1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино.
Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Молодая женщина будто слилась с природой, одухотворяя ее. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу.
Краткое описание картины В. Серова «Девушка, освещенная солнцем»заключается в отображении сюжета полотна. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. «Портрет Серова» –– этим сказано все. Ельшевскую можно даже похвалить. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Портреты 3. Подобно Девочке с персиками, портрет ее решен как сюжетная картина. Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за300рублей.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Непризнанным в то время был и Константин Коровин. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Кстати, сам Серов, написавший около полутора сотен портретов, портретистом себя несчитал.
В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде. Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует. В феврале родилась дочь Ольга. Все происходило просто, присутствовали одни родственники.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Павла Александровича и что в перспективе, кроме портрета М. А. Морозова, существует, причем в самой непосредственной близости, портрет С. М. Боткиной (1899). Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Творчество Серова неотделимо от его времени. Отсюда заметная стилистическая и композиционная близость портретов Л. А. Мамонтовой (1894) и В. В. Мусиной-Пушкиной (Ары Мусиной-Пушкиной, 1895), О. Ф. Тамары (1892), В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), М. К. Тенишевой (1898). Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
И как бы мы высоко не ценили холсты, возникавшие позднее, какие бы достоинства не находили в портретах 1890-х годов, это ощущение чуда – неизмеряемое ничем другим, а только лишь тем состоянием, когда далеко внутри что-то срывается, сохраняло за Девочкой с персиками положение вершины серовского творчества (рядом с Девушкой, освещенной солнцем) в глазах и самого художника и современников и большинства позднейших исследователей. Задний план так же играет значимую роль в любой картине. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Портреты 3. Павла Александровича и что в перспективе, кроме портрета М. А. Морозова, существует, причем в самой непосредственной близости, портрет С. М. Боткиной (1899). Маша вернулась в Париж и увезла портрет с собой.
Вслед за Девочкой с персиками был создан второй отрадный образ. «Однажды Серов искал себе работу и предложил мне позировать, – вспоминала Мария. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Порой, словно чувствуя бесплодность усилий, он не заканчивает работы (портрет А. И. Абрикосова, 1895), чаще, полностью законченные, они производят впечатление незавершенности, вызванное прежде всего несоответствием модели и избранного подхода.
С начала 1900-х гг. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. за этюд с натуры».
Однако даже пышная крона деревьев не смогла полностью укрыть ее от лучей. Мало кто знает об изображенной Маше Симонович, девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, нежели как конкретный, портретный. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». И добавил: И самому мне чудно, что это я сделал. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Сepoв – художник лица. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Или просто отдается ощущению умиротворения, которое он дарит. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. 1898 год— на открывшейся в январе, в Санкт-Петербурге, в музее барона Штиглица, выставке русских и финских художников, организованной С. П. Дягилевым, Серов был представлен 15 работами на XXVI Передвижной выставке были показаны портреты М. Ф. Морозовой и Ф. Таманьо 23 марта на общем собрании Академии художеств, по предложению Матэ, Репина и Чистякова, В. А. Серов был удостоен звания академика. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи.
В этих портретах Серов как бы устраивает диалог с самим собой. Я не помню, знал ли я про его импрессионизм, когда им занялся. Онговорил: «Внынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Был написан портрет императора Николая II.
Н. Юсуповой (1900-1902), ф. ф. Юсупова на лошади, Ф. Ф. Юсупова с бульдогом и Н. Ф. Юсупова (все 1903 г. ) – эти четыре холста, выставленные в одном зале Русского музея, своей светлой изысканной и благородной гаммой, уверенным, абсолютным рисунком, артистизмом также вырываются из всего того, что их окружает. В тени дерева притаилась уставшая от зноя молодая девушка. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: Погодите, это вино не для вас и указал на другое, дешевое, которое стояло рядом. Тогда я вроде как с ума спятил. Однако даже пышная крона деревьев не смогла полностью укрыть ее от лучей. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
за этюд с натуры». Летний мотив подчеркнут насыщенностью красок в желто-зеленой гамме.
Но я-то считаю импрессионистов не столько рисовальщиками мгновения, сколько воспевающими абы какую жизнь. И как бы мы высоко не ценили холсты, возникавшие позднее, какие бы достоинства не находили в портретах 1890-х годов, это ощущение чуда -- неизмеряемое ничем другим, а только лишь тем состоянием, когда далеко внутри что-то срывается, сохраняло за Девочкой с персиками положение вершины серовского творчества (рядом с Девушкой, освещенной солнцем) в глазах и самого художника и современников и большинства позднейших исследователей. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Художник подарил его кузине иона увезла картину вПариж. О чем думает девушка в тот самый момент. Комиссаржевский). Ни один из этих портретов не стал сёровской удачей.
Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Выбор модели для второго отрадного образа был не случаен.
А это – общепринято. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Валентин Серов планировал показать «Девушку, освещенную солнцем» навосьмой выставке московского Общества любителей художеств. И Серов--автор Юсуповой и Ермоловой, Иды Рубинштейн, Орловой, Голицына (а не только Похищения Европы) оказывается здесь равным среди первых.
Серов ещё с середины 1880-х годов был хорошо знаком с врачом и коллекционером И. И. Трояновским и через него— с семьей В. П. Обнинского. Девушка, освещенная солнцем – это, помимо всего прочего, одно из чудеснейших лиц русского портрета исполненное чисто человеческой красоты и что по отношению к Серову никак нельзя противопоставлять поиски характера поискам в области живописи, тем более в том смысле, что характеристические завоевания достигались дорогой ценой художественных утрат, не говоря уж об этом, следует обратить большее внимание на то, что в год создания портрета М. Ф. Морозовой – 1897 – был написан и Портрет вел. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Онговорил осебе: «Янепортретист. Еще в 1894 году он пишет портрет Н. С. Лескова, где в совсем иной, камерной форме интимного портрета ставит во многом сходную моральную проблему – проблему ценности человеческой личности.
Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов вдень ипри этом— думать оприятном, чтобы сохранять задумчивое ирасслабленное выражение лица. Главной задумкой автора при создании полотна была точная передача игры солнечных лучей. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. "Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет.
Япросто художник». Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Вглядываясь в модели качественно другого склада и улавливая, вернее, сознавая эту иную психологическую природу, Серов тем не менее то усаживает новых героинь в позы, знакомые нам по портретам 1880-х годов, -- портрет В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), то почти полностью повторяет композиционные схемы Лели Дервиз (1892) или Лескова (1894) --портреты Р. С. Львовой (1893), В. Н. Капнист (1895), Девочка с бульдогом (вел. И как ни странно, такие портреты, как М. К. Тенишевой и особенно более ранний -- 3. Конкретность идеала, никогда не понимаемого как идеальный образ, которым бы измерялись и подправлялись индивидуальные черты идеала, постоянно ощущаемого, носимого в себе, но на время забываемого перед натурой (оказавшейся более прекрасной, более увлекательной, чем любое отвлеченное представление), чтобы вновь возродиться в искомом образе, -- важнейшая особенность многих русских портретов, начиная с XVIII века. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Другое дело, что в начале пути портреты такого рода явно уступают в качественном отношении достижениям Серова-лирика. нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Серов был таким художником. Фон пышного пейзажа имения в Домотканово освещен летним солнцестоянием. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Подходящее для работы место они отыскали всаду вдвоем. И может показаться, что молодая женщина открывает нам или демонстрирует живописную природу русского края.
Пожалуй, очень немногое. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.
нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения. Солнце слегка освещает ее, даря невероятно радостное ощущение счастья. О достоинствах, художественном значении, манере, стиле этого замечательного живописного полотна написано и опубликовано множество работ – популярных, учебных искусствоведческих. Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов за всю свою жизнь создал немало произведений, которые с успехом вошли в сокровищницу русского искусства. Познакомившись с Ольгой, Валентин Серов был ей полностью покорен. Когда выставка открылась, рядом спортретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова».
Кузина позировала Серову, сидя настарой скамейке под раскидистой липой. Она о чем-то задумалась. Творчество Серова неотделимо от его времени.
«Тут будем писать», – сказал он. Именно Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем сделали Серова знаменитым. Взгляд ее лучистых глаз направлен куда-то вдаль. И хотя Серов лишь начинает свой творческий путь, но все же, глядя на одновременно писавшиеся этюды и отдавая дань блестящему репинскому мастерству, в данном случае несравнимо более высокому, нежели у его ученика, ловишь себя на мысли, что при всем этом серовский Горбун выглядит более похожим. Надо это временами -- нет-нет да малость и спятить.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Его полотном заинтересовался Павел Третьяков. Портрет создавался почти в той же ситуации, что двумя годами раньше портрет Веры Мамонтовой, летом, в гостях у приятелей в подмосковном имении Введенское, где Серова окружали симпатичные ему люди. На картине изображен образ молодой женщины, свободно сидящей под тенью могучего дерева. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Н. Юсуповой (1900--1902), ф. ф. Юсупова на лошади, Ф. Ф. Юсупова с бульдогом и Н. Ф. Юсупова (все 1903 г. ) -- эти четыре холста, выставленные в одном зале Русского музея, своей светлой изысканной и благородной гаммой, уверенным, абсолютным рисунком, артистизмом также вырываются из всего того, что их окружает.
кн. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Вглядываясь в модели качественно другого склада и улавливая, вернее, сознавая эту иную психологическую природу, Серов тем не менее то усаживает новых героинь в позы, знакомые нам по портретам 1880-х годов, - портрет В. В. Мусиной-Пушкиной на скамье (1898), то почти полностью повторяет композиционные схемы Лели Дервиз (1892) или Лескова (1894) -портреты Р. С. Львовой (1893), В. Н. Капнист (1895), Девочка с бульдогом (вел.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить врубелевскую манеру письма. кн. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Тогда я вроде как с ума спятил.
Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих. Метаморфоза эта, оцениваясь по-разному – с огорчением или сочувствием, - отмечалась многими исследователями, усматривавшими ее причины либо в психологических особенностях серовской натуры, либо в характере развития всего русского искусства к стилю. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В ноябре 1911 года, незадолго до смерти Серова, первый его биограф Игорь Грабарь и Серов рассматривали в Третьяковской галерее Девушку, освещенную солнцем. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. Водин изприездов, в1895 году, Валентин Серов написал второй еепортрет.
И добавил: И самому мне чудно, что это я сделал. –– вот мнение современников: мастеру удавалось найти такие штрихи, детали, черты, которые обычно ускользают от поверхностного взгляда, но неизменно видимы глазу проницательного художника и передавал он их с поражающей точностью и определенностью. Вся жизнь Серова –– поиски правды истины вспоминаются слова К. Коровина: «Может быть, в нем жил не столько художник, как ни велик он был, –– сколько искатель истины». Надо писать так, чтобы не было видно труда, – говорил сам Серов. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Н. Юсуповой. Серов вполне отдавал себе отчет в иной, непортретной специфике своих портретов. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Работа над полотном шла три месяца. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году».
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). При всей его конкретности, точности в передаче отдельных черт и общего выражения, при несомненном мастерстве художника в нем (если оставаться на уровне серовских критериев качества) не выявлены ни внутреннее психологическое состояние, ни сколь-нибудь заметные проявления характера или интеллекта. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Онписал художнику: «Навсякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобыон был вгалерее». Свидетелем был Илья Ефимович Репин. Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: Бери, а потом ничего не дам. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить.
Кажется, что Репин опустил в лице то, что мешало уже сложившемуся в его воображении образу юродивого-провидца, калеки, одухотворенного страданием. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Летний мотив подчеркнут насыщенностью красок в желто-зеленой гамме. Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения Мир искусства из которого возник русский балет. Ему было суждено достигнуть вершин героического портрета и создать портрет М. Н. Ермоловой, работу, не имеющую аналогий в мировой портретной практике и в то же время тесно связанную с гуманистическими устоями русской культуры. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Может она пытается проникнуть в его тайны.
(Между прочим, если задуматься рисование мгновения как ценности не противоречит формуле хвала абы какой жизни. ) А вот Ельшевской эта формула чужда, по-моему: "счастливые вещи, счастливая жизнь, Свежесть, Отрадное, родное, продлить – это не хвала абы какой жизни, это хвала ого какой жизни. Нюансы поведения и характера модели переданы здесь превосходно. «Девушка, освещенная солнцем»— неединственный известный портрет Марии Симонович работы Валентина Серова. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. 1904 год— В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию. 22декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову: «Твое имя вТретьяковской галерее».
княжна Мария Павловна, 1897). Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». кн. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Портрет Ольги Федоровны Серовой.
В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Эта портретность занимала здесь Серова больше, чем эффекты пленэрного письма. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. И Серов-автор Юсуповой и Ермоловой, Иды Рубинштейн, Орловой, Голицына (а не только Похищения Европы) оказывается здесь равным среди первых.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. «Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова— Мария Симонович, скоторой художник был очень дружен. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. Был написан портрет императора Николая II. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление писать только отрадное воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Фон пышного пейзажа имения в Домотканово освещен летним солнцестоянием. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека».
Конкретность идеала, никогда не понимаемого как идеальный образ, которым бы измерялись и подправлялись индивидуальные черты идеала, постоянно ощущаемого, носимого в себе, но на время забываемого перед натурой (оказавшейся более прекрасной, более увлекательной, чем любое отвлеченное представление), чтобы вновь возродиться в искомом образе, - важнейшая особенность многих русских портретов, начиная с XVIII века. У меня тоже получилось, что он импрессионист. «Девушка, освещенная солнцем» – настоящий гимн русской первозданной красоты. Грабарь, уже после смерти Серова, написал об этой картине: Эта вещь до такой степени совершенна, так свежа, нова и сегодняшне, что почти не веришь ее дате- 1888 году.
Приезжая вРоссию, Мария Львова часто гостила вДомотканове. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Серов был таким художником.
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Сepoв – художник лица. Девочка с персиками – совершенный образец импрессионистической живописи. Несколько позже была создана работа Летом.
Ни один из этих портретов не стал сёровской удачей.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов за всю свою жизнь создал немало произведений, которые с успехом вошли в сокровищницу русского искусства. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Присев отдохнуть с дороги или, может быть, просто наслаждаясь окружающей красотой, немного задумчиво сидит девушка, прислонившись к стволу мощного дерева.
Недаром картинное название прочно утвердилось за обоими. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было.
Н. Юсуповой. Спросите поисковик: импрессионист Серов, – и вы получите массу ответов в перечне. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Об этом говорит нам ее легкая улыбка и здоровый розовый румянец на ее щеках. Расставаясь, они часто писали друг другу.
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Простота и непосредственность, душевность и нравственная чистота – поэтический идеал Серова-человека и Серова – будущего художника сложился еще в юном возрасте. А быть может, в самой ее душе таятся какие-то скрытые, волнующие и незнакомые чувства. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, Девушка с креветками Хогарта или Девушка с жемчужной сережкой Вермеера), где имя модели несущественно. княжна Мария Павловна, 1897). Их венчание состоялось 29 января 1889 года в Петербурге в церкви Семеновского полка. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881). Что же можно сказать о лице в портрете Боткиной.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. А то ничего не выйдет.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Валентин Серов вэто время был вПетербурге, аего делами занимался пейзажист Илья Остроухов. Порой, словно чувствуя бесплодность усилий, он не заканчивает работы (портрет А. И. Абрикосова, 1895), чаще, полностью законченные, они производят впечатление незавершенности, вызванное прежде всего несоответствием модели и избранного подхода. К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал.
Однако, хотя Серов часто говорит о кабале заказного портрета, мысль о принципиальной его невозможности, по-видимому, даже не приходит ему в голову ибо опыт аналогичных заданий у Тициана, Веласкеса, Ван-Дейка постоянно присутствует перед его внутренним взором, заставляя переживать неудачу холстов как собственную слабость и побуждая к новым поискам. Мою Верушу портретом как-то не назовешь, – писал художник в одном из писем. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г.
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Валентин Серов экспериментировал стехникой иматериалами. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В тени дерева притаилась уставшая от зноя молодая девушка. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Проблема характеристики в творчестве Серова тесно связана с проблемой эстетического совершенства. Мы можем лишь догадываться об этом.
Действительно эта работа – признанный и бесспорный шедевр. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Лето 1888 года. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Русский художник не сомневается в реальном бытии вещей интонация его живописи — утвердительная. Она осмелилась восстать против того, что Серов – импрессионист.
Девушка, освещенная солнцем (портрет Марии Яковлевны Симонович), созданная в Домотканове (имении друга Серова Владимира Дервиза), написана абсолютно по-иному, чем Девочка с персиками. «Девушка, освещенная солнцем» – настоящий гимн русской первозданной красоты.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки, тени на которых даются красным и коричневым.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Радостное, светлое чувство отражается и на лице девушки. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Краткое описание картины В. Серова «Девушка, освещенная солнцем» заключается в отображении сюжета полотна. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга.
Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. От портрета М. Я. Львовой словно исходит ощущение ясности и чистоты, создаваемое и светлой прозрачной живописью и, главное, самим лицом, написанным бережно, тонко, с нескрываемой симпатией, лицом, покоряющим нас обнаруживающейся в нем психологической сложностью личности. А то ничего не выйдет. He менее ощутима эта серовская твердость в погрудном портрете В. А. Репиной (1881).
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). И как ни странно, такие портреты, как М. К. Тенишевой и особенно более ранний – 3.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Художник, по-видимому, не желал повторять композицию Девушки, освещенной солнцем – отсюда горизонтальный формат, в котором по-иному организуется картинное пространство. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). кн. К тому же это была хозяйка дома, где молодой художник подолгу гостил и работал. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Жизнеутверждающая красота полотна выражена при помощи сочного и ясного колорита оттенков. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. И в этом облике мы словно ощущаем единство человека и природы.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Это полотно завершило серию серовских портретов Марии. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Молодая женщина будто слилась с природой, одухотворяя ее. Родился сын Георгий. Однако прославился художник как мастер портрета. Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, — легкую диагональ вместо фронтальной постановки. Так началась целая серия портретов императорской семьи.