Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту. Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Венецианов Алексей Гаврилович Захарка. была в их числе.
Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны». Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни.
Содержание событий мгновенно угадывается зрителем. Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1876.
Вишнякова. Весна, На жатве. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели.
Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны. Какими беспощадными штрихами дан образ старой девы. Но не это стало для художника главным в картине. «Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов. По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции.
Савицкий показал картину «Встреча иконы» (1878). Родился в Москве 22 июня 1815 года. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»).
Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту. Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен.
Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Как в самой крестьянской жизни, где уживаются наивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедительно и появление колдуна и беспокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза» и их любопытство и деланное равнодушие дьячка, «не замечающего» колдуна и т. п. Вместе с тем в этой патриархальной деревне с ее народным искусством и полуязыческими обрядами есть что-то очень поэтическое. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше.
Несмотря на ряд недочетов, картина Перова имела успех. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину». У подъезда земской управы группа крестьян. Особенно важное значение для решения крестьянской темы в живописи передвижников имела картина «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке.
Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, высмеивая человеческие пороки и недостатки. В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. Государственный Русский музей. Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне.
В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А.
Именно из первых христианских мотивов направление перешло в средневековое искусство, где подобные изображения стали использоваться на колоннах и в текстах манускриптов. Санкт-Петербург. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Значение Перова в истории русской живописи огромно. Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы.
Сюжет картины На жатве почерпнут из повседневной народной жизни.
Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Золотой Плес", 1889 " После дождя. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого.
1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка. Как и сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так и картины А. Г. Текст слайда: Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). К началу 1880-х гг. В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора» и исторический художник И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.
Картина Спящий пастушок была написана А. Г. Венециановым в период с 1823 по 1826 годы. Однако занятия живописью для молодого человека являлись скорее увлечением. Не явись Федотов — русская живопись, быть может, ещё долго не обратилась бы от школьных измышленных, чуждых общественного интереса задач к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами.
Оп – настоящая «военная косточка». Имея прекрасный голос пел в церковном хоре, сочинял стихи. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русскогоромантизма.
Вишнякова. 1824 год. Одинокая фигура крестьянки в санях кажется воплощением безысходного терпения. Холст, масло 60 х 48, 3. Москва.
Конькова считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны». Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Холст, масло 51, 2 х 65, 5.
Государственный Русский музей. Побудительным мотивом к ее созданию, как сообщает саем художник, было знакомство с картиной Франсуа Гране «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме», находящейся в Эрмитаже. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Творчество Мясоедова.
Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. К нему в полной мере применимы слова, сказанные Гоголем об А. С. Однотонные желто-коричневые краски (желтый гроб, желто-коричневые тулупы, гнедая лошадь), объединяя в цветовом решении изображенную группу, также молчаливо говорят об одиночестве запечатленных людей, предоставленных в жизни только самим себе. Текст слайда: Исторические темы в картинах Перова.
Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности. Весна. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро.
Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). Он стремился показать народ как движущую силу истории. Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках.
«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» – это конкурсная работа в связи с окончанием Академии. Этому способствует ритм уходящих в глубину бревен. (1851-1852). на смену академическому искусству пришел реализм. В картинах мастеров XIXв.
Следующим этапом в развитии бытового жанра русского изобразительного искусства является первая половина XIX века, когда предметом изображения правдивого и поэтического искусства стали прозаические мотивы повседневной русской жизни. Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника». Работы Танкова, как отмечает большинство исследователей, неглубоки по содержанию и не отличаются мастерством. Художники воссоздают жизнь деревни (А. В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением.
Это брак без поэзии чувства, без любви – это сделка. Текст слайда: С самого начала самостоятельной творческой деятельности Перов стал на путь социальной сатиры, получившей в его искусстве широкое развитие. Богатая гостиная обставлена по последней моде. Он выпускает офорты, высмеиваюшие увлечение высшего русского общества всем французским. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). Для майора служит товаром его титул, а для купца – приданое дочери.
Пытливый взгляд на чем-то сосредоточен. Текст слайда: Бытовой жанр в России. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). «Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. Потерпев неудачу, Алексей Гаврилович принял решение вернуться в тверское имение Сафонково. Бытовой жанр— жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. В картине этого же периода «Жнецы» (Приложение 5) Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю.
Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Художник точно и бесхитростно следует натуре, он внимателен ко всем ее проявлениям.
В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи. Подобные сборники носили название эхон. Он прошел выучку в академии и академики, не замечая того, чем грозило его искусство, одобрительно принимали его ранние жанры. Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью.
К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Горячая, прогретая земля. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности.
Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Е. А.
«Написать картину абсолютно невозможноне зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра», – пишет Перов.
Действующие лица на этом полотне живут в пространстве естественно и свободно. Белинского, Н. А. Мастер восторгался в любое время года и праздничными обрядами простого народа. Саввинская слобода", 1883).
Едкий обличитель нравов превращается в «поэта скорби». С полотна к зрителю доносится чувство умиротворенности и покоя. Кроме того, в архитектуре того времени тоже широко применялся бытовой жанр – примеры можно увидеть в каменных узорах готических соборов изображающих дровосеков и пастухов, виноделов и пекарей. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник». Это говорит о том, что на своих полотнах художник в первую очередь стремился воплотить идеал национальной русской красоты, которую видел в одухотворенности и высоких нравственных качествах.
Мясоедова «Земство обедает» (1872), показанная на 2-й Передвижной выставке. Как говорил сам художник, он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и работать «без примеси манеры какого-либо художника»1. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Значительное достоинство этой картины – то особое внимание, которое уделяет художник внутренней характеристике крестьян, умение создать выразительные типы, как, например, образ крестьянина, сидящего на ступеньках крыльца.
Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины Гумно, Утро помещицы. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова. Погиб Венецианов А. Г. Трагически. Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа.
Однако художник отступил от общепринятых норм. В живопись Перов вступает как жанрист. К сожалению, тип обвиняемого не удался Перову.
Исторические темы в картинах Перова. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова — Венецианов не касались. Первая половина 1820-х гг. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Он уезжает вместе с семьей в имение Сафонково Тверской губернии.
Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. Венецианов пишет картину «Гумно» (Приложение 4). Весна. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро».
Лето» (1830-е гг), в которой больше бытовой характерности (Приложение 6). Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом. Изображая крестьянок, Венецианов подчеркивает их красоту и спокойное достоинство. Расплываясь в угодливой, довольной улыбке, он спешит навстречу долгожданному гостю.
Венецианов решает получить официальное звание художника. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом.
Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. При первом взгляде на картину мы видим только фигуру крестьянки и лишь потом замечаем на дальнем плане фигурки других жниц. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство.
Особенно метко охарактеризован «молодой, но уже пройдоха» писарь его лицо выделяется живостью и выразительностью. В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится «перейти к делу». Жилинский, Г. М. Это сатира на ту форму брака, которая была принята в «свете».
Его верный пес с участием смотрит на хозяина. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Творчество Мясоедова. Драматизм, метафоричность, свойственная художественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине Анкор, еще анкор.
Но они, без всякого сомнения, были бы ещё более поразительны, если бы судьба обставила его жизнь лучшими условиями и не пресекла её столь жестоко и преждевременно. Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Отметим этапы творчества художника. Фирсов со своим «Юным живописцем» занимает хронологически первое место в этом списке. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни (Свежий кавалер, 1846 Сватовства майора, 1848). Конькова считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театральности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как огромное и безлюдное пространство силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны»1. Родился Алексей Гаврилович 7 февраля 1780 года в Москве.
1825 год. нежно организована и развивалась в чувствах. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Основой его творческого метода стало изучение действительности. Выражение томного восторга написано на ее лице. Тихий провинциальный городок.
Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Санкт-Петербург. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Брань под Красным. Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни».
В живопись Перов вступает как жанрист. С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Хотя чтобы их прочесть Федотову пришлось выучить самостоятельно немецкий язык, что ему удалось неплохо, поскольку впоследствии делал переводы русских стихов на немецкий. Линия горизонта и мысленные траектории движения боронящих землю селянок создают определенный замкнутый эллипс.
Текст слайда: Исторические темы в картинах Перова. Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Венецианов Алексей Гаврилович, Гумно. Федотов, говоря словами Белинского, обладал «вероным взглядом на жизнь» и этот взгляд открыто выражен во всех его произведениях. Сговор переносит зрителя в праздничную обстановку. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве. Большую эмоциональную роль в картине играет невзрачный пейзаж деревенской околицы.
Большие картины остаются незаконченными. В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. История русской культуры М, 95, с. 82. Обогатив почти все жанры живописи, он наметил пути их дальнейшего развития.
Серебрякова, Д. Д. Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении.
М., 1961, с. 16. Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки. Краски легки и прозрачны.
Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. Художники начали изображать карнавальные и свадебные обряды, а также сцены, посвященные жизни разных сословий. Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом. Не один Шибанов обращался к этой теме.
Исторические темы в картинах Перова. Большие картины остаются незаконченными. В картине «Гумно» изображенный изнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. Художник с особым чувством относился к этому краю. В 1779 г. исполнена картина (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне».
В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). Государственная Третьяковская галерея. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. В искусство XIXв.
«Две женщины на веранде».
В. Герасимов). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Текст слайда: В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – "Земство обедает" (1872). Негативные выводы приходят к зрителю не в результате чего-то непосредственно воспринимаемого, а как плод размышлений их итог. Комический случай приобретает в трактовке Федотова большой обобщающий смысл, образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом.
А. Пластов), города (Ю. И. Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие. Художник успешно справился с поставленной задачей. Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Это истинно русский пейзаж именно в этой картине природа представляется художнику, по выражению поэта, как приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
Пушкине. Коржев, В. Е. Особое место в искусстве XIXв. (К. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873) И. Е.
Государственная Третьяковская галерея. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым.
По настоянию отца Алексей Гаврилович определился чертежником в землемерное управление. Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину».
Одной из лучших работ Венецианова является картина «На жатве. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. Колорит картины очень темный, лица крестьян маловыразительны. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
В корпусе среди прочих предметов преподавали и рисование. Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье.
В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Наполнение страниц поможет восприятию информации. Его образ полон достоинства и жизненной правдивости. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи.
Правда, многим работам А. Г. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре. Поза «свежего кавалера» – пародия на величие античных статуй: выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд. Большая многофигурная картина «Никита Пустосвят» (1881) свидетельствует об огромном труде художника в области исторической живописи. Свое эмоциональное состояние он вкладывает в содержание произведения. Рождение бытового жанра граничит с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847).
Примитивная прямолинейность обиаруживает себя и в главе семьи. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого.
Картина Ивана Фирсова «Юный художник» – одно из первых произведений русской жанровой живописи.
Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А. Г. Эта картина продолжает критическую линию, определившую дарование Федотова. Одновременно развивается салонный бытовой жанр, в котором представлен идеализированный быт и прошлого и современности (Ф. Крестьяне в его картине позируют и Венецианов не скрывает этого. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Этот полуфантастический образ органично гармонирует с реалистическим пейзажем.
Саврасов один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 — начала 20 вв. Вторую серебряную медаль Перов получил в 1856 году за «Головку мальчика», написанную с младшего брата. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире.
Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал. В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные перемены в академической живописи. При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него.
Теперь же, много лет спустя, подойдя к созданию исторической картины зрелым мастером, Перов поставил очень сложную задачу — написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого.
В 1878 году на 6-й Передвижной выставке показал картину «Встреча иконы» (1878). Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Венецианов Алексей Гаврилович Спящий пастушок. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П. А. Федотов (1815-1852).
Текст слайда: В самой ранней из известных нам картин «Приезд станового на следствие» (1857) Перов обличает взяточничество и самоуправство сельских властей. Москва. Но дальше этюдов работа не двигается. Однако, поэтическое видение мира в ней является также определяющим. Жаркий июльский полдень.
Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. А. Бронников, К. Е. Маковский).
Художник Венецианов в картине Вот-те и батькин обед. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину — «Суд Пугачева». Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире. Большая многофигурная картина «Никита Пустосвят» (1881) свидетельствует об огромном труде художника в области исторической живописи.
Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Так в русскую живопись вошла новая тема, связанная с поэтической стороной народного быта. Венецианова свойственна некоторая идилличность. Возможны и иные варианты взаимоотношений искусства и действительности: «Часто произведения искусства имеют и другое значение – объяснение жизни», а также «приговора о явлениях жизни».
Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Бравый служака с его горделивой осанкой смотрится как существо иного, «высшего» по отношению к купеческому миру порядка. За нее он получил в 1858 году от Академии первую серебряную медаль. 1823 – 1826 гг.
Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета. Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром. Главное для него – верно изобразить натуру.
Он одним из первых среди художников выступил против вопиющего бесправия и угнетения, в котором находилось русское крестьянство в пореформенной России. Программной работой этих лет стала картина «Утро помещицы» изображающая повседневную сцену из жизни помещичьей усадьбы. А. Г.
в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту. В полотне На жатве. Основой его творческого метода стало изучение действительности. По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества— однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей.
Развитие бытового жанра в русском искусстве связано, прежде всего, с ростом демократических и реалистических тенденций, с обращением художников России к широкому кругу областей народной жизни и трудовой деятельности, с постановкой важных социальных вопросов.
Однако при изучении биографии художника вскрываются совсем другие факты. Текст слайда: К началу 1880-х гг. Г. Г. Картон, масло 39, 8 х 30, 7.
1821 – 1822 гг. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Солнечный полдень.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). В левой стороне картины мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовится перейти к делу. Идейной программой для русских художников второй половины XIX века стала диссертация Н. Г. С огромной силой характеризует Федотов действующих лиц. Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах.
Пластов, А. А. Их веками игнорировало, не замечало искусство. В начале 1820-х годов И. Г. Картина На жатве. В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Одна из них – «Крестьянская пирушка» Ал. Горбатый жених, одетый со всей роскошью моды, с превеликим трудом преклонил перед нею колени, преподнося букетик цветов. Несмотря на скованность движений они сохраняют жизненное правдоподобие.
Легкий поворот головы мальчика придает всей композиции подвижность. Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова — Венецианов не касались. У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его» Иванов И. Передвижники.
Не один Шибанов обращался к этой теме. Дерево, масло 27, 5 х 36, 5. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А.
Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека. Сама жизнь сформировала этот тип.
В 1868 году Перов создает одну из лучших своих картин – «Последний кабак у заставы» (Приложение 15), отличающуюся большой эмоциональностью художественного образа. Перов поставил в своем творчестве новую, актуальнейшую проблему своего времени, связанную с положением крестьян. Е. А.
В основном к ней обращались малоизвестные русские художники.
Необычайно ярко дан тип станового, по выражению Стасова, «старого выжиги из военных, грубого и бездушного, возросшего среди водки и побоев, безжалостного давителя и взяточника, смотрящего на крестьян, как на скот». Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. Нарядность одежды не скрывает прямолинейности ее натуры (по округлым очертаниям рта можно заметить – она кричит: «Дура. »). Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина».
Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов (На пашне. Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г. ). Это влияние называют японизмом. Судзуки Харунобу. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Его картины отражают быт простых крестьян.
К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Широко известна его педагогическая деятельность. Если облик персонажей первого произведения был окарикатурен в целях, как казалось мастеру, более резкого выделения идеи (это касается не только образа кавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанным, неприятным лицом, воровато бегающими глазками, со вспучпвшейся на животе одеждой), то основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Тишиной, уютом, покоем веет от этого произведения, в котором художник запечатлел жену Марфу Афанасьевну и крепостных крестьянок из своего небольшого имения.
Текст слайда: Значение Перова в истории русской живописи огромно. Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видели. Первой его самой жанровой работой считается картина Следствие кончины Фидельки 1844 г. В последствии он написал немало картин критически отражая обстоятельства, уклада тогдашней жизни: Свежий кавалер 1847 и Разборчивая невеста 1847 г., Сватовство майора 1848 г. и также заметны более поздние его работы Вдовушка и Анкор, еще анкор. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Презентация поможет учителям провести в 7 классе интересный урок изо на тему «Бытовой жанр в изобразительном искусстве».
Картина Вот-те и батькин обед. 1862-1864 годы художник проводит за границей. Яркое представление об особенностях жанровой живописи Венецианова дает картина На пашне. Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день.
Он стремился показать народ как движущую силу истории. Основываясь на материалистической эстетике В. Г. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе. Е. А.
Художник изобразил молодого офицера, который вечер за вечером проводит в отупляющей скуке. Своей глубокой идейной целеустремленностью Перов являет пример патриотического служения своей родине, своему народу. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Художник создал свою систему преподавания живописной науки.
Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья. Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Цветная гравюра на дереве. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров.
Мотивы о том, что пьянствовать и плутовать плохо, а жить в спокойствии семейного быта – хорошо, стали совсем ханжескими и обесценили это направление. Настроение одиночества создается светом и мастерски подобранной цветовой гаммой. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. У него старообразная физиономия сатира. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – «Странник».
Исторические темы интересовали Перова издавна. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. Вскоре (1819) Алексей Гаврилович оставляет службу. Творчество Мясоедова. Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на возвышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля – то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу серебристо-белыми облаками. В 1779 г. исполнена картина И. М. Танкова (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне».
Весна. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма.
Невеста же попросту миловидна. В полотнах воспевался мирный труд. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук – вот их обед. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов).
Но дальше этюдов работа не двигается. Венецианов еще не связывает фигуры единым действием или сюжетом. Борис Кустодиев был долго и безнадежно болен. Мы в ней. Персонажи картины «Тройка» (1866 г. ) изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.
В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). 1750. Однако А. Г. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780 г. – 1847 г. ) – классик русского изобразительного искусства, утвердивший бытовой жанр в качестве равноправной области отечественной живописи. Несмотря на всю живописность, картины эпохи Возрождения несли в себе и некоторую дидактичность. Только его творчество помогало ему сохранять свой природный оптимизм и делиться им с окружающими. «Свежий кавалер» – это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости.
П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. Добролюбова и Н. Г. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Сюжет этой картины незамысловат.
Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотношениях крестьян. К картинам бытового жанра принадлежит, например, полотно Г. Мясоедова (1835-1911). Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зеленого мундира ибо при внешней контрастности они составляют так называемые дополнительные по отношению друг к другу тона). Москва. Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок».
Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разга-дывается как кокетство. Заметно преобладание национальной российской сюжетики и особенно «больных» вопросов российской жизни. Сама жизнь сформировала этот тип. Ведущую роль в Бытовой жанр играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров.
Успех утвердил мастера в верности выбранного направления, у него появились влиятельные знакомые. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре.
В 1768г. Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Лирический русский пейзаж этого полотна создает особое настроение.
Там его живописный язык и колористическая гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность раннего творчества. Я решился победить невозможное. Из-за портьеры выглядывают радостно взволнованные родители, они возносят благодарение небу, подняв свои взоры к потолку.
По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме «Юный художник» не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия Балакина Т. И. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». И все же глядя на эти картины, показывающие устрашающих нищих в одежде с громадными заплатами, зритель чувствует подлинную монументальность персонажей. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже.
Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Он собирался получить следующее академическое звание – профессор перспективной живописи. жанристами-демократами -- В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты.
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Лето (как и в картине На пашне.
Черты нового направления – критического реализма – заложил в бытовом жанре Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852), чьи произведения буквально проникнуты духом сатиры. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Главное для него – верно изобразить натуру. Тщательно выписана его грузная, пузатая фигура, одутловатое лицо, спутанная борода, осовелые глаза, малиновая ряса и голубой омофор и облачение. Ок. Делакруа, О. Верне).
В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники».
Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства". Обогатив почти все жанры живописи, он наметил пути их дальнейшего развития. Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (Приложение 9).
Холст, масло 25, 8 х 20, 8. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как «Утопленница» (1867 г. ) и «Последний кабак у заставы» (1868 г. ). Неожиданно лошади понесли повозку испугавшийся кучер выпрыгнул из саней.
«Юный художник» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Произошло изменение жанровой структуры в искусстве второй половины XIX века, перенесение центра тяжести на жанровую живопись, большое значение портрета и пейзажа изменение роли исторической живописи.
Государственная Третьяковская галерея. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Пименов), семьи (П. Художник в полной мере отразил идеи передвижников. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.
Сюжет картины построен на контрастном сопоставлении. Исторические темы интересовали Перова издавна. Н. Г. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности.
В области изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры – вся вторая половина XIX века прошла под знаком борьбы с господствующим в первой половине академизмом. Изменилась тематика изобразительного искусства, выход общественных проблем в художественную сферу. Была приурочена к 250-летию изгнания польско-литовских интервентов из пределов России. Венецианов Алексей Гаврилович Вот те и батькин обед.
Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Крупным явлением в развитии русской национальной школы живописи стала картина «Бурлаки» (1870 – 1873), в которой молодой художник со всей мощью таланта дал волнующий образ угнетенного, но не сокрушимого в своей силе народа. Взгляд зрителя от фигур крестьян, сидящих на первом плане, следует дальше. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен.
Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Венецианов Алексей Гаврилович На пашне. Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова.
Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года. -1864 годы художник проводит за границей. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. В 1850—60-х гг.
В 1878 году на 6-й Передвижной выставке К. А. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур.
Весна». Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину — «Суд Пугачева». Однако эскизы перспективного вида Невского монастыря были отклонены Советом Академии. Несложный сюжет картины наполняется лирическим чувством любви к природе и человеку. Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое выражение. Веласкес и др. ).
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). В творчестве Алексея Гавриловича Венецианова большое место занимала детская тема. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), в частности, такие его высказывания как «Воспроизведение жизни – общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его». Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Спящие дети», «Странник». Никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах.
Плес", 1889 "Свежий ветер. Сокольники", 1879, "Мостик. Правда, многим работам свойственна некоторая идилличность. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. Мурашко, З. Е.
У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния). По стилю работ ученик Боровиковского. П. Кончаловский). Бытовые сцены известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
Волга", 1891–1895). Учитель рисования Каракалпаков часто ругал Федотова за лень и поправлял рисунки, но видимо разглядел в нем природный дар и дал ему прочесть книгу Писарева «Предметы для художника», чем и разбудил в юном кадете интерес к рисованию. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений.
Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. К середине 1840-х гг.
Венецианов вносит в портрет жанровые мотивы: Захарка перебросил через плечо топор, словно вот-вот примется за работу. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя.