Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Над богиней парит Амур. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. обе выполнены с грацией и выразительностью». Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело.
Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Она стала богиней в пышном одеянии. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Рисунок фигур изображает бурное напряжение. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Сандро Боттичелли. Она показана простой, тихой и скромной. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Движение в картине устремлено справа – налево. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Движение в картине устремлено справа налево.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Фигуры расположены волнообразно. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Для итальянского портрета xv века это было почти революцией – до того момента всех, кто заказывал свой портрет изображали в профиль или, со второй половины века, в три четверти. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция).
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). И так каждый день, в одно и то же время.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Возможно, Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, ради усиления ощущения чуда.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Меркурий (слева) нарциссически красив. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. На самом деле это несколько противоречит истине.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение).
Но это не единственное повторение в картине. Жест заботливый, опекающий. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Исследователи предложили несколько толкований.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Может быть, вот таким образом Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
веснои на глаза я Зефиру попалась ушла я, Он полетел за мнои: был он сильнее меняhellip Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругои, И на свои брачныи союз я никогда не ропщу. Хотя, как видно по слегка увеличеннымживотам и удлиненным торсам, они были переработаны исходя из современных представлений флорентийской эстетики. И, конечно, это породило особое искусство. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Месяц считался концом весны и началом лета.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре.
А с правого края художник изобразил и себя. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу».
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира.
Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
«Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь). Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств».
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. И как поэтично показано превращение. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Каково же содержание картины. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Месяц считался концом весны и началом лета. Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Композиционно полотно делится на три части. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты».
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. От его полета согнулись стволы деревьев.
Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Но, это неединственноеповторение в картине. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Всё изменила вечная весна.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. К сожалению, росписи не сохранились. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Зефиром.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. О том, как весной расцветает природа. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Алтарный образ был написан Боттичелли по заказу Джованни ди Аньоло Барди для его капеллы в церкви Санто Спирито. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Интересна внутренняя интонация этой работы. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом.
Жест заботливый, опекающий. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Сколь приятна для любования.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла.
Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
«Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. Но давайте попробуем.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Но, это неединственноеповторение в картине.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Благовещение – благая весть – неожиданна и сказочна для Марии, как и само появление перед ней крылатого ангела. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Она не просто богиня любви и красоты. Фигуры расположены волнообразно. Что их связывает. Это – гимн и природе и человечеству.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Композиция двухфигурная.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. От его полета согнулись стволы деревьев. Движение в картине устремлено справа – налево.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.