Это «Сад земных наслаждений», он показывает массырезвящихсяголых мужчин и женщин. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений. И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Одной из самых известных работ голландского художника несомненно является его «Сад земных наслаждений», который вот уже более 500 лет вызывает горячие дискуссии критиков. Сад земных наслаждений является триптихом, а этоозначает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикрепленыпо одному крылу на шарнире с обеих сторон. На ягодицах грешника из «Музыкального ада» Иеронима Босха (триптих «Сад земных наслаждений») можно рассмотреть ноты странной мелодии. Хотя формаСада земных наслажденийхарактерна для алтарей 16-го века, считается, что триптихбыл приобретендля частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя.
Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением.
Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Сад земных наслаждений -это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике.
Первое описание и толкование «Сада земных наслаждений» дал снова монах Сигуэнца в 1605 году: «Грех, возникший в Раю и охвативший человечество, подвергаются наказанию в Аду». Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. «сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин.
Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности инеге.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Одно из доказательство тому — очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Но не все души принимают муки.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. «Извлечение камня глупости»).
По бокам находятся другие сюжеты. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. В числе любителей его творчества были такие значительные персоны, как рано умерший Филипп Красивый (правитель Нидерландов, заказавший Босху триптих Страшный суд), Изабелла Кастильская (покровительствующая Колумбу и изгнавшая евреев из Испании) и Маргарита Австрийская (наместница испанских Нидерландов), заподозрить которых в какой-либо ереси никак не возможно.
Сад земных наслаждений. Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.
1:1-2). Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (в оригинале — «The Unspeakable Confessions of Salvador Dali») художник признаётся: «В течении долгого времени мне казалось, что я импотент». Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю.
Однако они имеют место быть в раю Босха. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.
13. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Всадники, которые едут на различных животных и фантастических существах – круговорот страстей. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке -- кошмарная действительность. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 года. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Сколько людей – столько и мнений.
В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Ранние эротические переживания будущего гения этими безобидными шалостями не закончились: как-то к нему в руки попал порнографический роман и больше всего его поразил эпизод, где главный герой хвастался, что «может заставить женщину скрипеть, как арбуз».
Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Умер художник в 1516 году. – М., 1992. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация.
В 1982 году умирает Гала. И, по идее, должна не ведать стыда.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. «Я потратила на всё около часа времени. Босх. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений».
Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Если я не ошибаюсь именно благодаря пламенной любви этого деспота к живописи Босха, она и не сгорела в огне времени. Эта, вне всякого сомнения, незаурядная женщина ответила: «Я хочу, чтобы вы меня убили» — после такого Дали сразу её полюбил, окончательно и бесповоротно. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. 15.
Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» (Быт. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада.
В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем -- как на смертный грех. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Не как надоевшую чепуху, а как реальность, угрожающую ему самому и его родным. В центре мы видим некое причудливое сооружение.
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос.
Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Да-да, это не опечатка. 15.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Если бы порвались цепи его, сбросил бы он и небо и землю в глубины адовы. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя.
Закрытые створки самого известного триптиха Иеронима Босха иллюстрируют библейский сюжет «Сотворения мира»: «В начале сотворил Бог небо и землю. Так как никакой загадки в живописи Босха нет. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Антония».
На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Иероним Босх. Впрочем, не все с этим согласны.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Сад земных наслаждений. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Что это значит. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога.
Он повелел и все создано». После смерти Галы Сальвадор переезжает в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Единственным продолжателем дела Босха был родившийся через десять лет после его смерти Питер Брейгель старший, которые не подражал ему, а использовал для своей работы его условную композицию-диораму (множество микрособытий-микросценок-микрогруппок на огромном внутреннем пространстве картины) и метод создания дьявольских обитателей и чудовищных машин — конструктивный гротеск, сочетание несочетаемого в странное нечистое единство. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях — (в собраниях Прадо и Эскориала). Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. 12. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На запись трека у неё ушло примерно полчаса.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудреннымпариком. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Музей Прадо, Мадрид. Вокруг него роятся ангелы мрака, некоторые из них происходят от сыновей Адама. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Амелия мечтает пойти по их стопам. Босх. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Тут мела метель, с неба падал град. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Но что. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. 3. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Иероним Босх.
В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Например, в «Великом мастурбаторе», одной из самых значимых его картин, присутствует смотрящее вниз человеческое лицо из которого «вырастает» женщина, скорее всего списанная с жены и музы Дали Галы. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. 6. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Сам триптих получил название по теме центральной части, где по мнению искусствоведов изображён «Сад земных наслаждений» (1500—1510).
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Она смотрит прямо на зрителя.
Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг. Третий же персонаж на этом фрагменте, к сожалению, не участвует в поедании снотворных плодов и вместо этого осуществляет над гигантской земляникой то, что на молодёжном сленге называется «обнимашки». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. На одной из первых встреч художника с Галой тот спросил, чего она от него хочет. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю (разительна перемена в его живописи на рубеже 20-30-х гг. ), делила вместе с ним и роскошь и нужду. Возьмем один случай. Вот и сюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин и женщин придаются любви и странным играм.
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где он оставался до конца своих дней. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». После него остались тысячи написанных им (и его многочисленными подмастерьями) почти фабричным способом картин изрядный капитал, недвижимость, аптека. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.
Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначальнопорочными. Будучи подростком, Сальвадор Дали любил, если можно так выразиться, померяться пенисами с одноклассниками, причём свой он называл «маленьким, жалким и мягким». Конечно, отношение художника к сексу заметно отразилось на его полотнах: страхи и мотивы разрушения и распада (чаще всего изображённые в виде муравьёв) встречаются практически в каждой работе.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. «Извлечение камня глупости»). Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. 1505-1510 гг.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». И, по идее, должна не ведать стыда. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Видимо, это было историческим моментом», прокомментировала Амелия. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.
Он кишит всевозможными монстрами. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.
В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам) интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. А птица вот-вот проглотит лягушку.
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Правая створка триптиха Ад. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Это будет один из переходов от Рая к греху.
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой.
Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. В это же время происходит разрыв с отцом. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Иероним Босх. Сделала это в шутку и разместила в своем блоге. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
1. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». 1505-1510 гг.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Неугасимое пламя вырывалось из пасти чудовища. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.
Возможно, они означают характер и сущность женщины. Все они не заслуживают пощады.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. В толкованиях таких гибридов – а их в средневековом искусстве и до Босха было немало – трудно сказать, где исследователь достиг дна и когда пора остановиться.
И, добавим от себя, правильно делал. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными.
В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены. Эта часть работы голландского художника в сущности является предисловием к тому, что находится на внутренней панели.
Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Согласно Бельтингу, створки алтаря открывали слуги по приказу хозяина, когда гости после первого бокала вина были расположены к какому-нибудь развлечению.
В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Музей Прадо, Мадрид. Это очень тонкая аллегория. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Вот таким образом редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней. Уверен, что средневековый зритель картины «Страшный суд» — смертельно боялся. Следует отметить, что эти двое сделали неплохой выбор. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Почти все остальное я опустил. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения.
Долой усталость. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Единственный, кто мог по-настоящему наслаждаться всем этим, вероятно, сам Босх. Не было тогда ни кино, ни интернета. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Левая створка триптиха Рай. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Напугать его и было целью и «Видения Тундала» и картин Босха идеологического помощника инквизиции. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Завороженно вглядываясь в причудливые создания, собранные Босхом из всех мыслимых материалов, в его зверолюдей, древорыб и птицекораблей, размывающих границы между живой и неживой природой, животными, растениями и человеком историки часто их интерпретируют по принципу конструктора. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости.
Земляника – знак праведности и трудолюбия. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. 1505-1510 гг. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
Если фигура собрана из множества элементов, надо выяснить, как они использовались и как толковались в средневековой иконографии. Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг попы грешника.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Jheronimus Bosch, лат.
Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. На лице сидит саранча (гений испытывал необъяснимый ужас перед этим насекомым), по брюшку которой ползают муравьи — символ разложения. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.
Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Жертва становится палачом, добыча -- охотником и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. На нем нет ни людей, ни животных. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Его техника называется алла прима.
Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Например куртуазное посвящение, нудную риторику и многочисленные воскрешения Тундала после очередных пыток, которым подвергали его высшие силы в воспитательных целях и всю райскую часть (которую возможно перескажу позже). С тяжёлыми ожогами Дали был доставлен в больницу, но выжил.
Босх вышел из этой ситуации специфически. – спрашивает он. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Так как они не надеялись на милость Бога, не верили ни в Него, ни в Святое писание.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Имеются свидетельства, что Босхом написан также и пятый день творения: сотворение на земле животного мира – на обороте ставней главного алтаря в Хертогенбосе. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Они считали все материальное проявлением зла. Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону.
Завтра – поздно». Все же это были люди другой психологии. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. Это – третий день творения. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Большинство персонажей картины ничем не наслаждается, а наоборот — страдает.
Это Фонтан Жизни изливающий чистые голубые воды из которых появляются на свет различные животные. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. – М. : Белый город, 2007, стр.
Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания. Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Недавно проведённые исследования независимых экспертов в составе всех личностей одного современного искусствоведа, единогласно установили, что название «Сад земных наслаждений» ошибочно. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Это вообще был тренд в то время. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие -- торжество сладострастия. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Сад земных наслаждений.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».
Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Боялся-то он их боялся, но потом забывал картинки и вновь пускался во все тяжкие. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Открытая правая створка — из-за обилия музыкальных инструментов — прозвана «музыкальным адом». Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. «Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята. Такими они считаются и сегодня.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. На правой створке изображён ад. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности», продолжила она.
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
В связи с этим было предложено новое, более актуальное название — «Босх накажет всех». Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Нет тут ни старших, ни младших. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.
В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». 14. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. 2. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп.
Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
Не исключено кстати, что сделав рентген босховских сюрреалистических кишок исследователь (профессиональный чудак или страстный любитель, как я) будет глубоко разочарован. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Князем тьмы называют его не за то, что он повелевает дьяволами в аду. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Откуда Босх мог видеть экзотических животных. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. 2. А называют его князем тьмы за то, что он самый страшный и большой дьявол в аду.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. 11. Музей Прадо, Мадрид. Ходили слухи, что Лорка даже пытался соблазнить художника, но сам Дали это отрицал. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. Лишь семь творений Босха подписаны. Достаточно с ней познакомиться, чтобы начать её ненавидеть». Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил.
Они заслужили казнь и горят и будут гореть тут вечно вместе с князем тьмы. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Так как в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления.
Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». В центре находится гротескная фигура монстра. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Босх – воистину великий комбинатор.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.
Один — на нижних зубах чудовища, голова его была у верхних зубов, а другой наоборот — голова внизу, а ноги вверху. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Босх заполонил пернатыми всё полотно, демонстрируя таким образом склонность человека к разврату. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
Мы уже рассматривали ситуацию, в которой к общению с человеком принуждается мышь. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Через гору тянулась узкая тропинка к перевалу. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Потом, чтобы выяснить смысл целого – предполагают они, – предстоит сложить значения частей.
Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. Обратимся к ним. Ведь циркови зоопарков в средние века не было.
Считается произведением зрелого Босха. По тропинке пытались пройти к перевалу несчастные души грешников. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова.
Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Природа создала нас не для того, чтобы мы торчали в церкви и распевали каноны. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. По словам Сьюэлла, Дали обращался с подобными странными просьбами к многим своим гостям. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как онинедолговечны. ». Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Его отношения с Галой достаточно сложны.
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. В пасти чудовища стояли два великана.
Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Искусствоведы предполагают, что таким образом голландский художник показывает истинную природу человека, в которой также есть животное начало. Искусствовед Джон Ричардсон писал о ней: «Одна из самых противных жён, которую мог выбрать современный успешный художник.
На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Так они стояли там как две колонны, образовывая как бы тройные ворота. Почему.
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. Центральная часть триптиха. Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота.
В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
Его изобретательность впечатляет даже на фоне средневекового искусства, которое он обыгрывает и переигрывает, а оно знало толк в визуальной игре и пермутации форм: от хищных зверей, вплетенных в германский орнамент, до демонов, которые скалились с капителей колонн в монастырях романской поры, от звероподобных и антропоморфных гибридов, колобродивших на полях готических рукописей, до уродцев и монстров, вырезанных на сидениях-мизерикордиях, на которые клирики могли присесть во время длинных служб. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси. Долой печаль. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия.
Часть из них стала демонами. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Пусть сердце горит негой. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Либо страдает от физического и душевного дискомфорта, либо страдает фигнёй. По другую — льдом и снегом. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.