Теперь его полное имя выглядело — Сэр Лоуренс Альма-Тадема. Сэр Лоуренс Альма Тадема. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Похоронили Сэра Лоуренса Альма-Тадема в лондонском соборе святого Павла, отдав ему все положенные как рыцарю почести.
25 июня 1912 года сэр Лоуренс Альма Тадема умер во время прохождения лечения в Висбадене. Теперь его полное имя выглядело – Сэр Лоуренс Альма-Тадема.
Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. Новые искусствоведческие исследования стали выходить с 1970-х годов, как посвящённые художнику индивидуально, так и оценивающие его творчество в контексте викторианской живописи.
Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Картина первой— низшей— категории оценивалась в 80 фунтов стерлингов, второй— в 100 фунтов, стоимость картины третьей категории повышалась до 120 фунтов19Комм.
Тогда же впервые проявился его перфекционизм: художник стремился к тщательной проработке мельчайших деталей, а если его что-то не устраивало, без колебаний уничтожал результаты собственного труда. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55.
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. На протяжении художественной карьеры Сэр Лоуренс Альма-Тадема не изменял своей любви к истории, но поскольку работы о средневековой эпохе не вызвали особого восторга у публики, он начал писать на темы античности («Древнеегипетские игроки в шахматы»). Критики видели в этом противостояние войны и мира. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15.
За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Альма-Тадема не занимался морализаторством, не учил зрителей «как правильно» и «как надо», не философствовал. После смерти художника его искусство вышло из моды и было надолго позабыто. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм.
За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». И внимание зрителя постоянно отвлекается в разные стороны».
Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. В 1879 году художник стал академиком Британской Королевской Академии художеств, а в 1899 году – посвящен в рыцари. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39.
Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). 6), что вызвало ряд протестов. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Но когда в 1869 году его жена умерла от оспы, художник сам заболел и впал в депрессию.
Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Супруги много путешествовали, посещали археологические раскопки и фотографировали их. В альбоме Р. Барроу делается попытка проследить художественные связи Альма-Тадемы в 1860-е— 1910-е годы и корректируется традиционный взгляд на его творчество как чисто декоративное и не несущее эмоциональной и интеллектуальной нагрузки. Этот портрет в те же годы привлёк внимание О. Уайльда, который даже сообщал своему издателю, что охотно написал бы о жизни Гелиогабала48. Эйрд— его постоянный заказчик55.
Доктора посоветовали ему переехать в Англию. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70.
По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Собственно исторические события перестали увлекать Альма-Тадему, он сосредоточился на передаче художественными средствами романтических чувств. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет.
1. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45.
3). Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов.
Кроме того, на его манеру и стиль письма оказали влияние английские прерафаэлиты и, как водилось в их кругу, его жена стала моделью для многих женских образов на исторических полотнах, особенно в произведении «Женщины Амфисса». Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия.
За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. Цвет моря мягко меняется с нежно-голубого, который почти сливается с небом, к сине-зелёному.
В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Позже творчеством Альма-Тадемы заинтересовался Голливуд. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее».
28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. 4 было важным источником для работы художника.
Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера).
Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
Вот таким образом его часто называют викторианским живописцем. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года.
В 1850—1851 годах он создал первые свои станковые работы— портрет сестры Артье и автопортрет, которые позволили ему самому оценить свои художественные способности. Мир мечты. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19.
Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». На картине изображены Флоралии, в центре композиции— молодой человек играющий на флейте Пана.
Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года.
Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. 8. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью.
В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться.
Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме.
Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. Он очень интересовался новыми веяниями в искусстве и все их без исключения одобрял. 8. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны).
Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. Персонажами его картин были современники-викторианцы, поставленные в классические декорации, картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Англии, о чём свидетельствует и факт присвоения художнику рыцарского звания в 1899 году и возведение его в членство ордена Заслуг в 1904 году.
Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Похоронен в Соборе св. В этот период художник активно писал большие многофигурные полотна на известные публике сюжеты, которые приносили наибольшую прибыль и быстро продавались. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Его работы являются по-настоящему уникальными. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха.
Она несколько необычна для творчества художника, который редко обращал внимания на противоречия и негативные стороны жизни античности. Работы художника чрезвычайно декоративны исполнены света, как, например, «Встреча Антония и Клеопатры». 5. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870).
Его картины продавались за бесценок. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54.
Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Напротив, с середины 1860-х годов в Британии началась мода на космополитическое искусство, обращавшееся к темам, далёким от социальных движений и повседневности.
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Вот таким образом современники часто критиковали его за «ненужные детали с натуры».
А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера).
В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. 28 июня 1912 года он умер в Лондоне. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань.
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24.
В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. После его смерти, казалось, викторианское искусство стало «пройденным этапом» истории живописи, но с 1960-х годов оно обрело вторую жизнь.
Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Он творил Красоту. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер.
Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Павла.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Таковы его «Розы Гелиогабала», для написания которых художник заказывал розы из Африки и Средиземноморья.
В том же году президентом Академии художеств стал Лейтон, что означало прочные позиции для академического классицизма. Две другие леди выглядят немного старше. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
.