Устроил пир на весь мир и пригласил на него соседнее племя сабинян, которые до этого воротили нос от столь недостойных соседей, но на бесплатное угощение согласились. Воспользовавшись ключами от ворот Капитолийской крепости, сабиняне ночью вошли в Рим и завладели Капитолием. Грамотная постановка ударения в слове сабиняне – один из главнейших признаков культуры речи. Сабиняне приняли это приглашение и прибыли в Рим вместе с женами и дочерьми.
«сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» (фр. Он пригласил представителей соседнего племени сабинян на религиозные празднества и устраивавшиеся по этому случаю игры и зрелища. Сабиняне согласились и был заключён вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула. На картине изображена битва между римлянами и сабинянами.
В 447 году, когда во время сражения сабиняне неожиданно ударили по левому флангу римской линии, примерно шестьсот кавалеристов из двух легионов спешились и устремились вперёд, восстановив равновесие в битве. Сабиняне (Sabini), древний и сильный народ средней Италии к северу от Лациума разделялись на собственно С., сабеллов и самнитов из которых самыми могущественными были самниты, отличавшиеся любовью к свободе.
Женщины хотели взять с собой детей, но у римлян возникли опасения, что под предлогом мирных переговоров женщины сбегут из Рима. Самниты же, которые тоже себя называли сабинянами, как известно, захватывали одну область средней и южной Италии за другой. Все это выведено из его царской должности первым составителем истории царей.
1, 24, 7, tum illo die Iuppiter p. R. Родина аборигинов совпадала с сабинской областью, следовательно аборигины могли называться тоже сабинянами. Теперь солдаты сражались с еще большей свирепостью.
Сабиняне (Sabini) — древнеиталийское племя принадлежали к умбро-сабелло-осколатинской группе и составляли промежуточное звено между умбрами и осками. Без сомнения, говорит Шмидт (стр. vidr, англосакс. Следовательно, древнейшие трибы были третями.
Деление граждан на три части, говорит он, встречается не в одном Риме. По рассказу Варрона (L. обитатели трех городов соединились синикизмом и основали большой общий город Родос. Холм получил название Целийского по имени полководца, чья армия заняла его. Получив такое приказание, женщины пришли в неописуемый ужас.
Автор собрал множество примеров обычая складывать камни в знак всенародного проклятия. Нужно ли напомнить, что тати — воры, хищники, похитители.
Границы отмечались межевыми столбами (termini), в образе которых изображался сам Термин, бог границ. Имя второй части, думаем, все равно что (см. Еще третий вопрос после Моммзена нуждается в новом рассмотрении. В то время Варрон только что родился, следовательно, свидетельство Ливия древнее Варрона. 99), поддается археологическому объяснению.
Прибавляем, что деление городского населения на montani, старогородных и pagani, пригородных, долго еще сохранялось в сознании римлян оно, между прочим известно Цицерону (De domo 28, 74)20. Гольцапфель (Rm.
Командовал обороной крепости благородный римлянин Тарпей. Плутарх писал: «Со всех сторон появились бежавшие с криком и воплями, через оружие и трупы к своим мужьям и отцам, точно исступленные, похищенные дочери сабинцев, они называли самыми нежными именами то сабинцев, то римлян». 312 сл. ).
самнитян, сабинян и сабеллов уже не существовало. Двинувшись на юг, С. заняли Самниум, часть Апулии, Кампании и Лукании.
ius agendi, право выгона). Достоверность предания, с. 98 напротив, подтверждается следующим простым соображением. В слове alba также нетрудно признать женский род имени прилагательного albus. Мы указали на возможность, что первая загородная триба, tribus Tatiensis, другим термином называлась Sabina. Вот таким образом и камень при скреплении договора служил символом Юпитера (Jupiter Lapis) и этому камню даже приносили присягу.
Вероятно, под ними нужно разуметь одни из авентинских ворот. Оставаясь пастухами и земледельцами, самниты вели воздержный образ жизни и высшим благом своим считали свободу. Между обеими заметно некоторое родство, которое обнаруживается в общности самого героя. Двери открылись для них и они вошли. Три филы родосцев были тожественны с тремя филами дорийских государств30.
В высшей степени вероятно, что и фреска держалась рассказа тех же анналов. G. 1, 500 сл. ) допускалась другая возможность объяснения.
Каждая занимала известную часть площади, занимаемой впоследствии городом. Аристотель (Политика 1, 1) ссылается на каких-то (живущих общим сбором плодов) и (пользующихся общим садом), упомянутых Харондой и Эпименидом, но в другом месте (Политика 2, 4) совместное пользование землей он признает обычаем только некоторых негреческих народов. Это следует уже из технических терминов, которыми обозначается понятие имущества, familia (дворня) и pecunia (скот). Отдельные члены общества пользовались степями, по их обилию, безраздельно33. Мы освобождаем и прощаем их ради вас. Но знаменитый историк, видимо, сам не удовлетворился подобными оговорками.
На этом основании мы полагаем, что для прародителя люцеров, обитателей росчистей целийского холма, не без остроумия было придумано соответствующее имя, которым выражалось понятие «рубитель деревьев». Однажды Тарпея увидела с городской стены сабинского царя Тита Тация. Для решения этого вопроса в традиции, по-видимому, не имелось никаких ясных данных. В 290 г. до Р. Х. диктатор Курий Дентат опустошил и покорил сабинскую область, а двадцать два года спустя население ее получило право полного гражданства и образовало две новых римских трибы (Velina и Quirina). Все авторы, говорящие о трибах, познакомились с ними благодаря Варрону.
Это место называлось Campus Martius, что значит «Поле войны». Этому у Феста противопоставляется другой рассказ, заимствованный, вероятно, у Веррия Флакка Целес Вибенна, который здесь является раздвоенным на Целеса и Вибенну, двух братьев12, с. 70 современник не Ромула, а Тарквиния Приска, основал тусский квартал (Tuscus vicus). Но братья не погибли. Целеса Вибенна или Вибенны и показания о поселении его на целийском холме. Он устроил в Риме спортивные игры и пригласил на них сабинян – горское племя, женщины которого славились красотой.
Те ссоры, которых не мог уладить суд, нередко решались на поединке копьем и мечом. В слове sabinus к указываемой нами европейской основе sabh приставлен старый индоевропейский суффикс — no. Разбор этого сказания принадлежит к самым блестящим результатам Швеглера (R.
Он обратился в бегство. У казаков пахотной земле и сенокосам, принадлежавшим им на праве частного владения, противополагались никем не освоенные «свободные, вольные степи». – Между сабинянами и самнитами жили в исторические времена четыре небольшие народа сабелльского происхождения, соединенные в одну федерацию: воинственные марсы около Фуцинского озера, марруцины около Теате, пелигны имевшие укрепленные местечки Корфиний и Сульмон и вестины, главным местечком которых была Пинна дальше на север по берегу Адриатического моря до Анконы и за Анконою поселилась другая отрасль сабелльского племени, пиценты в их земле (Пицене) стояли довольно значительные города. Такому распространению племени способствовал религиозный институт так называемой «священной весны» (ver sacrum, см. ): в трудные минуты войны или по случаю мора С. обрекали все, что должно родиться в следующую весну— людей и животных, — подземным богам и особенно Марсу обреченные таким образом животные приносились в жертву, а люди по истечении известного числа лет (обыкновенно 20), подобно пчелиному рою, выселялись из места прежней оседлости и завоевывали себе новые места для поселения. Вскоре он полностью оправился от последствий удара и вернулся в сражение.
vudu, англ. Швеглера R. G. 1, 337). На северо-западе от центра находилась запасная общественная земля, служившая пастбищем (collis Agonius, Quirinalis), на северо-востоке был общественный лес. Оно «возводит (стр. Если уделу памфильцев на Родосе соответствовала иалисская область, а Линд уделу «лесных» (), то следовательно удел третьей филы равнялся Камиру. ), вероятно, производится от -- --.
Они образовали федерации, не имевшие сильной союзной власти, у них не было столиц, не было постоянного федерального правительства но они были страшны всем соседям своей храбростью и физической силой они решали свои дела в общих собраниях племени и на время войны избирали союзного полководца. Sabinos Рима из которых образовалась триба тациев, можно сравнить с римскими Albani или люцерами. Один из лукумонов с войском своим пришел в Рим.
В основание мифа, говорит он (R. (осн. Города, принадлежавшие сабинскому племени: Anuternum (родина Саллюстия), Reate, Nursia, Cures, Nomentum в области вестинов— Aternum, в области марсов— Maruvium, Lucus Angitiae и Cerfennia, в области марруцинов— Teate, в области пелигнов— Corfinium Sulmo (родина Овидия), в области френтанов— Ortona, Histonium,, в области гирпинов и Самниуме— Aesernia, Boviannm, Aquilonia, Beneventum, Venafrum, Calatia, Caudium и др. Ромул, по преданию, открыл убежище для всех беглых людей. В течение нескольких дней войска оставались в таком положении. Мы думаем, что далеко не подходят.
Р., стр. 5) Тита Тация похоронили на Авентинской горе, а над могилою ежегодно приносили жертву55. На значение этого темного слова намекается в одном предании о смерти Тита Тация. 112). 45).
Деление этой земли на две части наводит на мысль, что ею пользовались различно. Сбежавшись отовсюду, последние образовали отдельную трибу.
Объяснить происхождение этого нового союзного римско-сабинского государства, управляемого консулами, в этом состояло, по мысли Моммзена, настоящая цель этиологического рассказа. Кулаковский (К вопр. Суффикс ius служит знаком действующего лица (nomen agentis), например, gen-ius, lud-ius, soc-ius, luscin-ius.
У этрусских родов, вероятно, были такие же семейные предания, как и у римских. Наша обязанность вот таким образом подкрепить другими данными предположение, что люцеры, обитавшие на Целии, другим именем могли называться албанцами (Albani). Согласно преданию, город Рим основали братья-близнецы Ро-мул и Рем. Римские ученые однако не потерялись.
97). Причина деления римского народа с древнейших времен на три части (tribus) объяснялась двумя главными путями. Ему очень хотелось найти какой-нибудь предлог для нападения на новый город и когда он услышал о похищении сабинянок, то решил, что его время пришло.
По одной из версий, братья были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Правда, если верить римским авторам, аборигины в конце концов оказываются пришельцами.
Вероятно, это было заменою прежнего обычая, приносить в жертву детей. В конце своего рассуждения (стр. При разделе последней соблюдали известное равенство участков, благодаря которому все спартанцы могли называть себя «равными» ().
В «народном творчестве» теория о пришлости древнейших римлян облеклась в человеческий образ Тита Тация, которого вот таким образом выдавали за царя сабинян. с. 78 Возвращаемся в последний раз к теории о происхождении триб из трех народов. fid, гэл. 1, 554 под сл.
3, 22 сл. ). Никогда еще примирение двух воюющих сторон не было столь внезапным и полным. Мнение Нибура в более законченной форме воспроизведено Швеглером (R. Предание о Ромуле и Тации он считает произведением народного творчества. К концу Iв.
Сабинянки кричали: «Остановитесь.
Этот пробел в аргументации Низе пополняется Борманом. Число почти всех древнейших жреческих коллегий делится на три. Третий город на Целии был Люцерум, селение люцеров.
Рим был неприступной крепостью, а римляне – воинственными людьми. о нач. G. 1.
Из этой первобытной своей родины в Абруцских горах они разошлись по всем направлениям и в течении веков завоевали большую часть Средней и Южной Италии. 5, 560 Fest. » Противники растерялись — и опустили оружие. Это дело не народного творчества, а ученого домысла.
племен (Vestini, Mamertini, Marsi, Marrucini, Peligni, Frentani, Picentes, Hernici) и две области — собственно Sabina и Samnium. 114) на степень несомненного положения», что эти герои принадлежали этрускам и от последних заимствованы римлянами в их предании о своей древнейшей истории. Получив такой ответ, сабиняне стали готовиться к нападению. племен (Vestini, Mamertini, Marsi, Marrucini, Peligni, Frentani, Picentes, Hernici) и две области— собственно Sabina и Samnium. Так приблизительно представляем себе возникновение филы диманов. Затем и древнейшая форма приобретения собственности опять обозначается таким словом (mancipium, захват), которое, собственно, подходит только к движимому имуществу.
Полагаем, что по отношению к захваченной земле поселенцы, составлявшие трибу, назывались sabini, то есть — sit venio verba — «захватчиками». Однако сабиняне не хотели переходить к крайним мерам и тратили столько времени на посольства и переговоры, что терпение Акрона лопнуло и он решил уничтожить нового конкурента собственными силами. Это имя, как нельзя лучше, подобрано к главной обязанности авгуров57. Дело в том, что слово Quirites имело два значения. По простой и остроумной догадке Бюхелера11 имя Caelius mons, от caedere caelare рубить, означало гору, на которой находился вырубленный лес (Aushau).
К тому же сводится и «сабинское» его царство. Курций, бежавший сломя голову, провалился и погрузился в воду.
Благодаря этому явился Люцер (Lucerus или Lucer. ), который на неизвестном нам основании был назначен царем Ардеи4. Как основание палатинского города по необходимости совершилось inaugurato, а вот таким образом первого царя и основателя, Ромула, объявили первым римским авгуром, так наоборот из необходимости особенной инавгурации «сабинского» поселения, при самом же основании, вывели заключение, что основателем пригородного поселения был первый авгур тациев или сабинян, Тит Таций. Это доказывается его статьей «Die Tatiuslegende», вышедшей тридцать лет спустя после «Римской Истории». Lucus (a lucendo), собственно, означает «светлый», расчищенный лес, а уменьшительный глагол sublucare «очищать деревья от нижних ветвей».
p. dom. Ромул, который был в курсе его планов и приготовлений, выступил ему навстречу. Вся земля римская, значит, некогда была ager publicus. Городское население еще до позднейших времен делилось на montani, обитателей старого города и pagani, жителей открытых поселков (pagi).
3. Сведения Варрона о древнейших трибах считались до сих пор самыми авторитетными. Так неожиданно установился мир между враждующими сторонами. Наконец, было заключено перемирие и командующие вступили в переговоры.
Им было поручено сохранение «сабинских» sacra. Людей виновных, которых надлежало убивать для примера, по обыкновению заменяли животными. ()-) касаться чего, хвататься или браться за что, овладевать.
Это вмешательство произвело эффект, которого можно было ожидать. Теперь возникает интересный вопрос: откуда же взялись эти центурии, если не из трех триб. St. -R. Моммзен сам, кажется, с. 60 почувствовал неудовлетворительность своего объяснения. С. жили искони в незащищенных местечках (подобно спартанцам) у них существовал общинный быт, было развито родовое и фамильное начало с patris auctoritas, но, как у горного народа с сельскими формами жизни, не было склонности к политической централизации: оттого столкновение с политически организованными жителями равнины (римлянами) и окончилось для горцев С. потерею независимости и романизацией племени. У византийских хронографов (Пасхальная хроника и Малала) и Свиды встречается странное известие, что Ромул и Рем Палладий, поставленный ими на Капитолии, получили из города Сильвы15.
Эти знаки божеского гнева побудили царя произвести очищение двух городов, а очистительные обряды эти, прибавляет Плутарх, по свидетельству историков, продолжаются еще до сих пор у Ферентийских ворот (, ). 1, 533) на основании чисто лингвистических соображений, вполне независимо конечно от предлагаемой нами мысли о значении триб. Таково же в Англии было значение незанятой земли (folcland). К нему требуется имя существительное, которое пропущено ради краткости.
Слово tribus, по Варрону производится от tres. Против этого города «горных римлян» (Romani montani) высился на Квиринальском холме другой город «римлян холма» (Romani collini). Таким образом со временем и та и другая загородная часть общественной земли была занята населением, которое, смотря по месту и по правам пользования землей (захвату или росчисти), распределялось в две трибы, трибу сабинян (захватных) или тациев (похитителей) и трибу албанов или люцеров с. 105 (обитателей росчистей). Один из этих камней попал Ромулу в голову и он упал замертво от удара. 6, 34) у Ливия40 названо veteres Romani.
Без сомнения, этот «знатный вождь этрусский» (Tuscus dux nobilis) был именно тот лукумон, который, по мнению Варрона, основал трибу люцеров (см. В качестве царя он предводительствует ими в войне против Ромула и примиряется с ним. У нее кончалась та часть «священной дороги» (Sacra via), по которой шли авгуры, отправляясь с Капитолия для совершения инавгураций51. Слово по толкованию Фика означало расчищенное место в лесу (Rodung), что и подходит к филе лесных ().
Кулаковским относительно оценки изображения Целеса Вибенны и Мастарны. Сабиняне были богобоязненный народ, вели суровый, воздержный образ жизни, оставляли свои поселения неукрепленными они соблюдали строгую верность наследованному от отцов патриархальному быту, религиозным и нравственным постановлениям старины, хранили чистоту семейных нравов они были храбры на войне и всегда готовы к ней, но у себя дома были миролюбивы, справедливы, послушны законам. По мнению Бормана, три трибы, никогда не существовавшие, выдуманы Варроном. В первой книге он пользовался анналистами времени Суллы. Но если таков был ее план, то он не удался.
Сабинский царь Тит Таций собрал войско и пошел на римлян войной. Вся эта повесть вполне неизвестна была Варрону, не говоря о более древних римских писателях. 360 М. ) виновные родственники названы по написанию текста Titini latrones, что исправлено О. Мюллером. Теперь обратимся снова к Риму. Они явились со своими жёнами и детьми. Таково, по мнению Моммзена, происхождение трех триб и значение их для начала римского государства.
Тем не менее невозможно не заметить нескольких важных пунктов, недостаточно выясненных. Рима стр. 8, 6, 13 Фест стр. Ромул разделил римлян на три трибы (племени): Тиции (сабиняне), Рамны (латины) и Луцеры (этруски), а каждую из триб — на 10 курий, которые были, в свою очередь, образованы группами семей или родами (лат.
В зародыше мы видим пред собою то деление римских граждан на городских (montani) и сельских (pagani), которое еще известно было во время Цицерона. Старые историки утверждают, что именно благодаря этому обету Ромул выиграл поединок. Главное их достоинство, помимо чисто художественного, заключается в том, что часто изображаются сцены из потерянных для нас литературных памятников. С тем же суффиксом по-русски получилось бы слово «захватный», к захвату относящийся. vaurts корень).
Римляне были очень обеспокоены потерей крепости. Несмотря на это, Моммзен по какому-то странному произволу решает, что деление почвы между тремя трибами относилось только к загородной области (ager Romanus), тогда как в городе тиции, рамны и люцеры с самого начала жили вперемешку (R. После принятия сабинян в 268 году до Р. Х. в число римских граждан, римская община преобразилась в средне-италийское союзное государство.
G. 1. Судя по переводу слова Ramnes (Wald-oder Buschleute), Моммзен его сопоставляет со словом ramus, что, полагаем, приближается к истине, но не достигает ее. Так объясняется и странное бездействие коллегии Тициев66. С этих стен и со склонов холмов вся равнина была видна как на ладони. Почему похищенные Ромулом невесты, говорит он, выдавались за сабинянок, это непостижимо.
Двойное деление земли и двоякое право пользования еще ясно видны в Спарте. Wrt. По словам Плутарха, вся церемония совершалась близ ворот, называемых им. 2) Тит Таций, по преданию, построил маленькую святыню богини Стрении или Стренуи50.
Сказание о Ромуловом азиле сложилось под греческим влиянием, так как понятие об азилах, по-видимому, абсолютно чуждо италийским религиям. Эти «наблюдатели» были особенным видом авгуров64. Но победил Ромул.
Историческая роль Тита Тация совпадает с мнимой историей переселения сабинян в Рим. Невозможно признать в этом легендарном царе олицетворение сабинского или какого бы то ни было элемента римского населения, существовавшего действительно или только в воображении римлян. Первое имя объяснено Фиком (Vgl.
Кроме Дионисия, тоже представителя анналистики, есть предание римских археологов. Нибур коротко указал на первую возможность решения. Они решили, что в отместку за ужасные преступления их сограждан им грозит смерть или другое ужасное наказание и вошли в здание сената, пряча лица в одежды и рыдая от страха и горя.
Ромул, решил, что он утонет, повернулся к нему спиной и пошел искать другого противника. По другому взгляду, латины искони жили в Риме. Из соединения обоих состоял весь народ.
В сакральном устройстве Рима также проглядывает слияние трех единиц. По этой официальной легенде, подготовленной, вероятно, уже Августом при реставрации коллегии Тициев, назначением последней было почитание памяти Тита Тация. с. 94 В этом ограничении права собственности выражается прежняя принадлежность «старого надела» к общинной земле. Первые соответствовали древнейшему делению народа, так как все войско сначала состояло из контингентов трех триб.
(то есть, ) земля, которой владела вся фила сообща, в роде общей земли липарцев31. До Варрона и Суллы жили Энний и Юний Гракхан, современник Гракхов. Вот таким образом легко может быть, что липарцы отчасти руководились старой аграрной системой своей родины и в новых местах возобновили селенческие обычаи своих книдских и родосских предков. Особенно много пришло из соседнего племени — сабинян.
В-четвертых, мы имеем полное основание упрекнуть проф. В память о родине сабинского царя Тита Тация, городе Кур (лат. Следовательно, сабинян и аборигинов считали двумя абсолютно различными народами вероятно, никому и в голову не приходила мысль назвать аборигинского царя сабинским. Он ставит вопрос, не совпадали ли у греков и италийцев понятия «делить» и «делить на три части» (tribuere, делить, от tres), так что деление народа по этой греко-италийской системе само собою принимало форму деления на три части. Эти два холма носили названия Эсквилинский и Квиринальский.
Теперь мы обжились в новых домах, довольны и счастливы. 1 passim), его же, «Unteritalische Dialecte» (1850) d. Meyer, «Geschichte des Abendlandes» (т. Это значение их единственное, доказанное фактами в качестве триб они никогда, вероятно, не существовали. Отдельные племена сабинского народа называются сабельскими в отличие от коренных сабинян.
Исключение составляло место, где были большие ворота, ведущие к воде. Наконец пришло время для генерального сражения. Таким, по мнению Низе, был союз Рима с самнитами, до начала первой самнитской войны, в 354 году до Р. Х. Самниты сами с. 59 называли себя сабинянами (Safinoi): от них, а не от сабинян Кур (Cures) пошла легенда. Эта общая земля служила запасным капиталом для членов общины. Римское войско возглавлял полководец Спирий Тарпей, у которого была дочь Тарпея. Лучше обратите свой гнев против нас ибо мы – причина раздора. Мы думаем, что они ошиблись относительно предлагаемого ими объяснения.
По этому знаку римские юноши бросились в толпу гостей. L. 5, 468. Волны вынесли корзину на берег, недалеко от холма Палатин. место Сервия).
Женщины с детьми вышли из палаты сената. В древнекельтском языке встречаем taid (из tti) вор, в греческом, дор. В своем движении на запад С. дошли до Тибра и почти до Тирренского моря (между прочим, они основали город Cures) и даже заняли Квиринальский холм (переселенцы из г. Cures). Богатые вещи, находимые в их гробницах, представляют собой соединение греческого искусства с варварской роскошью по этим золотым и янтарным уборам, по великолепным разрисованным сосудам мы видим, что сабеллы на юге абсолютно, отстали от прежних обычаев.
В память о нем это место до сих пор называется Курциево озеро, хотя вся вода оттуда давно ушла и там теперь дома и улицы. Итак из соединения известий Ливия и Плутарха явствует, что предание об убиении Тита Тация тесно граничит с известными очистительными обрядами с. 108 (, piacula), совершаемыми при возобновлении древнего договора между Римом и Лавинием.
Fast. В нее при закладке города и впоследствии клали известные жертвы.
В союзе с бреттийцами луканцы делали набеги на приморские греческие города. Wrt. Из сродных языков сюда относится греч.
Священные камни, употребляемые для этого (lapides silices), сохранялись в храме Юпитера Фереция, то есть, «побивающаго» (от ferire). С этими условиями пришлось согласить основателя селения.
Но сабиняне, лишившись дочерей и сестер, чувствовали себя оскорбленными. 120). Вам нечего опасаться. Военачальником, который должен был командовать этими могучими силами, выбрали Тита Татия. К сожалению, Швеглер тотчас же уклонился от поставленного вопроса, увлекшись воображаемою возможностью при помощи предания об албанцах восстановить старую полуразрушенную этническую теорию.
Сабинянки кричали: Остановитесь. Город расширился и в другую сторону, к Тибру. Тациями, Рамнами и Люцерами у них называются не трибы, а центурии всадников. Все это были девушки, что и служило для Ромула главным оправданием.
О них сообщается целый ряд сведений в лексиконе Феста. Без сомнения, эти данные вошли в царскую историю из этиологической легенды жрецов. Сначала делались попытки заменить этрусков каким-нибудь другим народом. Обособленное и выделившееся из городской общины пригородное население, вероятно, построило, по давнишнему примеру старых поселенцев, для защиты открытых полей и селений, свое укрепленное место убежища (arx), на Капитолии.
На основании этого убеждения он построил исторический рассказ о переселении сабинян в Рим. Цель коллегии по этому другому, нетенденциозному показанию, была заботиться о сохранении сабинских священных учреждений (retinendis Sabinorum sacris)62. Светоний (Окт. Товарищество Тициев — одно из самых загадочных явлений в истории римских жречеств. Таким образом образовалось поселение, носившее в себе зародыш второго города. На самом деле ни один из древних авторов не думал считать их одним и тем же народом.
также как и Люцер, заменивший Лукумона в традиции Феста. Подобный же знак искусственное каменное сооружение, могло считаться могилою Тация, странная форма которой опять могла навести на мысль связать ее с обрядом бросания камней, соблюдаемом при заключении союза с Лавинием. В «Илиаде» уже (В 362) Нестор советует Агамемнону расставить войско по филам и фратриям (, ), чтобы одна фила или фратрия помогала другой.
Распаханная им земля обращалась в частную собственность и переставала быть общей. Римляне не выдержали натиска врага и побежали. В черте города находились еще два холма – Палатинский и Капитолийский. Принимая в соображение, что в славянских языках, как известно, в начале слов с часто переходила в х, мы считаем себя вправе, с основою sabh сблизить также старинное русское слово хабить, которое объяснено в словаре Даля «хватать, захватывать, присваивать себе».
При новом размежевании станиц, по закону 1835 г., на душу дано было 30 десятин. Потом жрец убивал свинью, обычную жертву при скреплении договоров, камнем. Достоверно известно, что при общности многих латинских и сабинских божеств (Quirinus, Mars) сабинскими божествами были Semo Sancus, Feronia, Vacuna, Angitia, Flora, Hercules С. же принадлежит в области религии установление «священной весны», развитие авгурской науки, учреждение жреч.
Каждый из римлян схватил на руки девушку-сабинянку и унёс её в свой дом. В основу легенды, должно быть, лег другой, более мирный союз римлян с сабинянами. У большинства народов брак первоначально совершался увозом. С. жили искони в незащищенных местечках (подобно спартанцам) у них существовал общинный быт, было развито родовое и фамильное начало с patris auctoritas, но, как у горного народа с сельскими формами жизни, не было склонности к политической централизации: оттого столкновение с политически организованными жителями равнины (римлянами) и окончилось для горцев С. потерею независимости и романизацией племени. Таций, по преданию, убивается в наказание за нарушение этого договора. Организации более обширной, чем община, у сабинян, кажется, не было. Ромул и Таций оказались годными для роли основателей двух первых триб. Наиболее авторитетный представитель анналистической традиции, Ливий (1, 30, 33), в противоположность археологам Варрону и Веррию Флакку (Фесту), говорит, что Целийская гора была отведена на поселение переселенным в Рим албанцам14.
Кулаковский далее признает, что «не может ни ставить, ни решать вопроса о том, каким путем и образом и когда попал этот этрусский герой в предания римлян о своем начале но самый факт его в них присутствия имеет немаловажное значение». В моем городе вы будете не прислужницами, не рабынями, а законными женами, а затем и матерями. Место несчастливого авспиция Рема определялось большим камнем (moles nativa у Овид. Недалеко, может быть, от этих ворот находилось Lauretum с мнимой могилой Тация.
Сабиняне приняли приглашение и пришли в Рим. Отвергая старую этническую теорию, он предлагает новую: Тиции, Рамны и Люцеры — имена трех волостей (Gaue), некогда независимых друг от друга. Теоретики римского права понимают dominium ex iure Quiritium также в смысле права, присущего всем римским гражданам, а потому противополагают его праву неримлян с. 97 (peregrini), которое проистекает из ius gentium. Здесь они снова разразились слезами и горькими жалобами.
Безжалостная и неутомимая вражда, которую испытывали друг к другу два народа, сменилась дружескими чувствами: между государствами был заключен договор о союзе. Переселяющиеся шли за посылаемыми от богов животными, которые указывали им путь.
480). Швеглер кончает свою критику такими словами: «Одним словом, кто читает традиционный рассказ о гибели Альбы Лонги не в полусне, но трезво обсуждая связность, возможность и вероятность рассказываемых фактов, тот ни одной минуты не может сомневаться, что перед собою имеет не историю, а смесь легенды с поэтическим вымыслом».
Города, принадлежавшие сабинскому племени: Anuternum (родина Саллюстия), Reate, Nursia, Cures, Nomentum в области вестинов — Aternum, в области марсов — Maruvium, Lucus Angitiae и Cerfennia, в области марруцинов — Teate, в области пелигнов — Corfinium Sulmo (родина Овидия), в области френтанов — Ortona, Histonium, в области гирпинов и Самниуме — Aesernia, Boviannm, Aquilonia, Beneventum, Venafrum, Calatia, Caudium и др. Возвращаемся к третьей попытке, предложенной Ю. А. Кулаковским. Но позже армия сабинян атаковала город и частично захватила его.
24). Подчинившись римлянам, которые были сильны политическим началом и умели хорошо организоваться, С. скоро утратили свою самостоятельность и в 290 г., побежденные М. Курием Дентатом, получили римское государственное устройство, а с ним и союзнические права (без ius suffragii). Уже Швеглером (R. О трибах, кроме Ливия в десятой книге, пишут не мало очень почтенных писателей.
Там, думали, обитали первые жители Италии, аборигины. Потом он раскаялся в содеянном. имя собств. Побиение камнями, говорит Кулаковский (К вопр.
Старинная формула populus Romanus Quirites или Quiritesque (Лив. Этот рассказ дал материал для множества картин эпохи барокко. fedo дерево (ср. 574). Исчезновение такого важного города объяснялось всего легче разрушением.
Во-вторых, по самому распространенному у древних авторов толкованию, aborigines (qui ab origine erant) были автохтоны, а вот таким образом к ним именно причисляли население древнейших частей города. Оставалась в запасе свободная общинная земля, которая пока служила общим выгоном. sic ferito, ut ego hunc porcum hic hodie feriam).
Однако мы не желаем им зла. Этот день был у древних латинян и сабинов пастушеским праздником. На этой земле допускались оккупации под известными условиями.
Сабелльские племена также рано стали признавать политическое господство римлян и только союзническая война (91—88) заставила их отпасть от римского народа по окончании войны римляне навсегда романизовали сабелльские племена. В Кампании и в бреттийской земле они абсолютно смешались с греками по языку и обычаям. Война с сабинянамиПока переговоры с сабинянами затягивались, Ромул столкнулся с другими трудностями, которые с течением времени приняли угрожающий характер. Область собственно С. (Sabina) представляла собой длинную узкую полосу между Лацием и Умбрией, простираясь от Тибра и города Nomentum до области востинов. На праздник сошлось множество народа и Ромул в пурпурном плаще сидел вместе с лучшими гражданами на первых местах. Вот таким образом сельское население римской территории состояло преимущественно из скотоводов.
G. 1, 513 сл. ). По показаниям других (Excerpta barbari, Кедрина и Малалы), город Сильвия основан царем Альбой () и по нему албанские цари наименованы Сильвиями16. У Варрона и Феста есть множество данных, не встречающихся у Ливия. нем.
Варрон в I веке до н. э. Переселение целого народа в Рим, кроме того, очень невероятно необходимо было бы, чтобы город Куры после этого совсем опустел. Борман устраняет и это предание простым заявлением, что Фест воспользовался Варроном. Против Моммзена выступили Низе и Кулаковский. В дорийских общинах лучше умели препятствовать развитию неравенства. коллегии Тициев и пр. Подчинившись римлянам, которые были сильны политическим началом и умели хорошо организоваться, С. скоро утратили свою самостоятельность и в 290г., побежденные М. Курием Дентатом, получили римское государственное устройство, а с ним и союзнические права (без ius suffragii).
witu дерево (см. Одно представление облекали в образ Ромула, другое в образ Тита Тация. 5, 55) держался того мнения, что имя Luceres происходит от некоего Lucumo. Городские поселенцы образовали коренную часть общины, трибу рамнов.
Одновременно владение собственными участками наряду с общинными, вероятно, привело к уравнению тех и других, то есть, к распространению права частной собственности и на общинную землю. G. 1. Это селение сабинян, память о котором сохранилась в римском предании (Швеглер R. G. 1. Даже богослужение у них вообще имело только родовой и общинный характер. По отношению к старому городу одна триба была городская, две пригородные. Вот таким образом она свободно продавалась, хотя и продажа не одобрялась общественным мнением.
К чему тут было выдумывать этиологии, если все без того уже было ясно. Во время войны отцы семейств с своими родными и клиентами шли в поход под начальством вождя, назначаемого собранием всех домохозяев и называвшегося императором (военачальником). 8, 11, 15).
Древнейшим делением римских граждан на три элемента, говорит он (R. Но во-первых, никогда, кажется, не обозначает священной рощи, lucus равняется слову. Из этрусских анналов, по всему вероятию, происходили и сведения у Феста. Можно бы указать и на другое слово titulus, метка, надпись для защиты собственности (ср.
Имена трех городов или уделов, как известно, и. Татий не мог найти способ для успешного нападения. (К вопр.
Schwegler, «Rmische Geschichte» (I т., 1867, стр. Тем не менее, она сделалась фундаментом, на котором основывается теория современной науки о поселении этрусков в Риме и с. 67 образования из них одной из основных частей римской общины, трибы люцеров.
Это соображение побудило Швеглера (R. Проф. Serv. Зато еще живо сознавалось значение люцеров и характер селения на Целийской горе.
Это могло бы навести на мысль, что Titus Tatius, «наблюдатель Тациев» представляет первообраз особых авгуров трибы Тациев. Сабиняне пообещали это сделать и ушли. Ромул выступал во главе своего войска, Акрон также находился на переднем крае нападавших.
Кулаковского аборигины, наоборот, представляют собою пришлый элемент римского населения. Битва продолжалась весь день. м. и Циц. Отдельное жительство необходимо вытекает из самого понятия tribus, заключающего в себе непременно деление почвы21. Обитателей росчистей на «горе порубки» называли то Luceres, то Albani.
vidhu Baum). Но ему не хватало населения. Население этого antiquum oppidum Palatinum (Варрон De l. l.
Из tuit-us (от интенсивного глагола tuitare. ) могло произойти titus titius, как например, fio из fuio или pius из puius. К числу этих народов принадлежали и римляне. Интерпретация эта, однако, кажется нам неудовлетворительной и очевидно не сделана lege artis interpretandi. Сабинянки смирились со своей судьбой. о нач. Во-первых, решительное отвержение Моммзеном старого мнения не вполне достигает своей цели. Наконец самозванное право собственности по какому-то поводу признано было общиной, может быть при заключении договора, в силу которого соединилась коренная община (populus Romanus) и отделившиеся от нее «сожители» (Quirites)45. Так как переселения италийских племен происходили в форме ver sacrum, то «в образе царя-пришельца дано нам конкретное воплощение безличной италийской ver sacrum» (стр.
Мы остановились на том, что в этой теории много вероятного, если только несколько изменить ее. Общей родиной италийских племен считали Реатинскую область, прибрежье Кутилийского озера (lacus Cutiliae), в сабинской области. Из компромисса двух воззрений вышла пара первоправителей Рима, Ромул и Тит Таций.
С новой силой она возвращается у Моммзена. М. Июний Гракхан, друг Г. Гракха, по свидетельству Варрона (De l. l. St. -R. Символическому действию бития камнями римляне придавали столько важности, что по этому установились термины ferire, icere, percutere foedus, то есть, «бить договор». Отдельные племена сабинского народа называются сабельскими в отличие от коренных сабинян. Между этими отвлеченными понятиями и традиционными сказаниями нет ни малейшей связи.
ирл. Ценина не была готова к обороне и быстро сдалась.
Вот таким образом он вывел свои силы из города и велел им занять укрепленную позицию между Палатинским и Капитолийскими холмами лицом к «Полю войны», где располагались основные силы сабинян. «Примирение сабинян и римлян».
В образе Тита Тация воплотилось воспоминание о первом утверждении латинского племени на почве Рима. 106 сл. ). Сабинская легенда, по его мнению, направлена к этиологическому объяснению двух фактов.
После истощения запасной пашни приступили таким же образом к заселению лесной части. 5, 149), так называемым saxum sacrum (Овид. Такому распространению племени способствовал религиозный институт так называемой «священной весны» (ver sacrum, см. ): в трудные минуты войны или по случаю мора С. обрекали все, что должно родиться в следующую весну — людей и животных, — подземным богам и особенно Марсу обреченные таким образом животные приносились в жертву, а люди по истечении известного числа лет (обыкновенно 20), подобно пчелиному рою, выселялись из места прежней оседлости и завоевывали себе новые места для поселения. Название их обыкновенно объясняется тем, что к дорийцам после пришествия в Пелопоннес присоединились разные недорийские племена из которых образовалась фила «всех племен».
Итак, если допустить, что в некоторых остатках старины, юридической или духовной, в поговорках, причитаниях или других формулах хватаемые, по свадебному чину, невесты назывались «захватными» (sabinae), а это слово по недоразумению, весьма понятному, понимали в смысле «сабинянки» (Sabinae), то восполнился бы пробел в разборе легенды, оставляемый Швеглером и другими критиками. 577). О происхождении этой трибы позволительно заключать по аналогии с дорийской организацией. Захват свободного ager publicus не давал права полной собственности, а только владения (possessio) и пользования (usus fructus) на самом деле эта форма владения почти равнялась полной собственности.
Наибольшее число надписей сохранилось в самнитской земле, в Кампании, в Лукании. На этой земле изъятой из правильного оборота общей земли (), допускались освоения на правах полной собственности.
Подтверждением могут служить имена и трибы и горы и Целеса Вибенны. Суровые римляне растрогались и оба народа заключили между собой вечный мир.
Совсем еще юный город имел уже имя, стены.
Три волости потом слились в одну общину, с одной общей ратушей (curia). Ни одна из сторон не могла одолеть другую и ни одна не хотела уступать. самнитян, сабинян и сабеллов уже не существовало. Другой вывод был, что и квиринальский холм (Quirinalis) свое название получил от тех же пришельцев из Кур. Мы видели, что есть и другие данные, кроме традиции, подкрепляющие этот факт. Но и в Италии есть след аналогичного деления.
У стен города разгорелась жаркая битва. И будут вас называть матронами.
Проф. Не по своей вине нам пришлось применить к вам мужскую силу. Заключалась ли все-таки в истории Мастарны или нет какая-нибудь доля правды, об этом, понятно, невозможно судить. Обе стороны уже устали от сражений.
, гот. Они переносили события более поздних времен в древнейшую историю. Двинувшись на юг, С. заняли Самниум, часть Апулии, Кампании и Лукании. Мы не согласны с проф. Вскоре после этих событий в Римское государство были включены еще два города.
Новое название Caelius гора, по мнению древних ученых, получила от Целеса Вибенна. Рима стр. Этим по крайней мере объяснилось бы существование в Риме двух крепостей (arces) и предание о занятии Капитолия сабинянами.
В своем движении на запад С. дошли до Тибра и почти до Тирренского моря (между прочим, они основали город Cures) и даже заняли Квиринальский холм (переселенцы из г. Cures). коллегии Тициев и пр. Прекрасное описание «Илиады» (V, 490) наглядно показывает, с какой беззаботностью в те времена сжигали лес. Это интересное, можно сказать, драгоценное показание дошло до нас в рассказе Диодора о поселении книдских и родосских выходцев на Липарских островах около 570 г. до Р. Х. Рассказ Диодора (V 9) следующий: На пути из Сицилии домой «они пристали к Липаре Впоследствии темнимые тирренцами, которые занимались морским разбоем, они снарядили флот и разделились так, что одни из них возделывали землю, обративши острова в общее владение, другие отражали нападения разбойников. К остаткам духовной традиции мы причисляем и легенду о Тите Тации. G. 1, 41). Наконец, они поделили между собою все острова на двадцать лет, а по прошествии этого времени снова делят земли на участки по жребию и владеют жеребьевыми участками»29.
Во всех других подробностях римская версия далеко расходилась с этрусской. Этим, понятно, не исключается известная самостоятельная коммунальная организация. Ср.
Они были приняты, после некоторой задержки их проводили в совет сабинян.
Один с. 89 английский ученый28 постарался доказать, что «Илиаде» еще не известна частная земельная собственность. В самом деле, замужних женщин не взяли ни одной, кроме Герсилии, захваченной по ошибке, а стало быть, похитители руководились не дерзким своеволием, не желанием нанести обиду, но мыслью соединить оба племени неразрывными узами, слить их воедино. Низе опровергает те исторические предположения, на которые опирался Моммзен.
Слово titus в лексиконе Феста производится от tueor56. После Швеглера не явилось, насколько нам известно, ни одной новой попытки решения вопроса, на каком основании поселенцами Целийской горы могли считаться люцеры, а с другой стороны также албанцы.
Вот таким образом в ней и сохранялись древнейшие порядки римского войска. Затем он задался вопросом, откуда же на самом деле могла произойти эта триба. Между сабинянами и римлянами завязалась ожесточённая борьба. Ромул в точности выполнил обет, данный им Юпитеру.
Еще Ливий (1, 13, 8) с. 65 пришел к сознанию: Lucerum nominis et originis causa incerta est. Область собственно С. (Sabina) представляла собой длинную узкую полосу между Лацием и Умбрией, простираясь от Тибра и города Nomentum до области востинов. Так же занимались пустопорожние земли для новых членов семейства.
488—526, 1893г. ). Остров Родос с древних времен был разделены на три части, Иалис, Камир и Линд и в каждой из этих частей по намеку «Илиады» (В 654) обитала одна фила. Тогда на Рим и Лавиний обрушились разные бедствия.
Вот таким образом Люцера считали современником Тация и Ромула. Упомянуть же именно об устройстве и наименовании центурий при Ромуле для Ливия необходимо было потому, что он несколько далее возвращается к этому факту, по поводу знаменитой истории Атты Навия (1, 35). Объяснение его отличается большой простотой и ясностью.
При невозможности доказать этническое начало одной трибы, должны явиться сомнение в достоверности всей этнической теории. Моммзен и Низе мало обратили внимания на эту основную черту легенды. Римской традиции в самом деле небезызвестно было поселение аборигинов в Риме. др. Проф.
Фест говорит о так называемом mundus, яме покрытой большим камнем. 5, 55). Акрон был властителем небольшого государства, столицей которого был город Ценина (см. (Считается, что именно тогда возник существующий до сих пор обычай, по которому муж вносит новобрачную в свой дом на руках. ) Девушки сопротивлялись и кричали, сабиняне попытались отбить их у похитителей, но не смогли и вынуждены были вернуться домой, оставив своих дочерей и сестер в Риме. Другими словами историческая роль царя принадлежит к последнему наслоению предания.
Над покрывающим камнем сооружали груду из других камней. Он объявил этим племенам, что вскоре в Риме будут происходить празднества.
Был у него и царь. 213, Piacularis porta appellatur propter aliqua piacula, quae ibidem fiebant). Это место служило обсерваторией авгурам. Неужели этими драгоценнейшими материалами можно пренебрегать, так как Ливий, «сравнительно» лучший представитель анналистики, не обнаруживает знакомства с ними. ниже) все эти три животные были посвящены Марсу. Он собрал необученную и плохо организованную армию и повел ее на Рим. Дело в том, что Ливий о трибах говорит действительно не при изложении царской истории, а позже, в десятой книге (10, 6, 7) в первом же месте (1, 13, 8) приписывает Ромулу устройство трех центурий всадников, как известно, соименных с тремя трибами.
Многие сабиняне и латиняне привезли с собой жен, дочерей и сестер. К торжествам делались роскошные приготовления. Он следовательно и не мог устроить трибу люцеров. Цель этой статьи сводится к полному отрицанию факта существования трех древнейших триб. Alba silva, «белый лес» живо напоминал бы выражение lucus «светлый лес» (a lucendo). Итак, если производить слово titus от коренного значения глагольной основы, тогда оно означало «смотритель, наблюдатель».
Ramus (вм. указ. Со стороны латинской фонетики этимология Феста едва ли встретит противоречия. Ромул хотел было оставить без последствий вину и Тация и Лавинцев. Оттуда они будто бы выселились в форме «священной весны» и между прочим пришли и в Лаций.
Достоверно известно, что при общности многих латинских и сабинских божеств (Quirinus, Mars) сабинскими божествами были Semo Sancus, Feronia, Vacuna, Angitia, Flora, Hercules С. же принадлежит в области религии установление «священной весны», развитие авгурской науки, учреждение жреч. Далее развита его мысль Швеглером (R. А женщины подводили к отцам и братьям своих супругов, показывали детей, приносили еду и питье, а раненых забирали к себе и ухаживали за ними, давая им возможность убедиться, что каждая — хозяйка в своем доме, что мужья относятся к женам с любовью и полным уважением.
Из одного имени трибы, Lucumi извлекли эпонимного основателя ее, Лукума, которого потом превратили в этруска Лукумона. Рем высмеял решение брата, Ромул возмутился и во время ссоры убил его. Тем и объяснялся бы родовой характер камирских. 3) Тит Таций на Капитолии устроил поклонение Термину, богу-защитнику границ.
Столицею луканской федерации был, кажется, город Консенция. В предании римлян, вероятно, в старых духовных памятниках сохранялось другое название этой горы, mons Querquetulanus, от дубового леса (querquetum), когда-то ее покрывавшего10. предложил считать днём основания Рима 21 апреля 753 года до н. э. G. 1, 505 сл. ). На каждой из трех частей острова образовался отдельный городской центр, а в 410 г. до Р. Хр. 53), вероятно служившим знаком для ориентировки авгуров. С тех пор, вероятно, право собственности последних (dominium ex iure Quiritium) было распространено и на прежних общинников.
Тут брали ее на руки и вносили через порог в комнату. 2 «Geschichte des Altertums», стр. При географическом положении Рима всего скорее могли бы похитить латинских девиц.
Однако, как выяснилось, его ранение не было серьезным. Удивляемся, что проф. Догадка Нибура, в измененном виде, возвращается у Моммзена. гомеровые формы,, вместо,, ). В Риме праздновали годовщину его основания и на этот день было объявлено перемирие.
При том и другом объяснении присутствие сабинян в Риме остается без логического основания. Фирм (Фермо) и Аскул (Асколи). В этом-то состоит главный интерес и знаменитой этрусской фрески. Особенно благоговеть перед авторитетом этрусских анналов едва ли стоит. Для мотивировки этого события он воспользовался другим этиологическим сказанием, о похищении сабинских невест первыми римлянами.
Первые остановились там, где ныне воздвигнут храм Юпитера Статора, т. е. Сюда относится и показание у Феста (p. - -, ), «расходиться». Этот старинный город, колониями которого были Путеолы и Неаполь, славился некогда торговлею, богатством, могуществом о его прежнем величии свидетельствуют развалины огромных зданий и подземных сооружений, как например подземные галереи со сводами, над которыми стоял храм Аполлона знамениты были Кумы и Сивиллою, которая жила в одной из пещер у подножия храма и возвещала темными предсказаниями будущее (II, 97, 207). Они выглядели взволнованными и несчастными.
Общепринятый вариант заключается в следующем. Итак, мнение Моммзена сводится к тому, что число римских «племен», а следовательно и дорийских или ионийских, дело случая. Искусственность этого археологического объяснения едва ли нуждается в доказательствах. Оно лежало за хорошо известными пределами старого города.
карту Лация). Сенат был склонен согласиться.
Поклонение Термину близко касалось авгуров. Из римских писателей Варрон для нас древнейший свидетель об этой личности. Оставалось по догадке создать основателя третьей. Национальность Лукумона и Люцеров еще не указана Цицероном о ней заговорил в определенной форме первый Варрон.
Оставалось только наполнить историю албанской войны подходящими эпизодами, об источниках которых нам представится случай говорить по поводу легенды о Тулле Гостилии. G. 5-ое издание, 1, 44), злоупотребляли самым ужасным образом бестолковое мнение, что римляне народ смешанный из трех главных рас Италии, оттуда берет свое начало. Эта святыня играла некоторую роль в церемониале авгуров. Сабиняне (Sabini)— древнеиталийское племя принадлежали к умбро-сабелло-осколатинской группе и составляли промежуточное звено между умбрами и осками.
Обороной Капитолийской крепости Рима руководил полководец Спурий Тарпей, у которого была юная дочь Тарпея (лат. Tarpeia). Наконец, когда все было готово, собрали свои силы у границы и приготовились к нападению. Оставалось только отгадать национальность Люцеров. Словам, по аналогии с (относящийся ко всему народу, принадлежащий всему народу), можно придавать также смысл «принадлежащий всей филе». Таким образом создались мелкие сабелльские племена из которых некоторые получили свое наименование от имени бога Марса (Marsi, Mamertini) или его тотемов (от picus — дятел получилось название Picentes, от hirpus lupus — название племени Hirpini).
Какое же именно событие, насчет этого далеко расходятся ученые исследователи. Вот таким образом он считается современником Ромула. Они строили планы нападения на Рим. галльский народ Viducasses), затем древнесев.
516). Когда его извлекли на свет, Ромул, предварительно известив об этом, принес щедрые жертвы и устроил игры и всенародные зрелища. Земледельческий быт повсюду отличается стремлением к сохранению старых порядков. В виду немаловажного значения вопроса как для критики этнического объяснения триб, так и для верного понимания последних, мы решаемся представить новую догадку, которую мы вынесли из нового рассмотрения этого старого вопроса.
Проф. Кто приносил эти жертвы, Тиции ли или другие sacerdotes publici, не сказано Дионисием.
Таким, кажется, анахронизмом сабинская легенда представляется Моммзену и Низе. Римляне добились большого успеха и сабиняне пустились в бегство, отступая к крепости. К представляемой нами картине вполне, думаем, подходят с. 83 и трибы. Слово, то есть, обитающий на (ср.
У проф. Невесту, по римскому свадебному обычаю, вырывали из объятий матери и уводили в дом жениха. надпись времени императора Клавдия C. I. L. О политических отношениях с. 104 пригородных селенцев к старогородским мы уже высказались, говоря о теории существования второго квиринальского города, предполагаемого Моммзеном. На них ссылается Варрон (De l. l. Это поселение однако лежало на Палатине или в Септимонции2, другими словами как раз в городе Ромула, с. 62 а не в месте, занятом по преданию Титом Тацием, то есть, на капитолийском и квиринальском холмах. Люцеры напоминают одну из трех дорийских фил, филу «лесных» ()26.
Представители первого мнения задавались вопросом, откуда пришло древнейшее население. Искусственное имя Vibenus мы сближаем со словом vibia (род бревна), которое в свою очередь сближаем с др. Сабелльские племена также рано стали признавать политическое господство римлян и только союзническая война (91—88) заставила их отпасть от римского народа по окончании войны римляне навсегда романизовали сабелльские племена. Если смотреть на римское предание, дошедшее до Варрона, с точки зрения обыкновенной этиологии, то это предание о Целесе Вибенне своим характером не отличается от остальных произведений римской этиологии. Авентинская гора в учении авгуров почему-то считалась зловещей.
Сильва вовсе не отдельный город, а, по мнению хронографов, другое название Альбы. Chronologie стр.
В десятой книге зато тот же Ливий моложе Варрона. Первого поселенца горы, вот таким образом, могли также считать родоначальником люцеров. Schutzmarke). G. 1, 49 сл. ) и пределы которого совпадали с Септимонцием Феста. Эти необыкновенные порядки объясняются, по мнению тех же ученых, ненормальными условиями первого времени, когда поселенцы, занятые войною с этрусками, не успели еще устроиться окончательно.
369 сл. : Steinhaufen als Fluchmale, Hermesheiligtmer und Grabhgel in Griechenland).
Эти города носили названия Крустумерий и Антемна. По преданию, Ромул всем гражданам давал по два iugera так называемого heredium. Предстоящее зрелище привлекло массу людей.
Первые данные для этой теории находились в самой традиции. Решение этого вопроса зависит от взгляда на источники древнейшего слоя предания. cria, от co — «вместе» и vir — «муж», «взрослый мужчина»). В Риме, вероятно, было то же самое.
Народ Ромула собрался из Альбы Лонги и других соседних городов Лация. Старший жрец, pater patratus, сначала читал вслух текст договора, затем обращался с молитвой к Юпитеру, кончая словами: «если римский народ первый с худым замыслом отложится от договора, то в тот день ты, Юпитер, побей римский народ, как я здесь сегодня побью эту свинью» (Лив.
По с. 114 остроумному толкованию Моммзена65, у пригородной общины, так называемой сабинской или Тациевой, некогда были свои отдельные авгуры, свой порядок авспиций (Auspicienordnung). Девушки смирились со своей участью и согласились выйти замуж за похитителей. Неудивительно вот таким образом, что г. Кулаковский вполне почти отказался от всякой попытки генетического объяснения всего того, в чем в глазах римлян заключалась плоть и кровь легенды.
Противники растерялись – и опустили оружие. На сущность этих обрядов проливается, думаем, немного света из показания Лициния Макра у Дионисия (2, 52) о побиении Тация камнями. — О девы. G. 1, 52 R. St.
G. 1, 468). Альба Лонга, предполагали они, была разрушена латинами, не римлянами, последние не были врагами Альбы, а союзниками, они и не покорили албанцев и не выселили их насильно, а радушно приняли бежавших, даруя им право гражданства. К концу I в. до Р. Хр. Важнее второе этиологическое соображение. Началось кровавое сражение. Другой след прежней общности земли спартанцев — это товарищеские столы ().
Остальная часть земли находилась в полной собственности владельца. С одним мы уже познакомились подробно. По этому знаку римляне подхватили на руки сабинянок и бросились бежать. К этому и относилось название,, составленное, как мы думаем из двух слов: «одна, единая» и «нераздельный, неразделимый». Их волосы были распущены, одежды в беспорядке, а лица бледны от горя.
Разумеется, такие перемены привлекли огромное внимание всей округи. Показанием Дионисия61 подтверждается факт ежегодного приношения заупокойных жертв Титу Тацию, к тому же эти жертвы были sacra publica. Этиологический характер вполне признается Моммзеном (стр. Не будем говорить о всем известных фактах, например, о десяти филах () или отделениях афинского войска и т. п. Взаимное отношение делений народа и народного войска до того естественны и понятны, что и связь трех древних центурий с тремя трибами едва ли может подлежать сомнению. Относительно Цицерона (De rep.
Нерасположение сабинян соединяться в государственные союзы более обширные, чем община, было, вероятно, причиною того, что, отпуская своих переселенцев основывать новые общины, они предоставляли им полную самостоятельность: сабинские колонии не были нисколько подчинены тем общинам из которых вышли. Мы не имеем права отказать ни тому, ни другому известию в известном основании. К оскам принадлежали: вольски, жившие на западном приморье до Анксура (Террачины) главными городами их были Анций и СуэссаПомеция близ Помптинских болот рутулы около Ардеи авзоны и сидицины между Лирисом и Вольтурном у них были города Калес и Теан авзоны жили на север, а сидицины на юг от вольсков эквы, жившие на левом берегу Аниана и на Альгиде у них в прелестных горных местностях стояли города Тибур и Пренест герники, привычные к перенесению военных трудов, жившие на юг от эквов имевшие города Анагнию, Ферентин и несколько других аврунки около Суэссы было еще несколько племен более мелких. С результатами его мы уже познакомились в общих чертах.
В виду этих затруднений необходимо отказаться от мысли сближения Тита Тация с общеримской коллегией авгуров (augures publici populi Romani Quiritium), тем более что предание ему приписывает основание другой жреческой коллегии, sociales Titii. Многие привезли с собой жен, дочерей и сестер. По древнейшему преданию Рим происходил не из Альбы, а из Сильвии. Лучше обратите свой гнев против нас ибо мы — причина раздора.
Суровые римляне растрогались и оба народа заключили между собой вечный мир, по которому два народа соединялись в одно государство под верховенством Тита Тация и Ромула. 26): arva per annos mutant, et superest ager. Герсилию взял в жены либо Гостилий, один из знатнейших римлян, либо сам Ромул и она родила ему детей – сперва дочь, так и названную Примой (Первая), а затем единственного сына, которому отец дал имя Лоллия в память о стечении граждан в его, Ромула, царствование, но впоследствии он был известен под именем Авиллия. Было решено, что два народа сольются в один. Кулаковского в довольно неясном и неопределенном взгляде на важный вопрос о первоисточниках царской истории.
Кулаковский, занявшись тем же вопросом, пришел к заключению, что «Целес Вибенна был чужд римлянам, чужд и остался»., в зендском и санскритском tyu tayu вор. Тогда Ромул решил прибегнуть к хитрости. Из этого старого центра римской общины потом развился позднейший Рим. С изложенной точки зрения возможно вникнуть и в вопрос о римских Сабинянах. Останавливающего, а затем, вновь сомкнув ряды, римляне оттеснили сабинян назад.
От alba (sc. Имя Ramnes сближалось с именем Ромула. следовательно были «властные», полновластные над своей землей.
Название roma quadrata, значит, относилось к четырехугольной основе42. В абсолютно ином свете, еще до появления статьи Низе, возникновение легенды о сабинянах представлялось Ю. А. Кулаковскому. Вместо трех волостей, случайно находившихся на берегах Тибра, могли бы соединиться и более, в роде ста или более аттических димов, соединившихся в Афинах.
Но жена Ромула Герсилия воскликнула: Не время предаваться отчаянию. Но оба аргумента верны только по отношению к городскому характеру селения на Квиринале. С них-то и должно начинать разбор легенды. Фика Vergl. Из нее выходит, что Тиции, подобно авгурам, занимались наблюдениями полета птиц (auguria).
Вся северо-восточная часть городской территории в известное время была покрыта лесами, о чем свидетельствуют названия гор: дубовой (Aesquilinus Aesculinus), буковой (Fagutal) ивовой (Viminalis) и, наконец, mons Querquetulanus. Столкновение двух противоположных взглядов на начало Рима привело к компромиссу. Не надо теперь ради ложно понятой доброты к нам стараться увести нас отсюда или продолжать эту ужасную войну, делающую нас несчастными». В городе Мантуе население распадалось на три трибы, а в каждой было по четыре курии18. «Личность эпонима Целийского холма принадлежит к неизвестному нам кругу этрусских героев, а его деяния — к сфере этрусских преданий и мифов». Так сабиняне овладели крепостью, хотя Ромул по-прежнему удерживал остальные части города. Главная причина безуспешности — недостаток материала для решения спора.
gentes). Ромул просил их успокоиться и заверил, что им не будет причинено никакого вреда. У италийских туземцев и преимущественно у сабеллов был особенный обычай, называвшийся «священной весной». Тогда Ромул решил пойти на хитрость. Мы любим своих мужей и своих детей каждый здесь относится к нам с добротой и уважением. — (см.
Покорив Капую и Кумы, самниты овладели всею Кампаниею. Для объяснения этого верования, по мнению Швеглера (R. wood, древненем. Полагаем, что это пропущенное слово — silva. Таким образом создались мелкие сабелльские племена из которых некоторые получили свое наименование от имени бога Марса (Marsi, Mamertini) или его тотемов (от picus— дятел получилось название Picentes, от hirpus lupus— название племени Hirpini).
ad Aen. Мы должны остановить кровопролитие. с. 115 Итак, мы полагаем, что Titus Tatius, «наблюдатель Тациев», вымышленный эпоним или легендарный царь-основатель авгуров, только не общеримской коллегии, а особых авгуров Сабинян или Тациев, коллегии Тициев.
Cures — Курес), сабинские племена подразделялись на воинские курии (лат. В Мантуе еще до позднего времени сохранялась этрусская национальность. К тому же на одной из вершин холма, который впоследствии стал называться Капитолием, между двух священных деревьев было сооружено убежище, очищавшее от преступлений и дававшее неприкосновенность. о нач. Оскорблённые сабиняне удалились с праздника, поклявшись отомстить вероломным римлянам. Такое правило легко объясняется хозяйственной необходимостью.
Укажем для примера на porta Piacularis у Феста (стр. Во-вторых, если должно придавать решающее значение молчанию других авторов, то придется вспомнить, что вся римская литература также молчит о возобновлении лавинского союза в таком, кажется, довольно неподходящем месте, какова албанская местность ad caput Ferentinae. Религиозную подкладку предания отчасти можно угадать благодаря показанию Ливия (1. Две армии увидели друг друга, когда вышли на открытую равнину недалеко от города.
О древних германцах, например, говорит Тацит (Germ. Их остановило, говорит Плутарх, поразительное, неописуемое зрелище. Каждый проходящий потом прибавляет новый камень, приговаривая, «будь он проклят». foedus. Так пиценты (пикенты) получили, но преданию, свое имя от того, что их вел дятел (picus), гирпины получили свое название от волка, который вел их, а самнитский город Бовиан – от быка (см. Каждый двор пользовался известным количеством общих полей.
Сведения Феста о трибах (см. Итак, скорее Ромула должно было бы считать представителем аборигинов, чем Тация.
По мнению Моммзена, в форму легенды облеклось событие первой половины III века. 3, 98). О совершении известных свидетельствует еще Плутарх (Ром.
Курцию, однако, удалось выбраться из пруда и спастись. 179—181 239—253) Mommsen, «Rmische Geschichte» (т. Более того, ситуация коренным образом изменилась. Напротив, он хотел бы, чтобы они стали его друзьями и союзниками.
Лексикограф ссылается на tituli, название солдат (защитники). Мысль Швеглера, отвергнутая самим ее автором, все-таки не пропала даром. Он и не согласился. Бога называли Консом, считая его то ли богом Благих советов («совет» у римлян «консилий» (вот откуда пошло слово Консилиум), а высшие должностные лица – «консулы», что значит «советники»), то ли Посейдоном Конником ибо алтарь этот установлен в Большом цирке и его показывают народу только во время конных состязаний.
Римляне преследовали их, надеясь на их плечах войти в крепость и отбить ее у неприятеля. Итак, если четырехугольную основу, на которой стоял mundus, называли roma quadrata, то не слишком смело будет придать слову roma значение «корень, основа», тем более что это толкование еще подтверждается данными лингвистики. до Р. Хр.
fr Philologie 1893, стр. О начале, в котором коренилось учреждение трех триб, высказано множество догадок, более или менее друг другу противоречащих. Раз мы признаем, что одна из трех земельных частей, называемых или tribus, была основана на хозяйственном начале, само собою является предположение, что и другие две трети основаны на том же начале. указ. О начале Рима у народа было два представления.
У Феста (стр. rad-mus) произведено от той же основы, как и rad-ix (гр. По какой причине этиология избрала именно его для первого исторического примера, это трудно понять, за неимением у нас фактических данных относительно с. 110 внешней обстановки обряда. Сабинянки, рыдая, с ужасом наблюдали, как их мужья сражаются с их отцами и братьями. Легендарная дружба Тация с Ромулом — «поэтический отголосок» исторической дружбы Рима с самнитами.
silva) производится Albani, как от lucus — Luceres или Lucumi, Lucumedii. Имя Hostilii (от hostire aequare), «уравненные», вполне подходит к преданию о договорном уравнении прав сабинян с римлянами.
с. 111 6) Имя Titus Tatius подходит к авгурской деятельности. С Авентина начиналась via Ostiensis, которая вела и в Лавиний место перед авентинскими воротами (porta Raudusculana. ) хорошо подходило к совершению около них обряда, одинаково относившегося к Риму и Лавинию.