Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Неужели она была настолько скромна. И слава Богу.
Рубенс не считается мастером психологического портрета. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Некоторые вакханки на картинах Рубенса изображены с внешностью Елены.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Рубенс предвидел, что заказы могут потечь рекой и его расчет оказался верным.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Новый план Рубенса, единодушно одобренный в Брюсселе эрцгерцогиней Исабелью и в Мадриде графом-герцогом Оливаресом и королём Филиппом, сводился к началу сепаратных переговоров между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами, а заключение мира могло состояться только при нейтрализации Англии— главного голландского союзника. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Но нет худа без добра.
Одну руку она спокойно положила на столик, покрытый узорчатой красной скатертью, а другая рука держит серебристый атласный платок. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Его "Автопортрет с Изабеллой Брандт" – одна из вершин творчества Рубенса. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре. Негативное отношение к женской изящности отразилось и в самом слове «худоба», ведь «худо» означает «плохо», а «худым человеком» ранее называли того, кто отличался слабым здоровьем либо не самой лучшей репутацией.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору81.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
М. Лекуре задавалась вопросом, можно ли считать Рубенса художником барокко и признавала, что это понятие, с трудом поддающееся временному и пространственному определению, удачно демонстрирует его двойственность. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Из-за террора герцога Альбы Рубенсы переехали к родственникам Марии в Лимбург, а в 1569 году обосновались в Кёльне67. Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Отчим Яна Рубенса— Ян Лантметер— держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Возвращение интереса к барокко после 1950-х годов оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Кстати, жена Рубенса Изабелла Брант, по мерке XVII века, была худышкой. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. У них родились пятеро детей.
Мать, человек редких душевных качеств, воспитала в сыне умение видеть черты возвышенного женского идеала. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Кроме того, Елена стала его любимой натурщицей и художник обожал рисовать ее обнаженной. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти».
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Из Антверпена он вдоль Рейна последовал во Францию, посетил Париж, а далее направился в Венецию.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. В 1629г.
А ведь оно только одно из многих. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Заблудший папа Ян умер, когда Питер был еще в юношеском возрасте. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Тут-то не совсем вовремя и родился Питер. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
В Риме он общался почти исключительно с фламандцами, жил в нидерландском квартале, но никогда не принимал участия в буйных развлечениях и держался наособицу. В числе его пунктов значились статьи о прекращении военных действий и режиме свободной торговли между Англией, Испанией, Данией и Голландией на период подготовки и надлежащего оформления договора. Вскоре, однако, его выпустили, но выслали с семьей из Кельна, запретив проживание в городе. Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». С присущим царственным особам величием она полна спокойствия. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Огромное число фигур позволяло располагать их по принципу контраста, причём действия художника выстраивались по принципу театральной мизансцены: композиции Рубенса динамичны и всегда образуют единое целое110.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Однако дальше все пошло наперекосяк. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Комплекс полноты стал «популярен» среди женщин только с середины ХХ века. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. (Сейчас, кстати, мы уже знаем, что дела обстоят ровно наоборот и лишнему весу сопутствует целый букет заболеваний). Выбирая себе жену, мужчина обращал внимание на девушек пополнееПолучается, что Рубенс реалистично писал тех натурщиц, которые были доступны, а вовсе не воспевал женскую полноту нарочно. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Силенам и сатирам сопутствуют не менее хмельные вакханки и сатирессы.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Луки214. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Жена Изабелла В октябре 1609 года Рубенс в первый раз женится на 18-летней Изабелле Брандт, красивой и высокой темноволосой девушке. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Возможно, это труды Сенеки. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. В октябре 1609г. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. Но Рубенс никогда не был педантом. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Вожделенные «90-60-90» стали целью всех модниц мира, которые начали истязать себя диетами и разнообразными спортивными нагрузками. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. Фламандец Рубенс родился в небольшом немецком городке Зигене под Кельном. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Однако через год Сюзанн вышла замуж за другого. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. Именно это время ознаменовалось активной популяризацией «идеала куклы Барби», то есть длинных стройных ног и тонкой талии. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Любитель вакханалий Хотя художник и не был любителем пьяных разгулов в быту, он с удовольствием всю жизнь изображал вакханалии и после него осталась целая серия таких картин (например, "Шествие силена"), На этих полотнах – разнузданные, пьяные сатиры и силены, демоны плодородия (символом которого является их огромный фаллос) из свиты бога виноделия Диониса (Бахуса, Вакха), "родные братья" в греческой мифологии.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Эрцгерцогиня изображена во весь рост.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Отпевание состоялось 2 июня. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Но это не для Адель. Скромную гладкую прическу венчает диадема. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Перед художником была поставлена сложнейшая задача создания вокруг королевы современного мифа в условиях отсутствия в её жизни ярких позитивных сюжетов, а также ввиду весьма напряжённых отношений между королевой-матерью, королём и кардиналом Ришельё155. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
Это передано через одежду молодой пары. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча». За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Игнатия (ныне посвящённой св. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. В переписке Рубенса много латинских цитат, причём как точных, приводимых по памяти, так и собственных афоризмов.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Понятно, что на плоскую фигуру шить гораздо проще: меньше вытачек. Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). В семье Рубенса родились трое детей, позже он усыновил и обоих детей умершего брата. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В 1628г. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Вскоре во время примерки обуви сапожник повредил Рубенсу ногу и он не мог передвигаться в течение 10 дней. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Усилия палачей, поднимающих крест, резкие ракурсы фигур, проработка бликов света и теней способствуют демонстрации драмы, объединяющей человека и природу.
Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
Конечно, певица опровергает эту информацию. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Особенно его интересовали монеты и медали, а также геммы, которые были источниками подробностей о религиозных и бытовых обыкновениях античности и бесценным пособием по хронологии152. 26-летняя Анна была голубоглазой белокурой красавицей, а муж ее, принц Вильгельм Оранский, уже долгое время находился в отсутствии – он с переменным успехом воевал с герцогом Альбой, отстаивая независимость Голландии.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Девушка привыкла к уважению и поклонению. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом158. Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. С первых же месяцев пребывания на родине ему сопутствует удача – он становится придворным живописцем правителей Фландрии (сейчас она входит в состав Бельгии) эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Речь шла о «Воздвижении креста». Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ).
Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Они сидят в беседке из жимолости, которая должна ассоциироваться с Золотым веком и земным раем.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Художник поселяется в Антверпене, где и живет до кончины. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка.
И впоследствии это в сочетании с приятной благообразной внешностью ему очень пригодилось. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». Рубенс, прикованный к постели приступом, не смог принять участия в церемонии, но Фердинанд Австрийский лично нанёс ему визит домой. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Семья возвратилась во Фландрию, где начала бедствовать. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. галерея Медичи в Лувре). Уже постаревший художник жаловался своим ученикам: «Вам повезло.
В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
В 1622г. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. В 1620-е гг. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Впервые подделывать гравюры Рубенса стали в Республике Соединённых провинций— там же был и самый значительный рынок сбыта оригинальных эстампов. Рубенс тяжело переживал смерть жены. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. в грудь.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Если испанский премьер-министр проявил расположение к художнику, дал ему множество заказов и пригласил поселиться в его резиденции, то с поверенным Иберти наладить отношений не удалось.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Все это тайна велика есть. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Наконец, существует и третья— диагональная— ось композиции, образованная колоннами в окне и двумя закрытыми книгами на столе.
В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. 4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации.
Стандарты красоты XVII века предполагали, что женщина должна быть, что называется, «кровь с молоком». Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Во-первых, она построена на симметричном расположении братьев Рубенсов с левого края картины и противопоставленных этой группе Липсия и Воверия справа. Лекуре, «доходило до угодничества». Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. долларов. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. И в этом браке он был счастлив.
Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Графиня любила двусмысленные игры и розыгрыши. Обычны для него тщательная проработка кружев воротников, фактуры жемчуга, шёлкового носового платка и перчаток, зажатых в руке эрцгерцога.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Маркиза совершенно спокойна. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Карлу Борромео). Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. В мои времена женщины были слишком толстые». Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Картина была подписана обоими художниками104. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. После начала осады Бреды Рубенс попытался сделать при брюссельском дворе карьеру дипломата.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. «Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Сговор мировых брендов не понадобился.
Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса. Однако в 35 лет Изабелла умерла. С 1600 по 1608 годы Рубенс провел в Италии, где учился и работал. Рубенса для заработка определили в пажи графини де Дален. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. У вас есть натурщицы. Весной 1609 года между Испанией и Голландской республикой было заключено перемирие на 12 лет, что дало возможность возвратиться к спокойной жизни, о которой уже позабыли в Южных Нидерландах (северная часть страны в результате успешных освободительных действий еще раньше отпала от испанской короны). Рубенс продолжал активно снабжать брюссельский двор информацией из Англии, но в Мадриде так и не оценили её значения167.
Но не будем о грустном. Но судьба распорядилась иначе. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Было принято решение собрать в Брюсселе Генеральные Штаты и отправить уполномоченных в Гаагу в декабре 1632 года, сопровождать их вновь должен был Рубенс. Эта же комната служила и личным кабинетом.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
В 1625г. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Художник дважды был женат.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Тем не менее, в каталоге живописи Рубенса последних лет его жизни значилось 60 полотен исполненных лично им, около 100 картин, заказанных королём Испании, множество заказов издательства Плантена-Моретуса и так далее218. В 1605г.
Еще не так давно полненькие женщины считались эталоном красоты. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Некоторые художники называют его королём живописцев, так как его кисти были присущи уверенная манера, выразительность персонажей, даже где-то манерность, а так же уникальные световые градации. Губерта, Диану на охоте и подобное. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Квартира располагалась на виа Санта-Кроче близ Площади Испании, братья даже наняли себе двух слуг53.
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Рубенс заботился о своих авторских правах.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Лишний вес был еще и показателем общественного положения дамы – если она «в теле», значит, живет в достатке и хорошо питается. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Наиболее примечательно на этом фоне, что Рубенс не отказался от планов создания галереи Генриха IV и 27 января 1628 года сообщил аббату де Сент-Амбруазу, что приступил к работе над эскизами. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. В частности, были убраны бойницы. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Они толстогубы, курносы, с глазами навыкате, часто с копытами и рогами. Двор этой аристократки оказался весьма странным, а служба при нем нелегкой.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Брак был заключён с большой поспешностью. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. На заднем плане в окне виден пейзаж. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Бытовало мнение, что «мужчины не волки – на кости не бросаются. ». В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. В студию на улице де Ваппер он попал в 20-летнем возрасте, когда уже два года состоял в гильдии на правах свободного мастера. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
.