Русский портретист тонко чувствовал женскую натуру и написал множество картин с изображением, чарующих своей красотой, женщин.
«Атомная Леда» — одна из самых растиражированных работ Дали — была написана спустя несколько лет после атомной бомбардировки Японии. Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, так как они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Однако когда девочке было14, помолвка понеизвестным причинам была расторгнута, аЧечилия отправлена вмонастырь, где ипознакомилась (илиже все это было подстроено) сгерцогом миланским Людовико Сфорца. Развода он ей не даст — чтобы не делить картин. Однако в дворянских семьях XVII и XVIII века имя оставалось популярным. Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами величиною почти с грецкий орех.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Сегодняшней стоимостью своих полотен Наталья Гончарова перещеголяла всех художниц мира. Особенно это касалось высшей аристократии. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. И, кажется, никогда не прекратятся вовсе. Зубы боярынь на выданье становились белоснежными за два-три использования такой пасты.
Созданные Кипренским женские образы «вырастают» до символа нравственной чистоты, они полны романтической мечтательности, благородства и красоты. Ейбыло всего 32года, аеемуж больше так инеженился. Глаза всегда интересны на рокотовских портретах.
Лицо, освещенное неярким скользящим светом, отличают внутреннее достоинство и спокойствие. Русские же не могли до конца оторвать красоту от правды и доброты. «Возвышенное переживание либидо» — так будет объяснять изображение художник. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Вот этот, если так можно сказать, "дефект" художники и пытаются скрыть, рисуя с натуры. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918.
В каждой картине чувствуется желание автора увидеть в русской женщине хранительницу традиций, представление об идеале женской красоты, отличного от принятых в то время норм. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Однако может ли гений довольствоваться одной-единственной музой. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Четко прописаны только выразительные глаза – яркие, приковывающие взгляд.
Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами— красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. Плохо только, что косметику боярыни любили слишком сильно.
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде головного убора из золотой парчи), называемой шапкою земскою, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, так как жены дьяков и купеческие стали подражать им. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215.
Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж. В сороковые картины Фриды Кало появляются на нескольких заметных выставках. Так Татьянин день стал Днем студента. Кстати иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики.
Здесь выложены работы не только потсмодерна, но и постреализма, постсюрреализма. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, ноэтот— самый чарующий.
1953 год. Сам Матисс признавался: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. А вот музой быть перестанет. Былли этот брак счастливым, доподлинно неизвестно, новсе, кто бывал вихдоме, обращали внимание нато, как несхожи между собой супруги. Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Портрета Татьяны Шуваловой не сохранилось. До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года10. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Всю жизнь у Фриды было слабое здоровье – она страдала полиомиелитом в возрасте шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на неё до конца жизни. Это был прорыв.
Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Позади женщины – необъятный простор полей, высокое небо. Берта же, чувствуя зов крови (девушка приходилась дальней родственницей Жану-Оноре Фрагонару, повлиявшему своим творчеством на многие поколения французских живописцев), с головой ушла в профессию, свела близкое знакомство с великими своего времени – Моне, Ренуаром, Сислеем и даже вышла замуж за брата Эдуарда Мане – Эжена. Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски.
Портретов Лидии Делекторской настолько много, что выбрать самый знаменитый трудно. Чем дальше, тем больше жена раздражала его. Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12.
Но, милые дымы, мы все с огромным удовольствием любуемся вашими прекрасными ногами. Это слова англичанина Энтони Дженкинсона, путешествовавшего по России в середине XVI века. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом.
Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Так, немец Адам Олеарий писал: «женщины среднего роста, в общем красиво сложены». И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант – «меркуриальные примочки». Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. носят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх нея шлык, называемый науруса, белаго цвета.
Портрет был заказан еесупругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Собственно, этим сказано всё. В 2008-ом ценовой рекорд в «женском зачете» побила картина «Цветы», проданная на аукционе Christie39s более чем за 10 млн.
«Друг и помощница», которую художник обожал, получала от него не только зарплату, но и подарки, ставшие со временем бесценными, — свои работы. Александре Струйской было18, когда еевыдали замуж заочень богатого вдовца. Русская живопись начала 19 века сказала новое слово в истории развития женского портрета. Они состоят из красной охры и испанских белил». В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. От еще непрогретой земли идет легкий пар и кажется, что она не идет.
Ангелика Кауфман, швейцарский художник и график конца восемнадцатого века смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Даже самые верные европейским «лекалам» художники вроде Карла Брюллова или Генриха Семирадского, не способны были изменить этому правилу.
Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Мы можем увидеть Камилу и на полотне «Дама в зеленом» и среди «Женщин в саду». За24года брака Александра родила мужу 18детей, 10изкоторых умерли вомладенчестве. Тем не менее, художник нередко просил свою жену позировать ему для картин. До самой смерти она останется официальной женой Пикассо. Она записывала в дневнике: «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. Портреты и жанровые сцены, картины на мифологические и религиозные темы. В ту небывалую кустодиевскую Русь, полную жизни, света и сил изобилия и музыки, красок и веселья и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске678910.
А сегодня художница несправедливо забыта. «Портрет» Именно прекрасные глаза героини портрета — живые, немного лукавые и загадочные. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Неистовый старообрядец протопоп Аввакум писал: «Иные же жонки лицо своё безобразят и паки красок накладут – ино червлёно ино бело ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну». На ее надгробии в Павловске начертано: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».
Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Среди них – полотно «Жан и Жак», наиболее известная картина русской художницы. Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой. Экспериментировала художница и с примитивизмом используя иконопись. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617.
В своей самой знаменитой картине Кустодиев соединил национально-романтические образы с совершенством неоклассических форм, опиравшихся на традиции классического искусства и академической живописи, которыми для него, по-видимому, являлись полотна Тициана и Рубенса. Они выражают гамму чувств, они всегда особенно ярки и составляют центр портрета. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля.
Любимый старший сын погиб надуэли, когда княгине было 47лет иона струдом перенесла эту утрату. Наверное их отношения можно охарактеризовать и так. Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808) Рокотов – один из самых изысканных и тонких живописцев в искусстве эпохи классицизма. Её называли «виртуозом цвета», работы Моризо год за годом принимали участие вСалоне— ежегодной парижской выставке Академии изящных искусств. Мария Башкирцева (1858 – 1884) – родилась в Полтавской губернии. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Н. Г. Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование.
Вот немец Адам Олеарий: «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфумато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Ивсю жизнь писал ейстихи. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». Её натуре казались тесными и академические каноны живописи.
И вот — никакой нежности, художник пишет Ольгу то в виде старухи, то в виде лошади (в серии картин, посвященных корриде). Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Мол, все предметы, которые мы видим – сумма лучей, преломленных от этих самых предметов. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Однако большинство её работ не пережили Первой мировой войны.
Но для великого сюрреалиста происходящее в реальном мире — лишь повод для разговора о том, что происходило в его внутреннем мире. После ее смерти его перевели на все европейские языки, а вскоре издали в Америке. Нежная и одновременно грустная улыбка предполагает откровенное общение.
И пусть она покинула Россию еще в детстве именно родине Лидия Делекторская подарила свою «матиссовскую» коллекцию: не только его картины и рисунки, но и блузы и украшения, в которых она позировала мастеру, а также его личные вещи. Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда.
Выйдя замуж против воли родителей, Зинаида с супругом вынуждены были уехать во Францию, оставив в России маленького сына – с ним Серебрякова встретится спустя целых 36 лет. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536.
«Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе абсолютно азиатскую наружность и абсолютно монгольское безобразие». Золотистые волосы, голубая блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). То есть пасты на основе соединений ртути. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. На траве сидит ребенок, на него с любовью и нежностью смотрит молодая мать. Незабываем «взор очей её прелестных», гордая осанка и сдержанность.
Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что станет его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, «была в продолжение 20 лет светом его очей, а он для меня — единственным смыслом жизни». Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Молодые дамы кокетливо милы, обаятельные старушки величаво спокойны и благородны.
Женщина на портрете как будто выступает из темноты, она наполовину поглощена дымкой. Она первая из русских художниц, чьи картины, «Жан и Жак» и «Митинг», украсили стены Лувра. Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы. «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770 -е гг. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. Есть легенда, что насвадьбу муж подарил ейнибольше нименьше как новую церковь.
Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, аеевыдал замуж заобедневшего графа. А хотелось всего и сразу.
Отличия в ассортименте тоже минимальны – вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» – тогда так называли не студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон. Хотя оба были невероятно близки друг другу по духу и если бы встретились на самом деле – имели все шансы сойтись. В ее картинах нет социальных мотивов и всплесков эмоций, но они заставляли по-новому вглядываться в обыденные и привычные события повседневной жизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
«Всадница» Брюллова— блистательный парадный портрет, вкотором роскошно все: ияркость красок ипышность драпировок икрасота моделей. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Известно, что Мария Башкирцева активно выступала за права женщин. А плывет в этой дымке, едва касаясь земли. Не стала исключением и Зинаида Серебрякова, чей автопортрет «За туалетом» знаком со школьных времён, наверное, каждому. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества. Также существует несколько отдельных портретов Камилы и их сына.
Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка с двумя длинными висящими кистями. А в стороне от пашни. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Поистине замечательны женские портреты Ореста Адамовича Кипренского (1782 -1836 гг. ) В каждом из них перед нами предстает яркая личность. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем.
Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Желание свое она осуществила: замужество было счастливым ипринесло двоих сыновей. Работа является одним из ключевых произведений русского авангарда, так как объединяет в себе элементы европейского импрессионизма и совершенно новаторского направления, созданного Гончаровой и ее мужем – т. н. «лучизма». Пикассо хватило на целых десять лет.
Или рисует ее в том самом абстрактном стиле, который Ольга так не любила. А там царила его жена, его величественная Гала. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Спокойное, одухотворенное юное лицо, на котором улыбаются не губы, а глаза.
Ввозрасте 23лет Симонетта умерла отчахотки, несмотря настарания лучших придворных врачей. Помимо 150 картин, 200 рисунков и многочисленных акварелей, Мария Башкирцева оставила после себя и литературное наследие – «Дневник», который вела с 15 лет на французском. Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Ежедневно напротяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера.
Такая необычная цветовая гамма призвана усилить эмоциональное воздействие на зрителя. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и кокошнике ведет под уздцы двух коней. В результате жена князя Черкасова была вынуждена уступить уговорам.
Говорят даже о «рокотовских глазах» как особенной черте творчества художника. После его кончины Лидия прожила еще долгую жизнь, но никогда не могла забыть Матисса. Они подолгу жили в разлуке, но Моне не мог долго продержаться без своей семьи. У Пикассо появилось новое увлечение и в конце концов Ольга не выдержит и уйдет. Вот барон Иоганн Корб: «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой».
Выразительны были и камерные портреты. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. Правда Эдма, в отличие от Берты, больших успехов в профессии не достигла. Одна из самых известных Татьян — Татьяна Шувалова.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Чечилия Галлерани была девушкой изблагородной итальянской семьи, которая ввозрасте10 (. ) лет уже была помолвлена.
Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства.