Часто смешивают различные материалы — гуашь, пастель, акварель, карандаш — Е. Крэчун ищущий монументальных решений сцен нового быта. Такое омовение действует омолаживающе. 1933 год» (1952) — мужественный рассказ о забастовке железнодорожников Гривицы. Серию портретов евреев следует выделить особо. В его военных картинах и рисунках чувствуется традиция Гойи в изображении войны. Вообще цыганская тема очень волнует художника и он впоследствии не раз к ней возвращался.
Такая рефлексия над дадаизмом воспринимается и как попытка связать свои практики с главным историческим контекстом румынского искусства и как попытка пересмотреть его значение, включив его в живописное поле, как ироничная реализация установки «достойно кисти художника». Восход солнца» (1872 г. ), которая и дала название всему течению (Imression-впечатление). В этом городе Румынии, как и в Лейпциге в Германии, собрались новейшие живописные течения.
Ему, между прочим, принадлежала в свое время знаменитая картина Клода Моне «Впечатление. На них всегда присутствует человек со своими заботами, проблемами, мыслями. Летом 1867 г. художник снова едет в Румынию.
В это же время были организованы первые тематические выставки «Труд искусство и демократия» и «Армия в искусстве». Как происходит ее интеграция с таким историческим прошлым и показывает выставка. В литературу приходит новый герой — крестьянин.
Замбахчана и др. ). Его крестьяне мужественные, трудолюбивые, выносливые в любых испытаниях.
Аман. И он его по-честному отрабатывает. В картине «На раздел кукурузы» (1905, Бухарест, Национальный музей искусства) художник впервые в румынской живописи показал массовое выступление крестьянства за свои права. С творчеством М. Эминеску, И. Крянге, А. Влахуцэ, И. -Л. Этот параметр — часто прямое следствие любого нового свершения в поле живописи, он зависим от самого положения живописи, это можно проследить от оптической вибрации воздуха в картинах импрессионистов, живописной коллажности кубизма, возврата сюрреализма к классической живописности, дриппинга Джексона Поллока до «плохой живописи» неоэкспрессионизма. Однако, предельно ясно одно.
Она звучит и в образе Овидия (бронза, 1957 — 1958), над воплощением которого Медря работал долгое время. Это компактное, квадратное в плане сооружение перекрыто плоским железобетонным куполом. Николае Григореску (1838—1907) родился в семье бедного крестьянина.
В этой борьбе молодая румынская буржуазия и помещики всемерно толкали архитекторов на путь стилизаторства, поощряли «неорумынский» стиль, выражавшийся в попытках эклектически применить формы и мотивы исторической румынской архитектуры к городским сооружениям нового времени, которым они были органически чужды. Уже в первом периоде индустриализации существенно изменилась структура населения страны и число городских жителей только за восемь лет (1948 — 1956) возросло с 3, 7 миллиона до 5, 4 миллиона человек. Эмоционально насыщены по колориту пейзажи и натюрморты художника («Натюрморт с рыбой», 1947 Яссы, Художественный музей), свободно и смело написанные.
В 1879 г. Андрееску получил возможность поехать во Францию. В 1948 г. проводится реформа народного образования. С самого начала творческого пути на позициях реализма, связанного с народной традицией, стоял Ион Жаля (р. Маленькие картины заполняют простые люди, сцены загородного отдыха на стихийных пляжах, виды из окон, подсмотренные объективом камеры.
Среди ранних картин Хенция выделяется простотой и естественностью постановки «Дама с письмом» (1874 Бухарест, Музей искусств РНР). Участие Григореску в войне 1877—1878 гг. Для совершенствования в живописи он решает поработать в Лувре. Николае учится в мастерской Себастьяна Корню, представителя академической живописи, но кумиром художественной молодежи того времени был «отец реализма» Г. Курбе. Черты гротеска, экспрессии присущи его сатирическим рисункам. Пейзаж занимает большое место и в таких картинах, как «На пашне» (1880), где фигура пахаря, ведущего под уздцы белую лошадь, нерасторжимо связана с широким простором поля, с нежно-голубым небом.
Он пишет также батальные сцены. Другая работа — «Похороны Дюшана» воспринимается сначала как цветастый ковер с абстрактным изображением и только после детального изучения отдельных фрагментов и прочтения названия пазл складывается в общую «картину маслом» с минорным ладом. Это районы Ферентарь, Балта Албэ, Гривице Рошие, Друмул Таберей, Жиулуи Скынтейя и др. Изображение несущего взятку мелкого деревенского дельца — «Еврей с гусем» (ок.
В широком монументальном плане выполнены рисунки «Косарь», «Парень из Оаша», «Шахтеры» (1958) П. Эрдеша- Плавная виртуозная линия способствует выявлению психологических характеристик, нравственной значительности образов. Среди его учеников по Ясской художественной школе были Эмануил Панаитяну-Бардассаре (1850—1935) и К. Стахи (1844—1920), автор суховатых по манере исполнения натюрмортов и жанровых картин на крестьянские темы. Манера его письма свободная, широкая, мощная. Иллюстрации к книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир» (1958) лаконичны по форме, динамичны по построению, как бы уподоблены публицистическому стилю Рида. Георгия» (1859), (Изгнание турок из Кэлугерень» (1872 обе — там же).
V том). Его «механистические пейзажи» и «заводские интерьеры» совершенно лишены людей, но их призрачное присутствие ощущается в каждой работе. С возрастом у него началось серьезное заболевание глаз и временами он терял зрение.
Но одно не оставляет в покое — напряжение от того, что все это с грохотом и скрежетом от долголетнего простоя заработает, задвигается, закрутятся маховики и машины направятся в свои абстрактные пункты «Б». В эти годы развернулась деятельность основоположников реалистического искусства в Румынии, художников-патриотов Иона Негулича (1812—1851), Барбу Исковеску (1816—1854) и Константина Розенталя (1820—1851). Портретов на заказ он написал очень мало, т. к.
новые архитектурные веяния постепенно становятся господствующими. Эта идентификация вписывается и квотируется международными биеннале и большими выставками — такими, как After Fall, прошедшая в Нью-Йорке в 2010 году, где было показано современное искусство Центральной и Восточной Европы как итог переходного периода «от коммунизма к демократии». Решающее воздействие искусство Григореску оказало на творчество Саввы Хенция (1848—1904). По правдивости характеристик они приближаются к замечательным творениям Григореску.
После этого он стал расписывать монастырские церкви. Его монументальная статуя «Великан» (камень, 1906) в парке «Свобода» мощной пластикой и размахом, масштабностью исполнения, гуманизмом связывает его искусство с лучшими традициями предшествующего периода. В это время здесь находились и будущие импрессионисты: Ренуар, Сислей, Моне. У них же он усвоил метод работы непосредственно с натуры, на открытом воздухе. Его дядя и старший брат занимались иконописью.
К последним относится Карл Шторк (1826—1887)—автор исполненных в традиционной, суховатой манере монументов спатаря (то есть правителя) Михаила Кантакузино (во дворе больницы Кольця в Бухаресте) и княгини Бэлаша (при церкви в Брынковяну). Главная тема его искусства — человек, мир его чувств и переживаний и прежде всего румынский крестьянин-труженик, образ которого воплощает художник в картинах «Ужин» (1942), «Возвращение с полевых работ» (1943), «Отдых в поле» (1954), «Крестьяне» (1958 все — Бухарест, Музей искусств СРР). Тудора Владимиреску). В его исторической живописи ярко проявились национально-освободительные тенденции («Изгнание турок из Кэлугерень», «Тудор Владимиреску», обе — Бухарест, Музей искусства Румынии).
В этом же году он выставляет «Молодую цыганку», в следующем году – «Цыганский табор». Впоследствии художник создает острохарактерные национальные образы: «Мастеровой» (1911). Пленные – безликая масса их гонят, как скот. К эпизодам революционной борьбы народа обращаются в своих произведениях Е. Поппа («23 августа 1944 года») Т. Краус («Рыбница», 1953 все картины — Бухарест, Музей искусств GPP) и другие.
Светлая, чистая и звучная палитра Чукуренку особенно празднична и красива в его натюрмортах и пейзажах, таких, как «Тюльпаны» или пейзаж «Дом газеты «Скынтейя» (1953 все — Бухарест, Музей искусств СРР). Создаются проекты первых монументов в честь советских воинов-освободителей (для Бухареста — К. Бараски, для Ясс — Б. Караджа, для Романа — М. Шульманом). Типичным примером такой архитектуры является многоэтажный доходный дом, построенный в начале 1930-х гг. О. Ангелуцэ озаряет яркими отсветами расплавленного металла фигуры металлургов («Проба стали на заводе Решица», 1958). В первые десятилетия 20 века среди художников-реалистов работали Октав Бэнчилэ (1872—1944), написавший серию картин, посвященных крестьянскому восстанию 1907 года и Николае Тоница (1886—1940), мастер острой политической графики, создатель проникновенных лирических женских и детских образов. 1887).
Он живет в своем доме в Кымпене, в предгорьях Карпат, достаточно уединенно. Конечно известную роль в характере его искусства сыграла тяжелая, полная лишений жизнь. В 1869 г. он снова в Бухаресте. Таковы «Крестьянка из Мусчела» (1870-е гг. ) в национальном костюме, загорелое привлекательное лицо которой оживлено чуть заметной улыбкой, лукавым недоверчивым взглядом «Крестьянка в мараме» (ок.
Одной из самых эмоциональных своих картин — «Резня болгар турками» (1877, Бухарест, Музей искусства Румынии) художник откликнулся на трагическое подавление восстания в соседней Бопгарии. Его «Гривица. Советское искусство было расколото на официальное и неофициальное, где последнее было антидотом первому и впоследствии составило российское современное искусство. Видную роль в решениях современных ансамблей играет монументальная пластика. В творчестве Тоницы (1886 — 1940) господствует тема социального обличения: с особой остротой и силой он разоблачает политику румынских милитаристов, ввергших Румынию в мировую войну. Лишь некоторые постройки, такие, как стадион Анеф в Бухаресте (архитекторы X. Крянгэ, М. Георгиу), гостиница «Кар-пац» в Башове (архитектор X. Крянгэ), госпиталь в Яссах (архитектор Г. Трифу), здание Министерства транспорта, административное здание на улице Каля Виктория, Военная Академия в Бухаресте — архитектора Д. Марку, центральный рынок в Плоешти, построенный архитектором Т. Соколеску еще в конце 20-х гг., отмечены единством функционального и художественного замысла, тектонической логикой и ясностью современных форм.
Охотно обращается к крестьянской теме венгр по происхождению Кароль Попп де Сатмари (1812—1885), который привносил элементы юмора в свои многочисленные изображения бытовых сцен. Григореску родился в 1838 году в крестьянской семье в селе Питару.
На одной из выставок 1868 г. его картину приобрел Наполеон III. Трагические ноты присущи и поздним работам Андрееску исполненным на родине: «Крестьянская девочка в зеленом платке» (ок. Особое место в творчестве Розенталя занимают аллегорические картины: «Революционная Румыния» (1850) и «Румыния разрывает свои цепи на поле Свободы» (1848 обе — Бухарест, Музей искусств РНР), созданные не без воздействия «Свободы, ведущей народ» и «Греции на развалинах Миссолонги» Делакруа. Более суровы и строги образы крестьян в гравюрах Амана («Крестьянин с шапкой в руке», «Поводырь с медведем», «Варят мамалыгу», «Дед Нягу»), где с большей силой проявились тенденции социального обличения.
Крестьянской теме посвящены ранние произведения БЭНЧИЛЭ (1872 — 1944). К этому времени зрение его ухудшается, рука утрачивает твердость. Картина вызывает у зрителя чувство глубокого сострадания к измученному болгарскому народу. Большой вклад внес Григореску и в пейзажную живопись. В дальнейшем художник часто обращался к жанру портрета. По-иному сложилась судьба Константина Брынкуши (Бранкузи) — одного из самых видных представителей ваяния Румынии, реалиста в ранний период творчества.
Выделяются размахом, эмоциональной силой, завершенностью «Штурм Смырдана» (1885, Бухарест, Национальный музей искусства), картина, прославляющая мужество и героизм солдат. Рисуя пленных турков (еще одна его военная тема), он с большим сочувствием передает трагическое состояние этих жертв войны. («Голова чабана», бронза, 1938). Перахим — один из первых иллюстраторов произведений русской классической и советской литературы: «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Идиота» Ф. М. Достоевского, «Жизни Клима Самгина» М. Горького. Крестьянская тема оставалась одной из главных в творчестве Жали 30 — 40-х гг.
Появляются новые медиа, которые, с одной стороны, отбирают номинальные исторические функции живописи (если говорить о деформации образа, то, например, только один фотошоп своими базовыми фильтрами легко повторил практически всю первую половину ХХ века), но с другой — сами попадают в плен живописной рефлексии. Вслед за «великим лириком» Румынии Н. Григореску лучшие художники обратились к социально насыщенной тематике. Появление регулярных выставок произведений современных художников (с 1865 г. ), а также создание первых художественных галерей в стране во многом обязаны деятельности Амана.
Объединившись вокруг прогрессивных журналов «Факла» («Факел»), «Адэверул» («Правда»), «Социалистул» («Социалист») и др., художники А. Мурну, Ф. Ширато, Н. Манту, И. Изер и другие опубликовали громадное число рисунков, настоящую хронику своего времени, полную трагизма и сатирического обличения. Складывается национальная реалистическая и демократическая художественная культура, достигшая во второй половине века высокого профессионального уровня. Между румынским и российским искусством можно проследить любопытную параллель.
Заброшенные производства, в которых когда-то кипела жизнь, теперь похожи на памятники самим себе и кажутся зловещим напоминанием о крахе надежд на «светлое будущее». Он копирует Прюдона, Жерико, Рубенса, Рембрандта. И как своеобразная аллегория юного города-курорта воспринимается обнаженная фигура «Солнце» (камень, 1961), словно отдавшаяся ощущению солнечного света и тепла.
В картине «Партия пленных» мы не видим отдельных лиц. Участник Революции 1848-1849 г. в Валахии. В период войны 1877—1878 гг. По его инициативе были основаны художественные школы в Бухаресте и Яссах.
После распада СССР развитие стран бывшего соцлагеря выпало из поля зрения. Курорт Мамайя (к его строительству приступили в начале 60-х гг. Румынский художник и график. Его цикл гравюр «23 августа» (1959), отмеченный чертами повышенной экспрессивности и монументальности, передает эмоциональный накал, народный подъем дня Освобождения. Несмотря на неблагоприятные условия, в 30-х гг.
«Тудор Владимиреску», 1874—1876 там же). Крестьянская тема остается главной в творчестве Иона Андрееску (1850—1882), Художник предпочитает холодные гармонии, построенные на сочетании сближенных серовато-сизых, зеленоватых тонов, передающих грустное раздумье пасмурных дней — «Дорога но холхмам» (1870-е годы). К этому времени относятся его замечательные картины: «Материнство», «Чабан из Рукэра» и др. Эти новые сооружения строятся по всей стране и существенно меняют облик городов Румынии. Джорджеску находит свою манеру по возвращении на родину.
Ему принадлежит также аллегорическая картина «Революционная Румыния» (все — Бухарест, Национальный художественный музей), написанная не без воздействия героического романтизма «Свободы, ведущей народ» Делакруа. В первую очередь это обилие затененных лоджий и балконов, навесных козырьков и галлерей. Очевидны и другие параллели с немецкой волной «новой живописи»: практики в поле фигуративной живописи, где основной темой выступает прежняя и новейшая история, только в более концентрированном виде. Учился в Крайове у К. Леки (1846—1847 г. ) и в Париже (1850—1858 г. ) у М. М.
Борьбу за возрождение национального стиля в румынской архитектуре, против эклектического космополитизма, характерного вообще для европейской архитектуры 40—80-х гг., возглавил Ион Минку (1851—1912). Художник находит свою манеру. Сегодня, спустя почти четверть столетия, Румыния переживает очередное преобразование, но уже на художественном поле.
В области монументальной и станковой пластики работает Ион Иримеску (р. 1890 г., оба — Бухарест, Музей Амана). И в то же время художник с удивительной теплотой и трогательным лиризмом пишет детей («Катюша-липованка», 1926 Бухарест, Музей им. В значительной степени испытал в ранний период творчества воздействие модернизма и экспрессионизма Корпел Медря (1888 — 1964), преодолевший эти влияния в своих поздних произведениях. 1881 Бухарест, Музей искусств РНР), автопортрет (1882 там же).
Наибольшей эмоциональности добивается Аман в оставшихся незаконченными композициях «Резня болгар турками» (1877 там же), «Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша» (1886 там же). Можно сослаться на такие общественные здания, как Государственный цирк в Бухаресте (1961 архитектор Н. Порумбеску и др. ). Участие в освободительной войне против фашизма и искреннее восхищение своими советскими друзьями позволили Перахиму создать убедительные в своей искренности иллюстрации к поэме А. Твардовского «Василий Теркин». Изредка слепящее солнце врывается с полотна художника и под лучами его еще контрастнее выделяются убогие избенки и лачуги румынской бедноты — «Дом решетника», «Ярмарка в Бузэу».
Таков «Михай Безумный» (1885, бронза Бухарест, Музей искусств РНР), в образе которого сочетаются барочная бравурность и динамика в решении обнаженной фигуры с известным реализмом, который ощутим в грубоватом, резко характерном лице, обрамленном гривой непокорных волос. Так, в парижском Салоне была выставлена первая зрелая работа Амана — автопортрет (1853 Бухарест, Музей искусств РНР). Влажный морской воздух окутал фигурку девушки-рыбачки. Среди них — «Крестьянка из Мусчела» (1877) или «Крестьянка в мараме» (около 1885), спокойная и задумчивая светло-зеленым фон оттеняет нежно-розовые тона ее молодого привлекательного лица (все — Бухарест, Музей искусства Румынии). Цветовое решение картины свидетельствует о колористическом даре художника.
Строительство в остальных городах велось очень неравномерно. работ Григореску не оказалось. Героическая приподнятость и решимость ощущаются в «Автопортрете» Исковеску. «Забастовщик» (1914 Бухарест, Музей искусств СРР). Реалистическая основа, присущая пластике Караджи, подчеркнута в образе «Победы» (бронза, 1957), воплощающем характерные черты современной девушки-работницы: целеустремленность, смелость, победоносную уверенность.
И все же основную часть художественного наследия Амана составляет историческая живопись. Гроб с телом художника, как в его картине «Деревенские похороны», отвезли на кладбище в телеге, запряженной волами. Вот шагают они, целая семья — впереди стареющий, но все еще крепкий глава ее, вслед за ним — остальные члены семейства, дети, женщины («Крестьяне»). По дороге он посетил Вену, Мюнхен, Берлин – города, поразившие его воображение.
Григореску одинаково хорошо писал пейзажи и портреты. В годы народной власти развернулся талант Бориса Караджи (р. Особенно привлекает молодежь область монументально-декоративного искусства. Румыны подобным дуализмом похвастать не могут. В эту группу вошел и Н. Григореску.
Он сродни могучему «Погонщику буйволов» (бронза, 1929) или тем суровым крестьянам, которых часто изображал скульптор. Выдающимся архитектурным ансамблем является площадь Дворца Социалистической Республики Румынии (1959 — 1960 архитекторы X. Майку, Л. Гарчия, Т. Нига инженер А. Боверман). Он достиг славы, он признанный мэтр румынского искусства. И, наконец, Иримеску — создатель ряда образов рабочих, среди них «Сталевар» (1954) и «Сварщица» (1962 все произведения — бронза Бухарест, Музеи искусств СРР), воплощающие типические черты тружеников свободной Румынии. Неисчерпаемы творческие замыслы Медри-монументалиста. Символ революционной Румынии воплощен Розенталем в полном живой конкретности образе прекрасной женщины в национальном румынском костюме (моделью послужила революционерка Мария Росетти). Подчас в его пейзажи вложено большое личное чувство, ощущение одиночества и душевной тоски. Правильно это или нет, решать только вам.
Основоположником национального течения в румынском зодчестве явился Ион Минку (см. Этому способствовало обращение художника к натуре, к изображению обыденных сцен окружающей жизни («После купания», 1873 «У окна малой верхней мастерской», ок. Историческая тема привлекает Г. Миклоши (р.
Значительная часть картин Григореску создана в Бретани (Франция), где художник часто бывал в период с 1876 по 1886 гг. Григореску принял участие в военных операциях. И недаром часть из них была уничтожена по приказанию властей. 1885), спокойная и задумчивая, светло-зеленый фон оттеняет свежесть ее розового лица или курносая, черноглазая, круглолицая «Девочка в красном платочке», горящем на темно-коричневом фоне (1880-е гг.
господствовали эклектика, стремление к пышному декору, усложненным архитектурным формам. Но основные его работы — это темные интерьеры. Вершиной румынской живописи наряду с искусством Григореску было творчество его младшего современника и последователя — Иона Андрееску (1850— 1882). Крестьянская жизнь в этих работах выглядит уже не столь празднично и беззаботно. В области гравюры на линолеуме и в офорте много работает Жюль Перахим (р.
Другой сюжетной линией его работ является отсылка к дадаизму. На Национальной конференции Румынской коммунистической партии (1945) был поставлен вопрос о повышении культурного уровня населения. В 1886-1887 гг. В Румынию потянулись мастера из-за рубежа. И во Франции Андрееску продолжает писать пейзажи, простых людей труда.
Сомкнутым плотным строем идут они, чтобы предъявить свои права на жизнь. Если, например, в таком крупном сооружении, как комплекс Дома «Скынтейи» в Бухаресте (1948 — 1953 архитекторы П. Бэдеску, X. Майку, М. Алифанти), еще отчетливо прослеживаются ретроспективные композиционные приемы используется подчеркнуто симметричная объемно-пространственная организация, применяются такие элементы, как декоративные угловые башни, недостаточно оправданные функционально надстройки, аркады со сложно моделированными архивольтами, то уже в середине 50-х гг. Новаторские искания и стремительный рост отличают современную румынскую графику развитию этого вида искусства чрезвычайно способствуют ежегодные специальные графические выставки. А. Жикиди, Ж. Перахим, Ш. Сени, И. Росс, В. Казар и многие другие еще в 30-е гг.
Всё это сделало его еще более популярным, особенно среди молодых художников. Его первая крупная работа «Борьба Геркулеса с кентавром» (камень, 1921 установлена в 1925 г. в парке им. Усилились и ансамблевые начала в архитектуре и градостроительстве. С запада он примыкает к большому пресному озеру Сютгиол.
ЭнеРгичнее и мужественнее манера К. Данец. Этот успех, однако, вызвал неприязнь у части художников объединения и из-за их интриг на выставках «Современных художников» 1871 и 1872 гг. С каждым годом ряды живописцев пополняет молодежь, талантливая ищущая. для искусства многих европейских стран, например для Скандинавских стран. Примером импрессионистского пейзажа является его знаменитая картина «Девушки у ворот за работой», написанная, вероятно, в конце 80-х годов XIX века.
Теодор Аман (1831—1891) родился в Кымпылунге, на его формирование решающее воздействие оказали его учитель К. Лекка, участник революции 1848 г. и один из вождей революции, Н. Бэлческу, с которым молодой Аман сблизился в Париже после поражения революции. Богатырской силы и доблести исполнен «Отдыхающий лучник» (бронза, 1926, вариант — 1927 установлен в Констанце в 1961 г. ). Здесь создана большая (почти четыре гектара) площадь, перестроены прилегающие к ней жилые районы Каля Гривицей, Джулешти и др. Другой общей чертой практически всех авторов является отношение к материалу, к краске. Ноты социального обличения, прозвучавшие в живописи передовых художников, определили характер румынской графики последней трети 19 в. Ее высшие достижения связаны с деятельностью Григореску и Амана, а также с зарождением политической карикатуры, с творчеством рисовальщиков, объединившихся вокруг юмористических журналов «Гимпеле», «Никиперча», а позже «Фурника» и «Факла».
Тематика его работ чрезвычайно обширна — от социальных потрясений времен «железного занавеса» до комичного сражения тортами. Полотна, написанные в Италии и Бакэу, Григореску выставил в Бухаресте, а «Голову еврея» в Парижском салоне 1877 г. В 1877 г. началась Русско-турецкая война, в которой Румыния участвует на стороне России. 1906), почетный член Академии художеств СССР, художник яркого и самобытного дарования. На реалистических позициях искусства оставались и наиболее талантливые скульпторы Ф. Шторк (1872 — 1942) и Д. Пачуря (1875 — 1932), учитель многих современных румынских ваятелей. Образы его многогранны и разнообразны. Беллу был другом и покровителем импрессионистов в тяжелые для них годы.
Последние годы жизни Григореску провел в небольшом городке Кымпина, у отрогов Карпат. Таковы картины «Портрет госпожи Алексяну», «Крестьянка с кувшином», «Крестьянка из Мусчела» и многие другие. Дроллинга и Ф. Пико. Здесь он писал крестьян, рыбаков интерьеры, морские пейзажи. Он давно мечтает о Париже, о котором много слыхал и решает ехать туда за свой счет. Среди его учеников был его сын Кароль Шторк (1854— 1926), развивавший традиции классицизирующего искусства отца в памятнике военному врачу К. Давилла (1890-е гг.
Безусловным лидером румынской школы на сегодняшний день является Адриан Гение.
Это и сложные по характеристикам полнокровные живые портреты: художника Бабы (бронза, 1946), композитора Чолана (1953) искусствоведа Опреску (1957). Лейтмотивом в его искусстве проходит тема героическая, воплощенная в монументальных портретах Микеланджело и Бетховена, Делавранча и Хории — борцов исполненных несгибаемой воли, целеустремленности, творческого вдохновения (все — Бухарест, музей Медри). Он написал много портретов крестьян, евреев, цыган, нищих, пожилых людей и т. п. Летом 1907 г. он умирает.
Современность в самых различных ее проявлениях вдохновляет художников. Его знаковая работа «Суд» рассказывает о последних минутах четы Чаушеску — запечатленный документальной хроникой момент, когда им зачитывают обвинение, за которым последовали арест и скорая казнь. Картина была выставлена в 1880 г. в Парижском салоне и имела успех. Лукьян.
Все трое — члены тайного общества «Братство», готовившего революцию, во время которой они оформляли народные собрания и манифестации. Аман обращался к изображению румынского крестьянства, жизнь которого он рисовал в несколько идиллическом плане — «Хора в Аниноаса» (1890, Бухарест, Национальный музей искусства). Сложную гамму человеческих чувств и переживаний — от трагедийного напряжения до глубокой скорби — передал он в монументе «1907 год» (мрамор, 1957 — 1959), установленном на центральной площади Бузэу- Абсолютно иной характер, полный светлой радости мирного бытия, — в декоративных скульптурах исполненных для курорта Мамайи. Например, «Дада», где в качестве исходного материала использовано фото первой выставки дадаистов в Германии. Неистощима выдумка художника иллюстрировавшего в острой гротесковой манере «Народные пословицы и поговорки».
мы видим Григореску в группе художников, среди которых – Курбе и Милле. В 30—40-е гг. Картина «Резня болгар турками» — отклик на кровавую расправу, учиненную турецкими карателями над мирным населением Болгарии в 1876 г., возмутившую всю передовую общественность Европы.
В 1858 г. вернулся в Румынию, жил и работал в Бухаресте. С наибольшей ясностью его искания воплотились в проекте Румынского павильона для Международной выставки 1889 г. в Париже, осуществленного позже в виде здания ресторана (на шоссе Киселева в Бухаресте) и в здании центральной школы для девочек (1890) в Бухаресте. Такие диалоги-столкновения типичны для работ Бодони. Ничто не напоминает здесь о той темной красочной гамме, которой часто пользовался художник в ранних своих работах, например в автопортрете (1868 Бухарест, Музей искусств РНР).
При общих скромных объемах строительства сооружались главным образом частные доходные дома и виллы, а также отдельные промышленные предприятия. Кроме него к числу прогрессивных представителей национального направления румынской архитектуры следует отнести Григоре Черкеза, Н. Гика-Будешть, А. Антонеску (ныне почетный член Академии наук СРР). В картине «Мы требуем кукурузы» (1905 Бухарест, Музей искусств СРР) Штефан Лукьян (1868 — 1916) дает изображение массового выступления крестьян. 1903). По существу, это острохарактерные портреты.
События далекой истории румынских княжеств вдохновляют Ш. Констан-тинеску («Кришан», 1948) и Г. Лабина, который воспевает в историческом полотне «Господарь Ион Водэ Жестокий в битве под Кагулом» (1953 Бухарест, Музей искусств СРР) отвагу защитников родной земли. Румыния была социалистической, а сегодня она уже часть ЕС.
Его ранние произведения: «Родник» (1879, мрамор) и «Копьеметатель» (1884, бронза оба — в Бухаресте, Музей искусств РНР) исполненные во Франции и выставленные впервые в парижском Салоне, — носят следы воздействия салонного академического искусства. Красоту и поэзию народной жизни он раскрывает в самых простых будничных мотивах: «В путь-дорогу», «Едут на волах», «Возвращение с работы» (все — Бухарест, Музей искусств РНР) и т. д. Как будто серебристый свет ворвался в картины, залил все предметы, растворил контуры. Пишет он и исторические портреты (Тудор Владимиреску, 1874—1876 г., Бухарест, Музей искусств) Жанровые произведения Амана по тематике весьма разнообразны.
Их фигуры как будто вырастают из земли, с которой они слиты. Здание имеет простой компактный объем с плоской крышей, облицованные кирпичом неоштукатуренные стены, белокаменные обрамления горизонтального пояса окон и арочных проемов нижнего этажа. 1906), автора скульптурной группы «Встреча» (бронза, 1950 Бухарест, Музей искусств СРР), овеянной чувствами братской дружбы и благодарности румынского народа к советскому. Его работы посвящены жизни типичного провинциального румынского городка. Среди отдельных зданий черноморских курортов Румынии следует назвать четырнадцатиэтажный отель «Парк» (1962 архитектор В. Константинеску), отели «Виктория» и «Флора» в Мамайе, застройку набережной в Мангалии (архитектор Ч. Лэзэреску), выстроенный тем же архитектором ресторан «Пэрла Мэри» в Эфории и торговый центр, сооруженный в Эфории в 1961 г. архитектором Р. Бернштейн-Кац. Оно освобождается из-под опеки церкви и приобретает светский характер.
Бэнчилэ и Тоница. Георгия, 1859 г. Изгнание турок при Кэлугэрени, 1872 г., обе — Бухарест, Музей искусств). Он едет в Италию, о которой давно мечтал.
Громадные задачи, которые выросли перед румынскими ваятелями в связи с развернувшимся строительством, вдохновили их на поиски новых образов, художественных приемов, материалов (использование в оформлении экстерьеров зданий цветного стекла инкрустаций из керамики и металла по цементу и т. д. ). 1880 обе — Бухарест, музей Амана), а также к крестьянской теме. В них все заметнее ощущаются настроения меланхолии, беспокойства.
Во второй половине 19 в. приносит свои плоды молдавская Академия Михайляна из стен которой выходит Г. Панаитяну-Бардассаре (1816—1900), возглавивший художественную жизнь Молдавии. И лишь отдельные произведения не уступают работам времени его расцвета. Высокого расцвета достигает румынская литература.
Карадже принадлежит и монумент В. И. Ленину (1958) перед зданием полиграфического комбината — Дома «Скынтейи», завершающий один из самых значительных современных ансамблей Бухареста. Молодой художник всё больше ощущает необходимость художественного образования. Делавранча) полна напряжения и стремительной динамики.
Активизации творческих сил румынских художников способствовала революция 1848 года, участниками которой были основоположники портретного жанра Ион Негулич (1812—1851), Варбу Исковеску (1816—1854) и Константин Розенталь (1820— 1851). Это и есть настоящая живописность. Негулич, Исковеску, Розенталь. Тенденции социального обличения, черты драматизма присущи его крестьянским образам — «Девочка в зеленом платке», «Девочка с курицей» (все — Бухарест, Национальный музей искусства Румынии). Такая манера в Румынии того времени была непонятна и его часто обвиняют в «незаконченности» картин.
Много работает в области портрета и А. Чукуренку (р. Выступления румынских графиков были наиболее острыми и политически зрелыми. Их лица суровы и решительны, кисти рук сжимаются в кулаки. Щемящей грустью веет от пейзажа «Зима в Барбизоне» (1881 Бухарест, музей Замбахчана), где свинцово-серое небо мрачно нависло над бедными домиками, оголенными деревьями и размытой колеей дороги, по которой бредет одинокий прохожий.
Более монументальные и строгие у Негулича (портреты Н. Бэлческу, А. Слатиняну Бухарест, Музей искусств РНР), романтически взволнованные, подчас лиричные — у Розенталя: портреты Елены Негри (Стелуцци), Марии Росетти (там же), героически приподнятые у Исковеску (Аврам Янку, Магеру, автопортрет там же) — Эти портреты воспроизводят живые черты людей бурной революционной эпохи, людей деятельных и энергичных, мужественных и решительных. Караджале, Б. Делавранча демократическое направление завоевывает ведущее место. Портрет Бэлческу в исполнении Негулича сдержанно строг и реалистичен. Проектировщики справились здесь со сложными композиционными задачами, добились единства и многообразия архитектурных сооружений каждого комплекса, выразительности и оптимизма в художественном облике интерьеров, органической связи с естественным окружением. Первоначально они начинают сказываться на сокращении декора, на попытках упростить, сделать более лаконичными применяемые формы старого классицизма и других исторических стилевых направлений.
Не утрачивая проникновенной зоркости и серьезности в обрисовке характеров героев, Баба добивается подлинной монументальности образного решения. Героями его поздних картин 90-х гг.
Художник охотно писал лесные опушки и чащу леса: «Роща зимой», «Опавшие листья», «В чаще леса» (все 70-х гг. 1914). Центральная композиция цикла — «1907 год» (Бухарест, Музей искусств СРР) — изображает расстрел правительственными войсками крестьян-повстанцев. О разнообразии творческих манер румынских графиков свидетельствуют их рисунки.
С большим подъемом пишет он «Корчму в Бакэу», «Ярмарку в Бакэу» и другие картины. Пластически богата моделировка форм в скульптурах, воплощающих образы румынского фольклора: великанов Круши-дерево и Дроби-камень (бронза, 1914), моделями для которых послужили крестьяне родной скульптору Добруджи. Декоративность цвета отличает фрески 3- Ковач в клубе завода кКарбохим» и росписи Дома культуры студентов в Клуже (авторы А. Надь Бела, П. Абрудан, П. Фейер). В Париже Николае поступает в Школу изящных искусств. Центральную часть ее занимает здание Дворца с универсальным залом на 3100 человек (архитекторы X. Майку, И. Шербан, Т. Риччи). В 1860 г., когда роспись монастыря Агапии была закончена, Николае продолжил путь в Париж.
Он создает ряд интересных портретов, стремясь к раскрытию духовного мира портретируемых их характеров. Он пишет батальные картины «Битва румын с турками на острове св. «Очередь за хлебом» (1919 Бухарест, Музей искусств СРР) воспринимается как документальное свидетельство голода и разрухи, которые принесла с собой война. Румынское правительство направило группу художников для сопровождения действующей армии. Наряду с фресками исполненными почти в монохромной красочной гамме, в графической манере (росписи Ж. Перахима и коллектива художников в доме культуры «Красная Гривица»), встречаются и более красочные, пластичные решения («Мы строим социализм» Л. Сас или «Тудор Владимиреску» Ш. Челмареи С. Мермезе в Доме культуры им.
Их целеустремленность подчеркнута расположением по диагонали всех наступающих и ярко выраженным диагональным построением каждой отдельной фигуры. создавали сатирические рисунки и карикатуры, разоблачавшие звериную сущность фашизма («Здесь побывали легионеры» и «Ужасы фашизма», 1936, А. Жикиди «Человек из сумасшедшего дома», 1934, И. Росса), призывали к сопротивлению, к сплочению прогрессивные силы страны («Антифашистская оппозиция», 1936, Ж. Перахима).
Григореску. 1913) передает героику труда людей, сплавляющих лес по порожистым рекам, подчеркивая динамику и слаженный ритм их работы («Сплавщики леса», 1948 Бухарест, Музей искусств СРР). В следующем году состоялась выставка «Современных художников», где Григореску представил 26 своих полотен, которые имели громадный успех. В периодической печати развернули свою деятельность художники М. X. По непосредственным впечатлениям создавал он свои рисунки и акварели, названные «Картинками войны» (Бухарест, Музей искусств РНР): «Переправа через Дунай у Корабии», «Военный лагерь под Блажем», «Убитые под Плевной» — своего рода наглядные корреспонденции с фронта. Д. Хатману более пластичен.
В 2000-е выросла уже другая генерация. Только два года обучался Григореску на родине. Мотивы своих картин он находит в окружающей его действительности: «Дом у дороги», «Ярмарка в Бузеу» и другие. «Девушка за пряжей», «Дом крепостных», «Портрет старика» (все — в Музее искусств РНР) становятся румынские крестьяне, бедняки, нищие.
В. И. Ленина (архитекторы А. Диакон, Н. Неделеску и другие) в Биказе и др. Восточная шахта», 1958, Г. Иванченко и др. ). В результате возникли такие салонные картины, как На вечере (1874 г., Бухарест, Музей Амана), Терраса в Синае (1888 г., Бухарест, Музей искусств). Примером может служить декоративное убранство гостиницы «Альбатрос» (авторы мозаик — Г. Спиридон и К. Крэчун), гостиницы «Томис» в Мамайе (мозаики — Г. Попеску и другие майолики — М. Плэчинтэ и И. Сэлиш-гяну), ресторана «Модерн» (цветное сграффито — Мак Константинеску), гостиницы «Нейтрал» (авторы мозаик — И. Бицан, Е. Аницей, И. Пача, В. Челмаре) и др.
Это был очень плодотворный период в жизни Григореску. Социальные тенденции находят развитие в творчестве Штефана Лукьяна (1868—1916). Он приобретает особую эпичность и значительность в картине «Дорога по холмам» (70-е гг.
В сочетании с новыми конструкциями зданий, пронизанных светом, эти мозаики и росписи дают примеры удачного решения современного интерьера, красивого, рационального в каждой детали и гармоничного в целом. Сравнительно много строилось в Брашове, Кымпу, Гешице, Орэштне, в городах Трансильвании. Значительным этапом его творчества стала поездка в Бакэу в 1874 г. Здесь написаны пейзаж с фигурами людей «На берегу Сирета», целая серия портретов евреев, например, «Голова еврея» и «Еврей в кафтане». В числе интересных зданий, построенных в конце 50-х — начале 60-х гг., можно назвать фабрику «Технофриг» в Клуже (архитектор К. Якоби и другие), тракторный завод в Брашове, гидроэлектростанцию им. Позже по этим материалам им были написаны картины: «В дозоре», «Пехотинец», «Шпион» и самая значительная—«Штурм Смырдана» (1885 все — Бухарест, Музей искусств РНР), одно из капитальнейших произведений румынской живописи. Образы сказочных сирен перемежаются здесь с живой современностью. Он много путешествует, пишет картины, работает на натуре.
Большое место наряду с жанровыми картинами и пейзажами («В путь-дорогу», «Возвращение стада») занимают изображения крестьян, деятельных, живых, полных достоинства. Ш. Сени (р. На фотографиях 1866-1867 гг. Самая известная картина из этой серии «Еврей с гусем» – настоящий шедевр. Красота цветовых гармоний полотен Лукьяна сродни чудесным образцам народного творчества. теску» (1949), «Ольга Банчик на эшафоте» (1959). Бухарест, Музей искусств РНР).
Прежде всего, надо было делать множество зарисовок, причем быстро. При этом его внимание реже привлекала судьба отдельного исторического героя («Влад Цепеш и турецкие посланцы», 1860-е гг. Французская критика писали о нем как о выдающемся художнике. В это время Григореску пишет много портретов. 1880 Бухарест, Музей искусств РНР) или важно восседающего на коне всадника — «Управляющий» (портрет И. Атанааиаде, 1881 Клуж, Музей) отличаются убедительностью характеристики. В изобразительном искусстве национально-освободительные тенденции особенно наглядно проявились в исторической живописи Теодора Амана, который по широте творческих исканий, активной и плодотворной общественной деятельности занимает особое место в румынском искусстве этого времени как организатор, директор и профессор художественной школы в Бухаресте инициатор создания городской картинной галлереи (из нее позже вырос Национальный музей искусств) и ежегодных художественных выставок.
Активную деятельность по организации Художественной школы в Бухаресте, созданию картинной городской галереи, ежегодных художественных выставок развернул Теодор Аман (1831—1891). Эти годы – годы зрелости Н. Григореску. Благородная простота и ясность замысла отличают поздние произведения Жали — рельеф «Император и пролетарий» (гипс, 1955 Бухарест, Музей искусств СРР), монумент Джордже ЭнескУ (гипс, 1958) одухотворенный образ композитора раскрыт с присущей скульптору глубиной и тонкостью психологической характеристики.
Однако не только объемом строительства определяются успехи румынской архитектуры. Картины «Танец брыулец» (1880-е гг. Это явление получило широкое признание и уже называется румынской школой живописи. Своеобразие и богатство пластических решений находит он в обнаженной натуре — «Заноза» (мрамор, 1947), «Купальщица» (бронза, 1952), к которой обращался на протяжении всей жизни. Камерная обстановка пронизана напряжением ночного кошмара. Мастер занимался и гравюрой, главным образом офортом. Наиболее талантливым выпускником скульптурного класса был Ион Джор-джеску (1856—1898), с выступлением которого румынская пластика обретает национальный характер.
Это полные лиризма женские образы, подобные «Девушке с виноградом» (1944) или «Крестьянке» («Цветок», 1961). Эмоциональность полотен Г. Шару подчеркнута насыщенностью колорита. Такими были и сами художники, участники тайного общества «Братство», публицисты, общественные деятели, оформлявшие в период революции парады и праздники. Преподавал там до своей кончины.
Несмотря на кратковременность их деятельности (все трое погибли вскоре после поражения революции: Исковеску и Негулич — в изгнании в Брусе, в Стамбуле, Розенталь — в одном из застенков Пешта) именно в их искусстве проявилась та демократичность, которую развили мастера следующих поколений. Персонажи его религиозных картин выразительны и непосредственны. там же), «Хора в Аниноаса» (1890 Бухарест, Музей искусств РНР), построенные на стремительных ритмах движений танцующих, на гармоническом сочетании залитого солнечным светом пейзажа и одетых в светлые национальные костюмы крестьян, дают несколько идиллическое изображение жизни румынской деревни. Революция 1848 г., в ходе которой румынский народ, борясь за национальное освобождение от турецкого гнета, за объединение страны, нанес удар по господству феодально-землевладельческой знати, не принесла народу победы. Беспокоен ритм линий, мельче формы в рисунках В. Казара, подчас излишне увлекающегося формальным построением композиций, но все же никогда не разрывающего с живой действительностью. В Яссах развертывается деятельность просветителя и художника Георге Асаки (1788—1869). И вместе с тем они правдиво воссоздают ее национальный колорит, ту насыщенность и эмоциональность цвета, которые присущи южной природе и которые оживляют поздние произведения художника.
Наиболее сильное и своеобразное решение крестьянская тема получает в творчестве самого выдающегося румынского живописца — Николае Григореску (1838—1907). К гравюрам часто обращаются художники при исполнении больших циклов на историко-революционные или современные темы («Забастовка», 1961, В. Добриана «Петрила. Повсеместно вплоть до второй половины 30-х гг. Один из основателей и первый директор (1864—1876 г. ) школы изящных искусств в Бухаресте. Его «Рабочие в ложе» (1955) — глубоко психологичны и характерны. После выставки он вернулся в Румынию. Уже в 2005 году Flash Art публикует первые заметки о лидерах местной сцены.
Но коварная болезнь дает о себе знать. Здесь, как говорится, сколько людей столько и мнений. все — Бухарест, Музей искусств РНР). Помимо портретов они обращались к пейзажу и жанру.
На двадцать лет пережил своего товарища Штефан Ионеску Вальбудя (1856— 1918), но творческая жизнь этого ваятеля, по существу, тоже завершилась к началу 20 в. Знакомство с барочной итальянской пластикой в Риме и Флоренции наложило отпечаток на его скульптуры и все же в его образах исторических героев проглядывают реальные черты румынских крестьян. находится у здания медицинского факультета в Бухаресте). Когда зрение возвращается, он много работает, пишет замечательные картины, такие как «Тяжелая дорога» (после 1900 г), портреты : «Крестьянин-горец», «Матвей-ложкарь» и др. Значительным вкладом в сокровищницу европейского и мирового искусства XIX века явилось творчество великого румынского художника Николае Григореску. Румыния стала интересна кураторам проекта еще по одной причине — исторической. На протяжении 19 в. румынское искусство проходит значительную эволюцию. Андрееску.
Княгиня Трубецкая, в чьи руки попала одна из его икон, даже заказала ему целый иконостас. Макси, Н. Кобар, Г. Лабин. 1903), своеобразный и тонкий колорист, остро чувствующий современность. в Бухаресте архитекторами Кулина и Силионом. Ноты лиризма свойственны ряду портретов Розенталя.
С явлениями такого рода мы встречаемся, например, в особняке, выстроенном архитектором Д. Марку (1885 — 1960) на аллее Модроган в северовосточной части Бухареста (1933). За послевоенные годы и особенно за последнее десятилетие, румынские зодчие добились больших творческих успехов, по праву заняв в социалистическом лагере одно из ведущих мест.
Первые успехи делает румынская литература. В его картинах все сильнее проявляются черты идилличности. Этой же цели служили и первые еще во многом условные исторические композиции трансильванца Константина Лекка (1807—1887), посвященные славным страницам истории румынских княжеств, временам правления Михая Храброго или Штефана Великого. Летом 1964 г. он возвращается в Румынию через Галицию.