И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене.
Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала.
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.
Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие— торжество сладострастия. В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Пусть сердце горит негой. 13. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. – М., 1992. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова.
По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.
В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Такими они считаются и сегодня. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. И, по идее, должна не ведать стыда.
Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму.
Впрочем, не все с этим согласны. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад».
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Он повелел и все создано». Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Умер художник в 1516 году. Таким образом Босх изобразил последовательность: создание человека – торжество сладострастия на земле – последующее наказание ад.
12. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».
Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти.
Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Сколько людей – столько и мнений. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых.
Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Антония». Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Что сделал Босх, так это заменил весла птичьими крыльями, перенес кораблептицу из океана на небеса и устроил в ней маленький адский костер, превратив ее в одно из бесовских наваждений, осаждавших в пустыне святого Антония. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере.
Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал и было сделано. В центре находится гротескная фигура монстра. Какое утверждение верное. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
– спрашивает он. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
На ней уже есть вода из которой выступает суша. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как абсолютно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет и она полна дьявольского соблазна. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Это сюжет, который мы видим на внешних створках триптиха, где Земля предстает в третий день творения, когда Творец отделил сушу от моря и появились растения, но еще не было человека. Цена копии знаменитого полотна доступная.
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Это очень тонкая аллегория. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.
Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. – М. : Белый город, 2007, стр. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Обратимся к ним.
Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Завтра – поздно». 15. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. На исходе XV века в Нидерландах всерьез верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал. На первой части триптиха изображён рай. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. И Босх не был исключением, вот таким образом его произведения всегда были наполнены религиозным смыслом. 15. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Возьмем один случай. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Его живопись – отражение средневековых тайных эзотерических доктрин: алхимии, астрологии, черной магии.
Долой усталость. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Возможно, под влиянием заказчика Иероним Босх демонстрирует знакомство с представлениями Эмпедокла – древнегреческого философа, который утверждал, что материальный мир шарообразен: в Золотой век Вражда была снаружи, а Любовь – внутри затем постепенно в мир вошла Вражда и Любовь была изгнана в наихудшее время Любовь целиком оказалась вне шара, а Вражда – целиком внутри. И их мнения расходятся.
На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Это будет один из переходов от Рая к греху. Традиционно считалось, что дистилляция состоит из четырех основных этапов. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
Они считали все материальное проявлением зла. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Почему. Но что.
Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты).
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Потом, чтобы выяснить смысл целого – предполагают они, – предстоит сложить значения частей. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. На правой створке изображён ад.
Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц.
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.
Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Босх – воистину великий комбинатор. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Круглое отверстие в основании – знак Солнца.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.
Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. На нем нет ни людей, ни животных.
Ежевика – символ чистоты Девы Марии, которая породила пламя божественной любви, но не сгорела от вожделения. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника.
14. 6. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Но изображённое в метафорическом ключе. На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников.
Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Она смотрит прямо на зрителя. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. «Извлечение камня глупости»).
То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Вот таким образом люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Американский историк искусств Лоринда Диксон пошла еще дальше и попыталась доказать, что алхимия — это ключ ко всему «Саду земных наслаждений».
Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.
Неизвестно. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Раньше считалось, что все известные алтари исполненные Босхом, предназначались для церквей. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели.
Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». По ее версии, Босх, подхватив популярную у алхимиков аллегорию, уподобляет преображение человека, движущегося к слиянию с Богом, важнейшему алхимическому процессу — дистилляции. Это – третий день творения.
Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria.
Это вообще был тренд в то время. 11. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Все же это были люди другой психологии. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей.
Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Сцены триптиха гости герцога разгадывали как ребус, а затем обсуждали, вступая в интеллектуальный спор с художником. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. 1460 -1516).
Босх. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. По бокам находятся другие сюжеты. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Долой печаль.
Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Босх вышел из этой ситуации специфически. Босх. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. 2. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Их последовательность, по мысли Гибсон и определяет структуру «Сада». Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Часть из них стала демонами. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая.
Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.