На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – картины «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907). Выставка одного из важнейших русских художников и дизайнеров эпохи ар-деко – Льва Бакста, приуроченная к 150-летию мастера, открылась в корпусе Бенуа Русского музея. В честь 150-летнего юбилея всемирно известного живописца и графика Льва Бакста Русский музей представит масштабную выставку, куда войдут около ста работ из разных музейных собраний.
Там печатались Мережковский, Гиппиус, Розанов, Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Белый – но потом литераторы разругались с художниками и ушли в журнал «Новый путь». Здесь гротескные фигуры огромного Петра и скорчившихся придворных на фоне условных «пустынных волн» сочетают иронию с чувством исторического масштаба. Правда, Петербург время от времени грубо напоминал Баксту, что он – белорусский еврей. И неудивительно, что именно эти два человека поддерживают Бенуа и Дягилева.
На аукционах цены чаще всего запредельные, это больше для олигархов доступно. Нам просто невозможно было бы у них что-то перехватывать. В первом номере журнала было много репродукций картин Васнецова, хотя среди издателей не было его поклонников и вообще «Мир искусства» выступал против передвижничества. 5. Насмешки здесь больше, чем растроганности или печали по утраченному.
Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь. Лишь 100 произведений находятся в фондах Русского музея. Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других).
После его смерти еще лет десять по Америке прокатывали передвижные выставки его текстиля. Но это будет уже посмертное существование, хотя формально «Мир искусства» будет распущен лишь в 1924 году. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь. Второй – княгиня Мария Тенишева, она будет субсидировать издание до финала.
Особый интерес представляет журнально-книжная графика Бакста: в частности, его работы, созданные для легендарного журнала «Мир искусства», художественным редактором которого он был. Художник назовет ее автопортретом. Остальное предоставили девять российских музеев, а также коллекционеры.
Чтобы не только искусство, но и повседневный быт стал другим. В этой стране его и застало начало Первой мировой войны. А как хотелось увидать живьем его портрет Иды Рубинштейн из Музея Метрополитен – в рассуждении того же Серова. «Ретроспективные мечтания», «галантные празднества», «царские охоты» – никаких больших идей, а просто острое переживание атмосферы ушедшего времени.
Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами. Но в 1904 году во имя этой идеи объединения мирискусники совершают сильный жест – они отказываются от собственного бренда и входят в московский Союз русских художников. Уход от действительности, своего рода эскапизм. 1. А откуда мы что-то знаем о прошлом. Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст.
И первая идея модерна – это идея ручного труда. Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Мирискусников искусство интересовало гораздо больше, чем жизнь. Та же острота и случайность ракурсов есть в «Царских охотах» Валентина Серова и в его гуаши «Петр I». Можно представить себе, что за этим занавесом скрывается от зрителей Бакст Русских сезонов – Клеопатры, Шехеразады, Жар-птицы, Видения Розы, Нарцисса, Синего бога, Послеполуденного отдыха фавна, Дафниса и Хлои, Бабочки, Легенды об Иосифе, Спящей красавицы. Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера (1903).
Ранний модерн вообще очень связан с социалистическими идеями. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». И сделает там несколько спектаклей из которых особенно замечательны два. Загадку его полотен порой так трудно разгадать.
Ктомуже, мне очень важно, чтобы унаряда были душа ихарактер, что мынаблюдаем иуБакста». Начало XX века – время становления национального самосознания. Конец праздника, всегда краткого, как вспышка. Бакста. Другой, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, – спектакль мрачный и вполне символистский.
Рассказывает экспозиция и о проектах художника для дягилевских «Русских сезонов». Центральный музей ВМФ предоставил монументальное полотно «Встреча адмирала Авелана в Париже» (1898-1900). Конец 19 века – период окончательного становления Бакста.
7. Наряду с Валентином Серовым и Константином Сомовым Бакст – самый значительный портретист общества «Мир искусства». Кроме того, были литераторы – отдел критики, которым руководил Дмитрий Философов. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Во-первых, сделать вещи красивыми индивидуальные вещи, а не конвейерные. Модерн отразился во всех видах и жанрах искусства.
Была выпущена даже серия открыток с этими рисунками. Спасти красотой: то есть изменить интерьеры, книги, здания, одежду. Вначале мы видим художника, про каких обычно говорят – ничто не предвещало. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения.
Если только не узнать в толпе на площади Республики, встречающей адмирала, разбушевавшийся фокинско-нижинский кордебалет, а в гибнущем древнем мире за спиной коры с синей птицей в руке – роскошный занавес или задник. В этом узком кругу большинство еще связано то родством, то гимназической дружбой. До них Петербург вообще не считался красивым городом.
В этом кружке друзья читали друг другу лекции по истории искусства. Легендарные постановки начала века, такие как «Нарцисс» Черепнина, «Клеопатра» Аренского или «Шехерезада» Корсакова теперь могут предстать перед зрителем в работах художника. Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат.
Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея (Набережная канала Грибоедова, дом 2 / Инженерная улица, дом 2). Где эти миры. Кто-то на секунду увидит на ней черты человеческого лица. Из Третьяковской галереи прибыл портрет жены Бакста, Любови Гриценко.
Искусство прошлого, которое способно порождать другое искусство, новое.
Невероятно, но факт. У них была двойная идея.
Дело в том, что 2016-й – не только год Босха, но и, согласно резолюции ЮНЕСКО, год Бакста. И, конечно, театральный художник известный вомногом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева вПариже иЛондоне. Это общее служит опорой для индивидуального, прошлое порождает настоящее. Вся Европа тех лет была увлечена не только русским балетом, но и вообще «русским» и роль Бакста в этом велика.
Настоящую известность Баксту принесли графические работы для журнала «Мир искусства» начиная с его первого номера: в обложках и иллюстрациях строго выдерживался изысканный стиль, отдаленно напоминающий гравюры Обри Бердслея и вместе с тем наполненный чисто славянским ощущением зыбкости, недостоверности реальности. Ленинградский фарфоровый завод им. А еще они полностью изменили облик иллюстрированной книги. С другой стороны, это был город Достоевского: город дворов-колодцев и вечных сумерек.
Что такое историческая картина, например, в духе Сурикова. Бесплатно никто не привезет, нам еще страховку надо оплачивать. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью.
А если бы художник «Мира искусства» писал «Утро стрелецкой казни», он, вполне возможно, смотрел бы не на стрельцов или на Петра, а на пролетающую мимо сороку. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. Но вернемся к мирискусникам. До них художнику в русском театре делать было просто нечего: все декорации брались, что называется, «из подбора», то есть из числа заранее готовых стандартных декораций: вот это для любого спектакля из средневековой жизни, а это – для любого из египетской. Настоящим триумфом для него стала работа над балетом «Фея кукол».
После успешного дебюта в «Сердце маркизы» Бакста стали привлекать к другим спектаклям Императорских театров Петербурга. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Не говоря уже о балетных эскизах из Метрополитен, MoMA, Помпиду, парижского Музея декоративного искусства, Виктории и Альберта, музеев Страсбурга, Хартфорда, Балтимора, Кембриджа, Оксфорда.
4. Отсюда уже совсем недалеко до вольного жеста в авангарде, но начало – здесь. Они все мечтали о новом высоком стиле, считали таким стилем неоклассицизм. И характерно, что она сделала это в гравюрах.
Тот, которому под конец стали подражать и Бенуа и Рерих и Судейкин. И в «Мире искусства» наступают не лучшие времена. Сносный пейзажист.
Проще говоря, «новый стиль». Всего лишь третья выставка Бакста в России. «Версальская серия» и цикл «Последние прогулки Людовика XIV» Бенуа – это сочиненный, хрупкий марионеточный мир. Модерн – придуманный стиль, он не вырастает сам собой. Собрать такое количество произведений искусства Льва Бакста оказалось крайне непросто. Журнал издавался шесть лет, с 1898-го по 1904-й.
Они, например, абсолютно изменили облик театра, особенно музыкального. То, что мывидим сейчас встенах Пушкинского музея, — естественно, органично ипрекрасно. В 1909 году брак Бакста распадается. В Петербурге он появился в 1903 году. Но та эстетика, которой восторгались европейцы в дягилевских гастрольных балетах, была сформирована кругом художников, входивших в объединение «Мир искусства».
Посетителям представлено более 160 произведений. Так витиевато восторгались талантом Леона Бакста его современники. А. С. Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно). Теперь поговорим о том, в каких областях мирискусники особенно преуспели.
В 1910 году «Мир искусства» восстанавливает собственное имя. 1903.
И собственно «Мир искусства» родился из совсем камерного кружка, названного в честь романа Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», – «Невские пиквикианцы». Толстого» (1886) исполненный по фотографии писателя. Их в этом плане вполне можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения. Но были и два постоянных спонсора. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. В частности, перед зрителями предстают знаменитые эскизы к балетам «Нарцисс» и «Спящая красавица».
А затем в разных странах появились его филиалы. В свое время он уехал, переключился на театральный костюм и текстиль и уже мало работал как станковист. Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно». Это какая-то идея о смысле истории, спрессованном в конкретном событии.
Кто дает им деньги. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста – знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Фото из открытых источников. Они были уверены, что Репин устарел, но публиковали репродукции его картин, признавая их значение.
Созданные им образы были запечатлены на открытках, которые можно увидеть на выставке. Тамара Карсавина в костюме Зобеиды. Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника. Их интересовала не история как она есть, а ее образы – сочиненные, летучие, случайные.
Но мирискусники не отказываются от идеи самого широкого сотрудничества и теперь на их выставках можно встретить и символистов из «Голубой розы» и фрондеров из «Бубнового валета» и вообще кого угодно – вплоть до Малевича. Мы видим его в образах искусства и именно они нас вдохновляют. Мирискусники работали с каждым спектаклем индивидуально, с реставраторской точностью. Костюм японской куклы для Веры Трефиловой к постановке «Фея кукол». Который принес Дягилеву и Русским сезонам чуть ли не половину успеха.
Его неординарные идинамичные декорации икостюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса» иоказали влияние наобщее представление осценическом оформлении. Или, например, когда Бакст развелся с дочерью Третьякова (ее импрессионистический портрет привезли на выставку из Третьяковки), ради брака с коей ранее принимал лютеранство и вернулся к вере отцов.
Серов не случайно входил в правление «Мира искусства» – единственный из москвичей: они хорошо понимали друг друга. И в этой манере поведения есть один очень важный оттенок. Всего несколько человек составили ядро объединения «Мир искусства», которое в 1898 году стало издавать одноименный журнал. Эти работы художника раскупались и музеями и коллекционерами.
Кроме того, на Западе в основном графика. Но зритель увидит не только театральное наследие, эскизы и выполненные по ним образцы тканей и моделей одежды. Куратор выставки искусствовед Владимир Круглов собрал блок знаковых живописных работ художника, в том числе «Автопортрет», «Ужин», «Портрет Сергея Дягилева с няней», «Древний ужас». Визуальный ряд дополняют образ Клеопатры для Иды Рубинштейн и «Баядерка с павлином» для балета Сергея Фокина «Синий бог». Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника». А в 1921 году объединение и вовсе возглавит Илья Машков, самый беспардонный из «бубновых валетов» – он просто узурпирует бренд. Графика Бакста – не просто изображения костюмов, это законченные произведения искусства, которые являются одновременно портретами звезд труппы русского балета: Иды Рубинштейн, Тамары Красавиной и Вацлава Нижинского. Маррас всегда чувствовал себя нетолько дизайнером одежды, ноитеатральным художником инеслучайно некоторые его коллекции часто напоминали изысканно-графичные костюмы Бакста. Если говорить совсем грубо – он порожден промышленной революцией.
А потому с уверенностью можно сказать, что его гениальная классика – современна. Которого при жизни выставляли в Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Стокгольме – и продолжают выставлять до сих пор. Затем Бакст стал самым востребованным иллюстратором Серебряного века, оформлял символистские журналы «Аполлон» и «Золотое руно», а также рисовал уморительные карикатуры для аверченковского «Сатирикона». Появилась даже бакстомания. И мирискусники, с одной стороны, хотят уйти от жизни в какие-то отвлеченные миры. Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью. Самое раннее произведение художника, показанное на выставке, – «Портрет Л. Н.
Которого костюмы вывели в звезды Иду Рубинштейн. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. Так вот, можно сказать, что Петербург придумала Остроумова-Лебедева. Но, с другой стороны, этот непривлекательный, рутинный современный мир можно ведь и переделать, переформатировать, сделать его иным для глаза, для визуального восприятия. Вобоих случаях это пост-модерн— аведь Бакст этого слова даже незнал. Он видит сквозь вещи и искусство эпохи внешние формы и лики жизни.
Среди дочерних его предприятий были и салон «Современное искусство», где торговали мебелью, фарфором и так далее и кружок «Вечера современной музыки» и еще один журнал, «Художественные сокровища России», с тем же Бенуа в роли редактора. Но портреты на самом деле в углу картины. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста.
Всего сделанного мирискусниками не перечислить: там было много «микрореволюций». Их объединяет активная роль зрителя в действе. Сто лет назад мнения критиков разделились. Бакст ездил в резервации индейцев, сидел в музеях, создал массу эскизов тканей.
Казалось бы, роскошная белая ваза, утопающая в цветах -лишь искусный натюрморт. Они готовы были сотрудничать со всеми и привлекать в свои проекты всех. К тому времени из его основателей никого уже не останется в России, кроме Бенуа (он тоже вскоре эмигрирует), Лансере и Остроумовой-Лебедевой. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Тончайший шелк, расписанный рукой Бакста, сохранился удивительно хорошо. В ноябре 2015 года Николай Цискаридзе восстановил балет «Фея кукол» вместе со студентами Академии русского балета имени Вагановой. В частности, будучи в 1920-е годы в Америке, он получил огромный заказ на разработку дизайна текстиля по мотивам индейских рисунков: перуанских, мексиканских и других.
6. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком». Подготовка к данной выставке велась практически целый год. А. А. Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций.
Впервые эта идея синтеза была осуществлена в издаваемом ими журнале «Мир искусства», речь о котором впереди.
Но ведь нет. Но обе его махины 1900-х – и Встреча адмирала Авелана в Париже, заказанная великим князем Алексеем Александровичем для военно-дипломатических нужд и Древний ужас, писавшийся для себя как мирискуснический манифест и вызвавший к жизни целый философический трактат Вячеслава Иванова, – не производят того впечатления, какое должны бы были производить: Бакст тоже был одержим тогда идеей большой картины. Круг был совсем узкий. Среди мирискусников были и вовсе чуждые ностальгии.
Бенуа избегает властных полномочий, вот таким образом в 1910 году главой «Мира искусства» становится Николай Рерих, человек и художник абсолютно иного, практически враждебного истинным мирискусникам склада. И это всего лишь третья персональная выставка Бакста в России. Блестящий художник.
Вещи для экспозиции в Русском музее передали и частные коллекционеры. Мирискусники еще и возродили графику как самостоятельное искусство. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет.
Слово «стиль» само по себе важно – оно означает озабоченность формой. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника». Леон Бакст.
«Черешневый лес», как всегда идеально конструирует программу фестиваля, вкоторой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст— великий театральный художник, соединявший всвоих костюмах отантичности— и, заметьте, мысвами вмузее античных слепков— добезумных ориентальных мотивов иМаррас, который тоже всвоих костюмах соединяет все, что можно. Посетители увидят признанные шедевры мастера: «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906), «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907), графические портреты выдающихся деятелей культуры и искусства начала ХХ века – И. Левитана, А. Бенуа, З. Гиппиус, Ф. Малявина, А. Головина и др. Хороший книжный график, бердслеянско-сомовского толка, хороший афишист, но не Лотрек.
—Сам яродом сСардинии истиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Льва Бакста, внесшего неоценимый вклад в мировое театрально-декорационное искусство. Видный деятель группы «Мир искусства», соратник и друг Сергея Дягилева, Александра Бенуа и Владимира Серова, Бакст много работал за границей после революции. Вся вторая половина XIX века в русском искусстве, условно передвижническая половина, основывается на пафосе долга.
Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство. Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Для современной интерпретации «Феи кукол» художник Дмитрий Парадизов воссоздал красочные наряды кукол по эскизам Леона Бакста. У него было два публичных образа – один неприятнее другого. Такая получается парадоксальная комбинация эскапизма с реформаторством и дизайнерством. Маркизы с кавалерами, арлекины и другие герои итальянской комедии дель арте, маскарады, спящие или грезящие «дамы прошедшего времени».
Это первое подобие ретроспективы Бакста в России. А во-вторых, объединить ремесленников в деле производства этих вещей.
3. Превзойти мастера оказалось сложно, если не невозможно, а потому по сей день театральные и балетные труппы, как в Большом театре, так и за океаном используют его «образы» в своих постановках.
Были и прочие истории с антисемитским душком. 8. Это не исторические картины, а исторические картинки. М. В. Ломоносова.
– Почему мы позволяем себе такую роскошь. Чтобы издавать журнал, нужны спонсоры. В прошлом. Художник всегда оказывается обязан: народу, обществу, культуре – кому и чему угодно.
Источник фото. Почему мы позволяем себе такую роскошь. Льва Бакста больше знают за рубежом, чем в России. Между этими частями выставки напрашивается большой театрально-балетный раздел. Хотя Русский музей иногда все-таки приобретает картины.
И в академии не лучший ученик и в Мире искусства не первый гений. 1923. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста.
Один, «Месяц в деревне» по Тургеневу, – спектакль мирискуснический, антикварский. Тем более что Национальный художественный музей в Минске действительно расстарался: хотя вещей юбиляра в белорусских музеях и частных коллекциях мало, на выставку удалось заполучить лучшие балетные эскизы и костюмы из петербургского Музея театрального и музыкального искусства, к тому же Бакст вставлен в великолепную раму эпохи из работ современников и единомышленников – от Серова и Врубеля до Чюрлениса и Кокто, гениального хроникера дягилевской антрепризы. Но в западные музеи мы не обращались, так как у нас мало денег.