Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. По бокам находятся другие сюжеты.
В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Сами ваши обеты и есть необходимая гарантия. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. В центре изображен фонтан жизни – полукоралл, полуготическая постройка с полумесяцем (символом дьявола). Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты.
Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Возьмем один случай. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. На правой створке изображён ад. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений».
Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. Центральная часть триптиха — собственно «Сад радостей земных» — представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Кроме того изображена только что появившаяся растительность.
Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
В сущности, это единственная гарантия, которая делает супружество возможным. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Она приняла его с улыбкой.
Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый.
Я удивленно посмотрел на Лиз. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Пусть даже масса маленьких кусочков, по-прежнему нам неизвестных, останется. В изображении кактуса за Адамом Ж. Комбе видит своеобразное древо жизни. И тогда мы начнем передвигать куски неба и леса и червя на свои места. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Однако это особый случай и он требует особого внимания.
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Сейчас здесь ваши личные интересы возвышаются до интересов семьи.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными. В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти.
Позади струнный квартет «Фантазии» (Шон – на скрипке) начал играть медленную, но веселую интерпретацию баховского мотета «Иисус, моя радость». Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Почему. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. И внезапно все, что мы видим, перестанет казаться набором разрозненных картинок. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. - Вступая в брак, вы даете один из самых священных обетов: две души соединяются, сливаясь в одну.
Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Музыкальные инструменты, которые в земной жизни были средствами получения удовольствий, здесь используются в качестве орудий пыток. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Но сегодня, я думаю, вы увидите тот класс обcлуживания, который сделал «Фантазию» знаменитой. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал и было сделано. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Он повелел и все создано». Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.
Я венчала немногих и только тех, в ком была уверена. Это – третий день творения. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует.
На левой створке – земной Рай, сотворение Евы. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
И, по идее, должна не ведать стыда. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад.
Самостоятельно я смог узнать только гибискус и темно-малиновый амарант. Впрочем, не все с этим согласны. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. 2. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Сколько людей – столько и мнений. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. «Извлечение камня глупости»).
Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте. Это вообще был тренд в то время. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. 1460 -1516).
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Босх – воистину великий комбинатор. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых.
Второй этап— медленное нагревание ипревращение ингредиентов вединую массу— уподоблялся прыжкам, кувыркам изабавам детей, родившихся валхимическом браке. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Босх не указывает конкретно на грешника.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. рядом). Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Астрологический феномен, как недавно было доказано, является основой построения произведения. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.
Четверо стюардов несли бело-голубую хулу, еврейское свадебное покрывало. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Она смотрит прямо на зрителя. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. – спрашивает он. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Ультрацерковный Босх, католик-фанатик, одержимый страхом греха, спорит сБосхом-еретиком, адептом эзотерического учения, прославлявшего утехи плоти иБосхом-антиклерикалом, чуть ли непротопротестантом, который терпеть немог распутное, алчное илицемерное духовенство. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
Я думаю, что ключ к разгадке – мандала. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Вместо этого он демонстрирует абсурдность греха изображая разные существа, например человека-дерево.
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Причем они изображали немифических созданий, ареальные греческие или римские корабли сносом вформе лебедя или другой птицы. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Все же это были люди другой психологии. Лиз тихонько вложила свою руку в мою и мы посмотрели друг на друга, как два подростка.
Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. В центре мы видим некое причудливое сооружение.
Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Ночто. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Беря супруга, вы создаете семью. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов.
Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Впрочем, невсе сэтим согласны. Мы по-прежнему не знаем, как сложить куски вместе.
Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. У каждого человека ад – это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство.
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Пальма со змеем – древо познания добра и зла.
Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Беря супруга, вы создаете семью. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
Считается произведением зрелого Босха. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). И редко венчала здесь. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство.
Художники Возрождения рыдали бы, увидев ее.
Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. «Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».
Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Возьмем один случай. Радости и печали, которые будет испытывать каждый из вас, отныне становятся радостями и печалями для обоих. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят.
К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Босх вышел из этой ситуации специфически.
Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.
Но что. На ней лежали два сияющих золотых кольца. – Это подарок от «Фантазии», – улыбнулась Харбо. – Лизард, наденьте кольцо на палец Джеймсу и повторяйте за мной: «Я, Лизард Тирелли, беру тебя, Джеймс, в мужья». Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.
Босх— воистину великий комбинатор. Ангел не был бы столь прекрасен. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Такими они считаются и сегодня.
6. И я благодарна возможности показать это вам и вашему генералу. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи.
На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Сейчас здесь ваши личные интересы возвышаются до интересов семьи. Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. На нем нет ни людей, ни животных.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Вот таким образом музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба — символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.
На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Антония». Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году.
В центре находится гротескная фигура монстра. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Итак, спасибо. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла».