И открыли для себя Рождение Венеры и Весну Боттичелли. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. И открыли для себя «Рождение Венеры» и «Весну» Боттичелли.
«рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит Рождение Венеры Сандро Боттичелли. Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.
«рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Великое полотно «Рождение Венеры» великого мастера Сандро Боттичелли выставлено в галерее Уффици, Флоренция. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения. Библиографическое описание: Бисов А. А., Туманцева В. А. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли // Молодой ученый.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты».
Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Но это правда. Дивную богиню повели на Олимп. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.
«Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Эти лица похожи не столько чертами, сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры– жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой– похожа на мрамор. Их можно разбить на независимые группы. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Этот момент символизирует акт воплощения в человека ее Величеством Природой, где соприкасаясь с материей животворный дух вдыхает в богиню человеческий мир, дабы она шла дальше и несла людям красоту и любовь.
Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Изящная фигура приковывает внимание. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Что же. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica».
«Легенды и мифы Древней Греции»). Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Неправильности в передаче строения фигуры, в фиксации ее контуров лишь усиливают замечательную экспрессию образа. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным».
Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. 1 ВЕНЕРА. Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба). «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Центральный образ картины — богиня Венера, рожденная из пены морской, подплывающая на раковине к берегу. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Умер Боттичелли в безвестности. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Согласно древнегреческому мифу, Афродита появилась на раковине из морской пены. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин «Святой Себастьян» (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Размеры полотна: 172, 5 278, 5 см. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Находится в галерее Уффици, Флоренция.
«Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Кроме того, эта ясная схема – три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов.
Ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».
Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера, которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновениембога западного ветра, Зефира, проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи.
В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет.
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Зиновия». Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 574 дня.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю.
И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
Варнавы работы Боттичелли). Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха. Согласно мифологии, до берега Афродиту донёс лёгкий ветерок. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Сандро родился в семье кожевника. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере).
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что три столетия, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.
Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. 203 x 314 см. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Создавать образ для любой картины нелегко. Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы, а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита.
Ритм композиции присутствует во всей картине – и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Картина «Рождение Венеры» была написана в 1484 году. Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости». Центральной фигурой картиныСандро Боттичелли «Рождение Венеры»стала сама богиня красоты. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Флоренция.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ «Смерть Марии».
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. И все же это так. И это напоминает поединок за новорожденную.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).
Дерево, темпера. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция, Уффици). И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу.
Не построил своего дома, не свил семьи. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение).
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Еще секунда – и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений и чудо рождения закончится. – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры.
Италия. Был он, что называется, не от мира сего. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 574 дня.
Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Холст, темпера. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Его дыхание наполняет ветер цветами. Сейчас оба шедевра занимают видные места в галерее Уффици, в одном из самых внушительных собраний европейской живописи. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. И все же это так.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Громко приветствовали её боги.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная»– «Venus pudica». Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. – одна из четырех богинь времен года, Весна. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Возрождение. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Галерея Уффици. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе.