Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Всё изменила вечная весна. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Но это не единственное повторение в картине. И как поэтично показано превращение. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Исследователи предложили несколько толкований. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Композиция двухфигурная. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Фигуры расположены волнообразно. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Она показана простой, тихой и скромной. Они, крепко держась за руки и создавая неразрывную связь, олицетворяют красоту, целомудрие и блаженство – то, что сопровождает любовь в ее высших проявлениях.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
обе выполнены с грацией и выразительностью». Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Сколь приятна для любования. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Ботаники изучавшие картину, насчитали на картине более 500 цветов, которые относятся к более 170 видам растений. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Она не просто богиня любви и красоты. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Меркурий (слева) нарциссически красив. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Это – гимн и природе и человечеству. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). И так каждый день, в одно и то же время.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Зефиром. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). От его полета согнулись стволы деревьев. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Движение в картине устремлено справа налево.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Над богиней парит Амур. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой — любовь, природу, цветение.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Она стала богиней в пышном одеянии. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Раскидистые композиции на каменных постаментах, увитых диким плющом – за абсолютной природной гармонией стоит тонкая и кропотливая работа. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Но давайте попробуем. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Композиционно полотно делится на три части. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. А с правого края художник изобразил и себя.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. О том, как весной расцветает природа. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Сандро Боттичелли. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. От его полета согнулись стволы деревьев. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Движение в картине устремлено справа – налево.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров, стоя в огромной раковине, скользит по поверхности моря к берегу. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
И, конечно, это породило особое искусство. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Жест заботливый, опекающий.
Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Может быть, вот таким образом Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. В 1537 она была перевезена в Кастелло. На самом деле у Боттичелли Весна не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.
Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Месяц считался концом весны и началом лета. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Каково же содержание картины. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. Рисунок фигур изображает бурное напряжение.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Кажется, еще мгновение и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Но, это неединственноеповторение в картине. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. На самом деле это несколько противоречит истине. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.