Поэтому предлагаем вам освежить в памяти ваши знания о русской живописи: мы вам название картины, а вы определяете ее автора, делая выбор из двух предложенных вариантов.
Аполлинария Васнецова называют мастером эпического пейзажа. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Уехал в 1928. Сологуб, Леонид РомановичСомов, Константин Андреевич. Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов. С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. «Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов».
Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники.
До XV века существует единственная школа живописи – корсунская (греческая). Параллельно жанровой живописи развивается еще одно мощнейшее направление письма – пейзаж.
Картина «Волга под Симбирском» написана художником втовремя, когда оноставил Товарищество передвижников иотправился путешествовать постране. Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма. 3Книга посвящена истории развития русской живописи в течение семи веков – с XIII по XX.
Уехала в 1924. Синезубов, Николай Владимирович. человек (за 40 дней), в Берлине – 140 тыс. За пацифистскую позицию десятилетиями подвергался травле со стороны царского правительства. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. В 90-х годах 14 века художники расписали Благовещенский собор Московского кремля.
Лица женщин вокруг полны скорби, печали и страха. В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России. Все признавали искусством, а теперь отвернулись. Природа вего картинах становилась более таинственной ивеличественной, чем вреальности. Наиболее известная работа – «Апофеоз войны» изображающая груду черепов, выбеленных палящим солнцем. За свою работу Девушка с тамбурином был пожалован званием академика.
При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока. Имена величайших русских живописцев известны не только ценителям и критикам искусства, но и каждому школьнику. Далее – на броневик. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). Пейзажи онувековечивал нахолстах, асовременников-живописцев— накарте.
Мы видим на картине мужчин в белых рубахах, которых ведут на погибель. Про взрослых – искусство, а про детей, значит идеология. В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России. Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты.
– 23 июня 1852 г. ) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью». Уехал в 1921. Зак, Лев ВасильевичЗарецкий, Николай ВасильевичЗданевич, Илья МихайловичИванов, Василий Иосифович — художник-акварелистКалмаков, Николай КонстантиновичКандинский, Василий Васильевич (1866, Москва — 1944, Франция). Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4.
Там Тыранов и умер в возрасте 51 года. В 1757 году в Санкт-Петербурге была основана Академия Художеств с 5-ю отделениями: живописи, скульптуры и ваяния, гравирования, медальерного искусства (изготовления монет и медалей), архитектуры. Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см.
Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п. В. П. Сукачева. В работе участвовали и другие русские художники-портретисты. Современником Рублева был знаменитый иконописец Феофан Грек (1340-1410).
Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Его лучшими работами являются портрет Тордвальсена, картины «Сибилла Тибуртинская», «Девочка с плодами» и др. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры.
Вишняков пишет портреты-картины с торжественной постановкой фигур интерьерным или пейзажным фоном, который при этом остается условной средой, хоть и окрашенной особым настроением. Василий Переплетчиков— еще один художник, влюбившийся внеласковую северную природу. Уехал в 1920-е, вернулся в СССР в 1935. Челищев, Павел ФёдоровичЧехонин, Сергей Васильевич. Тройка лучше двойки. Это его и погубило.
Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её. Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Историческая тематика привлекала многих художников, работавших в других жанрах.
«Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью». Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. «Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа». Д. Г. Левицкий становится самым модным портретистом времён Екатерины II. Уехал в 1924. Артёмов, Георгий КалистратовичБенуа, Александр Николаевич (1870—1960).
В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности. «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме. «Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3.
Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты. «Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма» (атаман Краснощеков). Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. В традиционных образах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле. (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). В Париже с 1919. Малявин, Филипп Андреевич. Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц.
Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её.
Уехал в 1928. Экстер, Александра Александровна. Итем неменее север настолько очаровал Борисова, что ничего другого онбольше неписал. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов.
Главные иконы деисусного ряда написал Феофан Грек, а пророческий и часть верхнего праотеческого ряда принадлежат кисти Андея Рублева. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). человек (за 65 дней), в Вене – 110 тыс. С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа.
Даикнигу воспоминаний онназвал соответствующе— «Встране холода исмерти». Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской». Каждый судит о других в меру своей испорченности.
Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах русской культуры этого периода, способствовало появлению нового взгляда на мир. Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2. Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи». Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»).
Искусство Андрея Рублёва — гениального художника. Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне. Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального.
Его самое знаменитое полотно Последний день Помпеи стало триумфом русского искусства. Увидев любую из этих работ, невозможно её забыть, как и самих авторов. Русские просторы и покой на знаменитых картинах На пашне.
Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. Василий Верещагин (1842–1904) – художник-баталист, прославившийся документальными отображениями ужасов войны. Древней Руси — одно из высших Постижений русского и всего мирового искусства.
«Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество». Такая слава не снилась многим поп-звездам современности. Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2. автопортрет и парный портрет жены, портреты архитектора Ветошникова и его жены), в них он выходит за рамки безразличия к окружающему и замкнутости в себе— в новое качество интимного портрета.
Лето. Его выставку в Петербурге в 1880 г. посетили 240 тыс. Уехал в 1922. Фешин, Николай Иванович (1881, Казань — 1955, Калифорния). Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».
«Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Работа представлялась достаточно кропотливой и ответственной. Накартине «Вечер вКрыму.
С 1922 до 1958 — в Японии, затем вернулась в СССР. Бушен, Дмитрий Дмитриевич (1893-1993). Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. Соц. реализм ничем не хуже народнической классики.
Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц. Современная русская живопись неотделима от наследия прошлых веков. Художник бывал вШвейцарии иФранции, нонизаграничная природа, ниевропейская школа живописи его незаинтересовали.
Картина «Весенняя полярная ночь» была приобретена Павлом Третьяковым для галереи прямо свыставки, авместе сней— еще около 60картин иэтюдов Александра Борисова, вдохновленного путешествиями поНовой Земле. Уехал в 1922. Нилус, Пётр Александрович. Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода. Самой известной из неформальных групп стала «Двадцатка» (В.
Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический. Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную.
Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. Но развитие, пусть медленно идёт. По мне картина "Не ждали" – полный аналог "Опять двойка".
«Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4. Портрет петровского времени). В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников.
Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов. Зато портретисты – Перов, Маковский, Серов – с особенной энергичностью стремятся раскрыть в своих полотнах внутреннее Я «предмета изображения». Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов1. Портрет петровского времени).
(за 28 дней). Иван Никитин— основатель новой русской живописи. Революция совершилось. Долгое время они работали вместе. Иван Никитин— основатель новой русской живописи.
Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). «Консьержка»В этот список включены художники, уехавшие до конца 1920-х годов. Андреенко-Нечитайло, Михаил Фёдорович (1894, Херсон — 1982, Париж)Анненков, Юрий Павлович (1889, Петропавловск — 1974, Париж). Ялта» художник сумел передать блики закатного солнца. Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры.
Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. «Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4.
Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Звучные лилово-розовые тона надальнем плане бледнеют втени скал. «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира.
Уехал в 1923. Судейкин, Сергей ЮрьевичТерешкович, Константин АндреевичШагал, Марк Захарович (1887, Витебск — 1985, Прованс).
Футуризм загас и воскрес. Уехал в 1926. Билибин, Иван Яковлевич (1876—1942)Богуславская, Ксения Леонидовна (1892—1972)Браиловский, Леонид МихайловичБубнова, Варвара Дмитриевна (1886—1983). Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах.
Вишняков занимает особое место в этой среде. Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. Вспомним, что "Опять двойка" есть диптих с "Прибыл на каникулы". Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма.
Напротяжении 12лет художник отправлялся вдлительные поездки, как онсам говорил, «опять кЛедовитому океану, кбольшим сильным людям». Уехал в 1923. Шаляпин, Борис ФёдоровичШилтян, Григорий ИвановичШухаев, Василий Иванович. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве» (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева).
Затем он отправляется в пенсионерскую поездку в Италию, по возвращению оттуда создает зрелые работы вполне в современной системе живописи. Уехала в 1924. Яковлев, Александр ЕвгеньевичУроженцы РоссииВ этом списке фигурируют послереволюционные мастера, родившиеся в Российской империи, однако сформировавшиеся в качестве художников на Западе. Аршиль ГоркиГеорг Матвеев (1910—1966)Иоанн-Нектарий КовалевскийМарк Ротко (1903—1970)Александр СеребряковНикола де СтальТамара ЛемпицкаВладимир Третчиков. Русский портретист (1808-1859), занимался иконописным творчеством. «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4.
Многие картины непризнанных течений становились шедеврами много после смерти авторов. Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. Достоверных данных, подтверждающих, что им были написаны клейма больших икон нижнего ряда, нет, однако рука талантливого иконописца узнаваема и в этих работах. Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. Он варьировал ее приемы в императорских портретах.
Они вывезли, а он – еще нет. Крымская природа привлекала художника своей переменчивостью. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». Весна и На жатве.
Люди разные и некоторые совсем непохожи на вас. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4. В его творчестве переплетаются серьезность, прямолинейность со стремлением к галантности и приятной задумчивости.
«Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4. Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. Многие картины великих русских художников все мы знаем с раннего детства. Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см. Чем они хуже физкультурников Дейнеки. Вишняков занимает особое место в этой среде.
Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне.
Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы. Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. С середины XVIII века, когда принципы нового искусства окончательно победили и всюду распространилось барокко, течение русского искусства приобретает более обычный характер. Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства.
Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты. Орест Кипренский причислен к лучшим русским портретистам. Пространство в таких картинах трактуется стереотипно, а предметы располагаются в нём больше как его символы, чем как реальные пространственные отношения. Михаила Клодта часто называют мастером лирического пейзажа. Далее вы можете увидеть 20 знаменитых картин великих русских художников.
«Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью». Эркин, согласен. Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. Уехал в 1919Грищенко, Алексей Васильевич (1883—1977)Добужинский, Мстислав Валерианович. Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин.
Как и Вишняков, в основном он занимался заказами Канцелярии от строений и иконописными заказами, но в историю вошел портретами. Нопо-настоящему его воображение увлекла суровая природа Урала иСибири. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. Борис Григорьев. «Художник, который пишет повпечатлению», как называл Васнецова Константин Коровин, создавал поэтюдам собирательный былинный образ. Воспитательная функция искусства в прямом и более отвлеченном смысле этого слова чрезвычайно возрастает». Дальнейшая судьба молодого живописца сложилась удачно, он получил малую золотую медаль от Академии, в 1836 стал учеником у маститого Карла Брюллова.
Мастера кисти прошлых столетий, как правило, занимались церковной живописью. Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную.
Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности.
«Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков). Тем не менее известные русские художники-портретисты великолепно с ней справлялись. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»). Можно говорить и о «портрете-апофеозе». Сейчас картина находится всобрании Иркутского областного художественного музеяим. Но в XV веке ситуация изменяется в связи с распространением европейских печатных книг, украшенных политипажами и гравюрами. Друзья мои, ну не надо переносить на других свои беды, пороки или подозрения.
Наверняка все эти картины или хотя бы большая часть из них, вам знакомы. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме. 5.
Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. Объем работы был достаточно большим. Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи.
(таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). Современники сбольшим интересом следили заработой Переплетчикова иназывали его «восторженным певцом дальнего Севера».
Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты. Принимали в неё лиц всех сословий и даже женщин (с согласия отца или мужа) – такова была потребность в отечественных талантах. За билетами в выставочный зал люди отстаивали огромные очереди, словно за дефицитным товаром.
Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Они постепенно начинают высвобождаться из плена иконописных канонов, становятся настоящими творцами художественных композиций и значение этого факта для становления русского искусства нового времени трудно переоценить»1.
Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин. Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. Русская живопись ценится во всём мире. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х.
Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры.
«На Малой Грузинке» выставляли свои работы О. Кандауров, Д. Плавинский, О. Рабин, В. Немухин и другие. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический. Как и Вишняков, в основном он занимался заказами Канцелярии от строений и иконописными заказами, но в историю вошел портретами. При этом пользовался неимоверной популярностью как в России, так и на Западе. Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3.
Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода. В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро».
Уехал в 1924. Загреков, Николай Александрович (1897, Саратов — 1992, Берлин). Соц. реализм загас и воскреснет. Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. Пройдет еще несколько минут, солнце опустится вморе — ицветовая гамма преобразится. Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3.
Они соединяют нарочито выпуклые, реалистически объемные лица и по-иконописному плоскостные узорчатые одеяния.