«весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510). Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. От его полета согнулись стволы деревьев. Каково же содержание картины.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов.
Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Фигуры расположены волнообразно. А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Боттичелли постарался на совесть изображая многообразие цветов, пытаясь передать всё величие прихода весны. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. И не казнить их надо было, а вознаградить. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Картина Боттичелли «Primavera» («Весна») – одна из самых лирических и поэтичных во всей истории мировой живописи, а ее автора нередко называют «художником Весны», хотя он создал немало знаменитых и узнаваемых картин и фресок. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты.
И как поэтично показано превращение. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Может быть, вот таким образом Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Движение в картине устремлено справа – налево. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти).
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Стал необщителен и молчалив. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. А с правого края художник изобразил и себя.
Сколь приятна для любования. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки.
Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Три правые фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. обе выполнены с грацией и выразительностью». Но, это неединственноеповторение в картине. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Она не просто богиня любви и красоты. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
– воспылал любовью к искусствам. Десятки кинжалов вонзились в его тело. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Композиционно полотно делится на три части. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что картина отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. От его полета согнулись стволы деревьев. Жест заботливый, опекающий. Вот что значит выгодно жениться.
Меркурий (слева) нарциссически красив. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь.
Всё изменила вечная весна. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Над богиней парит Амур. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Она стала богиней в пышном одеянии. Медичи даже забросили государственные дела. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Движение в картине устремлено справа налево. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Так как все влюблены. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Исследователи предложили несколько толкований.
Месяц считался концом весны и началом лета. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Джулиано даже не успел вскрикнуть. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.
Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Все сочиняют, рисуют, философствуют.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно — приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Она показана простой, тихой и скромной. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Каково же содержание картины. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Но это не единственное повторение в картине. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Зефиром. Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Джулиано увидел опасность первым.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. И, конечно, это породило особое искусство. Это – гимн и природе и человечеству. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного. Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
О том, как весной расцветает природа. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Джулиано изменился до неузнаваемости. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Исследователи предложили несколько толкований. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Но давайте попробуем. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. На самом деле это несколько противоречит истине. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Но эту дурочку не поймешь.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. А к лету по Флоренции поползли слухи. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. И это привело к трагедии. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.