Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы». Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».
Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Одни утверждали, что центральная часть может представлять или даже прославлять телесные наслаждения. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
На первой части триптиха изображён рай. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.
Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Сад земных наслаждений. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. На левой створке триптиха Босх изобразил рай.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине. Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Она смотрит прямо на зрителя.
Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку на другой, да и мы ничего не знаем о присутствии адамитов в Хертонгебосе. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Но не все души принимают муки. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Такими они считаются и сегодня. Достоверные факты скупы. Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Босх вышел из этой ситуации специфически.
Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Для этой фигуры Босхом был сделан специальный набросок, показывающий нам, что символом Луны художнику служили яйцо, деревья и летучие мыши. Музей Прадо, Мадрид. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом.
Центральная часть триптиха. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти.
Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». 14.
Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
По мнению Френгера, элитарное религиозное сообщество Богоматери в Хертогенбосе, к которому принадлежал художник, на самом деле было Адамитами и заказанный ими алтарь, особенно центральная часть, – ни что иное как пересказанная изобразительными средствами доктрина и программа секты. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Дьявольский механизм -- вычлененный из тела орган слуха -- составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Дирк Бакс, один изсамых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся какбуквальная иллюстрация кфламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов— его первым зрителям она, вероятно, была ясна, аотнас чаще всего ускользает.
Вот, собственно и всё. Босх— воистину великий комбинатор. На ней уже есть вода из которой выступает суша.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. И даже Игорь Фёдорович, да. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.
А птица вот-вот проглотит лягушку. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Обратимся к ним.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Земляника – знак праведности и трудолюбия.
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.
Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию.
Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными. В XVII веке картину называли «Тщеславие и слава». Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Музей Прадо, Мадрид.
Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Сад земных наслаждений. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Босх. Впрочем, невсе сэтим согласны.
1505-1510 гг. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Если фигура собрана измножества элементов, надовыяснить, какони использовались икактолковались всредневековой иконографии.
Откуда Босх мог видеть экзотических животных. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см.
Долой печаль. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Правая сторона – это Ад.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом.
Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. На правой створке изображён ад. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам.
Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Возможно, под влиянием заказчика Иероним Босх демонстрирует знакомство с представлениями Эмпедокла – древнегреческого философа, который утверждал, что материальный мир шарообразен: в Золотой век Вражда была снаружи, а Любовь – внутри затем постепенно в мир вошла Вражда и Любовь была изгнана в наихудшее время Любовь целиком оказалась вне шара, а Вражда – целиком внутри. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. Зритель должен уметь соотносить их со своим внутренним миром: как распознать, что есть хорошо и вот таким образом достойно подражания, а что есть зло, презренное и смехотворное. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Второй этап – медленное нагревание и превращение ингредиентов в единую массу – уподоблялся прыжкам, кувыркам и забавам детей, родившихся в алхимическом браке. Музей Прадо, Мадрид. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.
Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2. 1х3. 9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть.
У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Умер художник в 1516 году. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Это – третий день творения.
Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие -- торжество сладострастия. Иероним Босх. Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
В это время картина была в собственности короля Филиппа II. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. На нем нет ни людей, ни животных.
3. – М., 1992. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий.
Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Возможно, они означают характер и сущность женщины. Сколько людей – столько и мнений. Но что.
Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. 6. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Они метафорически уподоблялись мужчине и женщине, Адаму и Еве, а их союз – плотскому соитию. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Однако они имеют место быть в раю Босха. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Остальная публика потешается, срезает у дурня кошелек, неприлично ласкается, в общем, всё как у людей.
Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. Босх. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.
В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». 1505-1510 гг. Часть из них стала демонами. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Он повелел и все создано». Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад.
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – они хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Это очень тонкая аллегория. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени темный фон и делая воду озера багряной, как кровь. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Это вообще был тренд в то время.
Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Причем они изображали не мифических созданий, а реальные греческие или римские корабли с носом в форме лебедя или другой птицы. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
13. По свидетельству Бельтинга, с триптихом Босха полагалось совершать определенные манипуляции. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Они считали все материальное проявлением зла. 15. Ведь циркови зоопарков в средние века не было.
На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Бог в облике Иисуса Христа изображен на картине молодым, что было нетипично для художников того времени. Почему.
На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. «Извлечение камня глупости»). Завтра – поздно». Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. 2.
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт».
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. На левой створке триптиха изображен Бог, представляющий Еву ошеломленному Адаму в безмятежном и мирном Раю.
И, по идее, должна не ведать стыда. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис. 1505-1510 гг. 12. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.
Название картине дано уже в современности, но во второй половине XVI века её называли «Многообразие мира». Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.
Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Ночто. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Босх не указывает конкретно на грешника. – М. : Белый город, 2007, стр. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево.
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке -- кошмарная действительность. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Сад земных наслаждений. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Второй этап— медленное нагревание ипревращение ингредиентов вединую массу— уподоблялся прыжкам, кувыркам изабавам детей, родившихся валхимическом браке. Иероним Босх. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Антония». Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера.
Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.
В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос.
Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Центральная – это собственно и есть «Сад земных наслаждений». Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. В центре находится гротескная фигура монстра. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Босх – воистину великий комбинатор. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Третий этап— очищение смеси огнем— валхимических трактатах символически представлялся какказнь или муки ада. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского.
Впрочем, не все с этим согласны. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. рядом).
Все же это были люди другой психологии. 1.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Подлинная радость в этом произведении кроется не в том, что изображено, а в пути, который оно указывает. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Сонники того времени приоткрывают истинное значение этих наслаждений. Пусть сердце горит негой.
Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Иероним Босх. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
Он кишит всевозможными монстрами. Правая створка триптиха Ад. 11.
Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. – спрашивает он. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.
15. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Возьмем один случай. Левая створка триптиха Рай.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. По бокам находятся другие сюжеты. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. 2. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Левая часть триптиха – это Рай.
Но изображённое в метафорическом ключе. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Где-то рядом стоит алхимический Босх – если не практик, то знаток алхимических символов и переводчик на визуальный язык алхимических концептов.
Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Возьмем один случай. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Долой усталость.
В стихах Лоренцо Великолепного, герцога Медичи, правителя Флоренции эпохи Возрождения, звучит призыв к наслаждению жизнью: «Пусть каждый поет играет и танцует. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.