Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя.
Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы».
Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.
Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и— прежде всего— открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. «Извлечение камня глупости»). Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.
Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
Центральная часть триптиха. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Но что. Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия.
Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. На ней уже есть вода из которой выступает суша. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Сад земных наслаждений. Босх.
На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Он кишит всевозможными монстрами. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит.
Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Она смотрит прямо на зрителя.
Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Первый этап— смешение ингредиентов исоединение противоположностей— валхимических рукописях представлялся каксоединение мужчины иженщины, Адама иЕвы.
Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Завтра – поздно». Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Откуда Босх мог видеть экзотических животных.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». 1460 -1516). Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Босх— воистину великий комбинатор.
Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Однако они имеют место быть в раю Босха. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Часть из них стала демонами. В центре находится гротескная фигура монстра. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Сад земных наслаждений. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона.
Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал и было сделано. Давно замечено, что многие детали наработах Босха, отстранного вида фонтанов достеклянных цилиндров, отполупрозрачных сфер допричудливых округлых зданий изкоторых виднеются всполохи пламени, доболи напоминают сосуды, печи ипрочий алхимический инвентарь, который изображался втрактатах поискусству дистилляции.
Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Пусть сердце горит негой. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное.
Где-торядом стоит алхимический Босх— если непрактик, тознаток алхимических символов ипереводчик навизуальный язык алхимических концептов. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Долой усталость.
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Это – третий день творения. 6. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Умер художник в 1516 году. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. На правой створке изображён ад. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Босх – воистину великий комбинатор.
Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.
Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Музей Прадо, Мадрид. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Это будет один из переходов от Рая к греху. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Ночто.
Изображенные сферы как раз покрыты трещинами.
Ведь циркови зоопарков в средние века не было. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Он повелел и все создано».
В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.
Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. В центре композиции поднимается Источник Жизни -- высокое, тонкое, розовое сооружение, отдаленно напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Земляника – знак праведности и трудолюбия.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Иероним Босх. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.
Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. – спрашивает он. 1.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы.
Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. И, по идее, должна не ведать стыда.
Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости.
Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. – М., 1992. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами.
Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Почему.
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. 15. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Впрочем, невсе сэтим согласны. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. На нем нет ни людей, ни животных. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Они считали все материальное проявлением зла.
Все же это были люди другой психологии. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит.
Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. Левая створка триптиха Рай. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ».
Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Возможно, они означают характер и сущность женщины. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. По бокам находятся другие сюжеты. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. На первой части триптиха изображён рай.
1505-1510 гг. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Сколько людей – столько и мнений. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
Сад земных наслаждений. Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Но не все души принимают муки. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой.
Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Французский искусствовед Юргис Балтрушайтис в свое время показал, что этот странный гибрид, как и многие другие, придуман задолго до Босха.
Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Возьмем один случай.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. В стихах Лоренцо Великолепного, герцога Медичи, правителя Флоренции эпохи Возрождения, звучит призыв к наслаждению жизнью: «Пусть каждый поет играет и танцует. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Долой печаль. Иероним Босх. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.
Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Босх. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Это вообще был тренд в то время.
Вот таким образом сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу.
Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.
Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Такими они считаются и сегодня. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.
Возьмем один случай. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Если фигура собрана измножества элементов, надовыяснить, какони использовались икактолковались всредневековой иконографии.
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. 1505-1510 гг.
Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Лицо женщины отражается в зеркале, прилепленном к ягодицам другого, зеленого демона, -- таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Обратимся к ним. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Антония». В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Впрочем, не все с этим согласны.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.
За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. – М. : Белый город, 2007, стр. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. А птица вот-вот проглотит лягушку. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Вот таким образом люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Музей Прадо, Мадрид.
Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Правая створка триптиха Ад. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. 2.
Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Для этой фигуры Босхом был сделан специальный набросок, показывающий нам, что символом Луны художнику служили яйцо, деревья и летучие мыши.
Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Иероним Босх. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений».
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте.
1505-1510 гг. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Босх вышел из этой ситуации специфически. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Но изображённое в метафорическом ключе. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Музей Прадо, Мадрид. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
3. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. 2. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.