В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Но давайте попробуем. Стал необщителен и молчалив. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Но эту дурочку не поймешь. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо. К сожалению, росписи не сохранились. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело.
(Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Что их связывает. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). В 1537 она была перевезена в Кастелло. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры.
Месяц считался концом весны и началом лета. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Движение в картине устремлено справа – налево. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь).
По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Месяц считался концом весны и началом лета.
Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Интересна внутренняя интонация этой работы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Меркурий (слева) нарциссически красив.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Но, это неединственноеповторение в картине. Она стала богиней в пышном одеянии. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Джулиано изменился до неузнаваемости. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Она не просто богиня любви и красоты. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Это – гимн и природе и человечеству. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
На самом деле это несколько противоречит истине. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. О том, как весной расцветает природа. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. А с правого края художник изобразил и себя. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Она показана простой, тихой и скромной. Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. И как поэтично показано превращение. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Над богиней парит Амур. Композиционно полотно делится на три части. Картина Боттичелли «Primavera» («Весна») – одна из самых лирических и поэтичных во всей истории мировой живописи, а ее автора нередко называют «художником Весны», хотя он создал немало знаменитых и узнаваемых картин и фресок. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. Зефиром.
Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. обе выполнены с грацией и выразительностью». Джулиано увидел опасность первым.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
Поговаривали, что он тоже превратился в вампира. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Фигуры расположены волнообразно. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Медичи даже забросили государственные дела. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. 7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции.
По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Десятки кинжалов вонзились в его тело. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Философские версии связаны с неоплатонизмом. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Фигуры расположены волнообразно. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. От его полета согнулись стволы деревьев. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом». Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Исследователи предложили несколько толкований. Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми.
Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Но, это неединственноеповторение в картине. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Жест заботливый, опекающий. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества – Венеры считали, что Грации – это она сама. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов. И не казнить их надо было, а вознаградить. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Старик за его спиной, вероятнее всего, — философ Джованни Аргиропуло, а стоящей неподалеку от них пожилой человек в голубом одеянии, указывающий на себя пальцем, — заказчик всего произведения — Лами. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». И, конечно, это породило особое искусство. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Все сочиняют, рисуют, философствуют. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Жест заботливый, опекающий. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Меркурий (слева) нарциссически красив. Так как все влюблены.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Всё изменила вечная весна. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.
Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.
Движение в картине устремлено справа налево. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты».
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения.
Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Движение в картине устремлено справа – налево. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. А к лету по Флоренции поползли слухи.
От его полета согнулись стволы деревьев. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Но это не единственное повторение в картине. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Каково же содержание картины. И это привело к трагедии. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. – воспылал любовью к искусствам. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Вот что значит выгодно жениться.
Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Джулиано даже не успел вскрикнуть. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами – это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею».
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Сколь приятна для любования. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».