«рубенсовские женщины», великолепные полнотелые очаровательницы, на полотнах великого фламандского художника в качестве идеала красоты его эпохи прошли сквозь века. Рубенсовские женщины прошли сквозь века на полотнах великого фламандского художника как идеал красоты своего времени. И она не сводится только к "рубенсовским красоткам".
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Маркиза совершенно спокойна.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Комплекс полноты стал «популярен» среди женщин только с середины ХХ века.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Ничто так не подвержено частым переменам, как эстетические идеалы и каноны красоты. Бытовало мнение, что «мужчины не волки – на кости не бросаются. ». Губерта, Диану на охоте и подобное.
Достаточно было выпустить на подиум Твигги— обаятельный скелетик в мини-юбке и слабой половине человечества сразу стало ясно: пора худеть. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. В 1630-е годы наместник Испанских Нидерландов Фердинанд, шокированный размахом застолий, которые устраивали по праздникам антверпенцы, назвал их дикими зверями. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Основной целью художника становилось окружить ореолом изображаемое лицо и подчеркнуть его значимость.
Конечно, певица опровергает эту информацию. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Стандарты красоты XVII века предполагали, что женщина должна быть, что называется, «кровь с молоком».
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо. Лишний вес был еще и показателем общественного положения дамы – если она «в теле», значит, живет в достатке и хорошо питается. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. В ноябре, совершив краткую поездку в Париж, Рубенс отправился вручать проданное Бэкингему художественное собрание.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Сговор мировых брендов не понадобился. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Споры о рубенсовских «грациях» длятся уже не одно десятилетие.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе.
Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мыщц106. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. По описи там значилось: 19 картин Тициана, 2— Корреджо, 21— Бассано, 13— Веронезе, 8— Пальма, 17— Тинторетто, 3— Рафаэля, 3— Леонардо да Винчи, собственных произведений Рубенса— 13, Ганса Гольбейна-младшего— 8, Квентина Массейса— 1, Снейдерса— 2, Антонио Моро— 8, Вильгельма Кея— 6. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Часто античный миф служит Рубенсу предлогом для демонстрации обнаженного женского тела, безотносительно к тому, дает ли он изображение «Суда Париса», «Трех граций» и т. д.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Негативное отношение к женской изящности отразилось и в самом слове «худоба», ведь «худо» означает «плохо», а «худым человеком» ранее называли того, кто отличался слабым здоровьем либо не самой лучшей репутацией. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Речь шла о «Воздвижении креста».
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. в грудь. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ). По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Картина была подписана обоими художниками104.
Вожделенные «90-60-90» стали целью всех модниц мира, которые начали истязать себя диетами и разнообразными спортивными нагрузками. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Однако известно, что к 1635 году она находилась в коллекции герцога Бэкингема, сына персонажа из «Трех мушкетеров», который вполне вероятно и заказал ее. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Отпевание состоялось 2 июня. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Эта же комната служила и личным кабинетом.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Тем более, что если мы внимательно посмотрим на портреты обеих его жён, то заметим очевидное сходство. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Неужели она была настолько скромна. Эрцгерцогиня изображена во весь рост. Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы.
Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
В частности, были убраны бойницы. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Скромную гладкую прическу венчает диадема. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Рубенс заботился о своих авторских правах. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. 18 сентября он написал Бэкингему, что по договору Испания предоставляет Франции 60 военных судов, но инфанта полна решимости оттянуть их поставку, а Рубенс будет продолжать работать в прежнем направлении, хотя никто его об этом не просил177.
Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Подобные произведения экспонировались в кабинетах редкостей. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
(Сейчас, кстати, мы уже знаем, что дела обстоят ровно наоборот и лишнему весу сопутствует целый букет заболеваний). Выбирая себе жену, мужчина обращал внимание на девушек пополнееПолучается, что Рубенс реалистично писал тех натурщиц, которые были доступны, а вовсе не воспевал женскую полноту нарочно. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Завидная невеста из высших кругов Антверпена питалась регулярно, калорийно и дорого и ее формы были показателем благосостояния.
Нестандартная внешность не помешала Мелиссе стать одной из самых высокооплачиваемых, узнаваемых и востребованных актрис Голливуда. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132. У вас есть натурщицы. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
Девушка привыкла к уважению и поклонению. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. О ней – в биографии Рубенса.
С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Причины, по которым художник избрал торговую Геную, а не Рим, Флоренцию или Венецию, лежали на поверхности. К тому же в этой скромной на вид картине ключ к пониманию эпохи барокко.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Но судьба распорядилась иначе. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Ранее, 3 июля 1619 года, Рубенс получил аналогичную привилегию во Франции сроком на 10 лет, в её получении неоценимую помощь оказал Николя де Пейреск. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Еще не так давно полненькие женщины считались эталоном красоты. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
И слава Богу. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Атрибут богини любви и красоты, символ женской привлекательности. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Во-первых, придя на эту выставку, зритель откроет для себя Рубенса. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Уже на рисунке была представлена вся композиция, включая низкую линию горизонта и контуры дерева. Именно это время ознаменовалось активной популяризацией «идеала куклы Барби», то есть длинных стройных ног и тонкой талии.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
2 Зеркало. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Картина не перегружена деталями, как это часто случается с другими произведениями, где изображены рубенсовские женщины. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Главное отличие коренится в непринуждённости и свободе портретируемых, что придаёт сюжету лиричность. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. При постройке дома была предусмотрена отдельная купольная зала с верхним освещением, в которой разместили вывезенные из Италии скульптуры и камеи. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Глядя на одну из его обнаженных красавиц, восхищенный Гвидо Рени однажды сказал, что, должно быть, фламандец подмешивает настоящую кровь в свои краски – настолько изображенные тела полны жизниПодробнее о картине Рубенса «Шубка» – читайте здесь. Елена была второй женой Рубенса. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. Герцог Альбрехт плохо представлял себе, кто такой Рубенс, но заказал ему свой портрет и портрет жены, а после исполнения заказа немедленно присвоил ему звание. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Кстати, жена Рубенса Изабелла Брант, по мерке XVII века, была худышкой. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства. Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Ответ один — да, стоит. Но не будем о грустном. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Огромное число фигур позволяло располагать их по принципу контраста, причём действия художника выстраивались по принципу театральной мизансцены: композиции Рубенса динамичны и всегда образуют единое целое110.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Фигуру Джей Ло вот уже несколько лет подряд называют выдающейся, особенно ее бедра и ягодицы. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Это передано через одежду молодой пары. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
«Голова Медузы» была предназначена не для картинной галереи. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. В мои времена женщины были слишком толстые».
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Сыновьям пришлось искать заработка самим: Филипп вместе с сыновьями своего работодателя был отдан в обучение к знаменитому гуманисту Юсту Липсию в Лувене. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Луки214. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. В первые десять лет Рубенс создал около 200 полотен, преимущественно религиозного содержания, не считая немногих картин мифологического содержания и двух десятков портретов. Художник дважды был женат.
Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Игнатия (ныне посвящённой св. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). В Риме он общался почти исключительно с фламандцами, жил в нидерландском квартале, но никогда не принимал участия в буйных развлечениях и держался наособицу.
В списке множество работ Перуджино, Бронзино, антверпенских художников-современников и Адриана Браувера. Вдова, оставшись со старшей дочерью и сыновьями Филиппом и Питером, приняла решение вернуться в Антверпен, опустошённый войной10. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Зарисовками животных он занимался в зверинце герцога Гонзага, а копируя в Риме античные саркофаги, не пропускал сюжет об охоте на калидонского зверя.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Все это тайна велика есть. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Работая в Испании, Рубенс понимал, что не задержится в этой стране надолго, вот таким образом спешил. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Но это не для Адель. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Карлу Борромео).
Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Тем не менее, Рубенс написал портреты короля и его брата кардинала Фердинанда, королеву инфанту Марию-Терезию и так далее185. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Понятно, что на плоскую фигуру шить гораздо проще: меньше вытачек. Поместье позволило Рубенсу приобрести титул сеньора, высший возможный для него социальный статус, с которого начинается эпитафия на надгробии217.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови».
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Уже постаревший художник жаловался своим ученикам: «Вам повезло. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Лекуре, «доходило до угодничества». В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. По приказу короля для Рубенса оборудовали студию во дворце и Филипп IV навещал его ежедневно, хотя общество фламандца явно привлекало монарха больше, чем его искусство. Дворянство и богатые буржуа привыкли жить на широкую ногу.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Это сейчас рубенсовскими женщинами можно иллюстрировать медицинские статьи на тему проблем целлюлита, а тогда. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Она была дочерью торговца коврами и шпалерами, кроме нее в семье было еще 10 детей, за ней не давали большого приданого, но она была молода и прекрасна. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. И в первую очередь это касалось еды. Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой. С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее.
Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску».
Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре. А первой – Изабелла Брандт. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Кто был заказчиком этого шокирующего полотна, установить пока не удалось. Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Брак был заключён с большой поспешностью. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти». Такая красота пользовалась спросом и Рубенс с удовольствием умножал ее на полотнах. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества. долларов.
Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой. Вместе с тем, к неудовольствию критиков-классицистов, Рубенс свободно обращался с наследием античности и не придерживался археологической точности. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Возможно, это труды Сенеки. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки.