Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя.
Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Реставрация «Сада земных наслаждений» последователя Иеронима Босха вместе с полноценным исследованием, а также настоящее представление зрителю, вновь вводит картину в научный оборот и позволяет дополнить сведения о повторениях картин великого нидерландского художника. 11 ноября 2016 года в Большом зале Дворца Меншикова открывается выставка «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха.
Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели. Судьба художникаГоворить о так называемой творческой карьере Босха довольно непросто: мы не знаем оригинальных названий картины, ни на одном из полотен не указана дата создания, да и подпись автора — скорее исключение, чем правило. Наследие Босха не сказать, чтобы многочисленное: три десятка картин и дюжина рисунков (копии всего собрания хранятся в центре имени художника в его родном городе Хертогенбосе). Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
– М., 1992. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – они хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку надругой, даимы ничего незнаем оприсутствии адамитов вХертонгебосе. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Иероним ван Акен известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников.
2. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Сад земных наслаждений. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие -- торжество сладострастия. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Босх. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. 1505-1510 гг. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил).
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). В центре находится гротескная фигура монстра. Почему.
Умер художник в 1516 году. Его изобретательность впечатляет даже нафоне средневекового искусства, которое он обыгрывает ипереигрывает, аоно знало толк ввизуальной игре ипермутации форм: отхищных зверей, вплетенных вгерманский орнамент, додемонов, которые скалились скапителей колонн вмонастырях романской поры, отзвероподобных иантропоморфных гибридов, колобродивших наполях готических рукописей, доуродцев имонстров, вырезанных насидениях-мизерикордиях, накоторые клирики могли присесть вовремя длинных служб. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью.
Откуда Босх мог видеть экзотических животных. Жертва становится палачом, добыча — охотником. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. 6. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). А птица вот-вот проглотит лягушку. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Все же это были люди другой психологии. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Впрочем, не все с этим согласны.
Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. В итоге картину можно было написать за один сеанс. Однако они имеют место быть в раю Босха.
д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Вот таким образом люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Это будет один из переходов от Рая к греху. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Босх вышел из этой ситуации специфически.
Первые публичные работы он выполнял для Братства Богоматери, членом которого являлся. Но не все души принимают муки. Единственный, кто мог по-настоящему наслаждаться всем этим, вероятно, сам Босх. В толкованиях таких гибридов – а их в средневековом искусстве и до Босха было немало – трудно сказать, где исследователь достиг дна и когда пора остановиться. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Долой печаль. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Впрочем, невсе сэтим согласны. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Возможно, они означают характер и сущность женщины. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Музей Прадо, Мадрид. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».
Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году.
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.
Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. Все же это были люди другой психологии. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Она смотрит прямо на зрителя. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Конечно, всегда можно сказать, что еретический смысл триптиха был доступен только для посвященных, нодля этого уФренгера споследователями явно аргументов нехватит. Это вообще был тренд в то время.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Но что. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Это – третий день творения. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто.
Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Иероним Босх.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Что сделал Босх, так это заменил весла птичьими крыльями, перенес кораблептицу изокеана нанебеса иустроил вней маленький адский костер, превратив ее водно избесовских наваждений, осаждавших впустыне святого Антония. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны». Ад же изображен максимально кровожадно и недвусмысленно. Часть из них стала демонами. Ночто.
Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости.
Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. С приходом сюрреализма Босха достали из хранилищ, сдули пыль и переосмыслили. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.
Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». – спрашивает он. Это вообще был тренд в то время. Большинство персонажей картины ничем не наслаждается, а наоборот — страдает. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
Он повелел и все создано». Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
Земляника – знак праведности и трудолюбия. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий.
Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.
Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Грех-хедлайнер в триптихе — сладострастие.
Третий же персонаж на этом фрагменте, к сожалению, не участвует в поедании снотворных плодов и вместо этого осуществляет над гигантской земляникой то, что на молодёжном сленге называется «обнимашки». В связи с этим было предложено новое, более актуальное название — «Босх накажет всех». «Извлечение камня глупости»).
В центре мы видим некое причудливое сооружение. Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Левая створка триптиха Рай.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. 1. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок.
Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. 1460 -1516). Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Он кишит всевозможными монстрами.
Можно предположить, что на каком-то этапе существования она подверглась акту вандализма, который вынудил владельца таким образом защитить ее от посягательств. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна.
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Дали объявил себя его наследником. По бокам находятся другие сюжеты. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет.
Давно замечено, что многие детали наработах Босха, отстранного вида фонтанов достеклянных цилиндров, отполупрозрачных сфер допричудливых округлых зданий изкоторых виднеются всполохи пламени, доболи напоминают сосуды, печи ипрочий алхимический инвентарь, который изображался втрактатах поискусству дистилляции. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Правая створка триптиха Ад. В принципе, было бы логичнее назвать триптих «Сад земных искушений» как прямую отсылку к греху.
Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Завороженно вглядываясь в причудливые создания, собранные Босхом из всех мыслимых материалов, в его зверолюдей, древорыб и птицекораблей, размывающих границы между живой и неживой природой, животными, растениями и человеком историки часто их интерпретируют по принципу конструктора.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Завтра – поздно». В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516).
Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова.
На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
Сад земных наслаждений. Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом.
Босх. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Ведь циркови зоопарков в средние века не было.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
На замерзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. То, что кажется идиллией современному зрителю, с точки зрения человека рубежа XV—XVI вв. еков было очевидным примером того, как себя нельзя вести (иначе — на правую створку, будь любезен). Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Вот таким образом изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате. Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.
Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.
Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Обратимся к ним. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. 1505-1510 гг. 3.
Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Первый этап – смешение ингредиентов и соединение противоположностей – в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. Босх— воистину великий комбинатор. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай».
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Создатель представляет Еву ошеломлённому Адаму, который до сего дня скучал в одиночестве. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво.
В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей Ф. Дзери.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Либо страдает от физического и душевного дискомфорта, либо страдает фигнёй. 2.
Такими они считаются и сегодня. Следует отметить, что эти двое сделали неплохой выбор. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. Иероним Босх. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех.
Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам.
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, -- это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Если фигура собрана измножества элементов, надовыяснить, какони использовались икактолковались всредневековой иконографии. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Возьмем один случай. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Сколько людей – столько и мнений. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Возьмем один случай.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Босх – воистину великий комбинатор. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Увлечение длилось несколько десятилетий.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений.
Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.
Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом — на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Через несколько десятилетий после смерти Босха началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Долой усталость. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. На правой створке изображён ад. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». И, по идее, должна не ведать стыда. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Пусть сердце горит негой. Босх вышел из этой ситуации специфически. Они считали все материальное проявлением зла. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму.
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Недавно проведённые исследования независимых экспертов в составе всех личностей одного современного искусствоведа, единогласно установили, что название «Сад земных наслаждений» ошибочно. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
15. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Бретон и вовсе считал, что Босх «записывал» на полотне любой образ, который приходил ему в голову — фактически вел дневник. Интересен вот еще какой факт.
Музей Прадо, Мадрид. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех.
Музей Прадо, Мадрид. Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Мы уже рассматривали ситуацию, в которой к общению с человеком принуждается мышь. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Центральная часть триптиха. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. 1505-1510 гг. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ».
Свои картины Босх писал в технике a la prima, то есть клал масло не несколькими слоями, дожидаясь, пока каждый из них просохнет (как делали, собственно, все), а одним. Восприятие образов с полотен Босха серьезно изменилось, в том числе и под влиянием теории психоанализа (куда же без Фрейда, когда речь заходит о высвобождении подсознательного). Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. – М. : Белый город, 2007, стр.
Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Антония». На левой створке триптиха Босх изобразил рай.
На нем нет ни людей, ни животных. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника.