Анри Жюльен Фелис Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Сентименталистское и романтическое почитание человека, растворенного в природе, созданный Руссо культ "благородного дикаря" стали опорой для примитивизма. Анри Руссо (Henri Rousseau)— французский живописец, писавший встиле «примитивизм».
Именитые мастера кисти усмотрели вполотнах Руссо протест против цивилизации, выраженный сквозь призму «наивного» мира примитивизма. Анри Жюльен Феликс Руссо (по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Рождение примитивизма» о творчестве необыкновенного французского художника-импрессиониста — Анри Руссо (1844-1910). Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. М. З.
Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. Один из таких гениев был обнаружен художниками в Тбилиси 1910-х гг. С. 327). Об этом писали Библия и древние авторы. «Бой быков».
Источником вдохновения могли быть деревянная игрушка (Кончаловский. Он чувствовал себя первым живописцем на Земле, как бы «нарочно» забывая о всей предшествующей ему многовековой истории живописи. Пробуждение памяти. В городских условиях такие мастера являются создателями низовой культуры (лубка, вывесок и т. д. ). Детские пропорции фигурок, неуклюжая, нескладная пластика (П. В. Кузнецов, П. С. Уткин, А. В. Фонвизин) кукольность персонажей (С. Ю. Судейкин, В. П. Дриттенпрейс) имитация «дамского» любительского рисования (В. Д. Милиоти, Судейкин), «простодушие» взгляда наприроду (Н. П. Крымов), наивная сказочность (М. С. Сарьян)– разнообразные проявления этой тенденции.
Нотолько всередине 1900-х вискусстве «Голубой розы» примитивизм становится сознательно выработанной тенденцией, сложившейся врусле символизма иотчасти противостоящей стилистике модерна. С этой точки зрения особый интерес представляет пьеса «Посещение Всемирной выставки 1889 года». 1910), вывеска продуктовая (Ларионов. Руссо служил в парижской таможне, откуда и пошло его прозвище Таможенник. Отсюда обращение к«серьёзным» жанрам народного искусства, архаическим формам.
Подражает рисункам на заборах (с надписями) и лубкам в своей иронической солдатской серии М. Ф. Ларионов. Ему действительно удается увидеть мир его глазами. В определенные периоды развития жизни общества потребность в непосредственном импульсивном выражении эмоций может стать самоцелью.
Будучи «стадиальным ровесником» французского фовизма инемецкого экспрессионизма, неопримитивизм также стремился косвобождению цвета иформы отакадемических основ инатуралистического видения, прибегал в«неправильному» рисунку иповышенной интенсивности цвета. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Прежде всего представителями этого направления стали художники-самоучки, которые не имели достаточных профессиональных навыков, но стремились показать себя и свое видение мира. В одной из лучших картин художника ("Над городом", 1917-1918) молодая пара влюбленных летит над крышами домов, над городом, над миром и звучит песня любви и живет ощущение, что хотя бы миг счастья не зависит не только от земного притяжения, но и от всех жестоких законов бытия мира. Детски примитивистский взгляд на реальность присутствует во многих картинах художника.
В это время начинается серьезное изучение примитивизма в истории мировой культуры. Аполинер обиделся и не принял подарок. «Хлеб». Мир Руссо – это мир образов, не стесненных условностями, рожденный буйной, но наивной детской фантазией и манерой письма художника, где переплелись интенсивный цвет, четкие формы и тщательно выполненные детали («Заклинательница змей», 1907). В наивном взгляде на мир человек ищет утраченную "невинность добрых старых дней". Их, бесспорно, нельзя причислить к сознательным примитивистам в духе Клее, Шевченко и др.
Ответом на этот запрос времени стало искусство таких художников, как Руссо и Пиросмани. Кульминацией направления можно считать 1911–1912.
Как и любое другое нововведение, примитивизм вызвал большой общественный резонанс. С. 10). Наряду с искусством первобытных народов творчество Руссо воспринимается как «антиклассика», значительная в своей непрофессиональности. Истоки примитивизма прослеживаются вживописи середины ХIХвека (Л. И. Соломаткин, В. Г. Перов) вконце века его черты современники находили вработах К. А. Сомова.
В 1871-93 гг. А. С.
Леон Жером упоминается первым среди учителей. Руссо был художником-дилетантом. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца 19 в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби", К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). Его достижения. Шевченко вброшюре «Неопримитивизм» формулировал это так: «Наблюдение иизучение природы для Искусства должно иточкой отправления своего иметь тот или иной предмет Искусства же. Любовь диких животных в клетке. Этим художникам удалось создать собственную идеальную модель мира, опирающуюся на миф (Ноев ковчег, Всемирное братство, Рай, В садах Эдема).
Путь к Бастилии для героев Руссо – целое путешествие исполненное радостей и страхов. 4. Преодоление индивидуализма: сознательная изменчивость авторского стиля (протеизм), приемлемость заимствований ицитат. Жюри официального Салона никогда бы не приняло его работы, зато Независимый с радостью «отхватил» работы странного самоучки. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники которого выявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки.
Неопримитивизм врусской живописи ифутуристическая поэзия 1910-хгодов// Русская живопись. Анри Руссо (Henri Rousseau, 1844-1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Т. 1. Руссо, Анри (1844-1910)Французский художник, представитель примитивного искусстваА.
Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования. В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Невозможно и объявить их чистыми примитивами, так как они не были «наивными» народными художниками и, владея всеми элементами «примитивного» языка, которые были либо присущи им органически, либо вызваны к жизни потребностью самовыражения, воплощали «большие» темы. Он писал портреты, семейные празднества и церемонии, свадьбы, крещения, виды Парижа и его окрестностей, экзотические пейзажи, военные парады и баталии.
Примитивизм служит и естественным способом самовыражения художников-самоучек. Этот тезис постоянно обсуждался вларионовском кружке в1911–1912 (Последняя глава неоконченной автобиографии Малевича// Харджиев 1997. Его возможности. Вотличие от«маньеристической» деформации модерна (Обри Бёрдсли), голуборозовцы искали специфическую «инфантильную форму», особую «детскость» (И. М. Гофман. Одновременно возникает опасность вырождения примитивизма в его изначальной, примитивно-непосредственной сущности. Машков, Ларионов тяготеют к«смеховой культуре».
«Спящая цыганка» -эта картина была обнаружена в 1923 году, когда работы Руссо еще не были широко известны. Примитивизм наэтом этапе служит средством воплощения символистской идеи «мудрой простоты» по-детски чистых душ, которые сродни образам Мориса Метерлинка. Человек и мир становились понятными, радостно-детскими, но игрушечными и утопическими. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Аналогичные явления можно наблюдать в современной литературе или киноискусстве. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Сюжетную канву пьесы составляет путешествие провинциалов (супругов Лебожек) по Парижу в дни Всемирной выставки. М., 1913.
Природа существует у художника везде, даже на портрете («Портрет-пейзаж», 1890). В большой композиции Сон (1910, Нью-Йорк, коллекция Дженис) сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятельностью в 1960--1980 гг. Он привлек к себе внимание парижского авангарда.
3. Повествовательность (иногда скрытая) интерес ксюжетике– событию итипажу «приведение фабулы кживописной форме» (выражение Ларионова). М., 1998. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис опагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при ПетреI иподлинно национальной традицией– иконописью и«искусством крестьян», которая должна стать источником художественного обновления (Эли Эганбюри. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (Прогулка в лесу, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (Автопортрет с палитрой, 1889-1890, Национальная галерея, Прага Артиллеристы, 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.
Действительно, существовали эпохи, определявшиеся высоким искусством профессионалов, когда народное, «примитивное» творчество практически не влияло на современные ему «большие» стили и не соответствовало запросам времени. Фактически, примитив (особенно сближающийся с детским рисунком) – это стилистическая маскировка экспрессионизма. Необходимо также коснуться картин американских примитивов, работавших по фотографии (Эдвин Элмер).
В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. 2. Осязательная материальность, «вещность», «натюрмортизм» (выражение М. А. Волошина). Этот этап соответствует расцвету сюрреализма в мировом искусстве. Наталия Гончарова, Михаил Ларионов.
По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. Ар-брют – важная отрасль примитивизма. Он написал картины Вечер карнавала и Раскат грома, Бедный бес. В живописи Шагала причудливо переплетается реальность и фантазия, поэзия и обыденность ("Дачное окно", 1915), гротеск и абсурд ("Я и деревня", 1911), печаль и сострадание ("Зеленый еврей", 1914). в картине Мальчик на скалах, где можно понять, что это – портрет умершего ребенка.
«Парикмахеры», «Прогулка впровинциальном городе» идругие), провинциальная фотография (портреты Машкова иКончаловского) икона ирелигиозный лубок (религиозные циклы илубки Гончаровой), бытовой лубок (Ларионов), роспись подносов (пейзажи Машкова 1911), рисунки солдат, армейские штандарты (солдатская серия Ларионова). Неуч в Салоне Независимых (Париж, 1885): без перспективы. Пафос открытия освоения окружающей действительности был особенно силен у американских «примитивных» художников – Эрастуса Филда и Эдварда Хикса. Следует подвергнуть критике распространенное представление об «инстинктивном» характере работы «примитивов», заметив, что внутренняя потребность в творчестве лежит в основе всякого искусства. primitivus – первый, самый ранний), в изобразительном искусстве конца 19-20 вв. Эволюция неопримитивизма связана собщим движением авангарда отобраза к«знаку».
Направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. В жанровом отношении эти приоритеты сказывались напредпочтении фигурной композиции (на«низкие» бытовые темы или библейские сюжеты), натюрморта, портрета, реже– пейзажа. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье сантехника. Однако это было обретение ценой потери.
Руссо, Анри Жюльен Феликс (Rousseau, Henri Julien Felix) (1844 – 1910), прозванный Таможенником (Le Douanier), французский художник. С. 137–139). Таким образом намечается путь ксозданию индивидуального либо коллективного «изма».
Руссо писал, что у него один учитель – природа. Наиболее ярко неопримитивизм продемонстрировали выставки, организованные Ларионовым, – «Золотое руно» (1909–1910), «Бубновый валет» (1910–1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), атакже первая выставка «Союза молодёжи» (1910). 1. Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты (Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел). Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (фр. ) после того, как поранил себе ногу. Надгробный барельеф на могиле Анри Руссо выполнил великий французский скульптор румынского происхождения Константин Брынкуши.
Одни считали ее подделкой, шуткой, авторство которой приписывалось Дерену. В их лице «народное» искусство перестает быть безымянным, обретает имя. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». В 1885 ушел в отставку и занялся живописью. Почему Руссо, не будучи сам примитивом в прямом смысле этого слова, скажем, представителем низовой городской культуры, обратился к простейшему живописному языку, способствуя открытию «примитивов» художественной интеллигенцией рубежа XIX и ХХ веков. Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо. В XVIII–XIX веках большое число народных мастеров превращается в кустарей изготовляющих наивные образцы религиозной живописи и скульптуры (вертепы, вотивные картины и др. ), снижающие, подчас пародирующие свои высокопрофессиональные прототипы.
Но любимейшей его темой стали экзотические пейзажи — густые тропические леса с гуляющими по ним хищниками и аборигенами. Крупный художник не вмещается полностью ни в одно направление. Картины художника Руссо весьма разнообразны по жанрам и тематике. В поле зрения исследователя должен попасть пейзаж с изображением цеппелина и дирижабля «Свобода», запуск которых произвел большое впечатление на парижан, современников Руссо. Организуются многочисленные выставки примитивистов и примитивов.
Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное). Произведения данной отрасли представляют собой мир душевнобольных или фриков, которые когда-то отошли от общества и погрузились в особенную реальность.
С другой стороны, художник тяготел к официальному искусству и использовал в своих работах приемы парадного портрета, элементы аллегории, которые придавали его образам ощущение величия и вечности («Спящая цыганка», 1897). Примитивизм (от лат. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. Отношение авангардистов к творчеству Руссо носило противоречивый характер. Столь же неясным оказываются термины «народный» или «фольк»-мастер, часто употребляющиеся вместо слова «примитив». Руссо, художник-самоучка, является представителем т. н. наивного искусства. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен.
Но народный художник-примитив, так же как и «неопримитивист» в духе Клее или Гончаровой, – явления иного порядка, чем творчество Пиросмани или Руссо. Примитивисты использовали иобразцы неклассического европейского искусства (С. И. Бодуэн де Куртенэ). когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. Грустные размышления об идеалах женской красоты навевает его картина Венера, будто пальцем нарисованная на крашеной панели (была событием на грандиозной выставке Москва--Париж в 1981 г. ). Первоначально новые формальные приёмы подчинены поиску характерности, служат утрировке иногда шаржированному обострению свойств натуры (портреты Машкова 1909–1910 «Прогулка впровинциальном городе», солдатская серия Ларионова «Царь Максемьян» Татлина).
Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии. Наследующем этапе преобладает поиск пластического «знака», формообразующего модуля, живопись становится раскрашенной плоскостью, уподобляется «идеограмме» (инфантильный примитивизм Ларионова, циклы «Жатва» и«Сбор винограда» Гончаровой, кубистический примитивизм Малевича, серия «рыбаков» и«моряков» Татлина). Руссо был самоучкой его работы представляют собой настоящее примитивное искусство.
Следует рассмотреть лубочное начало в соединении изображения и слова в картинах Руссо, обратив внимание на создание им пояснения-«поэмы» к своим живописным работам. Однако было бы ошибочно утверждать, что Руссо стремится подражать примитиву.
«Голубая роза». На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Умер Руссо в Париже 4 сентября 1910. Синонимом определения является термин искусство аутсайдеров. Для него характерно прямое обращение к примитиву со стороны профессиональных художников. Появляется желание выделить творчество собственно примитивов, нигде не учившихся народных художников из числа их ученых подражателей.
С. 8–9). Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Обилие мелких деталей наталкивает на мысль о бездумности жизни и напрасной спешке современного мира – это один из самых распространенных авторских посылов ар-брюта.
Его теория. С. 98). Необходимо отметить освоение и утверждение художниками-примитивами окружающего мира, рассмотрев творчество австрийских и немецких «сельских» мастеров (Бартоломеуса Ляммлера и Франца Антона Хайма).
Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Существует легенда о "золотом веке", воспоминание о котором отягощается грехопадением. Необходимо раскрыть своеобразный мир героев пьес Руссо. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостной мгновенности земного существования. Ближе к символизму многозначительно упрощенные образы мещан у М. З. Шагала.
Четвертый этап начинается после Второй мировой войны. М., 2000. Родился 20 мая 1844 в Лавале. Шагал начинал с примитивистского взгляда на мир, с простодушных бытовых сценок ("Роды", 1910), проникнутых духом жизни местечек и маленьких еврейских городков. Неопримитивизм. Вывески, написанные на черной клеенке, будто с грустью демонстрируют иронично-упрощенные предметы вожделений человеческих.
Руссо (Rousseau) Анри – французский художник. «Сон» – таково название последней картины Руссо. Тем самым примитивизм Руссо контрастировал не только с официальным салонным искусством, но и с профессиональными «левыми» направлениями. Творчество художников-«примитивов» (причем во всех смыслах, которые можно вложить в этот термин) начинает играть в нем одну из главных ролей. Примитивизм – атавистическая тоска о прошлом, тоска по доцивилизованному образу жизни. Естественный путь эволюции народных, крестьянских мастеров – рождение индивидуальностей, художников уровня Генералича, Богачека, Бабушки Мозес и др. Проблемы, поставленные в их искусстве на рубеже столетий, остаются актуальными и сегодня. После службы в армии устроился на работу в французскую таможню.
Возникает потребность законсервировать «наивное» творчество «первозданных» примитивов. : Нико Пиросманишвили. В искусствоведческой науке XIX и ХХ веков подчас уделяли недостаточное внимание творчеству «примитивов», отводя им мало места в эволюции современного искусства. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья.
1910 серия одноимённых натюрмортов Кончаловского, Машкова, А. В. Куприна, Фалька «Фрукты наблюде» идругие натюрморты Машкова имногие другие), вывеска парикмахерских (Ларионов. Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов.
Признание любых стилистик иих соединения (всёчество). Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное. Вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом во французской армии в Мехико, затем занимал незначительный пост в налоговой инспекции.
Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. Основные особенности направления: 1. Декоративность, красочность (согласно теории Малевича, как проявление специфики крестьянского искусства). примитивизм позволил соединить новые художественные течения с народной традицией (буйство чистого цвета, орна-ментальность) и с дорогим сердцу любого человека детским рисунком.
О годах его молодости почти ничего не известно.