Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит известняк.
Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Согласно немецкому журналу «Шпигель», статуя, расположенная в гавани Копенгагена, всегда была копией, а оригинал хранится у потомков скульптора в неизвестном месте. Он не только сражался, но и очень много строил: в Фивах, скалах Абу-Симбела, Карнаке были возведены величественные храмы, где повсюду – на стелах, колоннах гипостильных залов и изваяниях царя – многочисленные надписи провозглашали могущество Рамсеса: «Он подобен огню, наступая и нет воды, чтобы погасить его. Сохмет изображалась львиноголовой.
Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость.
В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта.
Бог Пта никогда не освещался солнцем. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. вторым же типом являлся углубленный барельеф. до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины.
Период Нового Царства характеризуется расцветом египетского государства за счет военных завоеваний. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти.
Хотя коптское и мусульманское историческое наследие не менее привлекательно, но его относительная «молодость» и гораздо меньшая известность не могут противостоять достопримечательностям с тысячелетней историей. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды. Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. По мере облицовки пандусы снимались.
Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. В искусстве Древнего Египта их соблюдению особое уделялось внимание. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила.
В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами.
Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Глаза писца Каи как бы неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился. Новые черты появились и в рельефах. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось.
Другая особенность скульптуры Египта – строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса— с головой шакала.
Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен). По мере облицовки пандусы снимались.
К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. царства расцвет древнеегипетской культуры, по свидетельствам приходится, археологов на период Древнего царства, а именно – на правления времена 4-й и 5-й династий фараонов. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался.
Хронологически охватывает период IV-III тыс. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. Другой тип египетской скульптуры — культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели».
Самые большие пирамиды построены в период Древнего царства, фараонами III и IV династий. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. Скорее всего, это было и то и другое. С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке — небо со звездами. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением).
Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. Была открыта 23 августа 1913 года.
Животных всегда рисовали видом с боку. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. На восточном берегу Нила строились храмы, посвященные великому богу Амону-Ра, объединившему весь Египет.
51-а). Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках.
Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Только грани у нее как бы изломанны.
Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. На его крышке показаны сцены, связанные с древнеегипетским заупокойным культом.
Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины.
Любая погребальная церемония в Древнем Египте начиналась с мумификации. В собрании находится 31 портрет: Саркофаг с портретом Артемидора из Фаюма (нач.
Этот храм – скальная гробница. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах.
Произведения скульпторов этого времени говорят о высокой степени мастерства. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Вот таким образом достоверность проявляется только в изображении атрибутов ремесла и жестов «слуг царя». Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
Прочность камня обеспечивала вечность существования. Существовал очень строгий канон1 создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Новые качества приобретает искусство рельефа. В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед.
Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.
Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин — желтым, волосы — черным, одежды — белым. Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. сомкнуты фигуры создавались с учётом этих Руки. Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина.
Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами. Фигуры обычно раскрашивались. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Начиная с этого времени, можно говорить о начале расцвета древнеегипетской культуры. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй.
Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. Это Абидос, Коптос и Он.
Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас.
На колоннах и в залах было очень много надписей. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы— Она, Абидоса и Коптоса.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Пирамида Хеопса тысячелетия оставалась непревзойденным по высоте сооружением, созданным людьми. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь.
Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника.
Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела.
II в. ). Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. Она имеет 1, 25 м в высоту и весит 175 кг. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.
Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Для этого египтяне стали делать мумии.
Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). В гробницу помещались статуэтки изображавшие разнообразных слуг фараона.
По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Среди широких слоев населения она считалась помощницей в житейских делах.
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Они располагались на глубине 33 метров. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки.
Ступенчатая пирамида Джосера. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе. Царь считался прямым потомком Гора.
Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах.
В это время появляется два типа рельефа. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. тонн.
Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи.
Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон.
Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших – ка, в которых сложились портретного искусства Египта.
Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды.
Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Этот храм – скальная гробница. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Специальным образом выделенные глаза создавали иллюзию «живой» скульптуры. Бог Пта никогда не освещался солнцем.
Нельзя не остановиться на еще одной группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба, его жены и матери. Архитектура Древнего Египта просто невероятна. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.
Храмы и монументальные другие сооружения строились с использованием колонн. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза.
Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом.
Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место.
В ней показано, как умерший в сопровождении бога Анубиса вступает в зал суда и произносит перед лицом богов «отрицательную исповедь», утверждая, что «не совершал зла, не запятнал себя ложью, воровством, грабежами или убийством, не посягал на храмовые сокровища и не отводил воду с полей, не восставал против фараона, не оскорблял богов». Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Это бог Гор в своем соколином обличье.
Статуэтки могли изображать умершего в виде мумии или в обычной одежде. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Предполагается, что этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами.
Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Некоторые из них весили до тридцати тонн. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Свиток Хунифера был найден в его гробнице, внутри полой статуэтки, сделанной в форме мумии с атрибутами богов Осириса и Птаха. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Их часто так и называли – колоссы.
Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак. Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. Давайте начнем с пирамиды Джосера.
В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона.
В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Период XVIII династии – время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Самые знаменитые – три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Самое великое, что было создано в его время, – это огромный храм Рамессеум, посвященный культу его божества. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. Такое же явление наблюдается и в рельефе.
Но ничего более величественного, чем храм в Абу-Симбеле, египтянами больше построено не было. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов.
Анубис считался судьёй богов. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль).
Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Рельефные композиции дополнялись росписью2. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни.
Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы.
Египетская религия учила, что счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость.
Главными были «Ка» и «Ба». Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Иногда фигуры царя изображались с соколом. 49). Со временем меняется и иконография царей.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл.
Великие Египетские Пирамиды Гизы — самые распознаваемые, внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.
Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью.
Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».
Эти скульптуры были объектами особого ритуала, в основе которого лежал известный с древности и ныне практикуемый у некоторых африканских племен обряд ритуального убийства вождя. Скульптура была неотъемлемой частью храмов, гробниц, дворцов в Древнем Египте. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Вот таким образом отправляющийся в «страну блаженных» фараон нуждался в многочисленных слугах.
Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Магические обряды погребальной церемонии должны были оживить фигурки и наделить их жизненной силой. Портрет выполнен одаренным художником. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра.
Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры.
Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. По другой версии, после землетрясения 27.
На колоннах и в залах было очень много надписей. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью.
Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских.
Внешность храмов — настоящий шедевр. В храме Ментухотепа I мы видим абсолютно новые формы: пандусы, открытые дворы, портики с колоннами, выполненными в форме священных растений Древнего Египта. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась.
Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось.
Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким.
Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом».
Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Этим они стремились создать образ могущественного царя.
Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.
Культура и искусство Древнего Египта не претерпевали существенных изменений на протяжении многих тысячелетий. На колоннах и в залах было очень много надписей.
Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. художественное и Изменяется оформление декоративных изделий.
Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн. В других странах (например, в Месопотамии) ради подобных целей убивали рабов умершего правителя. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе.
Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Однако и без этих драгоценных атрибутов изображение производит яркое впечатление. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека.
Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". В качестве материала использовался обычно камень самых твердых пород.
Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Её высота немногим больше человеческого роста и составляет 2. 03 метра. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира.
Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. Рано появляются и семейные группы. Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными. Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства».
В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное. Найти ключ к письменам удалось лишь через 20 лет после обнаружения розеттского камня сразу двум ученым – англичанину Томасу Юнгу (1819) и, независимо от него, французу Жан-Франсуа Шампольону (1822), который сумел установить произношение каждого иероглифа в картуше (продолговатом контуре с горизонтальной линией внизу, указывающем, что написанный в нем текст является царским именем) «Птолемей» и прочесть его на всех трех языках. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Только грани у нее как бы изломанны. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца.
Благосклонность Хатхор была гарантией непрерывно обновляющейся жизненной силы. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера.
На лодки из папируса погружали один или два таких камня и начинался священный процесс перевозки камня к месту строительства. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Они создавались природой и обдувались ветрами на протяжении веков. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.
Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Вот таким образом все скульптуры раскрашивались очень тщательно. Звонкие голубые, золотые и белые цвета росписи также напоминают о небесной реке в «стране блаженных», где люди смогут вечно наслаждаться, созерцая прекрасное.
Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив.
Чем был знатнее персонаж, тем крупнее он изображался. до VII в. Наиболее богатый раздел – монументальная пластика Нового царства (XVI-XI вв. Скульптура имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой.
Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Драгоценные украшения ясно вырисовываются на фоне отполированной бронзовой поверхности статуэтки.
Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ). Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Многие аспекты культуры в Среднем были царстве заимствованы из прошлого.
Храм был обнесен толстой стеной. Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Что особенно поражает – так это женские фигуры: и мать и жена изображены в одинаковом возрасте. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. В это же время определились каноны основополагающие.
Ещё одна особенность – пропорции тел человеческих относительно их значимости и знатности. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Назывались они хебседными.
обязательно Сюжет содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие человеческого и божественного начал (богов с фараонами, богов со вторых и т. д. ). И это еще цветочки. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).
Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен.
Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Широко применялся канонический тип статуи писца. Но излюбленным материалом стала бронза.
Характерно и изображение архитектора древнего Египта – Имхотепа, знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Над входом — вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. Величие пирамид высоко ценили египтяне.
Существовали военные оркестры, войска сопровождавшие фараона в походах (они получили Новом в распространение царстве). Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Руки лежат на коленях.
В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал.
Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. правил изображаемых стоя людей были опущены либо вниз, либо держали посох. Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В культе мертвых Ка занимала очень важное место. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Фигуры опираются на землю всей ступней.
В гробнице Небамуна художник запечатлел пышное торжество. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
На восточном берегу Нила строились храмы, посвященные великому богу Амону-Ра, объединившему весь Египет. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом».
Затем, опираясь на знание коптского и греческого языков, он расшифровал остальные неизвестные знаки надписи. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Внешность храмов – настоящий шедевр.
Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.
Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Певучие линии очерчивают фигурки танцующих, контуры и точеные лица.
Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. У него нет практически никаких наземных сооружений. Нарядные гости восседают парами, раздают указания слугам и наслаждаются жизнью. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.
Но сама картина охоты изобилующая яркими красками и множеством занимательных подробностей, почерпнутых из жизненных наблюдений, полна радости и движения. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Огромные глаза скульптур – также имеет культовое значение. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона.
II в. ), "Портрет молодой женщины из Эр-Рубайят" (II в. ), "Портрет мужчины из Хавары" (нач. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Искусство Древнего Египта царства в это время представлено гробницами и выстроенными, дворцами из камня и обожжённого кирпича. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Статуя Афродиты или как её называли римляне, Венеры изготовлена из белоснежного мрамора.
Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Со временем меняется и иконография царей. Четырехгранная форма появилась позже и обозначала вечность. Колонны были четырехгранными. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур.
Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» — ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов — всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти. Этой священной обязанностью не мог пренебречь даже сам фараон. Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Древние мудрые строители сделали еще несколько разгрузочных камер, чтобы пирамида была не слишком тяжелой.
«Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. У него нет практически никаких наземных сооружений. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды.
Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох.
Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса состоит из двух миллионов трехсот тысяч каменных блоков. Так зародился скульптурный портрет. Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов.
После смерти Эхнатона все изменилось. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом между львом и человеком и простирается более чем на 70 метров в длине. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве.
Причиной этому решению послужила угроза погружения храма под воду Нила. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. Анубис считался братом бога Баты. Их часто так и называли – колоссы. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Миниатюрная скульптура представляет человека с мотыгой в руках. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память.
Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. и лицо, покрывали слоем гипса. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Иероглифическая надпись передает слова исполняемой песни: «Благоухают сладостные цветы, дары Птаха, взращенные Гебом, повсюду разлита его красота, Птах сотворил ее, чтобы порадовать свое сердце.
После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Этот храм – скальная гробница.
Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, вот таким образом благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Однако в них вместо атрибутов власти вложены мотыги, о необходимости работы на «Полях тростника» напоминает и надпись на запеленатой, словно мумия, нижней части фигурки. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы.
На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча.
Пруды снова полны водой, земля переполнена любовью к нему». Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда.
Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В Египте они заменили традиционные маски мумий.
1400 до н. э. ), Скульптура фараона Рамсеса II (ок. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека). Здесь были сооружены храмовые комплексы, которые включали храм Нектанеба I, монументальный храм Исиды изящный павильон императора Траяна и совсем маленький храм Хатор. Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту.
Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков.
В это же время определились основополагающие каноны. Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. 1. За показаниями весов следит Анубис: если чаша уравновешена, значит, умерший сказал правду и выдержал испытание перед судьями (их фигурки представлены в верхнем регистре). Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид".
Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Тела изображали чрезвычайно развитыми. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного). В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Содержание рельефов и росписей было определено их названием.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Статуэтки изображающие эти виды работ, были обнаружены в усыпальницах многих фараонов. Рамсес II (1304 – 1237), великий правнук основателя XIX династии, Рамсеса I, возвративший Египту древние владения и заключивший после долгой войны с хеттами выгодный для страны мирный договор, восстановил и упрочил славу и мощь государства, которым успешно правил 67 лет. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Следует заметить, что в работе над многими гробницами Мемфиса принимали участие фиванские мастера, что привело к сближению стиля этих двух центров. Размещено на реф. рфТакое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера.
Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. То ли время, отпущенное на строительство истекло, то ли материал закончился или изменился угол наклона наблюдения за звездами, а может так все и было задумано. Царица изображена еще юной. В чём же они состояли.
Древнеегипетская коллекция музея – одна из крупнейших в мире (свыше 66 тысяч экспонатов). Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта.
Дух также мог умереть от голода. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной.
У Нила располагался нижний храм. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу.
Они располагались на глубине 33 метров. Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. жизнь натуры продолжалась в изображении. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. В пустыне есть зона, так называемая «Черная пустыня», это каменистые пустоши вулканической породы. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками.
Создается новый тип капители — с головой богини Хатхор. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо.
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф.
Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и предметы изображались в одной плоскости. Только при переносе храма на новое место стало ясно, насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители. Лицо бесстрастно.
Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек. У Нила располагался нижний храм.
Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Использование пирамид в качестве усыпальниц для фараонов было неслучайным. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии.
И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки.
Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Существует множество различных статуй с его изображением. Бог Пта никогда не освещался солнцем.
Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции.
Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.
Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками.
Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Ушебти придан канонический облик (так фараона изображали на саркофагах): портретную маску обрамляет царский головной убор с коброй-уреем, руки скрещены на груди. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья.
В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение.
Простым людям не строили пирамид. Такой способ позволял используя игру светотени, придавать лицу почти скульптурный объем. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта.
Художник был на одном уровне со священнослужителем, а значит, не имел права, во-первых, творить так, как ему заблагорассудиться, а только в соответствии со строгими канонами, правилами, традициями, а во-вторых, труд его был священнодействием. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства.
Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. контр рельефы). В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной.
Изображение замерло на века в своей неизменности. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства.
Сохмет изображалась львиноголовой. Это том о свидетельствует, что египтянам не чужды были пение, музыка и танцы. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды.
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать.
Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, вот таким образом ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту–богу божественного разума. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов.
В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Контуры выделялись жирными линиями. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. У Нила располагался нижний храм. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. А вот с человеком было сложнее. Стоящий справа от весов бог с головой ибиса, Тот, записывает решения суда. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании.
Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Новые черты появились и в рельефах.
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Многие росписи содержат картины, людей изображающие с музыкальными инструментами в руках. В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. И это вполне понятно.
На месте сердца покойника оказывался вырезанный из камня жук-скарабей. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти.
Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма. В Египте почиталось множество богов. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников. Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции.
Тело обрабатывали определенным раствором и обматывали холстами. Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита. металлов такие вставки оживляли скульптурные Здесь.
Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые.
Рельефные композиции дополнялись росписью. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. У него нет практически никаких наземных сооружений.
В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам.
Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п.
Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Некоторые из них весили до тридцати тонн. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Ба означало то, что можно назвать чистым духом.
Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Новые качества приобретает искусство рельефа. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Доподлинно известно, что знали египтяне такие инструменты, как флейта, арфа, барабан и подобие духовой трубы. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура.
В царстве Среднем важной частью практически всех стали зданий колонны, которые даже колоссальные по сооружения размерам делали более лёгкими и воздушными. Сахара — самая большая пустыня в мире и самое жаркое место на планете.
Состоящих из тысячи белоснежных каменных фигур. Внутренности умершего вынимали и перемещали в специальные емкости, охраняемые богами. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. Писца сопровождают его жена и дочь.
Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Двести лет потребовалось на то, объединить чтобы разрозненные государственные образования в мощную державу экономическую. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Что это было – ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля. Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит.
В архитектуры период Среднего царства в Египте распад начался государства. Посетители гробницы поджигали деревянные статуэтки используя их как светильники.
Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. На теле — набедренная повязка, на голове — убор. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Период, который длился после того, как пало Древнее царство, охарактеризовался коренными изменениями в идеологической области. Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника.
до н. э. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Главной достопримечательностью являются барельефы. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом.
Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Жадный дикий кот изловчился и в прыжке схватил сразу трех птиц. Появляются портреты. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление: увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь.
Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Храм был обнесен толстой стеной. У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений.
Главными были «Ка» и «Ба». У троне на сидящих руки лежали на коленях или скрещены были на груди. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Каноны, принятые в живописи, скульптурным и к относились изображениям людей. В камни поздние периоды к ним добавились дерево и фаянс, металлы (в том числе медь, железо и золото), стекло, слоновая кость и фарфор.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня.
Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча.
до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс).
До сих пор не понятно, с чем это связано. Сейчас остров Филы открыт для туристического посещения. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим.
Натуроподобный образ полон мягкой доброты, спокойствия и торжественного величия. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета.
Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась.
Если проехать чуть дальше, открываются взору белоснежные горизонты, это фантастическая «Белая пустыня». В Древнем Египте поступали гораздо милосерднее: вместо настоящих людей в «вечном доме» царя оставляли их изображения. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. ремёсла Многочисленные в Египте начали развиваться ещё в Древнего период царства. В продолжение, читайте также о величайших храмах Древнего Египта в отдельной подборке на LifeGlobe. 1250 до н. э. ), каменные саркофаги изваяния богов.
Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий, статуй и других исторических достопримечательностей, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты.
до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков эти статуи Аменхотепа называются колоссами Мемнона. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор.
Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе. До сих пор не понятно, с чем это связано. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов.
От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Материал был не только дерево но и алебастр. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Судя по музыка изображениям звучала во время любого религиозного жизни в события египтян.
Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Рано появляются и семейные группы. Некоторые из них весили до тридцати тонн.
Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры. В чём же они состояли. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их.
Их часто так и называли – колоссы. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз. Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение.
Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора. Назывались они хебседными. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс.
Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток папируса на коленях, представляют нам человека играющего очень важную роль в государстве. По мере облицовки пандусы снимались. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов.
Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Главными были Ка и Ба.
Это были сравнительно маленькие фигурки. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности. Украшения более становятся сложными, преобладают геометрические и растительные Самые.
К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения.
Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Еще во времена Древнего царства (2613 – 2160 до н. э. ) Хатхор изображали в виде коровы, кормящей царя. Скульптура Нового Царства развивается тремя путями: стремлением к гигантомании, к изысканности и декоративности, к жизненной реальности. Краски восковой живописи, оставаясь прозрачными, сохраняли яркость и насыщенность цвета.
По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Здесь же экспонируются около ста деревянных саркофагов, хорошо сохранившиеся мумии, в том числе мумии священных животных, коптские ткани и "Фаюмские портреты" (I-IV вв. ). Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Рельефы были низкие и врезанные (т. е.
В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Богини Исида и Нефтида благословляют прибывающего в «страну блаженных», а растущий из воды лотос символизирует его чистоту. Рано появляются и семейные группы. Чтобы избавить правителя от нелегкой доли, в его гробницу помещали несколько ушебти. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
Как правило, монархи изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку, на голове – царский платок. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. С расшифровки этих надписей и начинается египтология. Силуэт фигур всегда ясен и графичен. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.
Скорее всего, это было и то и другое. до н. э. Два работника придворной кухни заняты каждый своим делом.