Но при таком темпераменте, не выражавшемся, впрочем, в его жизни, он все-таки настойчиво преследовал художественную идею и трактовал ее на всевозможные лады, чему много доказательств в 6000 рисунках, оставшихся после его смерти. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. По словам Ф. Энгельса, «установленные победой разума общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 387).
Но всегда образ автора -- это такая конденсация эмоций, настроений, мыслей или бытовых и биографических деталей (в лирическое произведение как бы попадают обрывки авторской линии отчуждения, более полно представленной в поэме), которая вытекает из оппозиции окружению. Россини и Дж. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Другой формой ухода от пошлой прозы современной жизни была так называемая романтическая ирония, не только дававшая автору-романтику право на острокритическое изображение современности, но и выражавшая вечную неудовлетворенность художника воплощением своего замысла. Поскольку в русле Р. шли успешные поиски нац. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии.
правдивости идеалы этого течения тесно сплетались с идеологией реализма. Их персонажи задумчивы, мечтательны. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). школы — от А. С. Даргомыжского до М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова. Фантастика является и разновидностью романтически-прекрасного.
В картине "На пашне. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. Произошло сближение с русским народом других народов России. составов, особенно симф.
Заметить характерное, обнажить его — значит прорваться сквозь нивелирующую серую пелену ординарного восприятия и прикоснуться к действительной, причудливо пёстрой и бурлящей жизни. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. В картине "На пашне. Сент-Бёва. В картине Вид Московского Кремля от Устьинского моста (1818 год) на первом плане изображены полуразрушенные дома-печальное напоминание о пожаре Москвы 1812 года.
От портрета веет озаренностью вдохновения. У других мировое зло вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А. С. Пушкин). Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Типичным примером может служить картина Петра Басина "Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима" (1830).
тенденции: в структуре — стремление к широте и непрерывности развития, отчасти и к «незамкнутости» формы в ритме — преодоление традиц. «Портрет отца (А. Он любил изображать библейские сцены и даже воображал, что к этому роду у него особое призвание помещал фигуры среди больших пейзажей романтического характера.
Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Беньяш Р. М. Павел Мочалов. Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Открытая романтиками для искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников «Голубой розы».
Автопортреты Тропинин писал дважды. Алексей Гаврилович оставил о себе добрую память не только как художник, но и как выдающийся педаго. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства.
С. 24. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты.
Такая ситуация сложилась во Франции в первые годы существования Июльской монархии. Однако когда Дантан увидел, каким успехом у парижан пользуются его «забавные человечки», экспонированные в магазине Сюисса и Пассаже панорам, он превратил побочное занятие в главное дело своей жизни. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы.
В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Да, такими они и были, русские художники-романтики: Орест Кипренский и Василий Тропинин, опоэтизировавшие мир детства и создавшие галерею восхитительных женских портретов, с которых на нас смотрят вдохновенные, ангельски прекрасные лица Карл Брюллов, гениально изобразивший трагический момент гибели Помпеи Сильвестр Щедрин, воспевший романтическую природу Италии Иван Айвазовский – непревзойденный певец морской стихии Александр Иванов, мечтавший одной своей картиной переделать мир Михаил Врубель с его гордым и непокорным Демоном Виктор Борисов-Мусатов, полностью растворившийся в призрачном мире старинных усадеб, прекрасных дам и галантных кавалеров.
Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». В странах, боровшихся за свою национальную независимость (Италия, Венгрия, Чехия, Польша и др. ), становление романтизма протекало медленнее, но в некоторых из них романтизм существовал как ведущее направление в тентрическом искусстве до 2-й пол. Это был пик его творчества. Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Мальчик не позирует. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией.
Её развитие на сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. «Эстетика одного искусства есть эстетика и другого только материал различен», — замечает Шуман («О музыке и музыкантах», т. 1, М., 1975, с. 87). Весна, На жатве. Как это ни покажется парадоксальным, даже кощунственным на первый взгляд, созданные Домье в «Законодательном чреве» образы можно сопоставить не с литографиями современных ему карикатуристов, а с произведениями такого высокого ранга, как «Портрет Луи-Франсуа Бертена» Энгра. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Для ранних романтиков, ещё не знавших итогов Великой французской революции, разочаровывающим был общий процесс рационализации жизни, её подчинения усреднённо-трезвому «разуму» и бездушному практицизму.
Л., 1976. реалистич.
Но работа гладкая, слитная, повсюду одинаково обдуманная и одинаково ко всем частям картины относящаяся, как у Давида, не могла бы выразить то, чего искал Делакруа. На раннем этапе — творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Так ли это, сказать трудно. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос.
Свои самые знаменитые работы — "Сенокос", "На пашне. Весь данный художественный антураж не случаен. Это такие пьесы, как Иголкин (1835), где изображается подвиг купца Иголкина, пожертвовавшего жизнью, чтобы защитить честь своего государя – Петра I. Дедушка русского флота (1837), пьеса верноподданнического духа из эпохи Петра I, за которую Полевому царем был пожалован перстень. Белинский В. Г. О драме и театре.
Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Для них народный характер -- это характер героический, национально-самобытный.
Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Округлое лицо в очках излучает добродушие. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер.
Как существенный «плюс» этой книги следует отметить то, что она не ограничивается рассмотрением только собственно романтического направления в русской живописи, а показывает, как преломлялся романтизм в творчестве художников следующих поколений. 19 — нач.
Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. Ф. и А. Шлегель, Л. Тик, Ф. Шеллинг, Л. Арним, К. Брентано и др. ), у близкого к ним писателя Жан Поля, позднее у Гофмана, в Великобритании у поэтов т. н. «озёрной школы» (У. Тема страшного мира, свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом черном жанре (в предромантическом готическом романе – А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, в драме рока или трагедии рока, – З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Именно такое искусство стало образцом для романтиков по словам Шумана, «лишь этот чистый источник может питать силы нового искусства» («О музыке и музыкантах», т. 1, М., 1975, с. 140). Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному.
В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы. Но соединение «различных материалов» увеличивает впечатляющую силу художественного целого. В Германии романтизм сложился на рубеже 18-19 вв. Романтизм обогатил выразительные средства театра. Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно.
Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Русская и итальянская природа в пейзажах классицистов мало разнились между собой.
«Портрет М. Ю. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским задолго до его путешествия в Италию в 1816 году. обобщённостью) столкнуть прекрасное и уродливое, доброе и злое.
Причем экспонировал анонимно, считая, что еще слишком мало известен и ему следует «начинать без шума». Начиная с К. Ф. Э.
Это течение, как ни странно, широко распространилось совершенно во всех основных видах искусства (живопись, литература, музыка) и приобрело поистине массовый характер. 1814). Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма.
За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Охотно рисовали художники и собственные лица.
Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус — 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке.
Всё это граничит с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Лермонтов М. Ю. Собр. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
И Кипренский превосходно справился с нею. Где в тучах прячутся скалы. Так, романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Однако вследствие несложившихся отношений с учителем К. Блехен порвал с академической школой и уезжает в Саксонскую Швейцарию. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен.
Верди. и др. В картине На пашне. Свои самые знаменитые работы – Сенокос, На пашне. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819).
Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя во 2-м десятилетии 19 в., был явлением исторически новым и вместе с тем обнаруживал глубокие преемственные связи с музыкальной классикой. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Этот художник занимал особое место в искусстве. В нем противоречиво переплетались прогрессивные и реакционные начала.
Весна", "На жатве. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце, - писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский художник и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, – излюбленная тема романтического искусства, по-разному трактовалась художниками 1800-1850-х годов. Где люди вольны как орлы. и муз.
Есть у него и множество работ под названием Портрет неизвестного (неизвестной). Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына. Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи».
И Кипренский превосходно справился с нею. Романтизм в живописи и скульптуре был порожден теми же социальными факторами, что и в литературе. Некоторые из созданных Каратыгином сценических образов импонировали будущим участникам событий 14 декабря 1825 года социальной направленностью -- это образ мыслителя Гамлета (Гамлет Шекспира), мятежного Дона Педро (Инесса де Кастро де Ламотта) и др.
Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Города стали основными культурными центрами. Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. (И.
Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). — Н. Паганини (творчество Листа и Паганини явило собой и вершины романтич. Тем не менее, большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов ("Вид Одессы в лунную ночь", "Вид Константинополя при лунном освещении", оба – 1846).
развития до высоты, к-рой не знала музыка предшествующих эпох. (Франция), А. Каноппи (Россия) и др. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В. А. Жуковский). портретность развивалась у композиторов нац.
«Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. Это примерная схема, т. к. Крупнейшим драматургом-романтиком и теоретиком романтического театра был Виктор Гюго. Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей.
Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. romantisme, от франц. К примеру, немецкие и австрийские художники (К. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Имеющих последователей и наследников. 28 марта в галерее «Дом Нащокина» открылась выставка «Живопись эпохи романтизма из собрания Государственного Русского музея». Он говорил: Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. рисунка. Общее, социально-типическое проступало через остроиндивидуальное. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее.
культуры Польши, Чехии, Венгрии, Норвегии, Дании, Финляндии (С. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В. А. Жуковский). Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. цель — слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобретала идея синтеза иск-в. С. 149.
Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое. «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности. Их персонажи задумчивы, мечтательны. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Следовательно, не было и этой причины. 19 в. — у композиторов «Могучей кучки» и у П. И. Чайковского, позднее у С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». С. 407. Тем самым Домье решает двойную задачу: внутреннее пространство дается тоном, а отсутствие рамки (в литографированных портретах в рост была рамка) вызывает ощущение протяженности.
Так, Ференц Лист на рисунке (1832) Ашиля Девериа (1800 – 1857) исполнен благородства, возвышенности, чистоты.
Это было ново для русской живописи. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. В 1831 году он экспонировал законченный бюст в парижском Салоне.
Принципы романтического спектакля получили яркое выражение в режиссуре Л. Тика (Германия), в деятельности театральных художников П. Сисери, Ш. Сешана, Ж. П. М. Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы. XIX вв. Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма. М., 1953. Ф. Шопена, венг. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого.
Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. РОМАНТИЗМ (франц. Одним из лучших творений Кипренского является портрет А. С. Пушкина (1827).
и дал ему грусти и меланхолии меньше, нежели должен ее иметь шекспировский Гамлет. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли. Мотивы острого социального протеста несло в себе искусство Э. Кина. Главное внимание у Лермонтова – к душе человека и его духовному пути. Философская лирика Ф. И. Тютчева завершает романтизм в России.
Толстой и др. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Убыстренность развития наложила свою печать и на более зрелую стадию русского романтизма. тенденции заметно отразились у Дж. Писал Катенин и собственные драматические произведения.
Её развитие на сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. Под сильным влиянием Р. развивались молодые муз. мелодике действовали следующие гл. Это было подмечено и наиболее наблюдательными современниками. В XVIII веке русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального исключительного способствовал подъему этого жанра.
В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Однообразие нарушают лишь фигура лионского мэра Прюнеля, стоящего у барьера справа и физиономия оживленно беседующего Тьера в первом ряду слева. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. В случае с Наполеоном такого общения, естественно, не было.
Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Одной из основных черт театральной жизни Франции было сосуществование (далеко не мирное) двух групп театров — привилегированных, пользовавшихся правительственной поддержкой и государственной субсидией (ведущим драматическим был театр «Комеди Франсез») и большой группы театров на бульваре Тампль. Оба образа – и поэта и генерала – исполнены страстности.
Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. Дантан окончил Школу изящных искусств в Париже изучал в Италии памятники античности и Возрождения и мечтал о «большом стиле». СПб., 1895. Решалась эта идея тоже в духе романтизма изображением массовой народной сцены (а не героя в окружении второстепенных персонажей, как это требовалось классицистической традицией), причем отношение к стихийному бедствию выражено через чувство, психологию отдельных людей. и получил наибольшее развитие в 1-й четверти 19 века.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Тем не менее свое развитие этот стиль получил и в других европейских странах. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела).
Одним из лучших творений Кипренского является портрет А. С. Пушкина (1827) (См. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко «Путешественники, застигнутые бурей» (1796), «Автопортрет в шлеме» (1792). музыке романтич. Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте.
Следовательно, не было и этой причины. Но после войны народ не получил воли. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло.
— Ф. Листа итал. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Намечалось сближение прогрессивного романтизма с критическим реализмом.
С. 79. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь.
Бюсты Домье не экспонировались на выставках и о них знали лишь близкие художнику люди. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма.
прил. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. не стояло. Холст, масло. 20 вв. кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам.
В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.
Главное его достоинство — колоритность. Свои самые знаменитые работы — "Сенокос", "На пашне. В «Законодательном чреве» белое поле листа не вводится в рисунок. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св.
Творчество выдающихся композиторов предшествующего времени (включая не только венских классиков, но и музыку 16-17 вв. ) служило опорой для культивирования высокого художественного ранга. «Молодой садовник» (1817) Кипренского, «Итальянский полдень» (1827) Брюллова, «Жнецы» или «Жница» (1820-е) Венецианова — произведения одного типологического ряда. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме.
Период романтизма пережила и европейская и русская живопись. Однако реализм этот носил своеобразный и несколько условный характер. Е. Раев «Александровская колонна во время грозы», 1834).
В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. В романтическом театре получил распространение стремительный эмоциональный жест, лишённый нарочитой балетной округлости и «благородного величия», характерных для классицизма. К произведению Шаховского близки по духу были пьесы Н. В. Кукольника. В портрете Тропинина много простоты и естественности. Театр «Комеди Франсез» был аристократичен по составу своего зрителя и консервативен по своим эстетическим принципам.
Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах. Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г. ) художника Филиппа Отто Рунге. Тем не менее большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов («Вид Одессы в лунную ночь», «Вид Константинополя при лунном освещении», оба — 1846). Тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, — излюбленная тема романтического искусства, по разному трактовалась художниками 1800-1850-х годов. Холст, масло.
— Дж. образности. Решалась эта идея тоже в духе романтизма изображением массовой народной сцены (а не героя в окружении второстепенных персонажей, как это требовалось классицистической традицией), причем отношение к стихийному бедствию выражено через чувство, психологию отдельных людей.
К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Живопись не была исключением.
Немецкий романтизм не был монолитным направлением. муз. Основой театральной эстетики романтизма стало воображение и чувство. Романтики были настроены критически также к истории. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Однако трактовка сюжета содержит явные черты классицизма. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Белинский 8 раз смотрел Мочалова в этой роли. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: – картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), – портреты («Семья короля Карла IV», 1800), – росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), – картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. Далевая панорама Кремля, все соборы и башни прорисованы Воробьевым с величайшей точностью. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов.
Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский ("Морской вид", 1809)А. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. разработку этого конфликта Р. внёс большой вклад. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг.
Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. То же лирическое начало отличает и исполненные им виды петербургских окрестностей («Закат солнца в окрестностях Петербурга», 1832).
Художник запечатлел не милого друга веселой юности, не простого писателя, а великого поэта. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно.
Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Вот таким образом изображенные на рисунках люди кажутся нам близкими и понятными. Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей.
С одной стороны, это утверждение справедливо. Одним из которых было бидермайер. По мнению искусствоведов, Венецианов первым в истории русской живописи "метко схватил и воссоздал русский народный тип".
А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма появление после 1805 швабской школы литературного романтизма публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-1830 гг. Портрет сына — Арсения Тропинина — один из лучших в творчестве мастера. Музыкальный романтизм исторически был подготовлен также предшествовавшим ему движением литературному романтизму в Германии у «иенских» и «гейдельбергских» романтиков (В.
Одними из первых это сделали художники. В своем творчестве он стремился к созданию образа героической личности. Ближайшим соратником Гюго в его борьбе за романтическую драму был Александр Дюма.
Господствует чувство непринужденности, естественности. Такого рода связи очевидны, напр., в операх Верди, Бизе. Это был протест против духовного ущемления личности в условиях феодальной, а затем буржуазной действительности. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830).
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова. Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте.
Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен абсолютно новое эмоциональное настроение. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. От портрета веет озаренностью вдохновения.
Но после войны народ не получил воли. П. И. Р. в огромной степени обогатил индивидуализировал средства изложения (фактуру), сделав их одним из важнейших элементов муз. Эти же чувства владеют героем поэмы Мцыри.
До чего же хорош Захарка – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече. Благодаря творческим усилиям Рюда и особенно Домье в скульптуре «романтической эпохи» происходит также постепенное обновление изобразительного языка.
Гофмана. Мейербера. То же касается и использования инстр. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Критик Г. Жеффруа писал позднее о бюстах Домье: «В них Домье выходит за рамки индивидуального портрета, мы находимся перед человеческими типами, которые представляют интерес без того, чтобы были названы их имена». Самый талантливый из его учеников – Григорий Сорока – так и не получил вольной от своего помещика.
Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. Сложность технических приемов, характер фигуры менялись от произведения к произведению. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени.
Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. Г. Варнек ("Вид в окрестностях Рима", 1809) П. В. Басин ("Небо при закате в окрестностях Рима", "Вечерний пейзаж", оба – 1820-е). Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Он обрекал на подвиг, но раскрепощал душу.
В романтич. Эти устремления роднили многих музыкантов 2-й половине 18 в. с литературным движением «Бури и натиска». на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). Это был пик его творчества. Александр Гессе (род.
Однако ненависть к буржуазной цивилизации с её бесчеловечностью, духом торгашества, прозаизмом часто сближала идейно неоднородных художников. К карикатуре обратилась целая плеяда даровитых графиков во главе с великим Домье.
Это направление приобрело широкое распространение в конце XVIII века, охватив европейскую и американскую культуру, но позднее дойдя и до России. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. В 1827 было опубликовано предисловие Гюго к его драме «Кромвель» — теоретический манифест романтизма. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского.
Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. музыка 2-й пол. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен. Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова. Тропинину позировали государственные сановники, вельможи, воины, дельцы, мелкие чиновники, крепостные интеллигенты, деятели русской культуры.
Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность.
С ними же связано иск-во величайших мелодистов 19 в. Шопена и Чайковского. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. От портрета веет озаренностью вдохновения. В художеств. Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню.
Бородин, Ц. А. Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского – с бантом. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4.
С. 223. Кто такой романтик. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. В рисунке как бы сохраняется отпечаток руки, формирующей податливый материал. Он говорил: "Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих".
Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Хороший рисовальщик, он делал зарисовки костюмов используя в качестве образцов старинные эстампы, гравюры. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. традиции муз.
Шероховатая, бугристая поверхность, не скрытые, а ясно читаемые следы формировавшей массу руки подчеркивают динамическую устремленность, нервную энергию Домье, вызывая ассоциации с трактовкой образа в знаменитом «Автопортрете в зеленом жилете» Делакруа. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине.
Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. 19 в., когда основные пьесы Гюго.
В описаниях природы отмечалась ее духовность, ее соотношение с судьбой и участью человека. Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского — "с бантом". элементы ярко представлены уже у М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, во 2-й пол.
В таких оценках сказывались не только пристрастие романтического восприятия, но и внимание к чертам «предромантизма», реально присущим крупнейшим композиторам 2-й половины 18 — начала 19 вв. Даргомыжский, М. А. Этот же комплекс типичен для ряда нац. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2.
Да что вы. Весна женщина боронит поле. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя ("Автопортрет" М. И. Теребенева).
Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Весна" женщина боронит поле.
При этом он больше всего стремился к внешней исторической правдоподобности. Это так сложно для детского восприятия. » – воскликнут многие родители. Венецианов создал целую галерею портретов крестьян. средства оркестра и драматургию орк. Наибольший успех ему принесло исполнение роли Гамлета.
Красоту Невы, окаймленной прекрасными зданиями, воспевает Гнедич, Деларю, Языков. К лучшим среди работ Давида д39Анже принадлежат медали изображающие Альфреда Мюссе (1831) и молодого Наполеона (1838) 46. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены.
Нельзя также не отметить и таких британских писателей, как П. Шелли, У. Вордсворт, С. Кольридж. – писал А. Бестужев Пушкину в марте 1825 года, касаясь содержания пьес. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню.
Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме.
Грузный и тяжелый, почти безликий (волосы закрывают большую часть его лица), Прюнель воплощает плотское начало, свидетельствуя о бездуховности представителей палаты. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». 465, 5 х 651 см.
Роли Дона Карлоса и Франца (в драмах Шиллера Дон Карлос и Разбойники), Фердинанда (в Коварстве и любви Шиллера), Мортимера (в драме Шиллера Мария Стюарт) были сыграны Мочаловым с необыкновенной художественной силой. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Показательна в этом отношении эволюция ныне почти забытого, а в «эпоху романтизма» очень популярного скульптора Жана-Пьера Дантана (1800 – 1869). Он коренится в национальных традициях народа. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 – 1815), период зрелости (1816 – 1825) и период его послеоктябрьского развития.
В своих полотнах художники подчинялись только зову собственной души, уделяли большое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А. Де Виньи). Фридрих, Ф. Рунге, Й. Кох и др. ) особое внимание уделяли созданию меланхолических образов, отображающих мистические настроения своих героев.
Вас приятно удивят живые и увлекательные рассказы о людях искавших новую дорогу в искусстве, о том, как складывалась их судьба и о том, как рождались удивительные картины, многие из которых мы сейчас называем шедеврами. портретности. Возможность появления высокохудожественного карикатурного портрета была эстетически подготовлена романтической теорией, уравнявшей прекрасное и безобразное, возвышенное и гротескное. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона.
Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Большое значение имело требование воссоздания «местного колорита» исторической верности декораций и костюмов, жанровой правдивости массовых сцен и постановочных деталей.
Следовательно, не было и этой причины. Художники не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Т. 1. Венецианов создал целую галерею портретов крестьян.
В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Глинка С. Н. Записки о 1812 году С. Н. Глинки. Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Романтический герой всегда одинок. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский художник, гравер. Одним из лучших творений Кипренского является портрет А. С. Пушкина (1827) (См.
Весна", "На жатве. Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. В б т. Т. 6. Уникальность выставки заключается в том, что впервые за последние тридцать лет коллекция Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) будет представлена в Москве. Романтизм Романтизм (фр. С таким же вниманием он относился к созданию портретного грима. Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов.
Для романтизма характерен синтез родов и жанров их взаимопроникновение. На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. М., 1983.
Связь индивидуума и целого распалась. Один критик, мысленно обращаясь к временам Давида, говорит, что есть два рода новаторов: одни разрушают, другие создают. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр.
Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Темы многих пьес Кукольника также брались из русской истории.
Блестящее развитие жанр литературного портрета получил в творчестве Ш. -О. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Фантастика как контраст к прозаич. И это не случайно.
Однако трактовка сюжета содержит явные черты классицизма. Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил.
В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. «.
исполнительства), нем. Самые известные французские представители романтизма в живописи – Э. Делакруа, Т. Жерико, О. Домье и др. И в этом нравоучительном разделении добродетели и порока, а также в абсолютной красоте и пластике объятых ужасом людей ощущается явное влияние классицистических канонов.
Мальчик не позирует. Уже скульптурные сатирические бюсты Домье говорили о происходящих переменах. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Этот тяжелый изнурительный труд выглядит на полотне Венецианова возвышенным: крестьянка — в нарядном сарафане и кокошнике.
"Пейзаж должен быть портрет", – писал К. Н. Батюшков. Общеевроп. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты).
Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. оркестра. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Жерико, Делакруа и его последователи. Борьба человека с разбушевавшейся морской стихией – одна из излюбленных тем художника его бунтарского романтического периода.
Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Он требовал высшего напряжения сил, но зато очищал от ничтожного, суетного, пустого. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы.
19 в. — Р. Вагнером, И. Брамсом, А. Брукнером, Хуго Вольфом. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Его родители умерли, когда он был совсем юным. Через свое искусство художник смотрел на себя. Весь этот художественный антураж не случаен.
Пейзаж на портрете как бы "подыгрывает" настроению персонажа. Поскольку Р. усматривал во всех иск-вах единый смысл и единую гл. Эти театры вели трудную борьбу за свое существование, они сражались с преследовавшим их правительством, со своим ярым врагом — театром «Комеди Франсез» и это закалило их. В области инстр. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Вместе с тем, в строгой простоте облика, грустном выражении глаз ощущается зрелость поэта, много пережившего и передумавшего, достигшего зенита творчества. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко "Путешественники, застигнутые бурей" (1796), "Автопортрет в шлеме" (1792).
Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Принципы активного романтизма находят в русском изобразительном искусстве иное выражение. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. Приложение 2). Образ его исполнен таинственности.
Пейзаж на портрете как бы подыгрывает настроению персонажа. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. школ 19 в. В рус. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Одна из лучших работ Тропинина — портрет сына. Консервативные тенденции романтизма выразились в стремлении ряда актёров и режиссёров идеализированно воспроизвести на сцене «романтику» феодального средневековья, пробудить в зрителях монархических и националистического настроения, окутать события атмосферой тайны и рока.
Домье изобразил на литографии часть зала заседаний палаты депутатов. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». регулярности метрич.
Гофмана, К. М. Вебера, Л. Шпора, Г. Маршнера далее лейпцигской школой, прежде всего Ф. Мендельсоном-Бартольди и Р. Шуманом во 2-й пол. ассоциаций. «Характерное» привлекало романтиков в одних случаях как самобытное, цельное, оригинальное, в других — как странное, эксцентричное, карикатурное.
Начало XIX века — время культурного и духовного подъема в России. Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. акцентов и любой автоматич. Они то являются в привычной и естественной роли творца ("Автопортрет в бархатном берете" А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя ("Автопортрет в шлеме и латах" Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов.
соч. «Классицизм импрессионизм, романтизм. Через пейзаж, немного фантастическое, утрированное изображение деревьев, цветов и птиц, художник также пытался открыть многоплановость человеческой личности, ее схожесть с природой, разнообразной и непознанной. В своем творчестве художники во многом опирались на наследие давних цивилизаций и эпох (Средневековье, Древний Восток и пр. ).
Это был пик его творчества. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю.
Вагнеровский идеал «бесконечной мелодии» включил в себя все названные тенденции. Только за некоторыми из них Домье давал легкую штриховку – намек на пространство. Р. развил колористич. Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции.
К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. В портрете Тропинина много простоты и естественности. В письме, адресованном сыну живописца, он написал: «Я не хочу никакого гонорара.
Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. В литературном творчестве конца 20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Актёры консервативного романтизма часто подменяли подлинную эмоциональность игры риторическими эффектами, мелодраматизмом, спектакли отличались пышностью декорационного оформления, в то время как деятели демократического романтизма главным в сценическом искусстве считали человека, его душевный мир.
Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России. Блехен по своей тематике — художник-пейзажист. не стояло. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта.
Интерес декабристов к театру был тесно связан с их политической деятельностью. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами.
Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят. Отправной точкой для художника послужил портрет Гро «Наполеон на Аркольском мосту». Автопортреты Тропинин писал дважды. П. Заболотский. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
Дитерля, П. Делароша, Л. и К. Буланже, А. Девериа и др. Я невольно отдаю преимущество тому, что колеблет душу, что ее возвышает, что трогает сердце, Королева Н. Декабристы и театр.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Есть у него и множество работ под названием "Портрет неизвестного (неизвестной)".
Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Приложение 2). Они ориентированы на натуру и писались явно с ее использованием.
Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева). П. С. Мочалов охотно обращался к западноевропейской классике, к драмам Шекспира и Шиллера. как свобода познания, смело устремляющегося в мир «странного», чудесного, неизведанного как бы наперекор филистерскому практицизму, убогому «здравому смыслу».
Напомним, что портрет Бертена был закончен в 1832 году, как раз в то время, когда Домье работал над серией сатирических портретов, положенных в основу «Законодательного чрева». Но для русской живописи он оказался больше, чем просто этапом продолжительностью в три десятка лет: романтизм на столетие вперед определил мотивацию художников, весь внутренний «драйв» их творчества. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья). значение получило творчество польского комп. Не была исключением и живопись. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И.
Так в чём же между ними разница. Ранние работы Щедрина-виды Петербурга-восходят к классической традиции городского пейзажа Ф. Алексеева, но смягчены лирическим восприятием облика Северной Пальмиры. Беньяш Р. М. Павел Мочалов. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе.
Гоголь Н. В. «Последний день Помпеи» (Картина Брюллова) // Гоголь Н. В. Собр. Он не озабочен благопристойностью своей внешности: пышных волос не касались гребенка и щетка, на плече – край клетчатого плаща прямо поверх домашней рубашки с распахнутым воротом.
Это был протест против духовного ущемления личности в условиях феодальной, а затем буржуазной действительности. Вопроса о капитализме в России начала XIXв.
Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги.
Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева). Безусловно, романтизм в живописи представлял альтернативу идейному, программному, принципиальному миру искусства эпохи Просвещения, в котором всё подчинялось общественным задачам.
Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы. Л., 1976. С. 93.
Г. Ваккенродер, Новалис, бр. У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А. С. Пушкин). Романтики не были социально пассивными. В сущности, в принципе «романтической иронии» сказывалась основная тема немецкого романтизма — тема разрыва между мечтой и действительностью, особенно полно выраженная в пьесах-сказках Тика.
Он пишет сцены на набережных, любуется морскими гротами и скалистыми бухтами. подлинности, социальной и психологич. Если говорить о романтизме в литературе, то в этом жанре искусства подобное направление впервые появилось в Германии в трудах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Девериа представил себя мучительно неудовлетворенным, мрачным меланхоликом (1831, литография), а Гаварни (1804 – 1866) отметил в автопортрете (1842) элегантность и светскость. Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. М. Ю.
соч. По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета.
Известность же пришла к Домье как к автору литографированных сатирических портретов, помещавшихся на страницах популярных сатирических журналов 1830-х годов «Caricature» и «Charivari». Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Расцвета французский романтизм достиг в 30-х гг. С. 223. Обаятельный облик задумчивого и сосредоточенного Делакруа запечатлел на литографии 1832 года Жан Жигу (1806 – 1894). Эти идеи питали романы Гюго, его драматургию, публицистику и политические памфлеты.
Однако по своему содержанию он не очень отличается от соответствующего эпитета. Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Карикатурные портреты были для него вначале любительским занятием. Романтики не были социально пассивными.
Образ при этом, несомненно, выглядит обедненным, ограниченным. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи).
Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Представителем революционного романтизма был великий русский актёр Мочалов.
За его спиной – величественная панорама Кремля. Традиции романтического искусства проявились в творчестве Ж. Филипа, М. Казарес и др. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Р. особенно широко представлен в музыке Германии и Австрии. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом.
Это было ново для русской живописи. Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). Так что знакомство с романтизмом неизбежно и необходимо.
Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Надо сказать, что одним из "открытий" русского искусства XIX в. был детский портрет. Особо плодовитым и не лишенным дарования драматургом этого направления был Н. А. Полевой. Лето" — художник создает в 20-е годы. Оба художника – каждый в своем жанре – отразили вступление в жизнь нового поколения буржуазии, так называемой «финансовой аристократии». Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом.
Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Интерес к сказочному и таинственному ярко выражается и в творчестве таких всемирно известных писателей, как В. и Я. Гримм, Э. Гофман и др. Следует отметить, что литографированные портретные бюсты выделялись на чистом поле листа. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. В России не без влияния романтич.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Решалась эта идея тоже в духе романтизма изображением массовой народной сцены (а не героя в окружении второстепенных персонажей, как это требовалось классицистической традицией), причем отношение к стихийному бедствию выражено через чувство, психологию отдельных людей. Примеру Сент-Бёва следовали Г. Планш, Т. Готье, П. Мериме и многие другие.
Это путь к совершенству, к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого (А. Де Виньи). Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. В дальнейшем Домье придет к еще более смелым художественным решениям, примером тому является «Автопортрет» (около 1855, гипс, Милан, частное собрание). реальности сродни лирике и часто, особенно в музыке, переплетается с последней. Лето – художник создает в 20-е годы.
Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Добравшись до царя, девушка вымолила у него прощение отцу. Детей даже одевали в наряды, ничем не отличавшиеся от взрослых: в середине XVIII в. девочки носили тесные корсеты и широкие юбки с фижмами. Округлое лицо в очках излучает добродушие.
В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Подобным финалом автор еще раз подчеркивал справедливость и милосердие царской власти. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Вопроса о капитализме в России начала XIXв. За его спиной — величественная панорама Кремля.
Перед нами – во многом нарочитый, утрированный облик артиста, противопоставляющего собственное Я окружающей действительности. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Сначала он исполнил изображение в гипсе, затем начал переводить его в мрамор. Так, нет здесь произведений, подобных, например, Думам Рылеева или пушкинской Вольности.
Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Романтики были настроены критически также к истории. Новое направление, данное живописи, к которому быстро примкнули очень многие, было названо романтическим. Просветительство проповедовало новое общество как самое естественное и разумное.
Весна" женщина боронит поле. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен.
Как и других пейзажистов своего времени, Щедрина влечет изображение воды, воздуха, неба. Орловский. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер».
Л., 1975. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё.
Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Города стали основными культурными центрами.
В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Отчетливей всего эта тенденция сказалась в драматургии Клевета. Лето" — художник создает в 20-е годы.
Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Исторические условия в России были иными. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма появление после 1805 швабской школы литературного романтизма публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-1830 гг.
Тому и другому были присущи общие Основные черты. Муз. Мусоргский, А. П.
Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Менье). К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским искусства и жанра портрета в особенности. Но после войны народ не получил воли.
Это было подмечено и наиболее наблюдательными современниками.
«Портрет отца (А. 491 х 716 см. рис. Зрителей привлекал трагический пафос его дарования. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа.
В Италии романтич. 9).
Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Одна из лучших работ Тропинина – портрет сына. Наиболее выразительными были портреты творческой интеллигенции.
У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Мочаловский Гамлет был героем активно мыслящим и действующим. Надо сказать, что одним из открытий русского искусства XIX в. был детский портрет. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут.
При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" – А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, в "драме рока" или "трагедии рока", – З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия).
Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Отличительная особенность альбомных портретов — живость их исполнения.
Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы. Одними из первых это сделали художники.
В стремлении к этой цели сложилось типичное для романтиков иск-во лит. В 4 т. Т. 2. повторности в интонац. Так ли это, сказать трудно.
.