Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.
Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Опыт жизни людей ужасал мастера и он передал свои опасения будущим поколениям. Какое утверждение верное.
Цена копии знаменитого полотна доступная. И даже Игорь Фёдорович, да. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Ведь циркови зоопарков в средние века не было.
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Парадоксы и злые шутки Босха вполне осмысленны и часто глубоки.
В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
В центре находится гротескная фигура монстра. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. В Вульгате (Библии, переведенной на латынь) этот сад называется paraisum voluptatis (т. е. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.
Часть из них стала демонами. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.
Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. – М. : Белый город, 2007, стр. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.
Вот, собственно и всё. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте.
Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Его изобретательность впечатляет даже на фоне средневекового искусства, которое он обыгрывает и переигрывает, а оно знало толк в визуальной игре и пермутации форм: от хищных зверей, вплетенных в германский орнамент, до демонов, которые скалились с капителей колонн в монастырях романской поры, от звероподобных и антропоморфных гибридов, колобродивших на полях готических рукописей, до уродцев и монстров, вырезанных на сидениях-мизерикордиях, на которые клирики могли присесть во время длинных служб. Умер художник в 1516 году. 15.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Существует две противоположные трактовки— каждая сосвоими подверсиями, расходящимися вдеталях. Всадники, которые едут на различных животных и фантастических существах – круговорот страстей.
Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». 2.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. 3. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Впрочем, не все с этим согласны. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Правая створка триптиха Ад.
На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Пусть сердце горит негой. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.
Однако, в главе 2. 8 Книги Бытия говорится, что «Господь в восточной части Эдема разбил сад и поместил туда им сотворенного человека». 1505-1510 гг. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем -- как на смертный грех. Но он описывает некоторые интересные детали окружающей картину обстановки. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Она смотрит прямо на зрителя. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.
Иероним Босх. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Почему. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Возьмем один случай. Иероним Босх. А за нарушение Закона Божьего наказание неминуемо.
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Босх— воистину великий комбинатор. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Сад земных наслаждений. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. И их мнения расходятся. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Музей Прадо, Мадрид. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти.
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
Босх – воистину великий комбинатор. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Он кишит всевозможными монстрами. Ну, главное, повторим, что понятия человека о любви, красоте, Боге так странны и искажены, что невозможно этого не видеть: вот цветок, торчащий из зада, а ведь это не просто злая шутка, это смещение ценностей, утеря некой духовной иерархии, выпадение из системы мироздания, когда беспечный идиот все путает: место цветка конечно же не там Люди Босха утеряли чувства причастности и ответственности — важнейшие качества мыслящего существа, так что теперь подобны странным животным, абсолютно не напоминая прародителя Впечатление, что тот смотрит на все это весьма удивленно.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
По бокам находятся другие сюжеты. Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Неизвестно. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции.
Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. – спрашивает он. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. А птица вот-вот проглотит лягушку. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов.
Рассказы о шедеврах Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Похожие кораблептицы известны на античных печатях, которые в Средневековье ценили как амулеты. Музей Прадо, Мадрид. Антония». Но не все души принимают муки.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Завтра – поздно». Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). 15. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Согласно Бельтингу, створки алтаря открывали слуги по приказу хозяина, когда гости после первого бокала вина были расположены к какому-нибудь развлечению.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. Достоверные факты скупы. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. В своих описаниях триптиха, наполненного «мужчинами и женщинами, черными и белымив различных позах и с различными жестами, птицами, всевозможными животными изображенными с большим реализмом, такими завораживающими и фантастическими деталями, что их просто невозможно описать тем, кто этого не видел», Беатис ничего не говорит о его названии.
Долой усталость. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Ночто.
Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Центральная часть триптиха. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Давно замечено, что многие детали наработах Босха, отстранного вида фонтанов достеклянных цилиндров, отполупрозрачных сфер допричудливых округлых зданий изкоторых виднеются всполохи пламени, доболи напоминают сосуды, печи ипрочий алхимический инвентарь, который изображался втрактатах поискусству дистилляции. Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку надругой, даимы ничего незнаем оприсутствии адамитов вХертонгебосе. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. – М., 1992. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно.
Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. В центре мы видим некое причудливое сооружение.
Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
13. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. И, по идее, должна не ведать стыда.
Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Возможно, вот таким образом церковь не осудила сложную аллегорическую работу мастера: в ней рассказано о пороках – и расплате за то, что они присутствуют в жизни. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы— например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ноги росли оттуда, где как бы должны быть головы. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Привычные вещи наделены противоположным жутким смыслом и большая часть объектов лишена целостности, остались только какие-то ошметки. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможАдно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Сад земных наслаждений.
Долой печаль. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Иероним Босх. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица.
Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Босх вышел из этой ситуации специфически. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье.
Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Завороженно вглядываясь впричудливые создания, собранные Босхом извсех мыслимых материалов, вего зверолюдей, древорыб иптицекораблей, размывающих границы междуживой инеживой природой, животными, растениями ичеловеком историки часто ихинтерпретируют попринципу конструктора. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
На нем нет ни людей, ни животных. Большая часть того, что написано в энциклопедиях о нём, не раз подвергалась сомнениям, критике и переписывалась. Обратимся к ним. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. Вот и сюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин и женщин придаются любви и странным играм.
Все же это были люди другой психологии. Земляника – знак праведности и трудолюбия. судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Это очень тонкая аллегория. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.
Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. 11. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — окрыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».
На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Они считали все материальное проявлением зла. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек.
ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. буквально рай удоволствия или наслаждения). 1505-1510 гг. Откуда Босх мог видеть экзотических животных. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. История искусства.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди.
Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто.
Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании. Он повелел и все создано». Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Босх.
Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Музей Прадо, Мадрид. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая.
Но что. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Босх. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
И «сады наслаждений» существовали в действительности, к примеру, в Ферраре, у семьи Эсте, в Мантуе (знаменирый Чайный Дворец Гонзага). Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.
Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Первый этап— смешение ингредиентов исоединение противоположностей— валхимических рукописях представлялся каксоединение мужчины иженщины, Адама иЕвы.
Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Шарообразная оболочка, напоминающая средневековое изображение земной сферы, часто показана треснутой или расколотой.
судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Такими они считаются и сегодня. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Вот таким образом сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Это вообще был тренд в то время. 14. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. 1.
12. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Возможно, они означают характер и сущность женщины.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников.
На правой створке изображён ад. Садом земных наслаждений картину назвали по центральной части, где как раз представлен некий сад с наслаждающимися людьми. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.
Сколько людей – столько и мнений. 2. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Это – третий день творения.
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Третий этап – очищение смеси огнем – в алхимических трактатах символически представлялся как казнь или муки ада. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Возьмем один случай. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Однако они имеют место быть в раю Босха.
Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Взяв Еву за руку, Бог подводит ее к только что очнувшемуся ото сна Адаму и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. 6. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем, невсе сэтим согласны.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. «Извлечение камня глупости»).
Похожие кораблептицы известны наантичных печатях, которые вСредневековье ценили какамулеты. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Левая створка триптиха Рай.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», у подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.