После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. А над сводом расположены караульные помещения для стражи. Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II.
И для того были веские причины. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора.
Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Вот таким образом подчиняясь приказу Папы Юлия II за работу берется неохотно. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году).
На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Нижний ярус капеллы вмещает в себя 12 фресок, показывающих библейские истории.
В этой колоссальной фреске, где отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь, центром которого выступает могучая фигура Христа, уже нет героизма Ренессанса, это рассказ о сломленном, подавленном человеке, конце возрожденческих иллюзий63. Первую мессу с новым хором Сикст отслужил на Успение Богородицы 15 августа 1483г. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников.
И это можно понять по его последним фрескам. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену.
Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие. Это вызвало обоснованное желание папы укрепить постройку. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Видное место занимают Станцы Рафаэля в Музее Ватикана.
Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Ради нее пришлось заложить два высоких стрельчатых окна и пожертвовать двумя росписями Перуджино. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Крышу возвели позже, так как дождевая вода часто просачивалась в здание. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Внешний облик здания скромен и небогат архитектурными элементами. Сегодня именно здесь проходит конклав — собрание кардиналов, на котором избирается новый Папа.
Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Поза, мол, у них слишком неприличная. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
Восстановление также отменило изменения времен Папы Римского Пия IV, который заказал дорисовку фиговых листков и набедренных повязок на обнаженных фигурах Микеланджело в течение 1560-х. 6. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Здесь же великий мастер в 1535-1541 годах написал картину «Судный День». Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Персонажи не просматриваются на такой высоте.
Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника.
Это апартаменты Папы Юлия II, который избирается на престол в 1503 году. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Во время посещения музея можно взять внутри Ватикана напрокат аудиогида.
Нынешнее название «Cappella musicale pontificia Sistina» установилось с XIX века. (под названием «Collegio dei Cappellani cantori») и первоначально состояла из 24 членов.
Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Изначально галерея не была крытой. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода.
При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков) известный как Папская капелла (итал. capella pontificia, capella papale часто именуется просто «Сикстинской капеллой» итал. capella Sistina)— один из наиболее значительных профессиональных хоров католической церкви. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы».
В XV веке в Италии и во Флоренции в частности, где было сильно увлечение классической литературой и учениями Платона, Сократа, сочетание античной философии и христианских доктрин было популярной идеей. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481—1483 годах украсили стены Сикстинской капеллы. Среди них изображен Св.
Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Пол декорирован мрамором и цветным камнем.
Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Первым изображением, созданным Микеланджело, является «Потоп», в котором главным действующим лицом представлен человек, а не стихия. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы.
Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Стены второго этажа прорезаны большими окнами.
Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать».
Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Например, Иона, часто изображаемый со своим атрибутом— большой рыбой, — обыкновенно ассоциировался со страданиями Иисуса и призывом мира к покаянию2. На тот момент – Павел III. Работа Микеланджело в Сикстинской капелле «Страшный суд» является самым выдающимся творением эпохи Возрождения.
В мае 1504 года на своде капеллы появилась трещина, Сикстина была закрыта на шесть месяцев для реконструкции. Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо дАнтонио. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь 500-летнего юбилея капеллы. Проект серьезно повредил зрение художника. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению).
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он.
Фасада постройка не имеет, так как вход в нее осуществляется из помещений Папского дворца. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. А вот сам мастер оказался не очень довольным.
Но на первом плане не телесные муки проклятых, а их ужас и внутренние страдания. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. В период правления Папы Клемента XIV (1769 — 1774) и Папы Пио VI (1775 — 1799) все экспонаты были перенесены в специальные здания и упорядочены в коллекции, которые были открыты для посещений публики.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Мировой известностью пользуется изображение перста Божьего, вдыхающего в Адама жизнь.
В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. IX, ст.
Первого ноября 1512 года величественные фрески, украшающие потолок Сикстинской капеллы в Папском дворце Ватикана, были впервые открыты публике. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Второй этаж – основной. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. И эти опасения не были беспочвенными. Они поддерживаются двадцатью обнажёнными юношами, Ignudi, которые сидят на постаментах, опираясь на ложный карниз.
Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12-ти фресках насчитывается не менее сотни). Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Они же являются авторами кафедры хоров. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы.
К тому же все фрески объединяет необыкновенно прекрасный пейзаж и за него на всех фресках, возможно, отвечал молодой художник и будущая звезда — Пинтуриккьо. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
М. Нанино и другие. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.
Противопоставление Нового Завета со Старым является общей темой в христианском богословии и церковном искусстве, но в Сикстинской капелле скрыт другой смысл. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Память об этом событии живет во мне до сих пор. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства (Подробнее о резиденциях Пап в Риме см. Это Харон, который гонит грешников в ад. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности).
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября.
Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Помилование мог даровать только Понтифик. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики.
Некоторые считают, что слишком много воображения. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Их окружают святые и мученики, ожидающие вердикта. Цилиндрический свод капеллы был декорирован по моде того времени под звёздное небо художником Пьерматтео дЭмилией. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани.
В нише Кановы расположена статуя Персея изготовленная по просьбе Папы Пия VII в 1800 году, для установки на месте разрушенного войсками Наполеона оригинала. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Созданная Микеланджело фреска «Страшный суд» – самое впечатляющее и драматичное отображение этой темы в истории искусства. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. И в ответ услышал: «Когда смогу».
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»).
Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений.
Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). По его мнению, это обедняло роспись. Карафа был патологически жесток. Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. В 1487 – 1488 годах художник имел возможность ознакомиться с техникой работы над фреской в мастерской Гирландайо, работавшим в тот период над часовней церкви Санта-Марии Новеллы. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами.
Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу.
Большие паруса поддерживают свод. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. На верхнем этаже располагались галерея и караульня. В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела. Некоторые их них тематические.
Однако позднее папа Павел IV увидел эту потрясающую картину по-иному и счел наготу фигур «сущим Вавилоном». Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Но заказ есть заказ. Специалисты придирчиво удалили слои грязи, сажи и копоти от свечей, существенно украсив цвета вековых картин. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Первоначально фресок было 16, сохранилось 12. Место конклава. (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Как то вопросы финансирования.
Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2.
Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы.
Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам13. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Капеллу покрывает почти плоский свод. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея.
На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. здесь). И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама.
К XVI веку членство в папской капелле стало чрезвычайно почётным (и прибыльным) для музыкантов всей католической Европы — здесь служили Жоскен Депре, Кристобаль де Моралес, Дж.
Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами.
Фрески на стенах длиной около 40 м появились одновременно с капеллой – при Сиксте IV. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Конечный результат восстановления был спорен: критики говорят об удалении важного второго слоя краски был удален, утверждая о несоответствии фигур оригиналам. Считается, что это работа греческих скульпторов из острова Родос. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Главным был второй ярус. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Заделать их будет невозможно.
Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». 15. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Сикстинская капелла – огромная и всемирно известная часовня в Ватиканском дворце (он же — Апостольский дворец), официальной резиденции Папы Римского в Ватикане. Микеланджело расписывал плафон Сикстинской капеллы.
Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Новая капелла была спроектирована похожей на крепостное сооружение и являла собой простое трехэтажное здание прямоугольной формы. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. В более поздних годах разделительный экран был перемещен, чтобы уменьшить неф и увеличить пресвитерий. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. метра. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации.
Это сейчас из часовни сделали музей, а в XV веке её стены должны были защищать римских пап Построенное трёхуровневое здание своими размерами полостью соответствовало Ветхозаветному Храму Соломона: длина – 40, 94м, ширина – 13, 41м, высота – 20, 7. В центре многофигурной композиции (примерно четыреста фигур) на троне восседает Высший Судия – Иисус Христос, рядом с ним – Мария и святые. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы.
Как уже упоминалось выше, над росписью сводов Сикстинской капеллы работал Микеланджело. Именно он стал подлинным основателем папской инквизиции используя в ее работе самые страшные бесчеловечные пытки. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.
Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Только при недавно законченной реставрации некоторые дополнения были удалены. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Сейчас Сикстинская капелла – это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо.
Художественного полотна, сравнимого с ней по своей красоте и эпическому размаху, Вы не встретите больше нигде. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники.
Нет у нее и фасада, поскольку вход в капеллу осуществляется из комнат Папского дворца. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Фрески Сикстинской капеллы, находящиеся на алтарной стене изображавшие «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея» не сохранились и на их месте Микеланджело создает картину «Страшный суд».
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. В миру его называли кардиналом смерти.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Варфоломей, держащий свою кожу, которую с него содрали язычники. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве.
Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. 2. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Но, не тут-то было.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота и даже некоторая изысканность. Вот только к росписи зала Большого совета Микеланджело так и не приступил, продолжая творить скульптуры. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797.
Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Прим. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. В Восьмигранном Дворе, являющийся частью Дворца Бельведере, в процессе реконструкции в период правления Папы Пия VI были устроены четыре ниши, в которых размещены всемирно известные статуи – в нише Гермеса – статуя Гермеса, римская копия Праксителя (IV веке до н. э. ).
Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Вот что значит гений. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года.
На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах.
Первоначально на месте Сикстинской капеллы находилось другое здание – «Большая капелла». Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.
Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. 10. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни.
История Сикстинской капеллы Сикстинская капелла была по указу Папы Римского Сикста IV, откуда и получила свое имя в 1475. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа.
А в 1483 году в Сикстинской капелле состоялась первая месса в честь Вознесения Девы Марии. Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. В четвертой нише находится мраморная группа «Лоакоон и сыновья», найденная на месте Золотого дворца императора Нерона. Совет эксперта. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Их общим творением также является кафедра хоров.
украсили стены Сикстинской капеллы. часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти используя новейшие технологии. Сама фреска носит очень мрачное, депрессивное настроение.
Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Следует помнить, что это не экскурсия, а только входной билет. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. В них художник изобразил многочисленных предков Христа. Население страны – около тысячи человек, включающее швейцарскую гвардию (охрана Папы), кардиналов, секретарей и мирян.
Сикстинская Капелла имеет три этажа. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского.
Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Ни в Европе, ни в восточных странах. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров.
Апартаменты насчитывают три комнаты по 80 кв. Это простой прямоугольник 40. 93 метра длиной и 13. 41 метров шириной — точные размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету. В нижнем углу сцены Харон окружен адскими созданиями и грешными душами. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.
Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Созданные талантливым молодым скульптором по имени Микеланджело, они остаются одним из самых символичных шедевров итальянского Ренессанса, ежегодно привлекая в Ватикан более 5 миллионов туристов. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»).
Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Следующий Папа Римский — Юлий II, задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Рим Микеланджело Буонарроти.
Он велел прикрыть ее, написав поверх обнаженных фигур одежды. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.
Сикстинская капелла представляет собой высокое прямоугольное строение интерьер которого имеет размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету (40, 9 м в длину и 13, 4 м в ширину). Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Высота капеллы— 20 метров. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы.
Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Да, незадача. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями.
Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Папская капелла, замысленная (после исторического перерыва) как продолжение средневековой папской Schola cantorum, была основана Сикстом IV в 1471г. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Микеланджело имел дело с помещением более внушительных размеров, что вынудило его идти по другому пути для решения поставленной задачи34. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении.
Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Варфоломея (На фреске Св. Итак, 1471 год. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого».
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Сюжетные композиции «Парнас», «Диспут», «Афинская школа» и «Юстиция» поражают своей гармонией и ясностью. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. IV). Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники.
И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.
Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Из ее складок выглядывает портрет самого Микеланджело. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Нижний цокольный этаж был сделан очень мощным имеющим выход во двор и несколько оконных проемов. Центральное место занимают фигуры Богородицы и Христа в кульминационный момент Судного дня. Все это время с ним рядом находятся его помощники. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.