Громоотвод в форме колеса с шестью спицами и сейчас можно увидеть на старых постройках. Однако, как показала археология Древнего Востока иантичности, замногими легендами стоит подлинная реальность. А потом смилостивился, обустроил пир в Дыевых хоромах. Был он так громаден, что не мог найти себе ни крова, ни приюта.
2. И тут лопнул один гайтан — крест со спины свалился. Однако не совсем так. Рогатых олених не бывает в природе, но на вышивках у каждого зверя – рога.
После сотворения мира жил-был на земле великан. Недаром существовало в древности личное имя — Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Вук, а у немцев — Вольф). Тут-то богатырь головы эти змеиные и срубил.
Но недолго длилось их счастье: вскоре занедужила Авдотья Лиховидьевна и отдала Богу душу. Молнии были его оружие — меч и стрелы радуга — его лук тучи — одежда или борода и кудри гром — далеко звучащее слово (обычный эпитет Перуна — громовник) ветры и бури — дыхание, дожди — оплодотворяющее семя. Селигер с горбом – множеством островов, а Ильмень без горба – без единого острова. Внешний круг предназначался для потребления жертвенной пищи и назывался требищем. Черная наука — чернокнижие, злое волхвование, колдовство.
Сел на коня, подбоченился и соколом полетел прямо к палатам Елены Прекрасной. Они сверзились с небес и начали падать на землю. «Рамень», «раменье» в русском языке — лес, поросль, «раменный» — боровой, лесной — происходят от одного корня со словом «рамена» — плечи «шкура» в некоторых областных наречиях обозначает древесную кору волосы народный эпос отождествляет с травой, а траву и цветы называет волосами земли.
Потом заманили его в высокую траву и ну кататься по ней. Конечно, он может и во сне щекотать и греметь по ночам посудою или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Стоило ему отправиться за данью, как налетели степняки и захватили крепость русичей.
Потом положил в котомку и зашагал на прииск. Оно называлось Боголесьем. Этим они отличались от русалок-водяниц, которые всегда живут в воде, там и рождаются.
«А ну как не сегодня-завтра подоспеет подмога стервятникам. » — горестно вопросил сам себя князь и окончательно впал в уныние. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Принято называть легендой сказание, вкотором поэтическая декоративность почти полностью заслоняет исторические факты.
Разрыв-трава ломает и все другие металлические связи: сталь, золото, серебро и медь. Но в женихи она выбрала Селигера. Обоготворение светил и ожидание от них даров плодородия, ниспосылаемого небом, влекли простодушных пахарей и пастухов древнейшей эпохи к усиленным наблюдениям за ними.
Ведьмы владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п. Знахарь — это деревенский лекарь-самоучка, умеющий врачевать недуги и облегчать телесные страдания не только людей, но и животных. Потом другой, третий Ночь вгляделась во тьму и своими чудесными очами, которые могли проницать сквозь стены домов, увидела плачущих детей. Это именовалось капищем. Однако в древности его обычно изображали в виде медведя с секирой.
«Где же бывает оно ночью. Некоторые — в воду и стали зваться с тех пор водяными, водяницами и русалками. Своих детей Бог им не дал и взяли они в дом приемную дочь.
Со временем под ее власть всецело перешло «бабье царство» и Мокошь стали представлять все той же длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а то Мокошь отпрядет. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Милостивым заботам этих существ и поручались такие места. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком.
Тяжелы были думы властителя. Чернить, очернять — клеветать, злословить. Зажигались пучки лучины и начиналось шествие вокруг деревни. До сих пор некоторые славянские народы называют дьявола Чернобогом. Слово «черный» — непременный спутник зла и страха. Истукан сего божества был в Киеве самым почитаемым и имел несколько святилищ. Отсюда ее почти безграничные возможности.
Все они были как на подбор, но Садко не стал брать «ни хорошую, ни белую, ни румяную», а взял, по подсказке Николая-угодника, покровителя корабельщиков, «девушку поваренную, ту, что хуже всех», но которая полюбила его. Книга будет прекрасным подарком всем любителям русской истории. Она насылает порчу на людей и животных, разводит влюбленных и разрушает добрые семьи — просто так, от злобной души, — выдаивает молоко у чужих коров, так что у них вымя сохнет, наводит погибель на чужие поля, может учинить засуху. «Там чудеса, там леший бродит. » И не только он: добрые домовые и опасные водяные, соблазнительные русалки и коварные ведьмы, чудо-птицы и говорящие звери, могучие великаны и прекрасные лебединые девы, оборотни, полевики, берегини. Жили-были богатый купец с купчихою.
Он сродни древнегреческому Эроту, богу любви и в то же время не чужд богу веселья Бахусу. Солнцевы девы умывают Солнце и расчесывают его золотые кудри (лучи), то есть разгоняя тучи и проливая дождь, они прочищают лик дневного светила, дают ему ясность. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как собственное имя демона — иссушителя дождевой влаги, представителя темных туч, окованных стужею. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, мое. » — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного. Это тоже знак Перуна.
Черная душа — человек злой, бессовестный. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Ночью Ильменю приснился сон, что его брат лежит и не может встать. Ярило — обаятельное славянское божество. Небесные лосиха и лосёнок – созвездия Большой и Малой Медведиц на небосводе. Воин тоже сорвал травинку.
Чурила золотом и камешками драгоценными поделился со Сварогом. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные здесь горел жертвенник и здесь «жрали бесам», то есть приносили жертвы богам. На Украине живо проклятие: «Чтоб тебя черный бог побил. » По всему славянскому миру до сих пор рассеяны географические названия, связанные с именем этого грозного бога: гора Чернобог, камень Чернобог, урочище Черные боги. Подкова на счастье и теперь считается вполне действенным оберегом.
Так и лежат до сегодняшнего дня. У тебя-де и коня-то нет». Лешие — его слуги.
В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом — и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость» глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Ночью взял он со стены острый нож и зарезал дочь: кровь так и брызнула. Этого и добивается Мракота. У подножия сего кургана — могилка ваших родителей. Рощи и леса почитались местами священными. Ночь видела, как разверзались могилы и из них выходили упыри и упырицы.
Вон там, где березка растет. А Волга погоревала и ушла к Каспию. В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой. » Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Ильмень, позавидовав счастью брата, послал ему проклятье: «Оборотись ты в озеро и пусть вырастут на твоей спине сто горбов».
Святобор — один из верховных лесных владык в славянской мифологии. Какие же силы и стихии были ему подвластны. Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет. Птица спорхнула к нему, а вслед за ней явился крылатый пес.
А Кассиопея – два мужика с косами, которые небесную траву косят. Молнии у него разные: золотые – живительные, лиловые – смертоносные. Она троекратно опахивалась межевою бороздою.
Подбежал парень к добыче орлиной — да так и ахнул. Отец научил, что делать влез Ваня в одно ухо коню, в другое вылез и сделался таким молодцом, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Пошел Ваня на кладбище, а у самого слезы от обиды текут. Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна)— древнейший персонаж славянской мифологии. Наконец она увидела легкокрылую ладью, запряженную золотыми лебедями.
С 2003 года мы издаем книги на тему Древнерусской культуры. Черным в народе и посейчас зовут нечистого, дьявола. Оба скрыли от вас тайну вашего рождения, но за это не осуждают Другая же причина такова. Обладая бессмертным напитком (живою водою дождя), солнцевы девы сами представляются вечно прекрасными и никогда не стареющими. Названия ноги, руки, пальцев и ногтей в санскрите (основе всех языков индоевропейской группы, к которой принадлежат и славянские языки) объясняются уподоблением человека растению. В тот же день обвенчались молодые и на пиру славном погуляли. К околице притаскивалась соха, в которую и запрягали повещалку.
Перун — грозное славянское божество, сын прабога Неба-Сварога. Рядом с ним увидел путник ту самую птичку, которая спасла его от смерти. Нарвал Прошка тысячелистника, приложил к ранам зверька да завернул его в свою рубаху. Наконец наступал заветный час — полночь.
Некоторые упали в лес — так возникли лешие и лесовухи. Баня всегда имела огромное значение для славянина. Спустя полгода, хорошенько пораскинув умом, он пустился в путь-дорогу. Лось и олень часто назывались сохатыми (да и теперь так называются), от слова «соха», называющего земледельческое орудие. Отсюда ее почти безграничные возможности.
Жалобный крик вдруг нарушил ее блаженство. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Треба — это языческое приношение и само ритуальное съедение жертвенной пищи волхвами и всеми присутствующими на богослужении. Жаль было купцу, да делать нечего. Сварог и Дый – оба боги, пришлось им разбираться друг с другом по-божески. За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней. Главное же дело его — досмотр за хозяйством.
Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Выросла она красавицей. Почему. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.
Все дело в том, что у древних славян был культ коня. Бог, родившийся от козы, заведовал ночным небом. Но добрая Лада своей сверкающей иглой надшивает плащ Ночены и заново наряжает свою подругу.
Иногда на мостах или на мельницах водяницы нападают на людей, норовя утащить их под воду. Скотина давно вся была заперта крепко-накрепко по хлевам, собаки — на привязи. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, вот таким образом хозяева в эти день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу. Черное платье — траурное, печальное. Иногда его видели в образе белой или черной собаки.
Ноготь вырастает на пальце, как лист на ветке. Мы не отслеживаем действия пользователей, которые самостоятельно выкладывают источники текстов, являющиеся объектом вашего авторского права. Где растет — никому не ведомо достать ее весьма трудно и сопряжено с большою опасностью, так как всякого, кто найдет ее, черти стараются лишить жизни. Убеждение, что природе нельзя наносить — по глупости или жадности — невосполнимый урон, возникло еще в глубочайшей древности.
Лесные жители изображались славянами не буквально. Веселый, разгульный бог страсти, удали представляется народному воображению молодцем красоты неописанной в белой епанче сидит он посадкой молодецкою на своем белом коне на русых кудрях венок цветочный, в левой руке ржаные колосья ноги у Ярилы — босые. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и баенниками, — особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «двуглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.
Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Разъезжает он по полям-нивам, рожь растит — народу православному на радость на веселую. Однако боги не пожелали пустить его в заоблачные выси, — ведь они сотворили великанов для жизни на земле, как и людей, — и он навеки остался между небом и землей. Всполошился весь молодой народ, братья усы навивают да коней чистят, а Ванюше не до того: отец недавно умер, надо на его могилке молитвы читать. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Звалась Ясуня иначе – Буря-Яга Золотая Нога. В древности были целые рощи и леса, которые посвящались именно Святобору. На ней плащ, сотканный из лунных лучей, а вокруг плывут ее дочери — звезды.
Конечно, любимая забава водяниц — вредить людям. «Капь» — означает изображение бога идола, статую. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями.
Черный глаз — завистливый, наводящий порчу. Вот таким образом и молились в рощах и лесах. Трещина разверзлась перед ним и он вошел в глубь горы. На них он несёт солнце. Нельзя было работать в овине и в Михайлов день (8/ 21 ноября) если кто затопит здесь печь раньше Воздвиженья (14/ 27 сентября), овин сгорит.
Вот таким образом-то и зовут знахарей «шептунами» именно за те заговоры или таинственные слова, которые шепчутся над больным или над целебным снадобьем. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко. Собрал Чурила друзей-великанов и начал обижать воинов Сварога. Вдруг шипение послышалось вокруг: это просыпались змеи. —Открою тайну: вы — родные братья. Это бог лесов, покровитель охоты.
Позднее оно было распространено напроизведения древней поэзии ифольклора. Да еще, как назло, зарядили дожди — тут уж не до натиска, не до приступа.
Из последних сил влез человек на другую сторону горы — и от сердца у него тотчас отлегло. Она упала на землю и Солнце на один миг задержало на ней свой сияющий взор. Пожалели сирот добрые люди, одного брата взял в семью рыбак, а другого пастух.
Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Золотой конь небесный – солнце, позже – колесница, но тоже запряжённая лошадьми. Охотничья эпоха была богата на тотемы и одним из самых ярких и распространённых почитаемых животных был олень (или лось). Лешие есть в каждом лесу, а Святобор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин. Здесь находились святилища богов, здесь венчали молодых «круг ракитова куста» — то есть обводя их вокруг дерева, как бы замыкая круг жизни (позднее символом этого стало хождение вокруг аналоя и надевание обручального кольца).
Негоже в таком святом месте кощунные споры затевать. Но он был не только божеством, но и героем. Больше всего вреда наносят ведьмы в полнолуние или новолуние, в грозовые «воробьиные» ночи, когда черт воробьев меряет, а еще накануне больших годовых праздников: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещенье, Пасху, Рождество. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: «Чур тебе на язык. » — и злое пожелание не сбудется. Чем опасна ведьма. Тогда ночь делается сумеречная, страшная.
Обуяла его страсть нечистая, сотворил он над девицей великий грех и понесла она чадо. Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Они полюбили одну девушку – Волгу.
С этим вместе он признавался и богом плодородия к нему воссылались мольбы об изобилии плодов земных по его рогу, наполненному вином (вино — символ дождя), гадали о будущем урожае. Но тяжко, скучно ему одному: горько рыдает великан и слезы его дождем льются на поля и нивы, а от его стонов рождаются рокочущие громы. В году 1200 по рождеству Христову случилось в селе Дивееве чудо превеликое и престрашное. Тот оттаял окончательно и взял Чурилу к себе на службу.
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Священное дерево Перуна — дуб, символ крепости и здоровья иногда его до сих пор так и называют — «Перуновым древом». Лешие сгрудились на опушке леса и с вожделением посматривали на спящие селения. Путник утолил голод и жажду и решил, что попал в самый Ирий-сад.
Черная болезнь — падучая, черная немочь — скотская чума. Рога в доме – символ солнечных лучей, тепла. Но что это. Баба-Яга Костяная Нога да и только. Похоронил ее, поплакал и стал на свою дочь засматриваться.
Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. В самом слове «черт» слышен отзвук этого имени. Сначала Сварог побил Дыя, загнал его людей в подгорную землю.
Вот таким образом при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: «Чур меня. », то есть попросить: «Чур, побереги меня. » Даже тайны мыслей человека он охраняет. В доисторические времена вместо храмов посвящали богам ручьи и колодцы. «Раз брат не может встать, так я тоже буду лежать»- решил Ильмень. Встал перед Ваней как вкопанный, словно перед хозяином.
Девушка поняла, что сейчас появится ее возлюбленный и прижала руки к сердцу. И вот встал его отец из домовины и говорит: «Не плачь, сын, помогу твоему горю». Боги — суровые, но справедливые. Забыл обо всем, не ведал, сколько времени прошло. Обессилить такую злую деву можно, выдрав у нее как можно больше волос.
Младшего с собой не взяли: «Где, — говорят, — тебе. Вообще, угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Тем временем купчиха заболела и умерла. Также нечистая сила может являться в образе вороха сена или катящегося клубка, пыльного столба, вдруг нападающего на человека (особенно этим отличаются встречник или дедушка степовой), скидывается колесом, синими блудячими огоньками Впрочем, она может принимать любой облик, вещает громовым голосом и перемещается с необычайной быстротой. — спрашивал себя древний человек. — Куда скрываются его животворные лучи в зимнюю половину года. » Фантазия людская творит для него священное жилище, где божество это устраивается после дневных трудов и где скрывает свою благодатную силу зимою.
Видите. Там под страхом смертной казни запрещено было даже ветки с деревьев ломать, не то что заготавливать лес. Но в то же время это было таинственное место. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. К изданию допускается только самая правдивая информация.
Отсюда могильные курганы, кладбища — «селения мертвых». В этом образ древней богини женских ремесел слился с образом Пятницы, которой приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель название такого обряда — «мокрида», как и имя Мокошь, граничит со словами «мокрый», «мокнуть». На перекрестках поселились встречники. Это был огненный круг. Ну а если там еще пробегала вода, это место было особенно удачным для вознесения молитв. Он почитался покровителем и оберегателем границ поземельных владений.
Баня всегда имела огромное значение для славянина. Иные рухнули в омуты или болота — это омутники и омутницы, болотники и болотницы. Черный день — тяжелый исполненный беды. Имя его переводится в нескольких вариантах как «Разящий», «Первый» и даже «Правый». Очень давно жили родные братья: Селигер и Ильмень. Пожалел он о проклятье, да поздно.
Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.
Но в то же время это было таинственное место. И вот задумал он взойти на беспредельное небо.
Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал. ЛЕГЕНДА (лат. Первоначально понятие легенды связывалось сосредневековой житийной литературой. Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор.
— а выступишь из круга, черти разорвут на части. Однако путь был долог, застигла парня в пути ночь. Как видно из названия, жил этот дух в овинах (на гумнах)— строениях, где крестьяне в старину снопы сушили. Парень за ними, они от него — так и бегали всю ночь.
Перед прилетом змея затаился богатырь за камнем, где красавица стояла. И вот настает утро. Погребальный костер и вообще все жертвенное сожжение называлось крада. Если приложить разрыв-траву к запертой двери или замку, они немедленно разлетятся на части, а если бросить в кузницу — ни один кузнец не в состоянии будет сваривать и ковать железо, хоть бросай работу.
В заповедных лесах, святых борах охота и вырубка деревьев запрещались под страхом смерти. Это древний бог грозы, грома и молнии. Лежит на траве непомерно большой золотистый крот и кровью истекает.