В рамках мероприятий, посвященных 500-й годовщине со дня смерти художника, в интернете был представлен интерактивный экспонат самого знаменитого и загадочного его произведения – «Сад земных наслаждений». Триптихбыл написанМастером в период 1490–1510гг. Первое описание и толкование «Сада земных наслаждений» дал снова монах Сигуэнца в 1605 году: «Грех, возникший в Раю и охвативший человечество, подвергаются наказанию в Аду». Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений. Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы».
В любом случае полотно «Сад земных наслаждений» впечатляет своей роскошностью, огромным количеством деталей, масштабностью авторского замысла. Но картина Сад земных наслаждений все равно не даёт покоя и так хочется хотя бы частично приблизиться кее пониманию. Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением.
Сад земных наслаждений является триптихом, а этоозначает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикрепленыпо одному крылу на шарнире с обеих сторон. У нас можно смотреть полностью Сад земных наслаждений 2004 года онлайн в хорошем 720 HD качестве бесплатно. Это «Сад земных наслаждений», он показывает массырезвящихсяголых мужчин и женщин. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
Сад земных наслаждений -это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. Хотя формаСада земных наслажденийхарактерна для алтарей 16-го века, считается, что триптихбыл приобретендля частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.
Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха.
«сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. На ягодицах грешника из «Музыкального ада» Иеронима Босха (триптих «Сад земных наслаждений») можно рассмотреть ноты странной мелодии. В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:на первом плане показаны «различные радости».
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад.
Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Уверен, что средневековый зритель картины «Страшный суд» — смертельно боялся. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. – М., 1992. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Что это значит. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Наконец, четвертый этап – очищение ингредиентов в воде, которое уподоблялось христианскому воскрешению и очищению души. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).
Но что. Открытая правая створка — из-за обилия музыкальных инструментов — прозвана «музыкальным адом». Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Возьмем один случай. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии.
Другое дело — Босх, человек загадочный, эсхатологический, бедный муж богатой жены, оставивший после себя пару дюжин картин, разошедшихся по всему миру, мировую славу и домашний скарб, который пережившая его на несколько лет жена раздала после его смерти его родным. На запись трека у неё ушло примерно полчаса. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Это вообще был тренд в то время. Боялся-то он их боялся, но потом забывал картинки и вновь пускался во все тяжкие.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. «Я потратила на всё около часа времени. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой.
Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
1:1-2). Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Природа создала нас не для того, чтобы мы торчали в церкви и распевали каноны. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Тут мела метель, с неба падал град. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 года. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. И их мнения расходятся. В трактатах по дистилляции регулярно встречается изображение возлюбленных в округлом стеклянном сосуде. Антония».
Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица и крылатая рыба и морской конек-единорог и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Большинство персонажей картины ничем не наслаждается, а наоборот — страдает. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.
В центре находится гротескная фигура монстра. После того как пост в Tumblr собрал 50 тысяч лайков, Амелия сообщила, что в её расшифровке содержатся ошибки и она вместе с музыкальным факультетом университета в Оклахоме работает сейчас над новой, более точной интерпретацией музыки с ягодиц. Сделала это в шутку и разместила в своем блоге.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках. Возьмем один случай. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Долой печаль. Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. Они считали все материальное проявлением зла. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. Например, в «Великом мастурбаторе», одной из самых значимых его картин, присутствует смотрящее вниз человеческое лицо из которого «вырастает» женщина, скорее всего списанная с жены и музы Дали Галы.
Завтра – поздно». Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала.
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Так как они не надеялись на милость Бога, не верили ни в Него, ни в Святое писание. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Амелия мечтает пойти по их стопам.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Она смотрит прямо на зрителя.
Нет тут ни старших, ни младших. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Так они стояли там как две колонны, образовывая как бы тройные ворота.
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории.
Босх – воистину великий комбинатор. Все они не заслуживают пощады. Либо страдает от физического и душевного дискомфорта, либо страдает фигнёй.
И, по идее, должна не ведать стыда. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Вот таким образом редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней.
С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Это – третий день творения.
ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой.
Впрочем, невсе сэтим согласны. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. На нем нет ни людей, ни животных.
Да-да, это не опечатка. Где-то рядом стоит алхимический Босх – если не практик, то знаток алхимических символов и переводчик на визуальный язык алхимических концептов. Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет.
Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Конечно, всегда можно сказать, что еретический смысл триптиха был доступен только для посвященных, но для этого у Френгера с последователями явно аргументов не хватит. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. В это же время происходит разрыв с отцом.
По тропинке пытались пройти к перевалу несчастные души грешников. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. Почти все остальное я опустил. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. 15. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Какое утверждение верное. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами.
«Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей.
Единственным продолжателем дела Босха был родившийся через десять лет после его смерти Питер Брейгель старший, которые не подражал ему, а использовал для своей работы его условную композицию-диораму (множество микрособытий-микросценок-микрогруппок на огромном внутреннем пространстве картины) и метод создания дьявольских обитателей и чудовищных машин — конструктивный гротеск, сочетание несочетаемого в странное нечистое единство. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (в оригинале — «The Unspeakable Confessions of Salvador Dali») художник признаётся: «В течении долгого времени мне казалось, что я импотент». Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота.
Эта, вне всякого сомнения, незаурядная женщина ответила: «Я хочу, чтобы вы меня убили» — после такого Дали сразу её полюбил, окончательно и бесповоротно. Ранние эротические переживания будущего гения этими безобидными шалостями не закончились: как-то к нему в руки попал порнографический роман и больше всего его поразил эпизод, где главный герой хвастался, что «может заставить женщину скрипеть, как арбуз». Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
Ходили слухи, что Лорка даже пытался соблазнить художника, но сам Дали это отрицал. Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. По словам Сьюэлла, Дали обращался с подобными странными просьбами к многим своим гостям. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.
Через гору тянулась узкая тропинка к перевалу. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Единственный, кто мог по-настоящему наслаждаться всем этим, вероятно, сам Босх. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Его техника называется алла прима.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Его отношения с Галой достаточно сложны.
Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Ночто.
В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей.
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Следует отметить, что эти двое сделали неплохой выбор. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности», продолжила она. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней.
Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Обратимся к ним. Третий же персонаж на этом фрагменте, к сожалению, не участвует в поедании снотворных плодов и вместо этого осуществляет над гигантской земляникой то, что на молодёжном сленге называется «обнимашки». Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Рассматривая работы Босха нельзя забывать, что средневековый человек за всю свою жизнь видел удивительно мало картин. На одной из первых встреч художника с Галой тот спросил, чего она от него хочет. Наконец, четвертый этап— очищение ингредиентов вводе, которое уподоблялось христианскому воскрешению иочищению души. Все же это были люди другой психологии.
Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг попы грешника. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстает в облике Христа, второго лица Троицы и воплощенного Слова Бога.
По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою» (Быт.
В 1968 году Дали покупает для Галы замок в деревне Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. Это будет один из переходов от Рая к греху. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Например куртуазное посвящение, нудную риторику и многочисленные воскрешения Тундала после очередных пыток, которым подвергали его высшие силы в воспитательных целях и всю райскую часть (которую возможно перескажу позже). В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю (разительна перемена в его живописи на рубеже 20-30-х гг. ), делила вместе с ним и роскошь и нужду.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. Почему. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года.
Тем не менее, она, как и человек, является животным и даже относится к классу млекопитающих. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. В связи с этим было предложено новое, более актуальное название — «Босх накажет всех». Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает главную идею – суть греха, ловушка греха и расплата за грех. Босх— воистину великий комбинатор. Достаточно с ней познакомиться, чтобы начать её ненавидеть».
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Закрытые створки самого известного триптиха Иеронима Босха иллюстрируют библейский сюжет «Сотворения мира»: «В начале сотворил Бог небо и землю. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов.
Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Он утверждал, что Иероним ван Акен был членом Братства свободного духа – секты, которая в последний раз упоминалась в Нидерландах в начале XV века. Его изобретательность впечатляет даже нафоне средневекового искусства, которое он обыгрывает ипереигрывает, аоно знало толк ввизуальной игре ипермутации форм: отхищных зверей, вплетенных вгерманский орнамент, додемонов, которые скалились скапителей колонн вмонастырях романской поры, отзвероподобных иантропоморфных гибридов, колобродивших наполях готических рукописей, доуродцев имонстров, вырезанных насидениях-мизерикордиях, накоторые клирики могли присесть вовремя длинных служб. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Неугасимое пламя вырывалось из пасти чудовища. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. И, добавим от себя, правильно делал. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.
Не как надоевшую чепуху, а как реальность, угрожающую ему самому и его родным. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. С тяжёлыми ожогами Дали был доставлен в больницу, но выжил. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Вот таким образом музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне. Одно из доказательство тому — очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Jheronimus Bosch, лат. Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря на противоположной стороне обреченный вечной погибели висит в ушке дверного ключа. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Если бы порвались цепи его, сбросил бы он и небо и землю в глубины адовы. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл.
На правой створке изображён ад. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Жертва становится палачом, добыча— охотником и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.
Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. По бокам находятся другие сюжеты. В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Умер художник в 1516 году. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться.
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Однако дон Фелипе де Гевара (исп.
Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. После смерти Галы Сальвадор переезжает в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Сам триптих получил название по теме центральной части, где по мнению искусствоведов изображён «Сад земных наслаждений» (1500—1510). Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Будучи подростком, Сальвадор Дали любил, если можно так выразиться, померяться пенисами с одноклассниками, причём свой он называл «маленьким, жалким и мягким». Земляника – знак праведности и трудолюбия. Таким образом Босх изобразил последовательность: создание человека – торжество сладострастия на земле – последующее наказание ад. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Долой усталость. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Часть из них стала демонами.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
В пасти чудовища стояли два великана. В 1982 году умирает Гала. Князем тьмы называют его не за то, что он повелевает дьяволами в аду. Мы уже рассматривали ситуацию, в которой к общению с человеком принуждается мышь. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе.
Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).
Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Цена копии знаменитого полотна доступная. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. – М. : Белый город, 2007, стр. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай».
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. «Извлечение камня глупости»). Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Напугать его и было целью и «Видения Тундала» и картин Босха идеологического помощника инквизиции. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Недавно проведённые исследования независимых экспертов в составе всех личностей одного современного искусствоведа, единогласно установили, что название «Сад земных наслаждений» ошибочно. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок.
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. 25-секундная песня набрала рекордное количество лайков и закрепила имя студентки в запросах всех поисковиков. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.
Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Девушка в шутку переложила эти символы в мелодию для фортепиано и выложила в своём арт-блоге.
Видимо, это было историческим моментом», прокомментировала Амелия. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного. Впрочем, не все с этим согласны. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Они заслужили казнь и горят и будут гореть тут вечно вместе с князем тьмы. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. В стихах Лоренцо Великолепного, герцога Медичи, правителя Флоренции эпохи Возрождения, звучит призыв к наслаждению жизнью: «Пусть каждый поет играет и танцует. Такими они считаются и сегодня.
Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Сколько людей – столько и мнений. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Вокруг него роятся ангелы мрака, некоторые из них происходят от сыновей Адама.
Пусть сердце горит негой. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. В числе любителей его творчества были такие значительные персоны, как рано умерший Филипп Красивый (правитель Нидерландов, заказавший Босху триптих Страшный суд), Изабелла Кастильская (покровительствующая Колумбу и изгнавшая евреев из Испании) и Маргарита Австрийская (наместница испанских Нидерландов), заподозрить которых в какой-либо ереси никак не возможно. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку на другой, да и мы ничего не знаем о присутствии адамитов в Хертонгебосе.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
Босх вышел из этой ситуации специфически. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Не было тогда ни кино, ни интернета. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам) интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
На лице сидит саранча (гений испытывал необъяснимый ужас перед этим насекомым), по брюшку которой ползают муравьи — символ разложения. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада. То, что Амелия Хэмрик смогла правильно расшифровать нотный стан, в котором всего четыре строчки. – спрашивает он.
Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
Неизвестно. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Босх. Не исключено кстати, что сделав рентген босховских сюрреалистических кишок исследователь (профессиональный чудак или страстный любитель, как я) будет глубоко разочарован. После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии.
А называют его князем тьмы за то, что он самый страшный и большой дьявол в аду. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Конечно, отношение художника к сексу заметно отразилось на его полотнах: страхи и мотивы разрушения и распада (чаще всего изображённые в виде муравьёв) встречаются практически в каждой работе. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. Босх.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Лишь семь творений Босха подписаны. После него остались тысячи написанных им (и его многочисленными подмастерьями) почти фабричным способом картин изрядный капитал, недвижимость, аптека.
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.
По другую — льдом и снегом. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. 1460 -1516). Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Он повелел и все создано».
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях — (в собраниях Прадо и Эскориала). Так как никакой загадки в живописи Босха нет. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома.