Эрмитажный Вакх – своего рода божественная комедия Рубенса.
Картина эта смущает некоторой своей безжизненностью. Позже, вероятно, написан Иаков, получающий одежду Иосифа. Но Я. ван Гейде больше работал для кунсткамер и в своем изощрении доходил иногда до пределов вкуса, тягаясь с доуистами в мелочной передаче невидимых простым глазом подробностей (одним из его фокусов было изображение всех кирпичей на зданиях, хотя бы стоящих на последнем плане). В ней все эти впечатления преломились особым образом и превратились в нечто новое. Его творчество — грандиозное искушение, направленное на дразнение обжорства. Наконец из трех остальных портретов один — Сусанны Фоурман (Фурмен) с дочерью — принадлежит к самым колоритным произведениям мастера (божественно написана верхняя часть лица, особенно светящийся бледный лоб и недоверчиво поглядывающие глаза) два других — только этюды, но они стоят лучших картин-портретов.
Странная личность этого гениального пропойцы до сих пор не вполне разгадана. Фламандского происхождения был и Броувер. В этом вождь мирового пролетариата, скорее всего, был солидарен с В. В. Розановым. Резкий зимний ветер баламутит воду и рвет паруса судов. Указать точную их зависимость друг от друга трудно.
Но слабости в них нет. В социалистическом же обществе соборность или коллективность всегда распадались на трудовой энтузиазм, где наслаждение подтачивалось физическим принуждением и коллективное мышление, в котором спонтанность уничтожалась руководством лидера и хотя и сводилось к слиянию с лидером в интеллектуальном экстазе (бурные, долго не смолкающие аплодисменты), постоянно отрезвлялось рефлексией возможных ошибок, уклонений и отклонений. Любимец широкой публики, Фердинанд Боль (1616 — 1680) в общем скорее холодный и вялый мастер, тип оппортуниста, угождавшего всем вкусам, удостоился быть представленным в Эрмитаже двенадцатью произведениями. время — Накренившийся парусник).
Рембрандт покинул Ластмана готовым художником, но первые его картины исполнены в характере учителя (вернее, всей римской школы — в них мы встречаем отражения Гонтгорста, Эльсгеймера и других). И какая жизнь во всей этой мертвой натуре. Прекрасен еще пейзаж, украшенный посторонней рукой (в XVIII веке) фигурами Дианы, нимф и Актеона.
Гонтгорст и Ластман — его ближайшие предтечи. Стэн точно хотел оставить по себе полную картину жизни и вкусов своих дней. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Никому так не удавались небеса, как ему.
Среднее положение между табажистами и светскими художниками занимает Ян Стэн, знаменитый лейденский пивовар, побывавший и в школе у Остаде в Гарлеме, видавший и жизнь высшего общества, особенно в бытность свою в Гааге, где он женился на дочери Яна ван Гойена (в 1649). Особняком стоит Возвращение с охоты, тонкий этюд утопающего в золотистом свете дня. Прямой противоположностью гладкой, суховатой (но высоко мастерской) технике, скромной, сдержанной гамме, всей чопорной осанке этих портретов являются пышные портреты фламандцев их золотистый тон их развязность или (у позднего ван Дейка) их элегантность. Недаром его так ценили в XVIII веке — он был предтечей, угадавшим его изощренность.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Но именно этот стиль сохранил за собою значение лучшего выражения фламандского гения. Тенирс прошел через несколько красочных стадий.
В совсем другой сфере знаний эта неполнота была продемонстрирована математиком Куртом Гёделем в его знаменитой теореме. Первое время в таких мероприятиях принимали участие только женщины. От пейзажей Рубенса мы можем перейти к его видениям античности.
Вероятно, мы видим здесь кого-то из самых близких к мастеру лиц. Должен признаться, что ключ к такому толкованию мне дало сопоставление рубенсовского Вакха с Черным квадратом Малевича.
Оба были безупречными рисовальщиками, прекрасно владели теплым, правдивым колоритом, оба умели с большим вкусом выбирать свои мотивы. Художники эти оказали немаловажную услугу развитию световых эффектов на родине и в Италии. Вообще же влияние Эльсгеймера обозначилось меньше всего на немецком искусстве.
И другая табажия Стэна в Эрмитаже в своем роде настоящий перл. Вэникс из всех итальянизирующих голландцев самый захватывающий. Одни из них пошли вслед за Караваджо, другие — за Эльсгеймером.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Обе эти части одного целого, отныне со столь разными историческими и культурными судьбами (Фландрия была возвращена католичеству, в Голландии окончательно утвердилась реформа), дали два очень разных, но равноценных, в смысле красоты и великолепия искусства. В январе 1772 года в Эрмитаже принимали 158 картин из коллекции барона Кроза и в их числе «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Рождество Иоанна Крестителя» Тинторетто, «Даная» Рембрандта и его же «Святое семейство», «Вакх» Рубенса и его же «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Портрет Вирджинио Чезарини» Ван Дейка и его же «Автопортрет», «Мальчик с собакой» Мурильо, «Амуры и гении» Пуссена, «Посещение бабушки» Ленена, «Итальянский пейзаж» Лоррена, «Пейзаж с прудом» Буше, «Прачка» Шардена и три шедевра Ватто – «Актеры французского театра», «Военный роздых» и «Тягости войны».
Наконец, фламандцу по рождению Герарду де Лэресс, переселившемуся в Голландию (сначала в Утрехт) в 1665 году (17 лет после основания Академии в Париже и за два года до смерти Рембрандта), принадлежит оспариваемая заслуга водворения академических формул, забытых с самых дней Гольциуса и Ютеваля и лишь контрабандою прозябавших в некоторых итальянизирующих голландцах, вроде Пуленбурга и художников его школы.
О. М. Фрейденберг обнаружила типологическое родство дионисийских культов и христианской евхаристии, но дальше – в социологический анализ европейского придворного и народного, а тем более социалистического быта – не пошла. Одновременно тип его фигур становится правдоподобнее и симпатичнее. Так у Малевича рождаются технические иконы этого супрематического мира, не исключающие, впрочем, поклонения Всевышнему ибо Бог не скинут.
Милее всего беспритязательные картины вроде какого-то итальянского пейзажа с мостом на жердях или полная искреннего чувства картина Жнецы или неправильно названная картина Голландский берег (какая это Голландия с горами. ) или еще Зимний вечер, где так превосходно переданы несущиеся холодные тучи.
Кажется, точно слышишь в кристаллическом осеннем воздухе негромкий говор, мирную суету. Поразительно передано таяние воздуха, пропитанность всего радостным светом.
Заметим лишь, что проблема полов и поколений (отцов и сыновей для Федорова) входила в протестантские утопии как почти непременный элемент проектирования нового мира. Четыре художника носят фамилию Мирис. время — Парнас) 1761 года к знаменитой некогда Фреске в вилле Альбани.
Фламандцы стали стыдиться своей грубости и простоты. Будучи на 13 лет моложе Терборха, он и в своем колорите, сформированном, быть может, под влиянием Рембрандта (в Амстердаме Метсю жил с 1656 года), обнаруживает принадлежность к более позднему поколению.
Широким потоком вливается из окна белый утренний свет. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Но в этой маленькой картине еще больше своеобразной плотской мистики Рубенса, нежели в большом кумире винного бога.
К тому же в XVII веке Германия переживает время полной культурной разрухи (из-за 30-летней войны) и искусство пребывает в состоянии какого-то паралича. Он еще лучше, нежели Корреджо, понял самую природу света, его законы, его жизнь.
Этот капитальный труд он исполнил по заказу Эмилии, вдовы штатгоудера Фредерика Генриха. Для истории одежд и нравов она настоящий клад. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. Какое понимание существа вещей. Лишь портреты Филиппа IV испанского и его первой супруги, (написанные в 1628) носят условный, фантастический характер и в этом легко убедиться, если сравнить первый со строгим портретом того же короля, приписываемым нами Maco, в зале испанской живописи.
Рубенса нужно или всего принять или всего оставить. Им образовано много учеников, как в Антверпене (между прочим, его учеником был одно время Питер Брейгель-мл. ), так и в Голландии, куда он бежал после взятия города герцогом Пармским в 1585 году. В его легкости есть что-то импровизаторское. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Каждая его картина — зависть любителей.
Но всего не перечтешь. Эти горожане дают точку зрения Поттера, эта фермерша дает его поэтичную мечту. В Эрмитаже имеется приятная в своем коричневом тоне картина Пустая кружка (в авторстве ее Боде почему-то сомневается) и менее характерный Пустынник, носящий пометку 1660 года.
Были сделаны попытки свести все главные течения в голландской живописи XVII века к Рембрандту. Но есть у иконности Вакха и иной смысл, о котором чуть ниже. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту.
Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины. Возможно, что эти художники явились в Италию уже с готовым запасом впечатлений от творчества Рембрандта, вступившего в 1630-х годах в период своего полного красочного расцвета и что эти впечатления им пригодились затем при изучении солнца Италии. В таком же роде Коровы на водопое. 28 марта Эрмитаж отмечает "День Мартовского кота", посвящённый кошкам, живущим в музее. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Этому художнику не было даже суждено кончить свою жизнь на родине он умер в Венеции.
Однако и эта картина заслуживает самого подробного изучения тех, кто пожелал бы проникнуть в жизнь высших сословий первой трети XVII века (она помечена 1621 годом). Давайте присмотримся к сатирессе слева.
Однако искусство Рембрандта при этом не падает. Остаются непредставленными лишь его (преимущественно конные) портреты. Действительно, трудно себе представить более иллюзорное впечатление глубины и озаренности в полутемной комнате. Эрмитаж обладает семью превосходными картинами А. Кейпа, рисующими его с разных сторон.
Вот почему у нас имеются три капитальных картины скучного классика и еще три его эскиза, среди которых Аполлон и Музы (В наст. Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана — Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 — 1666), Иог.
Другой прекрасный ранний портретист, Равенстейн, отсутствует в Эрмитаже, зато мы имеем вполне достоверный портрет ученика Миревельта, Морельсе изображающий знаменитую своими похождениями герцогиню де Шеврёз. Рембрандт за этот период почти не пишет заказных портретов. Живопись же Ватерлоо вообще большая редкость и он скорее известен как гравер. Но сам марксизм остался в границах трудовой этики протестантизма.
Одним из немногих блестящих немецких мастеров за это время был художник Иоганн Гейнрих Шёнфельдт (1609 — 1675), посетивший Италию и Францию и работавший последнее время в Аугсбурге, бывшем все еще художественным центром Германии. Утопия вечного блаженства, воплотившись в христианской иконографии в образе Рая, осталась довольно бледной, так как предполагала перманентную трезвость, мало совместимую с блаженством – во всяком случае, с блаженством физическим, – в то время как пьянство и наркомания свидетельствуют о том, что она была освоена на бытовом уровне, причем и как телесная и как духовная практика.
Все искусство Кейпа носит характер удивительной жизненности. В глазах Бахуса светится что-то царственное. Да и голландский реализм XVII века развился под влиянием итальянского искусства, особенно Караваджо. Апофеоз искусства барокко.
В одном нельзя сомневаться, это в единственном красочном блеске этого праздника, в изготовлении декоративной части которого приняли участие лучшие из товарищей Рубенса и целые полчища его учеников под непосредственным его наблюдением. Важно отметить источники, общие почти всем названным художникам. Гоцковского коллекцию из 225 картин западноевропейских художников. Картина Пейнакера Морской берег в Эрмитаже является таким же пределом передачи тающего, пропитанного вечерним светом воздуха, каким является передача борьбы света с тьмой в Данае Рембрандта. Вообще же он восхитительный мастер и — явление редчайшее — не уступает своему образцу.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки. Первый длится приблизительно до 1632 года, до его переселения в Амстердам. И в то же время король с головы до ног. Но в этом чувстве не было уже ничего духовного. Она остается замкнутой и таинственной.
Доу (1613 — 1675) был учеником или, скорее, товарищем Рембрандта в самом начале его карьеры и то, чему он тогда научился, осталось его специальностью на всю жизнь. Но чаще он бывает скучно официален и даже небрежен.
Так, по совету придворных, она обратилась с заказом и к только что поселившемуся в Гааге Поттеру. И цвет его тела тоже живой. Если Пуссен был представлен прелестными, не очень значительными вещами, подобными полотну «Амуры и гении», то среди произведений других мастеров выделяются превосходные картины – «Посещение бабушки» Ленена, «Итальянский пейзаж» Лоррена, «Пейзаж с прудом» Буше и «Прачка» Шардена, «Актеры Французского театра», «Военный роздых», «Тягости войны» Ватто.
Что это — Ливорно, Генуя, Анкона. И все портреты Елены носят в себе отражение этого отношения. И вот еще что.
Первые его картины означают годы учения на натуре. Но праздничный свет обливает его и точно наполняет все веселыми звуками труб и цимбал. Их незаконченность позволяет ознакомиться с его приемами техники и последовательностью их. Но Поттер забыл, для кого он пишет, ушел весь в свой труд, наполнил картину всеми деталями, которые ему казались способными передать характер жизни в деревенском приволье, среди милых его сердцу животных и каково же было негодование окружающих принцессу лиц, когда они увидали, что одна из коров, находящаяся в самом центре картины Поттера, занята делом, свидетельствующим о ее невоспитанности.
Не избегла общей участи и Голландия. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Броувер является настоящим основателем кабацкого стиля в нидерландской живописи XVII века. Наследником Пьера Кроза стал его старший племянник маркиз Дю Шатель.
Ряд превосходных картин его в Амстердаме, в Кане (Caen), в Дрездене, его двойной портрет в собрании И. Я. Мюред в Петербурге, а также великолепные его офорты достаточно объясняют силу его очарования, к которой нужно еще прибавить ясность и убежденность его теорий, начавших перечить (лишенным формулировки) внутренним чувствам национальных художников. Едва ли советы этого художника были Рембрандту в пользу. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его).
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Лишь в иллюстрациях Матиаса Мериана встречаешь еще отголоски его поэтичного творчества. Превосходен этюд облаков на картине Переправа через ручей. Это художник для кабинета редкостей, для кунсткамеры.
Поколение Адриана ван де Вельде — художники, родившиеся с 1635 по 1640 год и начавшие, следовательно, работать к концу 1650-х или в начале 1660-х годов, в эпоху уже полного расцвета французской моды, но еще и во время доживания традиций национальной техники, поколение это дало в сыне фламандского пейзажиста Гилиса де Гондекутера, Мельхиора (1636 — 1695), лучшего изобразителя одушевленного животного мира в голландской живописи и, кроме того, нескольких специалистов по охотничьим трофеям, вроде А. Д. Гондиюса (1638. Солнечные лучи, рассеянные легкой дымкой, проникли всюду и бросили мягкие нежные тени. Но это счастье досталось ему благодаря той черте, которая нам теперь менее всего приятна. Помимо произведений итальянской, нидерландской, голландской и фламандской школ собрание Кроза содержало работы почти всех крупных мастеров французской живописи XVII-XVIII вв. : от Валантена и Вуэ до Ватто и Шардена.
И вслед за Саломоном Якоб потерял всех своих друзей: Воувермана в 1668 г., Адриана ван де Вельде в 1672 г. и Эвердингена в 1679 г. Его главный последователь высокодаровитый Гоббема принужден был поступить на службу сборщиком податей, чтобы не погибнуть с голоду. Лишь Рембрандт роскошен в тоне как любой венецианец или фламандец. Сам Халс не знал уютности. Зато очень любопытна круглая картинка Винкбоонса 1623 года Проповедь Христа на озере. В этом происходило учение художников.
Он сам едва ли был завсегдатаем шинков и кутилой. Да и подобные картины их носят тот же грандиозный характер, как и их исторические картины. Отец готовил из него ученого и Рембрандт был определен 14 лет в университет, но страсть к живописи, проснувшаяся с неудержимой силой, заставила его оставить латынь и перейти в школу к малоизвестному живописцу Сваненбургу.
И тоже естественные. Фрейдистские и юнгианские открытия в этом направлении тоже пока что не стали идеологемами современной западной культуры и остаются где-то на клинической периферии сознания. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Это характерно и для всего его искусства. Но в таком положении зритель толком уже не может видеть картину. Прекрасная картина последнего изображает любимый мотив художника — дорогу извивающуюся среди холмов (фигуры писаны В. Схеллинксом).
Сын порядочного буржуазного семейства, женившийся на девице, опекуном которой был сам Рубенс, Тенирс скорее должен был помышлять об устройстве своих дел (отец его был разорен спекуляциями), нежели о том, чтобы ходить по вонючим, накуренным притонам. Однако сейчас же нужно выяснить значение этих подходов. В то же время это художники, больше всего разработавшие проблемы света. Вакханалия – это ритуал, который проводили в знак служения богу Вакху.
Начинают эту категорию два художника: гарлемец Питер ван Лар, прозванный Бамбоччо (1590 — 1674) и его двойник, фламандец Ян Миль (1599 — 1664). Исключительной красоты красок, ясных, несколько металлических (зеленых, черных и розовых), картина изображающая веселую компанию офицеров и легкомысленных дам в костюмах 1630-х годов. Это целая поэма. Интерес к нему выходит за тесные пределы живописи. Мрачная, полная дикого настроения картина Ромейна Скот на пастбище и ряд произведений Лингельбаха, рисующих с занятными подробностями уличную жизнь портовых городов и самого Рима (например, Piazza di Spagna, помеченная 1666 годом), уступают произведениям вожаков направления лишь менее гибкой виртуозностью и менее горячим колоритом. — 1692), сына итальянца Я. Б. Вэникса Яна (1640 — 1719) и Я. Вейка (1640 — 1702), а также превосходного специалиста по цветам (к этому времени знаменитое увлечение голландцев цветами достигло высшей степени) Абр.
Шаг огромной смелости, столь смелый, что все эти новаторы, кроме двух-трех, должны были принести себя в жертву идее, прожить печальную жизнь в нужде или же кормиться посторонним заработком. Это сходство (помимо символической значительности фигуры Вакха и сопровождающих его персонажей) вырастает именно из схемы коллажной композиции. Академизм стал просачиваться и становиться все более и более властным.
В них нет хотя бы какой-либо уютности (как, например, в картинах с подобными же сюжетами Тенирса или Остаде). Говорю о буднях, чтобы подчеркнуть, что лозунг трудовые будни – праздники для нас, реализовался в социалистическом обществе как духовно (труд есть творчество), так и физически (в изнеможении стахановских подвигов, либо – что бывало чаще – просто в том, что напивались прямо на рабочем месте и в рабочее время). Затем наступает увлечение Броувером и Тенирс перенимает у него горячий, бурый тон.
Однако рядом с этими явлениями в Нидерландах, как Северных, так и Южных, не переставала развиваться простая реалистическая живопись, непосредственное изображение действительности. У Стэна психология иная. Все, что случилось с ним, должно было случиться по каким-то верховным законам.
Черный квадрат Малевича – аналогичная композиция, с противоположным распределением светлого и темного. Татлин открывает путь художнику в производственные мастерские и будущий утилитарный дизайн (ничего общего с современным роскошным дизайном изнеженной эротики не имеющий), Малевич идет дальше и вообще уничтожает прежний антропоморфный и природный мир, предлагая строить новый мир из супрематических элементов на основе геометрических фигур и хроматических спектральных тонов.
Мы прекрасно понимаем, что Малевич – родоначальник не столько и не только абстрактного искусства, сколько искусства концептуального. Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. Они принадлежат даже к первейшим техникам истории живописи. Уже нидерландцы XV века были большими мастерами в изображении внутренностей зданий и сложных архитектурных сооружений. Обыкновенно его принято характеризовать как скучного итальянизирующего маньериста. Его интересуют не только действующие лица (которых он изображал с величайшею типичностью), но и вся среда, вся обстановка их жизни.
С одних творений Рафаэля Рембрандт собрал целых четыре тома воспроизведений. Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Анекдот ее самый обыденный.
Благовещение ван Эйка и Св. В смысле костюмов и обстановки средневысшего сословия в дни короля-солнца — нет лучшего материала, нежели картины Терборха. По Элиаде, уничтожение различия между полами следует понимать не только в горизонте действительного отношения полов на той или иной стадии развития человеческого общества (в том числе в ситуации патриархальной революции), но и как символическое преодоление всякого вообще противопоставления, снятие всех космических оппозиций и возвращение к докосмическому хаосу, но не в смысле полной неупорядоченности, а в смысле полной нерасчлененности мира. В картинеЛунная ночь над морем он ближе подходит к сумрачной поэзии Нэра. Но неприятно переходить от изучения самого светодателя к сателлитам. — 1678), пейзажная часть также написана Вейнантсом.
Но ни то, ни другое отношение несправедливо. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Так, в 1830 г. в окрестностях Керчи был раскопан курган Куль-Оба, где в склепе были обнаружены шедевры древнего искусства. Надо при этом сказать, что общей чертой табажийных художников была живописность. Всюду она кажется каким-то лукавым, лакомым, красивым зверьком и нигде не видишь ее души. Но и это вряд ли определенное место, существовавшее когда-либо на итальянском побережье.
К концу XVII века Голландия такая же монархия, как и ее соседи и от республики остается слабая иллюзия. Течение это продолжается и в XVIII веке, но превращается в ремесленное повторение задов. И все это выглядит прекраснее, красочнее, богаче, прельстительнее, чем в природе, все это сгруппировано и разложено человеком, который лучше других смаковал особенные прелести каждого лакомства.
Лучей солнца здесь нет, но вечерний свет проникает рефлексами всюду, не оставляя и уголка в тусклом мраке. название — Молодая женщина, угощающая кавалера вином). Близость Поттера к Кампгейзену в дивном сумрачном осеннем пейзаже (1650 года) даже настолько велика, что эту картину и пытались приписать последнему мастеру.
Некоторые художники, воспитываясь и живя в разных городах, представляют большие аналогии, нежели соученики одной мастерской на частные же связи мы укажем при разборе. Среди них почетное место принадлежит сверстнику Рембрандта, роттердамскому уроженцу Корнелису Сафтлевену (1606 — 1681), одному из самых разносторонних художников голландской школы, находившемуся одно время под влиянием Эльсгеймера и писавшему всевозможные сюжеты, начиная от фантастических сцен, кончая табажиями во вкусе Броувера. На самом деле тут оптика двойной экспозиции – налицо и натуралистический образ и категориальный концепт. В этом искании вездесущности света Кейп дошел даже до какой-то блеклости и тусклости. Это лишенное даты Посещение трех ангелов Авраама (другие, напротив того, относят картину к 1650-м годам). Из всех голландских поэтов природы больше всего повезло у публики (даже при жизни) Паулю Поттеру. Что же касается до ее эрмитажных картин, служащих иллюстрациями к Сентиментальному путешествию (Безумная Мария Монах из Кале) Стэрна и к переписке Абеляра и Элоизы (Прощание Абеляра и Элоизы), то будучи вставленными в стены комнат луисезного стиля, они могли бы служить пикантными украшениями, но взятые сами по себе они лишены художественного интереса.
Он становится быстро знаменитым, главой целой школы и богатым. Одними из самых значимых произведений, которые представлены здесь, являются: Персей и Андромеда, Союз Земли и Воды, Портрет камеристки, Вакх (Бахус), Снятие с креста и многие другие. От драматизации сюжета Рембрандт на сей раз воздержался.
Обыкновенно выставляют дело так. Их присутствие не нарушает тишины и меланхолии, разлитых в картине. Котов делили на две группы "надворных" и "комнатных". Винкбоонс украшал свои картины и гравюры прелестными фигурками, в которых рассказывал забавные анекдоты и которые очень ценны в бытовом отношении.
Но живопись Терборха не французская. Но смерть спасла его от этого и остановила его в тот момент, когда его стиль стал превращаться в шаблон. Смерть, впрочем, похитила Поттера в столь молодых годах (ему было 29 лет), что трудно судить о том, насколько эти черты в его искусстве не являются просто состоянием известного ученичества перед природой. Екатерина II придала кошкам статус охранников картинных галерей от грызунов. Вся картина — сплошное золото ликующая музыка света льется из нее неисчерпаемым потоком. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Но Рембрандт исключение, а вовсе не представитель типично голландской живописи.
Рубенс в живописи, силой беспримерного гения, создал целую свою религию идущую по существу даже вразрез с христианской церковью. Остальные картины Яна в Эрмитаже (1607 г., 1610 г. ) также прелестны, содержат массу бытовых деталей, но страдают известной шаблонностью, явившейся следствием преувеличенного успеха мастера и постоянных требований повторений. Натуралистические интенции супрематизма озорным концептуализмом Дада и Дюшана удовлетвориться не могли, они были лишены иронического безразличия и, обзаведясь известной агрессией (превосходящей по серьезности кабареточный эпатаж цюрихских шалунов и приближающейся к нешуточности планов цюрихских политэмигрантов), стремились к более или менее насильственному внедрению нового мира в жизнь российских обывателей. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. В Миревельте мы найдем черты сходства с Поурбусами, с Мором, с Горциусом. Даная прекраснейшая картина Рембрандта и это прекраснейшая картина в Эрмитаже.
Про некоторых почти хочется сказать, что они были паразитами и профанаторами Рембрандта, несмотря на все их громадное мастерство. Кампгейзен был на три или четыре года моложе Кейпа и на год или два старше Поттера. Участие детей в вакхических шествиях на барочных картинах, отчасти намекая на античную педофилию, в большей мере указывает на то, что в этой утопической перспективе (или ретроспективе) преодолевается не только противоположность между агрессией и блаженством страсти, не только между ярко выраженной мужской и женской оргиастичностью, но и между младенчеством, детством и старостью, зрелостью и незрелостью, зрелостью и перезрелостью. Недаром зачитывался он самой страстной поэмой в мировой литературе — Библией.
Редкая фламандская картина лишена таких деталей, как фрукты, овощи, птицы, звери или рыбы. Еще одна капитальная картина в Эрмитаже относится некоторыми исследователями к той же эпохе Саскии. Это тривиальная, но и гениальная речь. В 1769 году была приобретена коллекция саксонского министра Генриха Брюля.
Рубенс в портретах часто бывал несколько декоративным, поверхностным. Лучше других простой женский портрет, носящий поддельную подпись Рембрандта и мрачный портрет молодого человека (также с фальшивой подписью учителя). Вокруг этого живота более или менее темная рамка – нечто вроде фона. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Уже раньше существовали корпоративные и бюргерские портреты (вспомним Оостзанена, Бруина, Скореля), но к концу XVI века производство их становится прямо какой-то манией.
Это неточно. О природе отношений, существовавших между ней и мужем, в выразительной форме говорит в Эрмитаже картина Рубенса, (относимая к 1635 году) известная под названием Le croc en jambe (Подножка) и изображающая в виде пастуха и пастушки самого гения фламандской живописи и его вторую жену. Единственной иллюстрацией этого фазиса в Эрмитаже является портрет его отца, умершего в 1630 году.
Конинкслоо в свое время был очень известен. Среди них выделяются Пуленбург (еще один ученик Блумарта), Кейленборг, Витенбрук, Брэнберг, Лиссе — с одной стороны, Ластман и Муйарт — с другой. Удивительно характерны два дальнейших портрета: бритого францисканского монаха, взирающего своими острыми глазами прямо на зрителя (писан около 1615) и приготовленное для воспроизведения на гравюре изображение цесарского генерала Шарля де Лонгваля, павшего в 1621 году при осаде Нейзаля в Венгрии. Эрмитаж обладает пятью картинами мастера и кроме того на двух картинах (Птичий двор и Пейзаж с домашними птицами) обычного сотрудника мастера, специалиста по куриному царству Дирка Вейнтрака (1625. Затем идут сразу произведения одного из классиков-маринистов С. де Влигера (1603 — 1653): большая, официальная, несколько скучная, серая, но правдивая картина Прибытие Вильгельма Оранского в Влиссинген (В наст.
Raison dapostre их творчества отчасти кроется в юморе (серьезных или мрачных изображений крестьянской жизни почти не встречается), но, главным образом, она заключается в красочной прелести, которую они умели придавать самым незатейливым и даже отталкивающим сюжетам. Сам Лэресс вовсе не плохой мастер.
Освобождение Голландии совпало с моментом торжества натурализма в Италии. В то же время Притча одна из вдохновеннейших живописных страниц Рембрандта. Михель Янсон Миревельт (1567 — 1647) открывает собой ряд типичных голландских портретистов.
Некоторое время она держится в обособленном круге аристократии и плутократии. Этот шедевр помечен 1631 годом, однако здесь следы связанности и робости уже исчезли. У Рубенса мы видим как раз сценку из сада наслаждений без всякого садизма, свойственного протестантскому ригоризму.
Подобные картины Венне, а также гравюры Гольциуса, Яна ван дер Вельде, Криспина де Пасса, Якоба де Гейна и ставшие из третьих рук известными в Голландии пирушки ландскнехтов Караваджо породили целую школу специализировавшихся на изображениях кутежей и игр военной молодежи, кордегардий и (реже) просто семейных пирушек в высшем обществе. Это были тогда и самые модные художники, сказавшие последние слова в искусстве. Впрочем, задолго до того, чтобы стать общей, метаморфоза самого духа фламандской живописи обозначилась сначала в лучшем из лучших учеников Рубенса, в Антонисе ван Дейке (1599 — 1641). И весь пейзаж такой же сытый, жирный, пьяный, как действующие лица. В искусстве это выразилось разнообразно — в аристократизме ван Дейка, пришедшем на смену плебейской роскоши Рубенса, в велеречии Лебрёна, вытеснившем простоту Пуссена, в жеманности Маратти и Долче, начавшей новую печальную эру в итальянской живописи, в сентиментальности Мурильо, водворившейся в религиозном искусстве Испании, только что имевшей таких силачей, как Рибейра и Сурбаран.
В русской православной традиции это есть соборность в состоянии молитвенного приготовления к блаженству, но не само актуальное блаженство. Полны еще сильного художественного чувства амстердамский художник Якоб в. д. Дус (1623 — 1673), Иог. У Халса всегда чувствуется смех, но смех его откровенный, циничный смех гения. В том же характере второй женский портрет Морельсе. Павла, стряхивающего ехидну в огонь, — поступок, вызывающий изумление у окружающих. Окончательно сгущаются они в 1661 году, когда умерла Гендрике.
Итальянская поездка прервала это пребывание и службу. Произведения Бриля в Эрмитаже не дают о нем выгодного представления. Среднее же положение занимает Стэн. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. И однако глаз не устает разглядывать эту сцену — и то любуешься абсолютной жизненностью голов (особенно взглядом и легкой усмешкой кавалера), то переходишь на околичности и восхищаешься передачей костяного ножичка, лимонной корки, складчатых панталон офицера, его чулок, его засаленного башмака, позумента на юбке больной, мягкого сверкания ее палевой кофты.
Вторично он был приглашен в 1632 году и с тех пор он почти постоянно оставался при короле (в 1634 году он жил в Антверпене), женился в Англии на благородной девице Рётвен, был возведен в рыцарское достоинство, сделался своим человеком в высшем обществе и переписал почти без исключения всех видных политических деятелей и весь двор Англии. Но все же Дирк не был основателем голландской бытовой живописи, которая (не говоря уже о предтечах в XVI веке) дала в самом начале XVII века, в картинах или в гравюрах, очень полную иллюстрацию нравов своего времени. Однако значение Рубенса выходит и за пределы узко церковных вопросов.
Обвинять ван дер Верфа в том, что было общей чертой голландского искусства его времени (он родился близ Роттердама, в 1659 году), в мелочности и вылизанности — нельзя. Самый даровитый из учеников Остаде, Бега, представлен четырьмя подлинными картинами из которых в особенности одна: Раненый крестьянин (любимейшая еще тема Броувера), написана в прелестных плотных красках. Произведений Дюка мы имеем, пожалуй и чересчур много. Во втором замечательна бурая мягкая светотень. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Милая вещица Гагена (замок, выглядывающий из-за деревьев, с эффектной поддельной подписью Hobbema 1663), также не вполне характеризует этого тихого вдумчивого художника.
Что это. Даже исторические композиции Стэна могут служить иллюстрацией вкусов своего времени, хотя он и остается в них (вероятно, помимо желания) тем же неисправимым насмешником, тем же буффонным комиком, каким он является в своих жанрах. О том, что Менгс был хорошим знатоком своего дела, говорят его строгие портреты (их много в Мадриде и в Дрездене, где он прожил по несколько лет), среди которых особенной живостью и непринужденностью отличаются автопортреты (1752 год).
Это уже не только красивая панорама, но какой-то синтез всей Голландии. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. Но Лейден был в то время художественным центром (в нем работали два лучших художника Гойен и Эзайас ван дер Вельде) и имел уже славное прошлое (Лукас Лейденский). Оно исключительно историческое.
Более самостоятелен венский художник галантных праздников И. Г. Плацер (1702 — 1760), величайший виртуоз, до полного, однако, пресыщения щеголяющий своей фокуснической ловкостью, вообще же немец с головы до ног — как в наивной прециозности своих измышлений, так и во всей своей слащавой манерности, которым до подлинного изящества и мастерства Ватто как до неба. Время его учения у Ластмана в Амстердаме было крайне непродолжительным (он у него пробыл всего 6 месяцев) и, однако, как мы уже указывали, прошло оно не бесследно в творчестве Рембрандта. В настоящее время более 60 котов находятся на довольствии Эрмитажа. В целом голландская живопись лишена страстности, лишена полета.
Здесь ничего лорреновского нет. Абсолютно зато ясным представляется Кейп на картинеЗакат солнца (В наст. Эта неразработанность символики возраста привела в соцреализме к инфантилизму его живописных и архитектурных утопий, с одной стороны и к власти старцев (означающей ослабленность инстинкта власти у молодых и вообще указывающей на какую-то социальную архаику) – с другой.
Иероним), 1288), баталист Кверфурт очень близко подражал Бургиньону и Воуверману (Военный лагерь, Приготовление к отъезду, 1740) дрезденский мастер Дитрих (1712 — 1794) всю жизнь имитировал голландцев, особенно Рембрандта и Остаде, не выходя, впрочем, за пределы чисто внешних заимствований (Отдых на пути в Египет, 1292 Положение во гроб, 1293 Дети играющие с белкой, 1294 Странствующий раешник, 1295 Вид, Римской Кампании, 1296 Итальянский пейзаж с мостом, 1726 Бегство в Египет). Шел ли этот стиль от Рубенса — самого старшего среди них или от его учителя ван Ноорта (об искусстве которого приходится лишь догадываться ибо достоверных произведений его не сохранилось) или же, наконец, стиль этот явился как естественный продукт почвы и данного фазиса культуры — это останется под вопросом. Абсолютно в духе Кампгейзена написана другая Молочница 1652 года.
Цвет её тела – серо голубой. На знаменитой картине "Охота на гиппопотама" (см. Чтобы иметь полное представление о Яне Батисте Вэниксе (1621 — 1660), нужно видеть две его парные картины в Кушелевской галерее. Гораздо приятнее два последних ученика Рембрандта — Николас Мас (1632 — 1693) и А. де Гельдер (1645 — 1727). — 1697), гарлемский мастер В. Ромейн (1624.
Но и не одни лошади, которыми поистине художник злоупотреблял до утомления (и опять вину этого можно поставить на счет любителей и знатоков, всегда завидующих друг другу и желающих иметь непременно то же, что у другого), не одни лошади — сила Воувермана, но и пейзаж. При этом символизм искусства и жизни Рембрандта носит роковой характер. Лейденский художник Габриэль Метсю (1630 — 1667), которого пытались охарактеризовать как буржуазного Терборха, является на самом деле лишь двойником своего предшественника и почти ни в чем не выдает свое происхождение из суховатой школы Доу.
За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Отвечая на этот вопрос, мы могли бы попутно объяснить и реакцию русских посетителей Эрмитажа, с их природной стыдливостью (неоднократно отмечавшейся, вопреки склонности русских к пьянству и сексуально ориентированному матерному жаргону). Итальянцы изображали блудного сына в виде итальянца, фламандцы — в виде фламандца. Тому же мастеру приписана лучшая из всех эрмитажных церквей Внутренний вид старой церкви в Делфте, но о ней мы будем говорить ниже. Но и в Эрмитаже в двух картинах мастера можно, несмотря на известную сухость живописи и красок, понять его поэтичную прелесть, скромный трогательный характер которой остался непонятным для знатоков того времени (драгоценный художник умер в бедности), но которая производила колоссальное впечатление на его товарищей. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Здесь Терборх создает свою знаменитую картину Заключение Вестфальского мира и с этих пор, поселившись (после трехлетнего пребывания в Испании) в Девентере, он становится изобразителем светских нравов, наблюдать которые ему было легче, чем кому-либо из художников, так как он сам принадлежал к лучшему обществу.
Это было явление, гораздо более профессиональное, нежели это обыкновенно думают и лучшим доказательством этому служит то, что так мало сохранилось сведений о голландских живописцах (следовательно, сколь малую роль играли они в общей жизни) и что сведения эти или глупые анекдотические наговоры или документальные данные о том, какой ничтожной поддержкой общества пользовались художники. И в Италии он остался тем же тихим, вдумчивым поэтом, тем же тонким (иногда лишь чересчур, до мелочности тонким) живописцем, каким он был на родине. — 1693. ) и, наконец, уроженец Франкфурта-на-Майне Иоганнес Лингельбах (1623 — 1676), самый верный последователь Лаара, с которым его часто смешивают. Самые странные из этих произведений — подписанная картина Река Mac (В наст. Самый тон изложения имеет в картине что-то подлинно патриархальное, древнее и вечное.
Рубенс заведовал этим фантастическим праздником и ему удалось создать такое целое, которое затмило все знаменитые приемы монархов в XVI веке и которое едва ли было превзойдено наиболее роскошными затеями Людовика XIV. Гравюры с его произведений он (а также его ученики, рассеявшиеся по разным городам Голландии и Германии) распространили этот стиль повсеместно. 740 (В наст. Ведь их не могли выручить ни нарядность костюмов, ни известный шик.
Небесные лучи льются потоками. В сущности голландский характер здесь тонет почти всецело в том общеевропейском иначе говоря, парижском облике, который приняла и голландская жизнь с 1650-х годов и который она не покинула даже в период ожесточенных войн с французами. Две из них изображают любимые художником мотивы Норвегии, куда Эвердинген, как гласит предание, попал случайно испытав кораблекрушение у берегов Скандинавии (около 1640 года). Можно при этом вспомнить, что Остаде был сыном ткача и сам иногда украшал такие картины своих учеников фигурками рабочих (в Эрмитаже картина Оуденрогге Ткач, в которой интересно проследить далекие отголоски Рембрандта).
В центре черный квадрат, вокруг – белый фон. 759), в которой прежде хотели видеть мать художника (умершую еще в 1640 году), но в котором, как теперь толкуют, мы имеем портрет (помеченный 1643 годом) Геертье Диркс, няньки маленького Титуса, особы, стоявшей очень близко к самому Рембрандту, но покинувшей его несколько лет спустя со скандалом и кончившей жизнь в доме умалишенных. Картина эта относится к концу 1640-х годов. Татлин предвосхищает бедное искусство простого быта и техники в виде леонардовских агрегатов, которые приспособлены к человеку (Летатлин), Малевич строит свой мир из принципиально новых элементов, в которых уже человек приспосабливается к технике и сам составлен из радужно раскрашенных овалов, цилиндров и треугольников. Тем не менее пороки моногамной строгости – ревность и подозрительность (как известно, осуждавшиеся комсомольскими и партийными коллективами) остались родимыми пятнами на теле социализма.
Снейдерс не списывает рабски, следуя натуре. Все снует во всех направлениях и точно слышишь говор, возгласы, брань, мычанье коров, крики команды с судов.
Старшим представителем живописи церквей в Эрмитаже является Геррит Гоукхест (1600 — 1655), сверстник Гойена, но писавший еще в суховатой манере Стэнвейков и Нэффсов. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Рембрандт здесь уже весь, во всем своем великолепии и глубине.
И удивительно, какими волшебными средствами Рембрандт достигает этого впечатления. Великая нидерландская живопись XV века развращается итальянизмом, но обособление Голландии отрезает ее от прочего мира и с этих пор, предоставленная себе, она вырабатывает и свое особое реалистическое искусство. Но как раз это все выдает (не совсем доучившегося) ученика Поттера, тогда как в итальянских своих пейзажах Дюжарден приобретает более широкую технику и более гармоничную красочность. Характерно, что бытовавшее в начале прошлого века на Западе подозрение коммунистов в оргиастичности (говорят, у вас введена общность жен. Елена была не подругой мастера, а его любовницей.
Семейство и Ce человек), — скучнее и мертвеннее всего остального. время — Накренившийся парусник в непогоду) и подобная же картина без подписи Река Шельда (В наст. Зато процветают все области реализма: портрет, пейзаж изображение быта, мертвая натура. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение).
Младшему брату Франса — Дирку (1591 — 1656) обыкновенно приписывают основание голландского жанра и действительно, его специальностью были костюмные картины, на которых изображены пирушки и прочие развлечения высшего общества или военной молодежи. Он представитель динамического начала голландской народной души.
Особую отрасль видописи составляют архитектурные видопись картины. Концептуализм барокко есть концептуализм, мимикрирующий под естественный образ мира Божия. Здесь и колорит Рембрандта заметно теплеет, а живопись становится более яркой и широкой.
Девушка переливается, как жемчужина. Однако нас может интересовать лишь старший в этой семье, Франс Мирис, сверстник Метсю (1635 — 1681), тогда как трое других принадлежат к скучным, ремесленным эпигонам Доу. Следовательно, картина либо в несколько раз больше своего нормального оптически приемлемого размера, либо во много раз меньше своего оптически приемлемого размера то есть оказывается фрагментом, вырезанным из гораздо более широкого полотна.
На севере все меньше и меньше пишут религиозные картины, если же и пишут их, то придают им чисто бытовой характер (из протестантских церквей они были изъяты). И не было художника или поэта, который бы так грандиозно и убедительно воспевал низменные (но подлинные) радости животной чувственности и сладкой насыщенности. Это поистине чрезмерно.
О красоте Данаи забываешь справиться, так красиво все в целом. Такие гении от искусства рождаются раз в сто лет, а может быть намного-намного реже. Если же и в его искусстве живет (как в каждом подлинном искусстве) мистическое начало, то и это начало освящает наиболее материальный порядок вещей, самые примитивные из жизненных сил. Он же первый научился с полной убедительностью передавать разные составы почвы (особенно ему удавались песчаные овраги и изъезженные глинистые дороги).
Людовик XIV рядом с Карлом кажется лишь актером играющим роль. Из его картин лучше понимаешь, что из себя изображали итальянцы XVII века, нежели из картин самого Караваджо. Хуже прочих —, помеченный 1647-м годом и изображающий любимый сюжет Остаде Постоялый двор. Но удалось это ему только относительно южных фламандских штатов, северные же открыли удачную борьбу против Испании, длившуюся около 80 лет, но уже в первое десятилетие приведшую к значительной автономии возмутившегося края. Бент (1650 — 1690), лейденский художник, кончивший жизнь в Берлине, А. Бегейн (1637.
Очень близок к Болю по характеру своего творчества Гербрандт ван ден Экгоут (1621 — 1674), также насиловавший свое воображение, чтобы приблизиться к Рембрандту и также разменявший великое искусство своего учителя. Но только этот интерес не носил временного, локального и национального характера. Отойдя от них, они ему представились частью больших целостностей, маленькими фигурками среди руин, скал, в соседстве с любимыми остериями. Указ гласил: «Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию».
Если здесь и не божество вина, то здесь апофеоз самого пьянства. Пикассо в посткубистический период демонстративно возвращается к античным мотивам с голыми бабами (притом с пышными формами), Малевич же наряжает своих постсупрематических персонажей в своего рода супрематические формы (униформы), в целом отвечая государственной стратегии реставрации всякого рода форм и униформ (в том числе и армейских). В Гааге Гойен достиг одно время известного благосостояния, но это, кажется, благодаря разным посторонним аферам (например, покупке и продаже домов). Не будь года — не сказать, что это произведение человека 25 лет, — такая во всем зрелость. Тенирс, вероятно и обратился к табажиям только потому, что они были в моде.
Реализм голландцев, будучи с одной стороны явлением общим всему европейскому искусству первой половины XVII века (вспомним еще раз Караваджо, Розу, Фети, Кастильоне, Веласкеса, Сурбарана, Рубенса, Йорданса, Броувера, Эльсгеймера, Ленэнов, Вуэ, Валентена, французских портретистов и иллюстраторов всех стран), был, с другой стороны, явлением, коренившимся не столько в требованиях голландского общества в широком смысле слова, сколько в особых увлечениях тесного художественного мира. Третья картина, Утро кавалера, может быть приписана Гооху лишь с большими оговорками. Смелая живопись и удивительно светящиеся краски при сочных темных тенях, общий глубокий тон и оригинально выбранный мотив (так удачно передающий высоту здания), цветистый блеск расписных стекол и внушительная грандиозность испанских трофеев, свешивающихся над могилой адмирала Гэпа, наконец, на фоне всей этой древности, всей этой исторической пыли, яркие фигурки одетых по моде 1650-х годов дам и кавалеров — все делает эту картину прелестным куском живописи и придает ей, кроме того, подлинно поэтичное настроение.
Наступает счастливейший период жизни мастера. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В этом причина ее терпкого зеленого тона и невнимательной, рутинной лепки фигурок. Нечто аналогичное было и в христианской опасности впадения в ересь и в прелесть. Люди у Тенирса вообще встречаются редко.
Картина была возвращена Поттеру и придворная его карьера испорчена. А барочная картина Рубенса, с ее явной контрреформационной идеологией, попадает в контекст борьбы с протестантизмом, который в России задержался на три столетия, но все же проявился – и не только в сектантстве хлыстов, но и в искусстве супрематизма и производственничества. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Вернувшись в Петербург императрица издала «Указ о высылке ко двору котов», для защиты Зимнего дворца от крыс. Луна Нэра всегда выходит из обложивших восток туч, она едва возвышается над башнями Дордрехта, над блеклой поверхностью Мас, в которой ее отражение тянется тоскливой полосой. Картина имеет выцветший, но едва ли не преднамеренный характер. Равное значение с главными фигурами атлета Персея и белой антверпенской красавицы имеет конь — не античный Пегас, а породистый андалузец из конюшни Рубенса, упитанные амуры, венчающая Слава, пасть чудовища, напоминающего вкусных морских рыб.
Венне достигает иногда удивительной тонкости (Празднество мира в Лувре) и тогда его хочется причислить к первым величинам голландской живописи. Особенно отличаются этой чертой знаменитые лунные ночи мастера. Мужской портрет, носит какой-то русский характер.
Первая является тонким, полным уютности этюдом крестьянина, курящего свою трубочку. Где такой порт.
Более итальянский характер носят другие портреты мастера, писанные во Фландрии (или в первый период его пребывания в Англии), но и они еще дают впечатление простоты и искренности. Вообще фламандцы нарядны их правда всегда расцвеченная, роскошная. Впрочем, одна отрасль была безусловно нужной — это портрет. Стало быть, коперниковской революции он не совершил, оставаясь в сфере мещанской морали. Количество английских портретов ван Дейка баснословно.
Для иллюстрации специфической психологии и вкусов немецкого высшего общества в эпоху париков и мушек картины Плацера незаменимы (Оргия и Концерт). К этим первым жанристам (по большей части размещавшим свои фигурки среди тонко разработанных пейзажей) принадлежат Дрохслот, Адриан ван дер Венне, Ян ван дер Вельде, его брат Эзайас, Бейтевег, Аверкамп, Кабель и переселившиеся фламандские пейзажисты Ганс Боль, Конингслоо и Саверей. Рембрандт, при всей своей любви к чистой отвлеченной форме (например, к Рафаэлю), сам к ней не прибегал ни разу.
Поводов для такого, возможно, неожиданного сопоставления – два. ) отрицалось всеми большевистскими лидерами. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Можно бы провести, впрочем и такое деление: колористы и рисовальщики но последнее сделать труднее ввиду того, что все голландские художники более или менее были колористами или хоть временами задавались колористическими задачами. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Что же касается Отцелюбия римлянки (дочь, утоляющая жажду отца, заключенного в темницу), то она характерна для раннего периода мастера (написана едва ли после 1610) — холоднее, суше прочих картин и лишена того бешеного брио, которое составляет главную прелесть расцвета искусства Рубенса. Об искусстве Яна Брейгеля писать цветы и фрукты дают в Эрмитаже понятие венок, которым он окружил Мадонну Йорданса (В настоящее время автором цветов считается Андрис Даниельс), а также гирлянда на картине Церера Рубенса.
Первый изображает камеристку принцессы Изабеллы испанской (бывшей правительницей Нидерландов) — анемичную, слегка грустную особу. Пограничники и таможенники рылись в сумках туристов в поисках долларов и Плейбоя. Оуденрогге (1625 — 1657) и Дюсарт (1660 — 1704). Резкие краски не лишены приятности. В собрание Эрмитажа вошло более сорока картин Рубенса.
Вот почему блаженство, в котором эти различия сохраняются, остается утопически недостижимой иллюзией. И здесь с 1650-х годов замечается абсолютно новая полоса. Абсолютно так же, как он писал латы, горшки и склянки, писал он и людей и лица их. Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба. Где происходят его сцены — зачастую трудно сказать.
Пятая картина Венера и Адонис, самая среди них ранняя, красиво скомпонованная, но в красках она хуже других (пейзаж написан Вильденсом). Солнце скрылось за густыми слоями холодных туч. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Заметна разница и во всем отношении к делу. Серию английских портретов ван Дейка в Эрмитаже следует начать с самой королевской четы. Ведь выписывал же в 1620-х годах всякую подробность и сам Рембрандт.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Но и Йорданс тем не менее Италии обязан своим развитием. Однако и странность эта лишь кажущаяся.
Наконец, картина Лошади — один из характерных сюжетов Кейпа. Но возвращение квадрата в картину вело вспять к его материализации и онтологизации. Б. Деннер (1685 — 1749) перещеголял всех доуистов выпиской мельчайших деталей (знамениты его однообразные старики и старухи в Эрмитаже Портрет старика (В наст.
Миньона (1640 — 1679). Все это современники Рубенса, но уже между ними и фламандцами разница колоссальная. И в этой картине светится какое-то обещание общей милости, общего прощения.
Черты различия выражаются, во-первых, в сюжетах.
в 1567), Равенстейн (род. В том же настроении вечернего мира выдержана картина Молочница 1651 года. Из девяти достоверных картин Гейде в Эрмитаже особенно хороши вид в Кельне, в котором с громадным мастерством передан трудный эффект contre jour (солнца, светящего в лицо художнику) и Замок, восхитительная, полная поэзии передача тусклого, теплого осеннего дня. Это одна из поздних работ Рубенса. Впрочем, художники эти не пользуются большим уважением современной критики. Лука ван дер Вейдена дают в Эрмитаже достаточное представление об этом их мастерстве, а дальнейшими иллюстрациями могут служить фоны на картинах ван Орлей и Ломбарда. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.
Это тем более удивительно, что все сверстники Халса и даже младший его брат, несравненно архаичнее и скорее примыкают к художникам XVI века вроде Винкбоонса или Ганса Боля. Это, пожалуй, лучшие картины во всей серии.
Портрет второй жены художника — Елены Фоурман (Фурмен) — абсолютно в ином характере. Рембрандт в своих картинах и офортах создал параллельную Библию. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
время — Св. Но о мужчинах и женщинах – чуть ниже. Сюда принадлежат Корнелис де Вос (1585 — 1651), Схют (1597 — 1655), Г. Крайер (1584 — 1669), Ян ван ден Гуке (1611 — 1651), Т. ван Тюльден (1606 — 1676), Янсенс, бывший на 10 лет старше Рубенса и Дипенбек (1599 — 1675).
Глупо говорить о некрасивом типе женщины или еще о несоответствии всей формальной стороны с пониманием красоты древних, у которых заимствовал миф и Рембрандт. Нэр родился в 1603 году в Амстердаме об его художественном развитии ничего не известно. Тут нельзя не заметить, что в слове комсомол (комсо-мольцы/бого-мольцы) ясно слышится момент молитвы, культа некоего комса, которого следовало бы изображать в виде девушки с веслом, спортсменки-стахановки, к чему так близко подошел Самохвалов, впрочем, прикрывавший юные тела ситчиком, сотканным по призыву самого чувственного поэта нового мира В. В. Маяковского. Это Изабелла — официальная хозяйка роскошного дома (позади нее видны триумфальные ворота, украшавшие двор дома Рубенса в Антверпене), это тактичная, внимательная, умеренно веселая, приветливая собеседница.
Сам Мушерон бывает часто очень декоративным (особенно прелестны его рисунки и акварели), а его последователь, Иоганн Глаубер, достигает иногда и подлинной красоты, но Я. ван дер Мэр-младший (1656 — 1705) и Я. де Гейсх (1657 — 1701) впадают в совершенный шаблон и теряют всякую прелесть. Ван Дейк принадлежит к первым портретистам истории искусства. Отдаленно они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля. В этом отношении Лар означает и шаг дальше на пути реализма в сравнении с Караваджо.
Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. Государственный Эрмитаж в этом году отпразднует свое 250-летие. Вот почему многие его портреты похожи между собой и малоубедительны. 1642 год ознаменовывает фатальный перелом — начало Голгофы.
Рюисдаль и Нэр, но зато с более определенным знанием форм облаков. Хочется думать, что настоящим заказчиком ее был молодой, подводящий супругу к своим родителям. Изменились условия жизни изменились нравы.
И опять-таки это не был интерес отвлеченный, холодный, академический, а жгучий, страстный. Уже первые картины юного мастера обращают на него внимание.
Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. И это имело огромное значение для всего течения голландской живописи. Многое в его работах напоминает Гонтгорста, Ластмана. Интересен в историческом отношении портрет четырех детей в саду, помеченный 1671 годом, обозначающий начало пасторального стиля, столь характерного для последующей эпохи и картина Два офицера 1655 года. Не то у него на родине, не то в Италии. Когда говоришь о голландском пейзаже, то вспоминаются не красота Италии, не романтизм Кампаньи, а нечто абсолютно особенное, строго местное и в то же время общемировое.
Это Большой Бахус, Маленькая Вакханалия, Персей и Андромеда и Союз земли и воды.
Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). Однако при ближайшем изучении отдаешь справедливость ему — именно в величии замыслов, в особой художественности натуры, в захвате его поэзии. Они заполняют все. ниже). В сущности, магия этой картины необъяснима. С этих пор начинается история двух государств: Фландрии, оставшейся провинцией испанского (позже австрийского) дома и Голландии, превратившейся в республику (в которой не переставала царить военная диктатура штатгоудеров).
Русская рецепция кубизма шла, как настаивал Н. Н. Пунин, дальше, в соответствии с тезисом Маркса о Фейербахе, русские художники стремились не изображать, а изменять, переделывать мир их волновала теургия и онтологический конструктивизм. Источник такой композиции не картина, а иллюстрация.
Абсолютного великолепия достигли в том же искании света, тепла и особой, полной неги музыкальности четыре художника, принадлежащие к одному поколению и являющиеся наиболее популярными из итальянских голландцев: гарлемец Клас Берхем, амстердамец Ян Батист Вэникс, ученик Блумарта, Карель Дюжарден (1622 — 1671) и, наконец, Адам Пейнакер, родом из окрестностей Дельфта (1622 — 1673). Из них Дюсарт бывал самым близким подражателем своего учителя (красивая) картина Ферма 1681 года но абсолютно манерен Странствующий музыкант). Обе картины носят сизый свинцовый оттенок и исполнены сурового и даже щемящего настроения.
Умер Гойен в конце апреля 1656 года. Рембрандт, удрученный горем, оскорбленный отношением сограждан, уединяется, видится лишь с некоторыми друзьями и со своими соседями-евреями, беседы с которыми, вероятно, открывают ему еще полнее смысл Библии, любить которую его научила еще мать.
В этих чертах и причина его успеха в XVIII веке. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие.
Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Это целый вакхический балет, целое действо. Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными.
Темным, но не тусклым и не мертвым. Связывающим звеном между Сафтлевеном и Поттером является Альберт Кейп.
Оргиастичность предполагает коллективизм, соборность. Отсюда и второе точное наблюдение А. Степанова о сходстве картины с иконой. Это было большее, нежели триумф (едва ли заслуженный) чужеземного принца, — это была кульминационная точка целой культуры, целой эпохи истории искусства какой-то апофеоз роскоши изобретательности, разнузданных форм, красочной сочности и блеска.
Это точно герой романа Тургенева или Достоевского из эпохи пробуждения интеллигенции. Несколько небрежным, к сожалению, он является и на эрмитажной картине (к тому же сильно испорченной реставрацией) изображающей пикник придворных в роще. Принято говорить, что Рубенс населил Царствие Небесное жителями Олимпа.
время — Г. Хаукгест. В подписанной картине изображающей Пир блудного сына, тон менее богат, что указывает на ее принадлежность к раннему периоду.
Какими-то судьбами попал Броувер в 1620-х годах в Гарлем, был одно время учеником Халса (который будто бы жестоко эксплуатировал своего ученика), оказал в короткий срок огромное и глубокое влияние на всю голландскую школу, но в 1631 году вернулся обратно в Антверпен, где он буквально прожег остаток дней своих (1638) в кутежах и безобразиях. Хороши итальянские голландцы, но действительно не они создали славу голландского пейзажа (хотя, несомненно, они немало способствовали его развитию). Несколько затруднительно поместить в один из двух отделов жанристов или пейзажистов многочисленную группу так называемых итальянизирующих голландцев. Искусство Йорданса отражает, как в чистейшем зеркале, его душу.
В их однообразии есть что-то даже фотографическое. Обе версии, конечно иллюзорны, но вытекают из коллажного принципа построения. Но еще полнее рисуют нам отношение Брейгеля к природе его восемь достоверных пейзажей. Нечто подобное искал уже его отец (эрмитажные пейзажи), но ему мешала непреоборимая склонность к черноте (наследие Рима.
Чтобы судить об Эльсгеймере, нужно видеть его картины в немецких музеях, где поражаешься разнообразию замыслов, романтическому изгибу его воображения и, наконец, абсолютной его искренности. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Ни одна из сотен тысяч фигурок Тенирса не живет настоящей человеческой жизнью.
Практика эта оказалась в то же время удивительной школой художникам. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Уже при отце Карла Ван Дейк прожил около 2 лет в Лондоне. Рубенс — фигура не случайная.
На картине Драка (1637 г. ), абсолютно по рецепту Блоота и Броувера изображена драка мужиков, мятущимся озверелым фигурам которых придан какой-то фантастический характер. в 1564), Миревельт (род. Рядом Силен. Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью.
Рембрандт считается голландским художником. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). При этом забывают о том, что не все в Голландии свелось к бюргеру.
Археологические раскопки проводились и на юге России. Хороший человек и благожелательный политик, но декадент с головы до ног. Фламандцы вот таким образом декоративнее.
Художники захотели научиться элегантности и идеальным формам. Внутренний вид старой церкви в Делфте).
Но краски совсем другие. в 1571). Только что упомянутый гарлемец Филипс Воуверман (1619 — 1668) был на год старше Кейпа и на два года старше Исаака ван Остаде, но его искусство, представленное в Эрмитаже с абсолютной полнотой 53 картинами, скорее говорит об ином времени, об иных вкусах.
Рядом с оргиастом, поэтом и гениальным безумцем Броувером, Тенирс-младший (1610 — 1690), постаравшийся связать в одно целое прециозную элегантность своего тестя Брейгеля Бархатного, световые пленэрные завоевания своего отца и кабацкое искусство Броувера, может показаться робким, салонным, раздушенным, — немного даже скучным, как все чересчур приличное. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Она реальная и настоящая. Но все же такое освещение голландского искусства страдает односторонностью. С красками он справлялся с трудом и сейчас впадал в условность.
Инв. Наконец, восхитителен и общий тон глубина тонущей в сумраке комнаты (обыкновенно источник света у Терборха впереди — в противоположность Мирису, Гооху, Вермеру и другим, любившим изображать окна из которых льется свет). В персонажах этой картины также принято видеть отца Стэна, его жену и его самого. Что должно было представлять из себя торжество, устроенное богатым Антверпеном в честь вновь назначенного управителя Фландрии, кардинала инфанта Фердинанда (брата Филиппа IV), совершившего свой триумфальный въезд 17 апреля 1639 года.
Эрмитаж особенно богат портретами Рубенса и эти портреты очень разнообразны. Эта картина имеет более, чем многие другие, характер чего-то редкого, драгоценного. Произведения его встречаются лишь в немецких галереях.
Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей. В Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. В свою очередь, Вейнтрак населил пернатым царством некрасивую тяжелую картину Вейнантса 1656 года Ферма. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению. Сюзерен их, фанатик Филипп II, пожелал искоренить и здесь ересь Реформации.
Она вся terre terre, вся обращена на воспроизведение простой видимости. Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов.
Банальные фигуры Лингельбаха лишь портят настроение. Костюмы кавалеров принадлежат к 1650-м годам. Аскетизма в Рембрандте не найти и следа. Но эти черты он довел, действительно, до единственного мастерства, до совершенства. В них чуть ли не видят изменников родины и виновников падения отечественной живописи.
Стэн — самый голландский из голландцев — был католиком. Такой настоящий король, каких не было с тех пор в истории. Можно лишь догадываться, что под видом Богоматери Рембрандт изобразил Гендрике Стоффельс, поступившую к нему в служанки еще в 1645 году и принявшую позже, после ухода Геертье, на себя воспитание маленького Титуса. Он родился в 1621 году и свое образование получил в Гарлеме. Беркгейде же относился к делу шире, свободнее.
И в то же время точно ощущаешь свежесть ветра, пропитанного запахами падшей листвы, точно чувствуешь всю живительную прелесть охотничьих дней. Но только Лар отнесся к Караваджо так, как впоследствии Рембрандт отнесся к Гонтгорсту. Отсутствие Дюрера в Эрмитаже отчасти вознаграждается приобретенным недавно диптихом его ученика и помощника Ганса Зюса из Кульмбаха, пользовавшегося перед тем, как сойтись с Дюрером, руководством одной из замечательнейших личностей конца XV и начала XVI века венецианца Якопо де Барбари, переселившегося в Германию и кончившего свою жизнь придворным художником при управительнице Нидерландов Маргарите Бургундской (в 1515).
Св. Даже во всем воздержанный архиепископ миланский Федериго Борромео (племянник св. Но Блумарт не был живописным темпераментом.
Он часто ставит на второй план то, что должно давать ноту жизни всему. В некотором отношении, подобно старческим картинам Тициана и эти произведения стареющего художника лучшее из того, что им создано. Однако Кейп был в то же время и хорошим портретистом и первоклассным знатоком животных. Традиция, однако, клевещет на бедную Маргариту Гойен, на которой женился в 1649 году Стэн.
Ныне масса дилетантов и недоучек пишут сплеча, с шиком la Hals свои ничтожные картины и это производство приносит иным славу и деньги. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды».
При этом Воуверман был меньше всего заинтересован правдой. Из трех остальных картин Дюка две (одна необычайных размеров) изображают подобные же кордегардии, третья — общество куртизанок и кавалеров.
Портфели были переполнены рисунками мастеров и драгоценными гравюрами. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Забавно, что картина эта была поднесена Александру I кн. Абсолютно прекрасен пейзаж с сенокосом слева. Малевич пользовался им и иначе – как иероглифом, но более важным для его супрематической утопии было то, что этот условный неизобразительный знак, символ был сначала изъят из мира и изобразительной стихии живописи как чистый концепт, рожден чистым разумом, ухитрившимся на сей раз вопреки Канту увидеть вещь в себе, а затем более или менее насильственно, с нарушением всех принципов и табу изобразительного искусства, втиснут обратно.
Их картины всегда чудесные красочные украшения для стен. Караваджо. ). Преследование же чистой красоты идеальных форм было им отложено. Совершенными пастиччо под Рембрандта являются Старушка, помеченная 1651 годом, театральный старец ученый (и здесь подпись: Rembrandt F. ) и две знаменитые картины: эффектный, но неприятный и малоубедительный портрет военного (. ) и портрет так называемой принцессы Нассау-Зиген в окне.
Дальнейший тон ей дали Питер ван Лаар и Миль — караваджисты в миниатюре. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Такая обширная коллекция может открыть для вас все грани гениальности этого художника.
Не умер вполне в стране и католицизм. Обе картины подписаны и первая помечена 1639 годом. Инв.
Самая манера письма, несколько упрощенная, не в духе голландских пейзажистов (за исключением разве Гойена). С возникновением группы мы познакомились уже в творчестве эльсгеймеристов. Рубенс женился на ней, будучи уже 53 лет. Эта группа состоит из его отца — лейденского мельника, его старушки матери, не расстававшейся со своей Библией, его доброй и благородной жены Саскии, которую смерть похитила в самый расцвет супружеского счастья, его верной, милой подруги последних лет Гендрики Стоффельс и его сына, болезненного, поэтичного Титуса. Краски Метсю более ярки, его колористические намерения более определенны.
Все улыбается, все несколько прикрашено. В том же году умирает Саския и оставляет ему единственного годовалого сына. Но само состояние опьянения не исчезало из поля зрения вождей и в какой-то мере объединяло их с народом как в праздники, так и в будни.
Разумеется, полной правды в этом изображении лесной чащи не найти. Но красочные созвучия на этой картине бесподобны. Рубенс – исключение.
Здесь мы видим свойственную немцам вычурность композиции (особенно странными кажутся ангелы, летящие перед Мадонной) изощренность разнообразных форм, вносящую некоторую растерзанность в общий эффект и при всем этом абсолютно зрелое понимание красоты, сказавшееся как во всей чисто орнаментальной стороне, так и в отдельных деталях, а также в мастерской широкой живописи и богатом светлом колорите. Но только Стэн — Халс в малом и Халс в уютном.
Еще более односторонен другой великий современник (и зачастую сотрудник) Иорданса и Рубенса — Снейдерс (1579 — 1657). Странно констатировать в этой картине 1650-х годов какие-то черты романтизма 1830-х годов. Кажется, что ничто не сможет устоять перед этим величием. Сюда относятся и художники, получившие свое развитие в Риме.
Свои дела Тенирс и привел очень быстро в великолепное состояние, купил по соседству с рубенсовским замком и себе поместье, зажил синьором и, наконец, поступил на службу к правителю Фландрии эрцгерцогу Леопольду-Вильгельму, который приблизил его к своей особе, сделал хранителем своей знаменитой художественной коллекции (составляющей ныне главное основание Венского музея) и, наконец, возвел Тенирса в камергерское достоинство. Требование воплощения понятия или категории в виде натуралистического образа, однако, не может скрыть утопический характер аллегорического искусства. Воуверман самый, быть может, техничный из голландцев. Но картина Рубенса в целом все же божественного порядка. Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.