают такие находки. Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера.
В этой природной самодостаточности Серова не очень хочется искать какие-то прямые влияния. «Замечательно милая женщина Генриетта Леопольдовна чем больше ее видишь, тем больше ее ценишь, простой, правдивой, доброжелательной, не гордой и что совсем странно при ее красоте совсем не занята собой. », – писал коллега Серова Константин Сомов. В общем-то неплохая, качественная выставка. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова». В облике быка бог явился Европе, а затем увез ее на остров Крит. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Третьяковская галерея представляет, вероятно, самый ожидаемый проект года – выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911) – одного из наиболее любимых русских художников.
Но живой человек, воплощающий этот идеал, оказывается на пьедестале беззащитным, «голым». На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
Именно эту ситуацию, в сущности и продемонстрировал Серов в своем портрете – он как бы «пригвоздил» Иду Рубинштейн к определенному эстетическому кодексу, показав ее как эстетского идола: вот то, чему поклоняются сегодня, вот современный кумир на том пьедестале, который раньше занимала Венера Джорджоне. Серов писал И. С. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ).
Бакста, С. П. Без принадлежащих музею портретов Юсуповых, С. П. Дягилева, А. Н. Турчанинова, О. К. Орловой, холста «Ида Рубинштейн», серии «императорских охот», пейзажа «Баба в телеге», множества блистательных рисунков и акварелей, гравюр невозможно представить творчество художника и русское искусство 1880-1900-х годов. К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года. Это сделано для того, чтобы продемонстрировать синтетичность дарования и пластической системы Серова, его художественное мировоззрение.
Между сдержанной наблюдательностью реалиста и преувеличенностью вихляющих контуров модерна чуткий к стилистическим колебаниям художник балансирует в «После усмирения». В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. Для художника, чьим хлебом были заказные портреты, черта опасная. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала – книг, писем, фотографий. Гиршман (1907, ГТГ), И. А. Рубинштейн (темпера, уголь, 1910, ГРМ), В. О. Будь здоров.
Он оставил после себя огромное количество работ. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Павла Александровича (1897) имп.
Рафинированно-изысканный образ — свидетельство изменения эталона красоты в искусстве. Ей за помощь и содействие большое спасибо. Хотя они, естественно имеются в изобилии: тут и немцы (имя Менцеля часто ставят рядом с Серовым) тут и раскрепостившие всех и вся импрессионисты (а из них ближе всех по блистательности руки, конечно, Дега) тут и символисты (как пришедшие к Серову еще в детстве вместе с приятелем отца Вагнером многочисленные вагнерианцы, так и куда более поздние Дени или Ганс фон Маре).
Например, версии портрета Генриетты Гиршман — вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. «Надо знать ремесло, рукомесло. Студентам, кстати, вход беспл. Графика представлена в отдельном зале.
Сарьян, Н. П. Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация. Написано оно масляными красками, размер холста 68, 5 х 88 сантиметров. Серов умер в 46 лет. Во всех этих решениях он добивался одного – позволить себе быть честным человеком.
На выставке сделан значительный акцент на светском парадном портрете. нормативности интерпретацию античности. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека.
В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. журналов «Жало» и «Жупел»). В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала — книг, писем, фотографий. Юон. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.