В Восьмигранном Дворе, являющийся частью Дворца Бельведере, в процессе реконструкции в период правления Папы Пия VI были устроены четыре ниши, в которых размещены всемирно известные статуи – в нише Гермеса – статуя Гермеса, римская копия Праксителя (IV веке до н. э. ). 1520 – Умер в Риме. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении.
Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра.
Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4.
Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Перед началом работ, в 1979 году, были проведены необходимые исследования, тестирование, поиск подходящего растворителя.
Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, вот таким образом он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482.
Будучи совсем молодым художником, он уже имел множество богатых клиентов, готовых заплатить большую цену за его творчество. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги.
Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. В миру его называли кардиналом смерти. Нижний ярус капеллы вмещает в себя 12 фресок, показывающих библейские истории.
Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой.
В центре многофигурной композиции (примерно четыреста фигур) на троне восседает Высший Судия – Иисус Христос, рядом с ним – Мария и святые. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики.
Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Высота капеллы— 20 метров. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Папская инквизиция Карафы судила каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося один за одним смертные приговоры. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. По заказу папы Юлия II в 1508 г. Микеланджело начал новую роспись свода, продлившуюся до 1512 г. Вписанные в великолепные декоративные архитектурные росписи, окруженные пластично и выпукло написанными фигурами Сивилл и пророков, сияющие красками фрески Микеланджело повествуют об истории Сотворения мира и Грехопадения. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
Довольный собой, он презентует идею Микеланджело, но тот лишь смеется при виде этого плода инженерной мысли. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов.
Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур.
Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. В 1532г., более двадцати лет спустя, от папы Климента VII поступила просьба сделать новую роспись над алтарем часовни, стена за которым покрылась трещинами из-за продолжающейся усадки здания. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Однако позднее папа Павел IV увидел эту потрясающую картину по-иному и счел наготу фигур «сущим Вавилоном».
Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля2. Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи.
Помилование мог даровать только Понтифик. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса.
Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Видное место занимают Станцы Рафаэля в Музее Ватикана. Вот таким образом подчиняясь приказу Папы Юлия II за работу берется неохотно.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. Но при этом, у него также были проблемы с отделкой могилы, так как финансирование для проекта истощилось. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами.
В период правления Папы Клемента XIV (1769 — 1774) и Папы Пио VI (1775 — 1799) все экспонаты были перенесены в специальные здания и упорядочены в коллекции, которые были открыты для посещений публики. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»3. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный.
Население страны – около тысячи человек, включающее швейцарскую гвардию (охрана Папы), кардиналов, секретарей и мирян. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Как то вопросы финансирования. (под названием «Collegio dei Cappellani cantori») и первоначально состояла из 24 членов. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка.
Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин4. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Первоначально фресок было 16, сохранилось 12. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Работа Микеланджело в Сикстинской капелле «Страшный суд» является самым выдающимся творением эпохи Возрождения.
С 1481 по 1483 года представители умбрийской и флорентийской школ живописи украшали стены Сикстинской капеллы. Мировой известностью пользуется изображение перста Божьего, вдыхающего в Адама жизнь.
Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме.
При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков) известный как Папская капелла (итал. capella pontificia, capella papale часто именуется просто «Сикстинской капеллой» итал. capella Sistina)— один из наиболее значительных профессиональных хоров католической церкви. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника.
Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев.
Сикстинская Капелла имеет три этажа. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох.
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Первую мессу с новым хором Сикст отслужил на Успение Богородицы 15 августа 1483г. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Место конклава.
1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Варфоломея (На фреске Св.
Папа Римский Сикст IV хотел, чтобы весь цикл иллюстрировал законность его папской власти идущей от Моисея, через Христа к Петру. Объяснение напрашивается само собой. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы.
Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим.
Фрески на стенах длиной около 40 м появились одновременно с капеллой – при Сиксте IV. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы.
Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Но заказ есть заказ. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.
Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Только ответить своим искусством. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов.
Он больше похож на Геракла или Аполлона. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Только при недавно законченной реставрации некоторые дополнения были удалены. Нынешнее название «Cappella musicale pontificia Sistina» установилось с XIX века.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона».
Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок. Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
Сюжетные композиции «Парнас», «Диспут», «Афинская школа» и «Юстиция» поражают своей гармонией и ясностью. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы).
Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками.
Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы).
Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Написал «Мадонну в кресле».
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы».
Так творение Рафаэля попало в СССР. Впечатлившись пророками Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей фреске с изображением Исайи в церкви Сант-Агостино и, согласно Вазари, хотя она была закончена, он написал её заново, в более сильной манере16. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. Капеллу покрывает почти плоский свод. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта.
Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла.
Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.
Микеланджело имел дело с помещением более внушительных размеров, что вынудило его идти по другому пути для решения поставленной задачи34. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть».
Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
Небольшую часть своей жизни Рафаэль прожил во Флоренции, где у него было множество возможностей для совершенствования своего мастерства. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Большие паруса поддерживают свод. Некоторые считают, что слишком много воображения.
Проект серьезно повредил зрение художника. По его мнению, это обедняло роспись. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Вот что значит гений. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции и от идеи пришлось отказаться.
IX, ст. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. метра.
Ни в Европе, ни в восточных странах. Что мог Микеланджело. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. По своим размерам над всем доминируют трехметровые фигуры семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на мраморных тронах. Несколько меньше них – группы фигур в распалубках нал окнами и люнетах.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Но и это ещё не всё.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. IV). Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры».
Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам.
А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Он велел прикрыть ее, написав поверх обнаженных фигур одежды. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной.
И эти опасения не были беспочвенными. Именно Константин Великий был первым христианским императором, даровавшим Папе Римскому светскую власть над западным миром. И это можно понять по его последним фрескам. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Первым изображением, созданным Микеланджело, является «Потоп», в котором главным действующим лицом представлен человек, а не стихия. По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах.
украсили стены Сикстинской капеллы. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства.
В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. К XVI веку членство в папской капелле стало чрезвычайно почётным (и прибыльным) для музыкантов всей католической Европы — здесь служили Жоскен Депре, Кристобаль де Моралес, Дж. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом.
Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Папа Юлий пожелал видеть роспись с гротесками, которые вошли в моду после обнаружения на Эсквилинском холме древнеримских гротов27. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден2. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Главным был второй ярус.
Созданная Микеланджело фреска «Страшный суд» – самое впечатляющее и драматичное отображение этой темы в истории искусства. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Они и стали прототипами ангелов. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.
На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Считается, что это работа греческих скульпторов из острова Родос.
Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо.
В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года.
В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно55. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797.
И в ответ услышал: «Когда смогу». В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке.
А вот сам мастер оказался не очень довольным. Карафа был патологически жесток. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур.
Прим. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Восстановление также отменило изменения времен Папы Римского Пия IV, который заказал дорисовку фиговых листков и набедренных повязок на обнаженных фигурах Микеланджело в течение 1560-х. 6. И для того были веские причины.
Папская капелла, замысленная (после исторического перерыва) как продолжение средневековой папской Schola cantorum, была основана Сикстом IV в 1471г. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа. Николы из Толентино». Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Вероятно, Микеланджело помогали несколько человек, которые выполняли архитектурные имитации и фигурки путти22.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Высокие толстые стены, укрепленные сейчас в некоторых местах прочными опорами, безошибочно выдают в Капелле защитное предназначение. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Получил должность писца папских указов.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Но, не тут-то было. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку.
Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. 2. М. Нанино и другие. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано.
Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором с большим количеством песка, предложенным одним из его помощников, Якопо лИндако. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св.
Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Да, незадача. Однажды, как вспоминали ученики Микеланджело, папа спросил мастера, когда же он закончит роспись. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте.
Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
В четвертой нише находится мраморная группа «Лоакоон и сыновья», найденная на месте Золотого дворца императора Нерона. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области.
И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. На тот момент – Павел III. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани.
Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).
Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Но на первом плане не телесные муки проклятых, а их ужас и внутренние страдания. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники.
Длина изображения почти полтора метра. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Апартаменты насчитывают три комнаты по 80 кв. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи.
Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя).
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. здесь). Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо дАнтонио.
Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. В последние десятилетия Сикстинская капелла была тщательно приведена в порядок и восстановлена. Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека.
Микеланджело расписывал плафон Сикстинской капеллы. Итак, 1471 год. После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481—1483 годах украсили стены Сикстинской капеллы.
Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12-ти фресках насчитывается не менее сотни). Фрески Сикстинской капеллы, находящиеся на алтарной стене изображавшие «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея» не сохранились и на их месте Микеланджело создает картину «Страшный суд». Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа.
Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея».
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Вот таким образом композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Это сейчас из часовни сделали музей, а в XV веке её стены должны были защищать римских пап Построенное трёхуровневое здание своими размерами полостью соответствовало Ветхозаветному Храму Соломона: длина – 40, 94м, ширина – 13, 41м, высота – 20, 7.
Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Поза, мол, у них слишком неприличная. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Это апартаменты Папы Юлия II, который избирается на престол в 1503 году. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Браманте, будучи не прочь сам заняться гробницей Юлия II, очень опасался, что проект Микеланджело превзойдёт его собственный. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Заделать их будет невозможно. После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг.
Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома.
Но на самом деле, художник и его помощники использовали деревянные леса, позволявшие им стоять в вертикальном положении. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику.
Второй этаж – основной.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.